Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование качества продукции с учетом требовании и интересов государства и потребителей

Потребительские отношения затрагивают интересы всего общества, в процессе участвует все население страны. Такой масштаб требует регулирования этих от­ношений с публичной позиции. Только таким образом можно расширить потребительский спрос и постоянное удовлетворение растущих потребностей (интересов) покупателей со стороны производителей продукции.

Установление определенных требований к качеству и безопасности продукции, регламентация способов формирования рыночных отношений в итоге обеспечивают кон­куренцию, что является основным условием создания цивилизованного рынка. Правовые отношения в области защиты прав и интересов потребителей регулируются в основном Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребите­лей» и соответствующими постановлениями Правительства, которыми утверждены «Правила оказания услуг общественного питания» от 15 августа 1997 г. № 1036, «Правила бытового обслуживания населения в РФ» от 15 августа 1997 г. № 1025, «Правила продажи видов продовольственных и непродовольственных товаров» от 19 января 1998 г. № 55, а также иными актами, касающимися отдельных сфер удовлетворения потребностей или отдельных сторон взаимодействия предпринимателей и потребителей. В этих особых правовых нормах, контролирующих качество продукции (товаров, работ и услуг), содержатся установленные требования стандартизации, методы сертификации и маркировки.

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевшего (покупателя) недоброкачественной продукцией, впервые была определена в ст. 129 Основ гражданского законодательства в 1991 г., а впоследствии в Законе РФ «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 г. В указанных выше документах защищаются права граж­дан-потребителей, в том числе учтены случаи предоставления потерпевшему недостоверной или неполной информации о продукции. Область применения Положений о защите прав потребителей расширилась за счет того, что теперь в роли потерпевших могут выступать не только граждане-потребители, но и юридические лица (ГК РФ, ч. 2, глава 59, § 3). Наряду с правилами, содержащимися в ГК РФ, права потребителей регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» и другими законами:

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

«О предприятии и предпринимательской деятельности»;

«О техническом регулировании»;

«Об обеспечении единства измерений»;

«О товарных знаках, знаках обслуживания, и наименовании мест происхождения товаров».

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях).

В Кодексе изложены правовые нормы, определяющие каждую меру административного наказания.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф - денежное взыскание. Оно может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты труда); стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Размер административного штрафа не может быть менее 0,1 минимального размера оплаты труда и не может превышать, если он наложен на граждан и исчислен исходя из минимального размера оплаты труда - двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятидесяти, на юридических лиц - тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисленного исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и по­следующая реализация с передачей бывшему собственнику выручен­ной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Конфискацией орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Лишение специального права физического лица, совершившего административное правонарушение, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет (ст. 3.4-3.8).

Административные наказания - возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, их конфискация, лишение специального права физического лица, а также административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация физического лица (ст. 3.9-3.11) назначаются судьей.

За совершение лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Кодекс устанавливает давность привлечения к административной ответственности, т.е. постановление о наказании за административное правонарушение не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении эти сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся правонарушением является, когда административное правонарушение совершается длительный период.

Установлено также, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.4-4.6).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такое дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Составление каких-либо конкретных документов о возбуждении дела об административных правонарушениях Кодексом не предусмотрено.

В отличие от большинства стран развитых стран мира законодательство в области качества находиться в стадии формирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высшее руководство должно использовать корректирующие действия как средство улучшения | Тема 9. Сертификация в управлении качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.