Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная служба




 

1. Системно-структурный анализ государственной службы.

2. Типология государственных должностей.

3. Структура и функции федеральной государственной службы.

4. Эффективность государственной службы.

 

 

Системно-структурный анализ государственной службы

Государственная служба – специализированная деятельность государственных служащих, которая представляет собой механизм реализации политической воли государства.

Государственная служба рассматривается как социальный институт, организационный институт и информационно-коммуникативная система. По содержанию цели государственной службы могут быть: социальные, экономические, политические, организационные и правовые.

Социальные цели государственной службы:

1. обеспечение и исполнение полномочий государства в области социальной защиты населения;

2. создание условий для связи государственного аппарата с обществом;

3. решение общегосударственных задач управления;

4. обеспечение определённого жизненного уровня населения.

Экономические цели связаны с повышением эффективности государственного регулирования, поддержка предпринимательства, снижение затрат на содержание аппарата управления.

Политические цели направлены на укрепление правового государства, на создание условий для связи государственного аппарата с населением.

Организационные цели характеризуют ожидаемые результаты исполнения и обеспечения полномочий соответствующих государственных органов, характеризуют профессионализм государственной власти, ориентированный на совершенствование норм, правил в государственной службе, на совершенствование организационной структуры государственного аппарата.

Правовые цели отражают намеченные результаты по реализации государственными служащими соответствующего законодательства.

Функции государственной службы:

1. как правового института:

– реализация законов;

– разработка законов, нормативно-правовых актов;

– соблюдение законодательства о государственной службе;

– регулирование правового статуса государственного служащего.

2. как социального института:

– производство государственных социальных услуг;

– реализация интересов, прав и свобод граждан;

– разрешение социальных конфликтов;

– эффективное решение социальных задач государства.

3. в отношении публично-правовых отношений государства и служащих:

– правовая и социальная защита государственных служащих; создание условий для профессионального роста;

– определение правовых норм прохождение государственной службы.

4. организация государственной службы, как профессиональной деятельности:

– осуществление государственного управления;

– организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов;

– обеспечение ответственности и дисциплины государственных служащих.

Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически сложившуюся устойчивую форму организации совместной деятельности, лиц находящихся на службе государства.

Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей:

1. государственная служба представляет собой сферу профессиональной деятельности;

2. государственная служба выступает как связное звено между государством и гражданином;

3. имеет социальную ориентацию;

4. является не только правовой, но и этической системой.

Социальный характер функционирования государственной службы проявляется через её функции:

1. функция социальной организации (государственная служба является образцом организации, оказывает упорядываючиещее действие на все институты общества, при этом принцип рациональности достигается за счёт профессионализма, компетентности, согласованности всех звеньев государственной службы);

2. функция социальной коммуникации (через канал государственной службы изучается общественной мнение, отношение гражданина к различным государственным актам, программам, проектам реализации политики государства, а также учитываются местные и региональные особенности при её проведении);

3. функция социальной информации (именно государственная служба является носителем информации, поэтому в системе государственной службы возникают отношения по поводу обладания информацией и её использования).

Реализация двух вышеперечисленных функций позволяет сделать вывод о том, что государственная служба выступает как информационно-коммуникативная система.

4. функция регулирования (от имени государства государственная служба регулирует отношения на рынке труда, жилья и т.д.);

5. воспитательная функция.

Государственная служба как организационный институт – это автономная специализированная группа людей, совокупность организационных норм, способов, правил и стандартов, а также средства объединения и регламентации деятельности государственных служащих.

Государственная служба – это совокупность процессов или действий, приводящих к образованию совершенствованию взаимосвязи между частями системы (с точки зрения процессного подхода).

Государственная служба – это внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей данной системы (с точки зрения системного подхода).

Государственная служба – это объединение людей, совместно реализующих некоторые программы и действующих на основании определённых правил и процедур (с точки зрения определения организации).

Организационные принципы государственной службы:

1. основополагающие или исходные принципы:

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечение их прев;

– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

– единство системы государственной власти;

– разграничение ведения между федерацией и её субъектами.

2. принцип профессионального характера:

– равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

– принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;

– принцип стабильности кадров государственных служащих и ранжирование должностей и званий.

3. организационные принципы:

– единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

– принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными организациями в соответствии с законодательством РФ;

– принцип гласности (контроль за деятельностью государственной службы);

– ответственность государственных служащих за подготовку и принимаемые ими решения;

– внепартийность государственной власти;

– отделение религиозных учреждений от государственной власти.

