КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сборка совмещением сборочных баз элементов конструкций и приспособлений
(сборка в приспособлениях) Сборочные приспособления обеспечивают требуемое взаимное положение собираемых деталей, определенное положение обрабатывающего инструмента относительно детали, придание формы недостаточно жестким деталям и узлам в процессе сборки. При этом создаются следующие преимущества по сравнению со сборкой по разметке: - исключается разметка и пригонка деталей; - ускоряется и облегчается процесс сборки; - достигается взаимозаменяемость собираемых узлов, панелей и агрегатов; - возможна механизация процесса сборки. Этим и объясняется широкое применение сборочных приспособлений на серийных заводах при производстве самолетов и вертолетов. Сборка в приспособлениях представлена двумя классификационными группами: - сборка с базированием по отверстиям; - сборка с базированием по поверхности. Сборка по базовым отверстиям (БО) – процесс, при котором взаимное положение устанавливаемых элементов конструкций определяется совмещением отверстий в деталях и элементах сборочного приспособления. Базовые отверстия располагаются на базовых осях подсборок или на расстояниях, кратных 25…50 мм. Система БО позволяет применять единые базы при обработке деталей и сборке узлов и агрегатов. Кроме того, эта система может быть использована в качестве базы при монтаже бортового оборудования.
Базирование по БО наиболее целесообразно применять при сборке узлов, панелей, отсеков и агрегатов средних и тяжелых самолетов и вертолетов. Сборка по БО универсальна и хорошо сочетается с другими методами сборки. Так, при сборке панелей и секций фюзеляжа применяется комбинированная схема базирования, при которой: - верхние панели собираются с установкой обводов шпангоутов по БО, указанная база сохраняется и в стапеле сборки отсека; - боковые панели собираются с установкой обводов шпангоутов по БО, в качестве установочной базы на сборке отсека используются обводы и БО. При сборке силовых и базовых узлов рациональной является следующая схема базирования: - формирование внешнего обвода узла с базированием обводообразующих элементов по поверхности приспособления; - образование новых баз по кондукторам приспособления; - установка узла по БО на сборке агрегата. Сборка с базированием по поверхности осуществляется одним из трех способов. Сборка с базированием по поверхности каркаса (Рис.8.) – процесс, при котором базой для устанавливаемых обводообразующих элементов являются обводы деталей ранее собранного каркаса. При таком способе базирования обшивка или панель устанавливается внутренней поверхностью на опорные поверхности собранного каркаса и прижимается к ней на период выполнения соединения. В этом случае погрешности обводообразующих элементов каркаса полностью переносятся на обводы окончательно собранного изделия. Рис.8. Схема базирования по поверхности каркаса
1 – панель до установки на каркас; 2 – панель установленная на каркас; 3 – каркас; 4 – элементы сборочного приспособления, прижимающие панель к каркасу; 5 – фиксация каркаса в сборочном приспособлении Размер агрегата или отсека по внешнему обводу согласно схемы размерной цепи определяют по выражению , а отклонение по обводу , а так как
,
то в окончательном виде ,
где Н1 — номинальный размер между обводами рубильника, Нк — номинальный размер каркаса, Н`, H`` — зазоры (неплотности прилегания) между обводами каркаса и рубильника.
Поэтому необходимо добиваться наибольшей точности обводов при сборке каркаса, так как при установке обшивки или панели невозможно исправить образовавшиеся погрешности из-за того, что жесткость каркаса больше жесткости обшивки. Базирование по поверхности каркаса применяется при сборке агрегатов летательных аппаратов легкого и среднего классов, отсеков непанелированной конструкции, состоящих из монолитных и сборных нервюр и шпангоутов. Сборка с базированием по наружной поверхности обшивки (Рис.9)– процесс, при котором базой для устанавливаемых обводообразующих элементов являются опорные поверхности приспособлений, выполненные по наружной поверхности обшивки. Этим способом собирается большинство отсеков с помощью стапелей с откидными рубильниками.
Рис.9. Схема базирования по наружной поверхности обшивки 1 – обшивка; 2 – компенсатор; 3 – каркас; 4 – рубильники приспособления; 6 – стрингер Размер Hx по внешнему обводу в рассматриваемом сечении равен размеру приспособления Нп минус отклонения от неплотности прилегания при сборке, т.е. а его отклонения , где TH`, TH`` — отклонения от неплотности прилегания обвода собираемого изделия к обводам приспособления.
