Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: норма права

Нормативная система в политической организации общества.

 

Политическая система имеет свои политическую, экономическую, идеологическую, социальную основы. Политическая система имеет и нормативную основу. Единства мнений о нормативной основе нет. Одни авторы в качестве элементов нормативной системы выделяют нормы права, корпоративные нормы (общественных организаций, партийные решения), политические традиции, обычаи, нормы морали. Вторые выделяют нормы права, корпоративные нормы (прежде всего уставные) и различные нормы государственной и общественной жизни. Третьи считают, что нормативная основа включает политические принципы и нормы, правовые нормы, политические традиции. Все авторы сходятся в одном: необходимым элементом являются социальные нормы. Все ли социальные нормы должны составлять нормативную основу? Однозначного ответа нет. Политическая система направлена на регулирование политической жизни, предмет регулирования нормативной основы являются политические отношения, которые возникают в процессе прямого осуществления политической власти или по поводу ее. Политический аспект содержания принципов и норм должны выступать в качестве основного критерия включения в нормативную систему (то есть критерий - предмет).

Таким образом, нормативная основа политической системы состоит из следующих компонентов:

1. Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание.

2. Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций.

3. политические традиции (например, открытие первого заседания).

4. Политические обычаи (в силу привычки).

5. Принципы и нормы нравственности и морали.

Разница между традицией и обычаем состоит в том, что обычай складывается исторически в силу их многократного повторения, соблюдается в силу привычки, его исполнение не надо организовывать, а для соблюдения традиции необходимы какие-то организационные усилия. Традиция - первое заседание Госдумы открывает старейший. Традиция - тот же обычай, но который еще не стал им в силу многократного повторения. (Пример традиции - проводы русской зимы).

 

 

 

Норма права – нормативная основа правового регулирования, это база для всего процесса регламентации общественных отношений. Норма права – основа правового регулирования, это база для всего процесса регламентации общественных отношений.

Норма права – это общеобязательное и формально определенное правило поведения, обеспеченное государством, принятое надлежащим субъектом. Оно устанавливается государством и гарантируется им.

Формально – изменяются только официальные НПА.

Определенный – устанавливаются четкий порядок и границы возможного и должного поведения. Последствия составляют реализация этого правила поведения.

Юридическая норма должна писаться юридическим языком права и обязанности. Имеет представительно обязательный характер.

Норма права – это установленное и гарантированное государством общеобязательное и формально-определенное правило поведения, характеризуется представительно обязывающим характером государства, выступающим в качестве регулятора общественных отношений.

Структура нормы права:

гипотеза;

санкция;

диспозиция.

В случае если отсутствует гипотеза, то нет условий, при которых мы должны руководствоваться диспозицией.

Статья закона и норма права не одно и тоже. Статья закона – способ выражения, закрепления норма права:

1. прямой – одна норма совпадает снормаой права, она содержит все элементы;

2. отсылочный – когда ссылка на иную статью этого же НПА;

бланкетный – ссылка на иной НПА (*ответственность за нарушение техники безопасности).

(2) Одна норма содержится в различных статьях закона или различных НПА.

(3) Одна статья содержит не 1, а несколько правовых норм.

 

Если статья не содержит всех элементов, то это не означает, что норма состоит из двух элементов.

Правовые нормы делятся:

1. по функциям;

2. по характеру правила поведения (императивные, диспозитивные);

3. по отраслям права

4. по способу регулирования (рекомендательные, поощрительные и др.)

Специализированные нормы, в отличии от регулятивных и охранительных, носят дополнительный характер. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношения.

При регулировании общественных отношений они как бы присоединяются к регулятивным и охранительным, образуя в сочетании с ними единый регулятор.

В литературе обычно выделяют 4 разновидности специализированных норм:

1. нормы понятия (дефинитивные);

2. декларативные – нормы принципы;

3. оперативные нормы;

4. коллизионные нормы.

(1) В дефинитивных нормах выделяются понятие прав и иных категорий и раскрывается их содержание.

(2) Декларативные нормы – служат дополнительной опорой регулятивных и охранительных норм в подборе выбора и применения (независимость судей и подчинение их только закону).

Принципы вытекаю из сравнительного логического анализа правовых норм.

(3) Оперативные нормы – их роль сводится к распределению ранее изданных норм либо заключенных в продлении их действия, либо действует порядок вступления в законную силу какого-либо нормативно правового акта (ФЗ РФ «О порядке вступления в законную силу 1-ой части ГК».

(4) Коллизионные нормы указывают на конкретный закон, правовую систему в случае коллизии, столкновении актов при регулировании общественных отношений. Особую актуальность при регулировании общественных отношений между РФ и СРФ.

Если акты одной юридической силы, то применяется с более поздней датой принятия.

Кроме специализированных норм существуют специальные нормы – образующие в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права.

Общие и особенные нормы образуют систему отрасли права на основе единства регулируемых общественных отношений, с учетом их специфики.

Нормы общей части регулируют взаимосвязанность и комплексность общественных отношений, составляющих предмет, на основе единства, принципов, задач, целей.

Нормы особенной части лучше проявляют предмет, обеспечивается конкретика, полнота к участникам правовых отношений и обстоятельствам.

Специальные нормы имеют самостоятельное регулирующие значение, в отличии от специализированных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение и развитие концепции правового государства | Право и его роль в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.