Основные аспекты государственной службы как организационного института:

1. упорядоченность государственной службы;

2. согласованность государственной службы;

3. направленность государственной службы (чёткое определение целей, задач, функций).

В задачи государственной службы как организационного института входят:

1. создание условий для профессионального роста;

2. реализация решения проблем стимулирования труда.

 

Разделение управленческого труда - это обособление определённых видов работ и закрепление их за отдельными работниками.

Формы разделения труда:

· функциональная (характерно разделение управленческого труда по содержанию, роли и месту в иерархии и выполнению управленческих функций);

· иерархическая;

· технологическая (предполагает разделение процесса управления на отдельные стадии);

· профессиональная (представлена содержанием профессиональных требований, которыми характеризуется каждая должность, некая специализация должностей).

 

Должность - это есть установленная социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях.

Выделяют два основных уровня должностей:

1) стратегический (уровень руководства). Сюда относятся должности высшей формы управленческой деятельности.

2) собственно управленческие или тактический уровень, т.е. это должности низшего уровня управления.

Содержание должности составляют трудовые функции, которые предопределяют основные направления деятельности. Должность в отличии от профессии может как принадлежать человеку, итак и не принадлежать. В соответствии с этим должность может быть вакантной или занятой. На должность назначают или избирают, от должности отстраняют.

 

При проектировании должности необходимо учитывать её основания:

1) деятельностное основание. Оно составляет содержании е основных задач, функций или направлений деятельности.

2) правовое основание, включает совокупность полномочий и ответственности, которыми наделяется эта должность.

3) информационно-коммуникативное основание, которое раскрывает должность в системе информационных, коммуникативных связей как внутри организации, так и за её пределами.

4) Материальное, характеризует весь объём материальных затрат, связанных с этой должностью. Сюда включаются денежное содержание государственного служащего; все расходы по социальным льготам и гарантиям; расходы, связанные с пенсионным и медицинским обслуживанием (страхованием); расходы на оборудование рабочего места государственного служащего и обеспечение его деятельности по данной конкретной должности.

Первых три основания составляют функциональную должность.

Любую должность можно охарактеризовать с точки зрения требований:

1) профессионально-квалификационные требования (к стажу: общему, по специальности, знание законов, нормативных документов);

2) личностные качества и способности:

а) социально-психологические;

б) медико-физиологические.

 

Документы, регламентирующие должность:

1) описание должности (определяется, что должен делать государственный служащий, способ реализации не прописан);

2) должностная инструкция (содержит правила, предписания того, что сделать и как сделать, более регламентированный, более жёсткий чёткий документ);

3) описание рабочего места.

 

 

Типология государственных должностей:

При типологии государственных должностей определяется их соотношение с полномочиями органов государственной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации. По этому основанию государственные должности подразделяются на категории.

При новом подходе:

Согласно ФЗ №79 от 27.07.04 «О государственной гражданской службе РФ» и указа Президента от 31.12.05 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» государственные должности гражданской службы классифицируются следующим образом:

1) Руководители (это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений; должности руководителей и их заместителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, руководителей и их заместителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий);

Требования:

а) профессиональные знания (Конституции РФ, ФКЗ, Указов Президента, Постановлений Правительства и др., знание основ управления и организации труда, форм и методов АСУ, служебного распорядка, правил охраны труда, пожарной безопасности);

б) профессиональные навыки (Это профессиональные навыки руководящей работы, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, взаимодействия с другими органами, контроля, анализа, прогнозированияпринимаемых решений, требовательность, конструктивная критика, пользование современной оргтехникой, программными продуктами, методы подбора кадров, представление документов в «хорошем стилистическом» виде и т.д.)

Эти требования распространяются и на три другие категории.

2) Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, а также руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Требования (устанавливаются Приказом Министерства юстиции):

а) профессиональные знания (теже);

б) профессиональные навыки (обеспечение решений поставленных руководителем задач, оперативное их решение, планирование работ, систематическое повышение профессиональных знаний, работа с документами).

3) Специалисты –это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления государственными органами своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Требования:

а) профессиональные знания (теже);

б) профессиональные навыки (работа в сфере, соответствующей направлению деятельности данного структурного подразделения, осуществления экспертизы проектов нормативно-правовых актов, эффективного планирования служебного времени, анализа и прогнозирования, использования передового опыта, подготовка деловой корреспонденции).

4) Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Это работники, обеспечивающие деятельность руководителей и специалистов.

