Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космизм




Западники

 

Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856)

«Философические письма».

Две силы действуют в нашей жизни — внутренняя (несовершенная) и внешняя (совершенная). Они передаются из поколения в поколение благодаря преемственности сознаний, образующих единое мировое сознание. «Как едина природа, так, и вся последовательная смена людей есть один человек, пребывающий вечно».

 

Бесплодность прошлой русской истории есть своего рода достоинство: русский народ, не стесняемый омертвевшими формами жизни, обладает свободою духа для выполнения великой задачи в будущем. Православная церковь сохранила сущность христианства в его первоначальной чистоте, поэтому православие может оживить католицизм, который слишком механизировался. Призвание России состоит в том, чтобы осуществить окончательный религиозный синтез. Когда Россия, усвоив все ценное, что есть в Западной Европе, приступит к осуществлению своего предназначения, данного ей Богом, она будет в центре интеллектуальной Европы.

 

 

Станкевич Николай Владимирович (1813–1840).

На основе изучения философии Гегеля пришел к выводу, что носителем отвлеченных понятий всегда выступает дух, как конкретный живой человек.

 

Белинский (1811–1848).

Герцен (1812–1870).

 

Федоров Николай Федорович (1828–1903).

Долг человека вступить на путь супраморализма, т.е. осуществить синтез теоретического и практического разума. Благодаря этому человек сумеет превратить все силы природы в орудия и органы человека. Достигнув управления природой, человечество сумеет преодолеть смерть.

Трудовое воскрешение.

Став многоединым, подобно Триединству Божию, человечество достигнет такой «нераздельности и неслиянности», при которой невозможны никакие распады, никакая изоляция, т.е. смерть.

 

Разъединение сознания и действия приводит к появлению ученых-созерцателей, изучающих мир как сущее и не задумывающихся о мире как должном (конечной цели жизни), наука не изучает причин неродственного отношения людей друг к другу. Из ложного учения, будто мир есть мое представление, вырастает ложная практика морфинизма.

В идеальном обществе отсутствует разделение труда.

Управление метеорологическими процессами.

Использование солнечной энергии.

Космические путешествия.

Колонизация планет.

 

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900).

 

Теософия. На первом этапе Соловьев надеется, что воплощение в мире Премудрости, Софии, может быть достигнуто путем христианской теософии, т.е. знания о Боге и его отношении к миру.

Теократия. Правильный государственный и общественный порядок, осуществляющий христианскую политику.

Теургия. Мистическое искусство, творящее новую жизнь согласно правде Божией.

 

Искание цельного знания о целостном бытии.

Необходимо открыть «общий смысл или разум вещей», который состоит в отношении всякой вещи ко всему, причем все мыслится не как хаотическое множество, а как систематическое всеединство.

Под истиною подразумевается то, что есть, т.е. сущее. «Но есть — все. Итак, истина есть все. Но если истина есть все, тогда то, что не есть все, т.е. каждый частный предмет, каждое частное существо и явление в своей отдельности от всего, — не есть истина потому, что оно и не есть в своей отдельности от всего: оно есть со всем и во всем. Итак, все есть истина в своем единстве и как единое» (Критика отвлеченных начал).

«Таким образом, полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, все».

«Истина есть сущее всеединое» не как отвлеченное понятие, содержащееся во всем, а как конкретное начал о, которое все в себе содержит.

Постичь истину — значит выйти за пределы субъективной мысли и вступить в область Самого сущего Всеединства, т.е. Абсолютного.

Есть ли у человека средства для выполнения такой задачи?

Абсолютное «как всеединое не может быть безусловно внешним для познающего субъекта, оно должно находится с ним во внутренней связи, в силу которой и может быть им действительно познаваемо, и в силу этой же связи субъект может быть внутренно связан и со всем существующим, как заключающемся во всеедином, и действительно познавать это все».

Это знание безусловное, мистическое. В нем мы находим нечто большее, чем свою мысль, мы в нем находим независимую от нас реальность предмета.

Соловьев, вслед за Киреевским и Хомяковым называет этот род познания верою.

 

Совокупность предметов (определенных и отграниченных) не есть всеединство. Все эти элементы несамостоятельны, они могут существовать лишь в отношении друг к другу. Они не могут быть абсолютно первоначальными: они могут существовать как единство многого лишь в том случае, если есть нечто, стоящее выше их, их творческий источник, обосновывающий и содержание, и форму их соотнесенности, сочетающий их внутреннею связью.

