Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки государственного бюджета

 

Бюджет как организационное воплощение государственных финансов обладает определенными признаками.

Приведенная выше характеристика государственного бюджета как плана сбора и расходования государственных средств носит общий характер, естественно, она нуждается в конкретизации, которая покажет специфические особенности или признаки бюджета, как баланса государственных финансовых ресурсов. Основные признаки бюджета таковы:

1. Бюджет и время. Бюджет всегда увязан с определенным, совершенно точно указанным отрезком времени (будущим, настоящим, прошедшим). Естественный срок действия бюджета — год, но и он составляется и на более длительный срок (три года, к примеру 2008-2010гг.), так как составление бюджета требует больших затрат, а продление срока его действия снижает эти затраты. Особое значение имеет бюджет на будущее время, поэтому бюджет и можно назвать планом, он характеризует будущие доходы и расходы государства и намеченные изменения в жизни страны и общества. Поскольку именно плановый бюджет характеризует выбранные и утвержденные направления развития всего общества, он-то и является главным. Но, конечно, принятый бюджет должен исполняться, и в ходе своего исполнения он называется текущим, действующим бюджетом в рамках того года, на который он утвержден. Разумеется, после окончания планового года формируется отчетный бюджет, который показывает, как реально сложились доходы и расходы государства в истекшем году. Данные от­четного бюджета представляют ценную информацию для всей системы управления обществом и государством и, естественно, используются для составления следующих бюджетов. Временная характеристика бюджета нужна прежде всего для точного указания срока действия данного бюджета, во-первых, и для определения конкретного года функционирова­ния бюджета, в пределах которого все статьи бюджета имеют точные количественные характеристики, специфичные именно для данного года. Bо-вторых, бюджет никак нельзя рассматривать как простую «функцию времени». Годичный бюджет имеет поквартальную и помесячную «разбивку». Это распределение ресурсов (и доходов, и расходов) внутри годичного срока является одной из важных проблем бюджетного планирования, оно часто становится предметом конфликтов между плательщиками, получателями бюджетных средств и составителями бюджета.

2. Важной чертой бюджета является его принудительный характер, обязательность выполнения и по доходам, и по расходам. Это свойство бюджета связано с особенностями государства как управляющей системы в обществе.

3. Бюджет составляется и реализуется исключительно в денежной форме.

4. Соотношение доходов и расходов бюджета по их экономической роли. Бюджет состоит из доходов и расходов и эти разные стороны бюджета отражают разные отношения, складывающиеся между государством и обществом. Наиболее «активной» частью бюджета являются расходы, именно осуществляя их, государство направляет и регулирует развитие общества. Хотя в конечном итоге именно расходы бюджета являются главным средством воздействия государства на общество и в этом смысле они составляют как бы исходную базу для формирования бюджета, конкретная обстановка в экономике и финансах может выдвинуть на первый план объем доходов, как главный огранитель возможных расходов. Соотношение доходов и расходов бюджета – крупная экономическая и социальная проблема. Таким образом, в перспективных разработках именно расходы бюджета являются исходным началом для формирования бюджета, но в текущих ситуациях именно доходы становятся главным ограничителем объема бюджета.

5.Бюджет непосредственно воплощает единство фонда государственных
финансовых ресурсов, бюджет должен быть единственным средством сбора и использования государственных денег. Все деньги
должны поступать в один «карман». В теории финансов этот принцип
называется «единством фонда». Его нарушение означает, что отсутствует объективная оценка важности общественных потребностей, на
которые расходуются государственные средства. Следует добавить и то, что нарушение единства фонда — прямой путь к злоупотреблениям и воровству казенных денег.

6. Бюджет создается государством и обслуживает его интересы. Но
государство само по себе представляет сложную управляющую структуру и это не может не сказываться на бюджете. Россия является федеративным государством, и структура бюджета воспроизводит структуру государства. Поэтому в реальности в России существует не просто бюджет, а бюджетная система, состоящая из трех уровней: федеральный, бюджет субъекта Федерации (региональный) и местный, или муниципальный, бюджет. Между разыми уровнями бюджетной системы существует активное перемещение финансовых ресурсов.

7. Очень важным признаком бюджета современного государства является то, что он является законом. Законодательное оформление бюджета не просто подчеркивает его роль и значение, но является необходимым условием его составления и исполнения. Именно закон гарантирует поступление соответствующих доходов в бюджет и предоставление бюджетных средств тем, кому они были предназначены. Оформление бюджета как закона предполагает участие в его рассмот­рении и утверждении высших органов законодательной и исполнительной власти. Тем самым обеспечивается согласованность действий всех уровней и структур государственного аппарата в таком сложном деле, как составление и исполнение бюджета. Все важнейшие стадии и процедуры составления, утверждения и исполнения бюджета регламентированы законами, менее важные проблемы регулируются ведомственными инструкциями. Таким образом, название «государственный бюджет» отражает не только значение и роль этого финансового баланса, но и организационные принципы его создания и реализации.

8. Тесная связь бюджета с деятельностью государственного аппарата находит свое выражение и в том, что существует специальная система государственных органов – учреждений, занятых исключительно государственным бюджетом. Во главе этой системы в России стоит Министерство финансов и подведомственные ему государственные службы федерального казначейства, налогов, финансового контроля и др. Аналогичные подразделения имеются и на уровне субъектов Федерации и местных органов власти. Эта система взаимосвязанных государственных учреждений и формирует организационную структуру государственного бюджета и государственных финансов, обеспечивает слаженное выполнение бюджета на всех уровнях государственной власти, вносит решающий вклад в разработку и выполнение государственного бюджета.

9. Реальные финансовые отношения всегда конкретны, т.е. в них участвуют определенные юридические и физические лица. Это обстоятельство порождает такое свойство бюджета государства, как адресность, или субъективность, в смысле зависимости всех доходов и расходов бюджета от действий конкретных субъектов общественной и экономической жизни. Число этих субъектов исчисляется миллионами, и контакты между ними и собственно государственным бюджетом осуществляются через систему посредников, проще говоря, через систему государственных финансовых и других органов, имеющую иерархический порядок, т.е. высшие, средние и низшие уровни управления.

10. Документооборот. Государственный бюджет и части расходов и в части доходов составляется с учетом предложений основных «бюджетополучателей» и главных «поставщиков» доходов, т.е. ведомств и других государственных учреждений. Эти предложения и по доходам и по расходам государственных средств в будущем периоде должны представляться в Министерство финансов в определенные сроки и определенной форме. Бюджетная работа предполагает единство документов для всех организаций и учреждений, связанных с формированием как доходов, так и расходов бюджета, и установление конкретно сроков их представления, без этого не может быть обеспечена нормальная работа бюджетной системы.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании | Функции бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.