КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Космизм
Западники
Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) «Философические письма». Две силы действуют в нашей жизни — внутренняя (несовершенная) и внешняя (совершенная). Они передаются из поколения в поколение благодаря преемственности сознаний, образующих единое мировое сознание. «Как едина природа, так, и вся последовательная смена людей есть один человек, пребывающий вечно».
Бесплодность прошлой русской истории есть своего рода достоинство: русский народ, не стесняемый омертвевшими формами жизни, обладает свободою духа для выполнения великой задачи в будущем. Православная церковь сохранила сущность христианства в его первоначальной чистоте, поэтому православие может оживить католицизм, который слишком механизировался. Призвание России состоит в том, чтобы осуществить окончательный религиозный синтез. Когда Россия, усвоив все ценное, что есть в Западной Европе, приступит к осуществлению своего предназначения, данного ей Богом, она будет в центре интеллектуальной Европы.
Станкевич Николай Владимирович (1813–1840). На основе изучения философии Гегеля пришел к выводу, что носителем отвлеченных понятий всегда выступает дух, как конкретный живой человек.
Белинский (1811–1848). Герцен (1812–1870).
Федоров Николай Федорович (1828–1903). Долг человека вступить на путь супраморализма, т.е. осуществить синтез теоретического и практического разума. Благодаря этому человек сумеет превратить все силы природы в орудия и органы человека. Достигнув управления природой, человечество сумеет преодолеть смерть. Трудовое воскрешение. Став многоединым, подобно Триединству Божию, человечество достигнет такой «нераздельности и неслиянности», при которой невозможны никакие распады, никакая изоляция, т.е. смерть.
Разъединение сознания и действия приводит к появлению ученых-созерцателей, изучающих мир как сущее и не задумывающихся о мире как должном (конечной цели жизни), наука не изучает причин неродственного отношения людей друг к другу. Из ложного учения, будто мир есть мое представление, вырастает ложная практика морфинизма. В идеальном обществе отсутствует разделение труда. Управление метеорологическими процессами. Использование солнечной энергии. Космические путешествия. Колонизация планет.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900).
Теософия. На первом этапе Соловьев надеется, что воплощение в мире Премудрости, Софии, может быть достигнуто путем христианской теософии, т.е. знания о Боге и его отношении к миру. Теократия. Правильный государственный и общественный порядок, осуществляющий христианскую политику. Теургия. Мистическое искусство, творящее новую жизнь согласно правде Божией.
Искание цельного знания о целостном бытии. Необходимо открыть «общий смысл или разум вещей», который состоит в отношении всякой вещи ко всему, причем все мыслится не как хаотическое множество, а как систематическое всеединство. Под истиною подразумевается то, что есть, т.е. сущее. «Но есть — все. Итак, истина есть все. Но если истина есть все, тогда то, что не есть все, т.е. каждый частный предмет, каждое частное существо и явление в своей отдельности от всего, — не есть истина потому, что оно и не есть в своей отдельности от всего: оно есть со всем и во всем. Итак, все есть истина в своем единстве и как единое» (Критика отвлеченных начал). «Таким образом, полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, все». «Истина есть сущее всеединое» не как отвлеченное понятие, содержащееся во всем, а как конкретное начал о, которое все в себе содержит.
Постичь истину — значит выйти за пределы субъективной мысли и вступить в область Самого сущего Всеединства, т.е. Абсолютного. Есть ли у человека средства для выполнения такой задачи? Абсолютное «как всеединое не может быть безусловно внешним для познающего субъекта, оно должно находится с ним во внутренней связи, в силу которой и может быть им действительно познаваемо, и в силу этой же связи субъект может быть внутренно связан и со всем существующим, как заключающемся во всеедином, и действительно познавать это все». Это знание безусловное, мистическое. В нем мы находим нечто большее, чем свою мысль, мы в нем находим независимую от нас реальность предмета. Соловьев, вслед за Киреевским и Хомяковым называет этот род познания верою.