Это и есть Абсолютное первоначало. Оно не является волей, разумом, личностью, оно не есть даже бытие, поскольку оно выше бытия (оно есть Ничто — Сверх-Что — апофатика).

Ничто не может быть лишено ничего — значит оно — все.

Всякое определенное, ограниченное бытие, будучи относительным и потому множественным, есть другое в отношении к Абсолютному. Однако абсолютное не остается самим собою, исключая свое другое: тогда это другое стало бы границею Абсолютного и, следовательно, само Абсолютное стало бы «ограниченным, исключительным и несвободным», т.е. перестало бы быть Абсолютным. Поэтому Абсолютное есть единство себя и другого. Поскольку оно есть отрицание себя и утверждение другого, оно есть любовь.

Человеческая личность «отрицательно безусловна» — «она не хочет и не может удовлетвориться никаким условным ограниченным содержанием», она убеждена, что «может достигнуть и положительной безусловности» и «может обладать всецелым содержанием, полнотою бытия».

Данная полнота возможна лишь на пути любовного единения людей друг с другом и с Богом. Оно указано людям как цель, которую они свободно выбирают. Люди образуют мировое множество, которое постепенно становится единым и всем, т.е. абсолютным. Таким образом мир есть абсолютное становящееся, Бог — абсолютное сущее.

Восхождение мировых существ к Богу возможно не иначе, как при условии совершенной любви, следовательно, отказа от своей исключительности, пожертвования своей самостью, вследствие чего наступает не гибель индивидуума, а, наоборот, обретение им себя и совершенная жизнь в Боге. Существо, избравшее противоположный путь ненависти к Богу и соперничества с ним, вступает в область дьявольского бытия.

Существа, вступившие на путь эгоистической исключительности, становятся непроницаемыми друг для друга, т.е. приобретают телесность в форме грубой материи, допускающей только внешние отношения, а не внутреннее единство. Жизнь таких существ, оторванных друг от друга, неизбежно заканчивается смертью, отношения их друг к другу сводятся преимущественно к борьбе за существование, связанной со страданиями и невозможностью достигнуть удовлетворения, так как полнота бытия на этом пути не осуществима.

Перед человеком стоит задача преодолеть все силы зла и несовершенства, возникшие вследствие отпадения от Бога и связанные с непроницаемой телесностью — он должен содействовать процессу воссоединения всех тварей друг с другом и с Богом, т.е. процессу, заканчивающемуся обожением и преображением тела. На пути к этой цели человек должен пожертвовать собой ради любви к Богу и всему миру.

Но как возможна любовь к Богу, если он выступает как Абсолютное Ничто?

В такой своей роли он сверхличен, но именно поэтому сфера личного бытия доступна ему, хотя и не исчерпывает его, так как вступая в нее он остается по-прежнему сверхсущим положительным Ничто, но, в то же время, существует как три Лица, образующих тем не менее совершенное единство.

1) «Проявляющееся в себе, или о себе».

2) «Проявление как такое, т.е. утверждение себя в другом или на другом, обнаружение, определение, или выражение проявляемого, его слово или Логос».

3) «Возвращение проявляющегося в себя, или самонахождение проявляющегося в проявлении».

Первое из этих начал есть дух «как субъект воли и носитель блага и чувства красоты». Второе есть ум «как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли блага и чувства красоты». Третье есть душа «как субъект чувства и носительница красоты, а вследствие этого лишь или постольку подлежащее также воле блага и представлению истины».

Каждая из ценностей, носимых этими Лицами, есть не что иное, как одна из форм любви, если разуметь под любовью «всякое внутреннее единство» многих существ.

Три абсолютные ценности — добро, истина и красота — соответствуют трем лицам Троицы.

Стремление всех к единству приводит к появлению общей внутренней жизни всего сущего — Мировой души.

Рождение абсолютного организма, воплощающего божественную идею — Софию, возможно лишь благодаря взаимодействию Мировой души и Божественного начала (Логоса). Процесс этого рождения медлен и труден, поскольку он подразумевает акт свободной любви к Богу.

 

Достоевский (1821–1881).

Толстой (1828–1910).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.