Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция экономической добавленной стоимости

 

Концепция экономической добавленной стоимости (EVA – Economic Value Addet) была разработана специалистами консалтинговой компании Stern Stewart & Co на базе теоретических разработок Ф. Модильяни и М. Миллера и широко применялась в середине 1990-х гг. Проведенные в это время исследования показали, что EVA обеспечивает получение более полезной информации по сравнению с данными учета (например, о бухгалтерской прибыли, рентабельности капитала, темпах роста прибыли на одну акцию) и является единственным показателем, применяющимся для оценки стоимости бизнеса, с момента его создания.

Автор данной концепции С. Штерн на основе показателя EVA разработал концепцию «EVA-based management» – «Система управления на основе показателя EVA». Эта система финансового управления задает единую базу для принятия решений основным и вспомогательным персоналом предприятия и позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином ключе, а именно на основе добавления стоимости к инвестициям акционеров.

Модель EVA развивалась в соответствии с концепцией экономической прибыли, в соответствии с которой стоимость предприятия определяется следующим образом:

где V – стоимость предприятия;

IS – инвестированный капитал;

PVEP – приведенная стоимость прогнозируемой экономической прибыли.

Бесспорным преимуществом EVA является математическая точность. В общем виде формула для расчета EVA выглядит следующим образом:

где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) – чистая операционная прибыль после уплаты налога на прибыль;

С – капитал компании;

WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.

В свою очередь показатель NOPAT определяют по формуле:

где EBIT – величина дохода до уплаты налогов и процентов,

Т – ставка налогообложения дохода.

Средневзвешенная стоимость капитала WACC рассчитывается следующим образом:

где EC – средняя величина собственного капитала за период;

LC – средняя величина заемного капитала за период;

r1 – альтернативная стоимость собственного капитала;

r2 – стоимость заемного капитала.

Как и другие финансовые показатели, в процессе анализа показатель EVA можно преобразовать следующим образом:

где ROIC (Return On Capital Employed) – рентабельность продаж по чистой прибыли;

IS – инвестированный капитал;

WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.

При этом показатели имеют определенный экономический смысл:

– рентабельность продаж по чистой прибыли;

– длительность оборачиваемости инвестированного капитала.

В свою очередь, показатель NOPAT можно представить в виде:

где СП – себестоимость продаж;

УР – управленческие расходы;

КР – коммерческие расходы;

Н – налоги;

Зпроч – прочие затраты.

В свою очередь, показатель инвестированного капитала можно представить в виде:

ООС – операционные оборотные средства, которые исчисляются как разница между операционными текущими активами (ОТА) и беспрцентными текущими обязательствами (БТА):

ЧОС – чистые основные средства,

ЧПА – чистые прочие активы.

Эта особенность позволяет привязывать создание стоимости к определенным группам работников или подразделениям и таким образом получать критерий дифференцированного вознаграждения за проделанную работу на предприятии.

Концепция EVA не является новой в экономике, но ее стали использовать в управлении затратами относительно недавно. При этом она обладает следующими преимуществами:

- концепция позволяет связать создание стоимости с определенными группами работников, раскрывая потенциал персонала любой организации, что позволяет определить вклад каждого сотрудника в создание стоимости;

- формула расчета EVA позволяет учитывать доходность и риски проектов;

- EVA-корректировки дают возможность избежать расхождения между финансовой отчетностью и реальным положением дел предприятия;

- при выборе инвестиционного проекта, учитывающего размеры предприятия, менеджеру придется учитывать, каким образом это повлияет на стоимость предприятия, сравнивая значение экономической добавленной стоимости до и после реализации проекта.

В то же время EVA-подходу присуще следующие недостатки:

- используется только система финансовых показателей, что ведет к недооценке таких факторов долгосрочного успеха, как знания персонала, информационные технологии, корпоративная культура;

- сложность расчетов;

- жесткая взаимосвязь вознаграждения и показателя EVA может привести к принятию решений, направленные на получение краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочной;

- ориентация на краткосрочную, а не на долгосрочную перспективу.

Однако в целом перечисленные недостатки не снижают ценности концепции управления затратами на основе EVA, поскольку она позволяет сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях развития и четко сформулировать стратегические цели с финансовой точки зрения.

Показатель EVA является определенным индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости предприятия, а отрицательная – говорит о ее снижении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция стратегического позиционирования | Система сбалансированных показателей (ССП)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.