Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право 11 страница




Вторая группа лимитов на природопользование включает лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты хранения и захоронения отходов. Лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются:

• в целом по республике Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства экономики;

• по каждому району и городу облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с соответствующими органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на основании лимитов, утвержденных Советом Министров для соответствующей области, г. Минска;

• по каждому природопользователю районными и городскими исполнительными и распорядительными органами по согласованию с соответствующими органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не устанавливаются:

• при отсутствии у природопользователя разрешения органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на выброс загрязняющих веществ;

• для передвижных источников;

• для буровых установок с двигателями внутреннего сгорания;

• для неорганизованных источников выбросов, которым не устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Лимиты хранения и захоронения отходов производства представляют собой количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения или захоронения их на объектах хранения (захоронения) отходов. Основой для определения указанных лимитов по каждому природопользователю является разрешение на размещение отходов, выдаваемое органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Данные лимиты разрабатываются собственником отходов или уполномоченным им лицом на основании нормативов образования отходов.

§ 4. Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: природная среда, отдельные компоненты природной среды и их реакция на антропогенные воздействия; источники воздействия (предприятия, транспорт и т. д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т. д.) антропогенных воздействий. Оценка предполагает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой – определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогнозопирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменение интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры, направленные не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера.

В соответствии со ст. 69 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды проводится для обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

В основу классификации видов мониторинга окружающей среды положено деление окружающей среды на отдельные компоненты, представляющие собой элементы природной среды, обладающие устойчивыми естественными признаками (земля, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир). В связи с этим мониторинг окружающей среды включает:

• мониторинг земель;

• мониторинг поверхностных вод;

• мониторинг подземных вод;

• мониторинг атмосферного воздуха;

• мониторинг озонового слоя;

• мониторинг растительного мира;

• мониторинг лесов;

• мониторинг животного мира.

В качестве видов мониторинга окружающей среды выделяется и наблюдение за отдельными природными явлениями. Так, в Республике Беларусь проводится геофизический и радиационный мониторинг. Объектами наблюдений геофизического мониторинга являются сейсмические события природного и техногенного происхождения, геомагнитные и гравитационные поля. Объектами наблюдений при проведении радиационного мониторинга являются атмо­сферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды. Радиационный мониторинг проводится в целях наблюдения за: естественным радиационным фоном; радиационным фоном в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Составляющей мониторинга является наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду. Эту функцию выполняет локальный мониторинг, проводимый юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду в соответствии с Перечнем, утвержденным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга являются:

• сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты;

• поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

• подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

• земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения.

Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды осуществляют:

• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь – в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;

• Министерство образования Республики Беларусь – в части мониторинга озонового слоя;

• Национальная академия наук Беларуси – в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга;

• Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь – в части мониторинга лесов;

• Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – в части мониторинга земель.

Процедура проведения каждого вида мониторинга и использования его данных определена Советом Министров Республики Беларусь.

В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды в 1993 г. в Республике Беларусь была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), которая является открытой и включает отдельные виды мониторинга окружающей среды, обеспечивает их взаимодействие в целях получения комплексной информации о состоянии окружающей среды, анализа и прогноза ее изменений. Данная система объединяет в себе два самостоятельных, но взаимосвязанных процесса:

• сборинформации о состоянии окружающей среды;

• предоставление информации заинтересованным субъектам.

Порядок организации и функционирования НСМОС определяется Положением о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь. Организацию и координацию функцио­нирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Финансирование организации и функционирования НСМОС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в том числе республиканского фонда охраны природы.

НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиениче­ского мониторинга (организация проведения осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь) и системой мо­ниторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (организация проведения осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь) в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов. Обмен информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе.

§ 5. Учет в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов

Учету в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов подлежат вредные воздействия на окружающую среду и используемые природные ресурсы. В первом случае учет осуществляется в отношении объектов, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду; видов и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; видов и величин вредных физических и иных воздействий на окружающую среду.

