Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика рыночных структур, складывающихся на транспорте




Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Ценообразование на монополизированном рынке. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Ценообразование в условиях олигополии. Ценовая и неценовая конкуренция


В условиях рынка возможно существование различных рыночных структур, каждая из которых имеет свои особенности в формировании цен. Это относится и к транспорту.

При совершенной форме конкуренции, когда на рынке представлено несколько производителей данного продукта, контроль над ценами отсутствует, и они складываются под влиянием спроса и предложения. Этот тип рынка не возможен для транспорта.

 

* Совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Но применительно к российской действительности даже об этих рынках нельзя сказать, что они близки к совершенной конкуренции. [Cтр. 123. Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001]

 

К несовершенным формам конкуренции относятся монополия и олигополия.

 

* Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией. [Стр. 123. Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001]

1) На железнодорожном транспорте РФ рынок монополии может складываться в отношении очень большого количества перевозок (в основном, это перевозки массовых грузов на дальние расстояния). 1/3 всей протяженности ж.дорог работает в условиях монополизма. Здесь транспорт может диктовать цены и устанавливать их на таком уровне, который не будет способствовать развитию производства. Поэтому возникает необходимость контроля над ценами со стороны государства.

2) Олигополия складывается тогда, когда на рынке выступает относительно небольшое количество производителей. Они могут производить либо однородную продукцию, либо может иметь место дифференциация продукции, но в любом случае на рынке устанавливается частичный контроль над ценами. Он ограничен взаимозависимостью производителей. Если одна фирма поднимет цены, то увеличится сбыт у фирмы-конкурента. В этом случае сильно действует неценовая конкуренция, когда фирмы применяют различные методы, кроме снижения цен, для увеличения сбыта своей продукции (например, реклама).

Такая модель рынка на транспорте чаще всего складывается в региональном масштабе при организации перевозок между крупными пунктами, особенно пассажирскими.

Наибольшее распространение эта модель получила в европейской части, где имеется множество автодорог параллельно с железнодорожными путями. На лицо присутствие на рынке транспортных услуг двух фирм. Продукция их подобна, но не идентична, т.к. имеет место дифференцированная олигополия. Здесь может возникнуть ситуация, когда покупатель предпочитает покупать товар или услугу у одного продавца, не смотря на то, что цены у них одинаковые, но услуги отличаются качеством (скоростью доставки, сохранностью грузов и пассажиров, удобствами и т.д.).

Эти особенности рыночных структур и форм конкуренции оказывают серьезное влияние на процесс ценообразования на ЖДТ.

 

* Монополистической конкуренцией является рынок кондитерских изделий, бытовой техники и т.д. [Стр. 147. Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.