Требования:

а) профессиональные знания (служебного распорядка, порядка работы со служебной информацией и др.);

б) профессиональные навыки (обеспечение выполнения задач и функций по организационному, информационному, финансово-хозяйственному и иному обеспечению исполнения деятельности, исполнительская дисциплина, ведение делопроизводства, умение работать с современными программными продуктами).

Все должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Руководителям соответствуют 1-2 группа, помощникам 1-3 группа, специалистам 1-4 группа, обеспечивающим специалистам 2-5 группа.

Согласно закону «Об основах государственной службы в РФ» устанавливаются следующие квалификационные разряды:

-действительный государственный советник;

-государственный советник;

-советник РФ;

-советник государственной службы;

-референт государственной службы.

Каждый из разрядов подразделяется на три класса: высшая пятая группа соответствует действительному государственному советнику, четвёртая группа- государственному советнику, третья –советнику и т.д. (младшая- референту государственной службы).

При проектировании аппаратов государственных органов власти рекомендуется определённое соотношение должностей: количество ведущих- не более 10%, старших –не более 40%.

По численности:

-департамент 35 ед. и более;

-управление 20 ед. и более;

-отдел 10 ед. и более;

-отдел внутри департамента или управления не менее 5 ед.

В структуре департамента должно быть не менее трёх структурных подразделений (отделов).

 

Дополнительные сведения: В 2004 г. в РФ на 1000 человек населения приходилось 9 работников органов государственной власти, в Читинской области-12. За последние 10 лет в РФ численность ОМСУ увеличилась на 300 тыс. чел. В РФ численность работников органов власти увеличилась на 10%, в Читинской области- на 35%.

 

3.

Структура и функции Федеральной государственной службы

Федеральная государственная служба представляет собой административную деятельность по обеспеченью полномочий федеральных государственных органов. С организационной стороны она выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей власти.

В ее состав входят:

- государственная служба палат федерального собрания

- государственная служба правительства

- государственная служба министерств и ведомств

- государственная служба центральной избирательной комиссии

- государственная служба счетной палаты

- трех федеральных судов и прокуратуры

Федеральная государственная служба включает в себя два уровня подсистем:

Первичный уровень образует государственную службу трех ветвей власти

Вторичные уровень образуется под воздействием дифференциации трех подсистем первичного уровня.

Государственная служба федеральной законодательной власти представлены двумя подсистемами вторичного уровня (государственная служба Совета Федерации и государственная служба Государственной Думы)

Государственная служба федеральной исполнительной власти включает несколько десятков подсистем вторичного уровня (государственная служба Президента РФ, государственная служба правительства, государственная служба министерств и ведомств)

Государственная служба федеральной судебной власти состоит из четырех подсистем вторичного уровня (Государственная служба, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры)

Особенности:

I. Функции государственной службы носит координационный характер:

1) информационно-аналитическая

2) организационно-техническая

3) документального обеспечения

4) правового обеспечения

5) финансово - хозяйственного обеспечения

6) кадрового обеспечения

7) экспертная

8) подготовка процедур принятия и реализации управленческого решения.

II. Государственная служба трех ветвей власти не соподчинены друг другу, и взаимодействуют на принципах конфедерализма.

III. Государственная служба носит нормативный характер.

 

IV. Государственная служба не претендует на какое-либо преимущество между различными ветвями власти.

Особенности государственной службы федеральной законодательной власти:

Обычно выделяют четыре типа управления парламентским аппаратом:

- централизованный

- частично централизованный

- частично децентрализованный

- децентрализованный

 

С организационной стороны государственная служба верхней палаты Парламента (Совет Федерации) может быть разделена на четыре группы аппаратов:

1) руководство аппарата управления Совет Федерации

2) секретариаты

3) центральный аппарат

4) аппараты комитетов

Все они действуют на основе принципов двойного подчинения.

Государственная служба нижней палаты (Государственная Дума) делится на пять групп аппаратов:

1. аппараты фракций и депутатских групп;

2. аппараты комитетов и комиссий;

3. секретариаты;

4. центральный аппарат;

5. управления делами.

 

Структура государственной службы федеральной исполнительной власти:

Высший уровень государственной службы исполнительной власти представляет государственную службу Президента РФ, слабо подчинена ей государственная служба Правительства

Низший уровень - государственная служба Министерств и ведомств, которые непосредственно подчиняется государственной службе Правительства, а через нее государственная служба Президента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.