Законодательством предусмотрено, что в области охраны окружающей среды осуществляется как государственный учет, так и учет, проводимый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Государственный учет вредных воздействий на окружающую среду ведется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами посредством учета объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает или может оказать вредное воздействие на окружающую среду (объекты природопользователей) в соответствующей базе данных. Целью такого учета является регулирование природоохранной деятельности, а также текущее и перспективное планирование мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В данном случае учету подлежат как объекты хозяйственной и иной деятельности, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на окружающую среду, так и виды вредных воздействий на окружающую среду. Государственный учет объектов природопользователей производится на основании комплексной оценки величины вредных воздействий, оказываемой этими объектами на такие компоненты природной среды, как атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, земли, включая почвы, растительный мир, животный мир. Порядок государственного учета в области охраны окружающей среды утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Государственный учет используемых природных ресурсов ведется в форме кадастров. В соответставии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственный кадастр природных ресурсов представляет собой систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании, т. е. является источником информации о природных ресурсах. Данные кадастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений, касающихся использования природных ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельно­сти человека и осуществления необходимых мер охраны. В соответствии со ст. 72 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в республике ведутся следующие государственные кадастры природных ресурсов:

государственный земельный кадастр;

государственный кадастр недр;

государственный водный кадастр;

государственный кадастр атмосферного воздуха;

государственный лесной кадастр;

государственный кадастр растительного мира;

государственный кадастр животного мира;

государственный климатический кадастр;

государственный кадастр торфяного фонда;

государственный кадастр отходов.

Следует обратить внимание на определенную некорректность формулировки указанной статьи, объединившей кадастр отходов с кадастрами природных ресурсов. Определенным образом от кадастров природных ресурсов отличается и государственный климатиче­ский кадастр, так как климат, являясь объектом отношений в области охраны окружающей среды, не относится к природным ресурсам. Государственный климатический кадастр представляет собой систематизированный свод данных о совокупности атмосферных условий (температура воздуха, облачность, атмосферное давление, направление и скорость ветра, количество осадков и т. п.), характерных для определенной территории в силу ее географического положения, меняющихся в течение года. Кроме того, с целью учета воздействий на окружающую среду с 2006 г. ведется государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (кадастр парниковых газов). Данный кадастр содержит информацию о выбросах и поглощении парниковых газов с прямым и косвенным парниковым эффектом, а также о любых других газах, решение по которым принято на Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Порядок ведения каждого вида государственного кадастра природных ресурсов и иных названных выше кадастров определяется соответствующим положением, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь.

Учет, проводимый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 71 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Эти данные подлежат учету
в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету.

Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду.
В соответствии со ст. 37 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» порядок ведения экологического паспорта предприятия устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Следует отметить, что в настоящее время форма паспорта и отражаемые в нем данные определены ГОСТ 17.0.0.04-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Экологический паспорт составляется также на объекты по размещению отходов и содержит сведения об обустройстве и условиях эксплуатации объекта, о степени его воздействия на отдельные компоненты природной среды: атмосферный воздух, почву, поверхностные
и грунтовые воды. Экологический паспорт по размещению отходов оформляется в отношении:

• объектов по размещению отходов, являющихся специальными природоохранными сооружениями, предназначенными обеспечивать защиту окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления (городские и поселковые полигоны твердых бытовых отходов (ТБО));

• полигоны, накопители, хранилища, отстойники, отвалы промышленных неутилизируемых инертных и малотоксичных отходов;

• многопрофильные или специализированные полигоны по переработке и захоронению промышленных отходов, в том числе мусороперерабатывающие заводы;

• отвалов (терриконов) горных пород после добычи и обогащения полезных ископаемых.

§ 6. Лицензирование в области использования
природных ресурсов и охраны окружающей среды

Лицензирование в рассматриваемой области представляет собой разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений, комплекс реализуемых государством мер, связанных
с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование можно рассматривать как форму контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г., № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

• ведение рыболовного хозяйства;

• ведение охотничьего хозяйства;

• деятельность по заготовке и переработке древесины;

• деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;

• деятельность в области промышленной безопасности;

• деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

Выдача специальных разрешений (лицензий) на указанные виды деятельности производится в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г., № 17 и Положениями, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь по каждому из указанных видов деятельности.