Метод обеспечивает высокую точность воспроизведения обводов и удовлетворяет требованиям аэродинамики, так как неточности изготовления деталей уходят внутрь. Необходимыми и достаточными условиями сборки с базой внешняя поверхность обшивки являются требования членения агрегатов ЛА на сборные единицы и наличие компенсаторов в конструкции, закладываемых при проектировании изделия, так как технолог в процессе производства ввести их не может. Метод применяется для изготовления ЛА, к которым предъявляются высокие требования аэродинамики Сборка с базированием по внутренней поверхности обшивки (Рис.10.) – процесс, при котором базируемая обшивка или панель устанавливается внутренней поверхностью на базовые поверхности сборочного приспособления или на поверхности специальных макетных элементов: нервюр, шпангоутов и др. Сущность этого метода сборки заключается в образовании технологического каркаса с помощью силовых элементов агрегата и макетных элементов. Рис.10. Схема базирования по внутренней поверхности обшивки 1 и 5 – лонжероны; 2 – панель; 3 – компенсатор; 4 – самолетные нервюры; 6 – фиксаторы кронштейнов; 7 – макетные нервюры; 8 – прижимная лента
Так, при сборке агрегатов крыла и оперения, состоящих из лонжеронов балочного типа, панелей с продольными элементами каркаса, стыковых нервюр с обводом по внутреннему контуру обшивки и промежуточных нервюр, соединяемых с панелями компенсаторами, рациональной является следующая схема сборки: - лонжероны устанавливаются по базовым отверстиям; - стыковые и макетные нервюры с обводами по внутреннему контуру обшивки устанавливаются по сборочным отверстиям в стойках лонжеронов;
- панели устанавливаются по внутреннему контуру на обводы лонжеронов, макетных и стыковых нервюр, а затем соединяются с промежуточными нервюрами компенсаторами; - макетные нервюры заменяются основными и через компенсаторы соединяются с панелями. Достижение высокой точности при этом методе сборки обеспечиваются при выполнении следующих условий: - основные силовые узлы собираются с базой по внутренней поверхности обшивки; - БО и СО располагаются в плоскостях основных силовых узлов и сверлятся по кондукторам сборочных приспособлений; - макетные элементы должны обеспечивать заданную точность обводов собираемого агрегата; - число базовых и макетных элементов должно обеспечивать необходимое положение панелей, предотвращая их прогиб под действием собственной массы и технологических нагрузок. Размер Н по внешнему обводу в соответствии со схемой размерной цепи а отклонения где Нпшвк — размер по обводу рубильника, соответствующий внутреннему обводу обшивки. Метод менее точен, чем при сборке по внешней поверхности обшивки. Впервые применен при сборке Ил-62. Преимущества его в лучших, более свободных подходах, удобстве производства, меньшей площади сборочного приспособления. При сборке одного и того же узла, панели, отсека, агрегата для установки деталей каркаса и обшивки в сборочное положение применяют различные сборочные базы. Так, например, при сборке кессона крыла лонжероны могут устанавливаться по УБО, макетные и самолетные нервюры – по СО, а панели – по внутренней поверхности обшивки. Во всех случаях применения при сборке одного изделия нескольких сборочных баз основным методом базирования является тот, при котором формируется внешний обвод агрегата. В соответствии с требованиями по точности внешних обводов самолета или вертолета определяют метод, удовлетворяющий этим требованиям. При удовлетворении требований по точности несколькими методами базирования выбирают тот, который имеет наилучшие технико-экономические показатели в сфере подготовки производства и сфере основного производства. Данные по точности и экономическим показателям для различных методов базирования характеризуются таблицей.
Приведенные в таблице данные следует рассматривать как качественную оценку рассматриваемых методов базирования. Более точные количественные технико-экономические показатели по каждому методу базирования можно получить только для конкретного изделия при строго зафиксированном технологическом процессе.
- схемы конструктивно-технологического членения сборочной единицы на детали и подсборки; — принципом единства баз — в качестве сборочных баз следует выбирать конструкторские базы;
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |