Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы




Способы защиты права собственности на природные объекты и ресурсы.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.

Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и ресурсы.

Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.

Нельзя сказать, например, что земля в одном месте выступает как объект недвижимости, а в другом - как составная часть природной среды. Она одновременно является и тем, и другим.

Статья 5 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. устанавливала, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

Согласно Конституции республики Беларусь собственность может выступать в двух формах: государственной и частной. В соответствии со ст. Конституции Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

В развитии этой конституционной нормы статья 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к указанным объектам относит природные ресурсы:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность;

- недра;

- воды;

- леса;

- особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

- дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

- воздушное пространство.

В частной собственности могут находиться земельные участки и водоемы, расположенные на таких земельных участках.

Право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другие объекты природы – леса и воды, т.е их среду обитания. Рыбы и другие водные животные находятся в собственности того, кому принадлежит собственность на водные объекты. Травяной покров, отдельно стоящие деревья или их группа находятся в собственности того, кому принадлежит право собственности на земельный участок, где они произрастают.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе о формах земельной собственности.

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 2 Кодекса о земле в Республике Беларусь существует две формы собственности на землю: государственная и частная.

В государственной собственности находится большинство земель.

Не подлежат передаче в частную собственность:

1. Земли сельскохозяйственного назначения, т.к. находятся в исключительной государственной собственности.

2. Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.).

3. Земли транспорта и связи.

4. Земли, предоставленные для нужд обороны.

5. Земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

6. Земли заповедников, национальных и дендрологических пар­ков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры.

7. Земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

8. Земли лесного фонда.

9. Земли водного фонда.

10. Сенокосы, пастбища и другие угодьянаселенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

11. Служебные земельные наделы.

12. Земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых.

Частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц.

Земельные участки могут передаваться в собственность гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам по целевому принципу.

Кроме этого, действующим законодательством предусматривается возможность передачи земельных участков в собственность иностранным государствам.

Таким образом, право собственности на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ее недрами и т.д. в целях рационального их использо-вания и охраны,

2. Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и ресурсы.

 

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом определяются в пределах, установленных законодательными актами.

Право владения заключается в дозволенном законом фактическом обладании имуществом. В данном случае — это право обладания природным объектом или природным ресурсом. Государство осуществляет права владения через свои органы управления и хозяйствования или путем передачи природных объектов во владение и пользование физическим и юридическим лицам.

Право пользования связано с извлечением полезных веществ и полезных свойств природного объекта. Как собственник государство определяет порядок природопользования на своей территории. Поэтому право природопользования граждан и различных организаций зависит от воли государства, осуществляющего свое право пользования как собственник.

Под правом распоряжения природными объектами следует понимать возможность совершать действия, определяющие их юридическую судью, целевое назначение и конкретных пользователей, осуществлять предоставление и изъятие земель и других природных объектов, устанавливать порядок и ставки налогообложения и предельные размеры платы за землю, а также льготы по взиманию платежей.

Объектом права собственности является конкретная часть природной среды с ее экосвязями, например, земля с ее полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и их полезными свойствами жизнедеятельности.

Таким образом, объектами права собственности являются:

- отдельные природные объекты (земля, леса, недра и т.п.);

- только те, которые предусмотрены в законе;

- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Не возможно установить собственность на климатические ресурсы, атмосферный воздух.

Отдельные виды природных ресурсов объединены в фонды, которые имеют определенный правовой статус. Так, земельный фонд используется в качестве средств производства и пространственного операционного базиса; водный - для удовлетворения потребностей людей и народного хозяйства в воде; лесной - для получения древесины, побочных лесных продуктов, оздоровления окружающей среды и т.п. Каждый из фондов природных ресурсов имеет многоцелевой характер использования. Поэтому в них выделяются экологические приоритеты. Так, в земледелии приоритет отдается сельскохозяйственному назначению земель; в водопользовании - питьевому и бытовому назначению для населения и т.п.

Конкретные вопросы, касающиеся права собственности на природные ресурсы, изложены в отраслевом законодательстве.

Согласно ст. 4 Водного кодекса Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса от 14 июля 2000 г. леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью.

Статья 3 Кодекса о недрах Республики Беларусь от 15 декабря 1997 г. регулирует право собственности на недра следующим образом: недра Республики Беларусь являются собственностью Республики Беларусь, которая осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах.

Право собственности на животный мир обусловлено собственностью на среду обитания. Иначе говоря, дикий животный мир и рыбные запасы являются государственной собственностью, поскольку пребывают в среде обитания, составляющей государственную собственность. Согласно статье 4 Закона Республики Беларусь "Об охране и использовании животного мира", объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной и государственной собственности.

Объектом права частной собственности на землю является земельный участок, имеющий определенную площадь и установленные в натуре границы.

Круг лиц, которые могут быть субъектами права частной собственности на землю, ограничен. Согласно ст. 11 Кодекса о земле собственниками земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим, т.е. пребывающие на территории Республики Беларусь более 183 дней. В году. Все остальные физические лица не могут быть субъектами права частной собственности на землю.

В собственностиграждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

- ведения личного подсобного хозяйства;

- строительства и обслуживания жилого дома;

- ведения коллективного садоводства;

- дачного строительства.

Если земельный участок не используется по целевому назначению, он подлежит изъятию. Кроме того, неиспользование в течение двух лет земельного участка, предоставленного для одной из вышеперечисленных целей также является основанием для изъятия земельного участка.

Законодательством установлено ограничение по размерам земельных участков, находящихся в собственности граждан. Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами для строительства и обслуживания жилого дома составляет: в городах от 0,05 до 0,15 га, в сельских населенных пунктах от 0,15 до 0,25 га.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами, проживающими в сельской местности, для ведения личного подсобного хозяйства не может превышать 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами для ведения коллективного садоводства и дачного строительства не должна превышать 0,15 га на одного члена кооператива.

Субъектами права частной собственности могут являться также юридические лица, при условии

Согласно ст. 12. Кодекса о земле и Указа №81 от 22 февраля 2000 г. «Об утверждении положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников)».земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении ими инвестиционных проектов. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Субъектами права собственности на землю в Республике Беларусь могут выступать иностранные государства. В этом случае земельные участки передаются в собственность иностранным государствам для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Для этого необходимо наличие двух условий. Во-первых, в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь должна иметь возможность для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства. Во-вторых, одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство должно предоставить Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

На собственнике земельного участка лежат следующие обязанности:

1. Использовать земельный участок по целевому назначению.

2. эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности.

3. Выполнять мероприятия по охране и защите земель.

4. Не использовать земельный участок способами, приводящими к их химическому, радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

5. Систематически вносить земельный налог.

6. Не нарушать права других земельных собственников, земле­владельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.

Неисполнение хотя бы одной обязанности является основанием для изъятия земельного участка и передачи его в частную собственность.

В законодательстве об использовании и охране природных объектов установлено право государства в лице его органов вмешиваться в процесс хозяйственной эксплуатации природных объектов. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.