Лицензирование ведения рыболовного хозяйства осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Лицензия может быть выдана только юридическому лицу сроком на 10 лет.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

• ведение рыболовного хозяйства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими этот вид деятельности, договором аренды рыболовных угодий, включая изъятие ресурсов рыб и водных беспозвоночных в установленных квотах;

• наличие рыбоводно-биологического обоснования на ведение рыболовного хозяйства, утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для получения лицензии соискатель лицензии дополнительно к документам, указанным в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г., № 17, должен представить
в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь копию договора аренды рыболовных угодий, заключенного соискателем лицензий с местными исполнительными и распорядительными органами. Следует отметить, что выдача лицензии на ведение рыболовного хозяйства согласовывается с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Лицензирование ведения охотничьего хозяйства осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь. Лицензия выдается только юридическому лицу сроком на 10 лет.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

• осуществление ведения охотничьего хозяйства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, договором аренды охотничьих угодий;

• соблюдение предельно допустимых норм и объемов изъятия охотничьих животных и минимального уровня их плотности;

• представление Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь информации по ведению охотничьего хозяйства по утверждаемым этим Министерством формам;

• укомплектование штата егерской службы в течение трех месяцев со дня получения лицензии работниками численностью, рассчитанной исходя из следующих норм: не более 10 тыс. гектаров лесных, водно-болотных охотничьих угодий и (или) 30 тыс. гектаров полевых охотничьих угодий на 1 работника.

Для получения лицензии соискатель лицензии наряду с документами, определенными Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2005 г., № 17, представляет в Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь копию решения местного Совета депутатов о передаче в аренду охотничьих угодий, карту-схему охотничьих угодий и копию договора аренды охотничьих угодий, заключенного в установленном порядке соискателем лицензии с местным исполнительным и распорядительным органом, а также копию штатного расписания. Следует отметить, что выдача лицензии на ведение охотничьего хозяйства согласовывается с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Лицензирование деятельности по заготовке и переработке древесины осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь. Лицензия выдается только юридическим лицам сроком на 5 лет. Данный вид лицензируемой деятельности включает следующие составляющие работы и услуги:

• заготовка древесины на землях лесного фонда (валка деревьев, обрубка (обрезка) сучьев и раскряжевка, трелевка (перемещение древесины от места валки до погрузочного пункта или дороги));

• переработка древесины, включая производство пилопродукции (продольное деление бревен и полученных частей), оцилиндрованных изделий, срубов, лущеного и строганого шпона, щепы, древесного угля.

Не является лицензируемой деятельностью:

• заготовка дров физическими лицами для собственных нужд;

• рубка древесно-кустарниковой растительности в пределах полос отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек и площадок государственной геодезической сети в процессе их эксплуатации, а также в прилегающих к просекам воздушных линий электропередачи полосах леса;

• заготовка деловой древесины физическими лицами для восстановления принадлежащих им жилых домов и надворных построек, уничтоженных или поврежденных в результате пожаров или стихийных бедствий, по решению рай(гор)исполкомов до 50 куб. метров.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, является наличие технических средств,
а также квалифицированных работников. При осуществлении деятельности по заготовке древесины необходимо также:

• применение техники и технологий, обеспечивающих максимальное сохранение верхнего плодородного (перегнойного) слоя почвы, биологического разнообразия и своевременное воспроизводство лесов;

• соблюдение правил пожарной безопасности, проведение в местах работ противопожарных мероприятий, а в случае возникновения лесного пожара – оповещение о нем государственной лесной охраны и оказание содействия в его тушении;

• обеспечение сохранности семенных групп и других, не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете (ордере);

• оказание услуг по заготовке древесины юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и другим лесопользователям;

• недопущение действий, повлекших возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в зоне ведения лесозаготовительных работ (нарушение сооружений нефтегазопроводов, линий электропередачи);

• предоставление Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь достоверных первичных статистических данных о заготовке древесины.

Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, проводится Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Под лицензируемой деятельностью понимается радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, промышленных, сельскохозяйственных, гражданских и других объектов, определение содержания радионуклидов в сельскохозяйственной и промышленной продукции, продукции лесного хозяйства, строительных материалах, пищевых продуктах, питьевой воде, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах, поверхностного загрязнения, мощности дозы гамма-излучения. Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю сроком на 5 лет.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии при ее выдаче, лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности:

• наличие необходимых поверенных средств измерений, персонала, прошедшего обучение на курсах повышения квалификации специалистов подразделений радиационного контроля, аттестата аккредитации подразделения радиационного контроля (лаборатории, поста радиационного контроля и др.) на соответствие требованиям Системы поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь или удостоверения оценки качества выполнения измерений;

• иностранные юридические лица для получения лицензии и при осуществлении лицензируемой деятельности должны иметь (применять) приборы, внесенные в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, методическую документацию, принятую в Республике Беларусь, а также должны быть аккредитованы в установленном порядке.

Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Лицензия может быть выдана как юридиче­скому лицу, так и индивидуальному предпринимателю сроком на
5 лет. Следует отметить, что деятельность в области промышленной безопасности включает в себя достаточно широкий перечень работ и услуг. К лицензированию в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды относятся следующие работы и услуги:

• утилизация (переработка), хранение и захоронение радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива;

• добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей).

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии при ее выдаче, лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности:

• наличие в штате соответствующих специалистов, прошедших подготовку и проверку знаний в установленном порядке;

• наличие производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности, организованного в установленном порядке;

• наличие организационных и технических возможностей осуществлять лицензируемую деятельность в соответствии с требованиями актов законодательства и др.

Лицензирование деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю сроком на 5 лет.

Данный вид лицензируемой деятельности включает следующие составляющие работы и услуги:

• обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т. п.);

• геологическое изучение недр (комплекс исследовательских
и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых);

• добыча торфа или сапропелей;

• бурение скважин на воду глубиной более 20 метров;

• использование отходов 1—3-го классов опасности, обезвреживание отходов;

• экологический аудит.

Общим требованием, предъявляемым к лицензиату, является требование об осуществлении деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами, а также техническими нормативными правовыми актами. К лицензиату предъявляются также лицензионные требования и условия, которые зависят от вида работ или услуг, входящих в рассматриваемый вид деятельности.

При обращении с озоноразрушающими веществами к ним относят:

• наличие и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ и оказание услуг, связанных с обращением с озоноразрушающими веществами;

• соблюдение установленных объемов потребления озоноразрушающих веществ;

• ведение учета потребления озоноразрушающих веществ и осуществление отчетности по обращению с ними.

При геологическом изучении недр:

• наличие оборудования, обеспечивающего выполнение работ по геологическому изучению недр;

• наличие акта о предоставлении горного отвода на участок недр, использование предоставленного участка недр в соответствии с целью, для которой он предоставлен;

• представление достоверных данных о разведанных запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в государственный геологический фонд и органы государственной статистики.

При добыче торфа или сапропелей:

• наличие оборудования, обеспечивающего выполнение работ по добыче торфа или сапропелей;

• наличие акта предоставления горного отвода на участок недр, предоставленный лицензиату для добычи торфа или сапропелей, и документа, подтверждающего предоставление (передачу) ему земельного участка для этих целей в границах горного отвода или водного объекта (его части) в обособленное водопользование;

• при добыче сапропелей из озер наличие экспертного заключения об экологическом состоянии озера и оценке возможности добычи сапропелей, выдаваемого в установленном порядке Белорусским государственным университетом;

• ежегодное представление информации о добытых объемах торфа или сапропелей в государственный геологический фонд и органы государственной статистики.

При бурении скважин на воду глубиной более 20 метров:

• наличие оборудования, обеспечивающего выполнение работ по бурению скважин на воду глубиной более 20 метров;

• представление в установленном законодательством порядке информации о выполненных работах по бурению скважин на воду в государственный геологический фонд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.