Совокупность предметов (определенных и отграниченных) не есть всеединство. Все эти элементы несамостоятельны, они могут существовать лишь в отношении друг к другу. Они не могут быть абсолютно первоначальными: они могут существовать как единство многого лишь в том случае, если есть нечто, стоящее выше их, их творческий источник, обосновывающий и содержание, и форму их соотнесенности, сочетающий их внутреннею связью. Это и есть Абсолютное первоначало. Оно не является волей, разумом, личностью, оно не есть даже бытие, поскольку оно выше бытия (оно есть Ничто — Сверх-Что — апофатика). Ничто не может быть лишено ничего — значит оно — все. Всякое определенное, ограниченное бытие, будучи относительным и потому множественным, есть другое в отношении к Абсолютному. Однако абсолютное не остается самим собою, исключая свое другое: тогда это другое стало бы границею Абсолютного и, следовательно, само Абсолютное стало бы «ограниченным, исключительным и несвободным», т.е. перестало бы быть Абсолютным. Поэтому Абсолютное есть единство себя и другого. Поскольку оно есть отрицание себя и утверждение другого, оно есть любовь. Человеческая личность «отрицательно безусловна» — «она не хочет и не может удовлетвориться никаким условным ограниченным содержанием», она убеждена, что «может достигнуть и положительной безусловности» и «может обладать всецелым содержанием, полнотою бытия».
Данная полнота возможна лишь на пути любовного единения людей друг с другом и с Богом. Оно указано людям как цель, которую они свободно выбирают. Люди образуют мировое множество, которое постепенно становится единым и всем, т.е. абсолютным. Таким образом мир есть абсолютное становящееся, Бог — абсолютное сущее. Восхождение мировых существ к Богу возможно не иначе, как при условии совершенной любви, следовательно, отказа от своей исключительности, пожертвования своей самостью, вследствие чего наступает не гибель индивидуума, а, наоборот, обретение им себя и совершенная жизнь в Боге. Существо, избравшее противоположный путь ненависти к Богу и соперничества с ним, вступает в область дьявольского бытия. Существа, вступившие на путь эгоистической исключительности, становятся непроницаемыми друг для друга, т.е. приобретают телесность в форме грубой материи, допускающей только внешние отношения, а не внутреннее единство. Жизнь таких существ, оторванных друг от друга, неизбежно заканчивается смертью, отношения их друг к другу сводятся преимущественно к борьбе за существование, связанной со страданиями и невозможностью достигнуть удовлетворения, так как полнота бытия на этом пути не осуществима. Перед человеком стоит задача преодолеть все силы зла и несовершенства, возникшие вследствие отпадения от Бога и связанные с непроницаемой телесностью — он должен содействовать процессу воссоединения всех тварей друг с другом и с Богом, т.е. процессу, заканчивающемуся обожением и преображением тела. На пути к этой цели человек должен пожертвовать собой ради любви к Богу и всему миру. Но как возможна любовь к Богу, если он выступает как Абсолютное Ничто? В такой своей роли он сверхличен, но именно поэтому сфера личного бытия доступна ему, хотя и не исчерпывает его, так как вступая в нее он остается по-прежнему сверхсущим положительным Ничто, но, в то же время, существует как три Лица, образующих тем не менее совершенное единство. 1) «Проявляющееся в себе, или о себе».
2) «Проявление как такое, т.е. утверждение себя в другом или на другом, обнаружение, определение, или выражение проявляемого, его слово или Логос». 3) «Возвращение проявляющегося в себя, или самонахождение проявляющегося в проявлении». Первое из этих начал есть дух «как субъект воли и носитель блага и чувства красоты». Второе есть ум «как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли блага и чувства красоты». Третье есть душа «как субъект чувства и носительница красоты, а вследствие этого лишь или постольку подлежащее также воле блага и представлению истины». Каждая из ценностей, носимых этими Лицами, есть не что иное, как одна из форм любви, если разуметь под любовью «всякое внутреннее единство» многих существ. Три абсолютные ценности — добро, истина и красота — соответствуют трем лицам Троицы. Стремление всех к единству приводит к появлению общей внутренней жизни всего сущего — Мировой души. Рождение абсолютного организма, воплощающего божественную идею — Софию, возможно лишь благодаря взаимодействию Мировой души и Божественного начала (Логоса). Процесс этого рождения медлен и труден, поскольку он подразумевает акт свободной любви к Богу.
Достоевский (1821–1881). Толстой (1828–1910).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |