Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое право 30 страница




§ 6. Экологические требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, обязаны выполнять мероприятия по охране земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов.

В целях охраны окружающей среды при производстве, заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники, хранении горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других препаратов вокруг производственных объектов организуются санитарно-защитные зоны, создаются очистные сооружения, обеспечивающие выполнение экологических требований.

Обязанность по выполнению мероприятий по охране природных ресурсов при осуществлении сельскохозяйственной деятельности возлагается на юридических лиц и граждан нормами природоресурсного законодательства, устанавливающими меры по охране соответствующих компонентов природной среды. Так, ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» определяет требования по охране атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения подлежат согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов с целью исключения за­грязнения ими атмосферного воздуха.

Статья 78 ЛК устанавливает обязанности юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает вредное воздействие на состояние лесов, по проведению мероприятий по охране и защите лесов. Объекты растительного мира также подлежат охране при применении средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов. Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» применение средств защиты растений, регуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, которое оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира, должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биотехнических, биологических и других мероприятий, направленных на снижение вредных последствий применения этих препаратов.

В соответствии со ст. 73 ВК юридические и физические лица, деятельность которых оказывает вредное влияние на состояние подземных вод, обязаны принимать меры по предупреждению и предотвращению загрязнения и истощения подземных вод, а также обустройству режимной локальной сети наблюдательных скважин для контроля за состоянием подземных вод. В местах нахождения месторождений подземных вод, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения и лечебных целей, не допускается устройство накопителей твердых и жидких отходов, размещение скотомогильников и строительство других объектов, которые могут быть источником загрязнения этих вод. Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима. Прибрежные полосы являются природоохранной территорией c режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В прибрежных полосах запрещается: распашка земель, садоводство и огородничество; выпас скота и организация летних лагерей для него; хранение и применение ядохимикатов и минеральных удобрений; размещение садоводче­ских товариществ, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники; мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники.

Земельное законодательство устанавливает специальные меры с целью охраны земель при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения: рациональную организацию территории; защиту земельных участков от загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и др. Статья 137 КоЗ устанавливает экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. Объекты внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения размещаются в соответствии с утвержденными проектами внутрихозяйственного землеустройства. Инструкция о порядке разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, утвержденная Постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, предусматривает экологическую оценку проектов внутрихозяйственного землеустройства, включая сведения о режимах охраны и ограничениях использования земель, установленные для заказников, памятников природы, водоохранных зон и прибрежных полос рек и водоемов, зон санитарной охраны водозаборов питьевого назначения, охранных зон инженерных коммуникаций и сооружений и других охраняемых территорий и объектов.

§ 7. Экологические требования при осуществлении
генно-инженерной деятельности

Безопасность генно-инженерной деятельности представляет собой состояние защищенности, достигаемое посредством выполнения мер, направленных на предотвращение или снижение до безопасного уровня возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду при осуществлении генно-инженерной деятельности.

Правовую основу безопасности генно-инженерной деятельно­сти составляет Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности». Объектами отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности являются генно-инженерные (генетически измененные, модифицированные, трансгенные) организмы, т. е. живые организмы, содержащие новую комбинацию генетического материала, полученного с помощью генетической инженерии, а также права на осуществление генно-инженерной деятельности. Законодательством установлены следующие уровни риска генно-инженерной деятельности:

• I уровень – работа с непатогенными генно-инженерными организмами;

• II уровень – работа с условно патогенными генно-инженерными организмами;

• III уровень – работа с патогенными генно-инженерными организмами, способными вызывать опасные инфекционные заболевания и распространять инфекцию, для которых имеются эффективные меры профилактики и лечения;

• IV уровень работа с патогенными генно-инженерными организмами, которые являются возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, обладающих способностью быстро распространяться, и для которых неизвестны эффективные меры профилактики и лечения.

Государственное управление в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Мерами по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности являются:

• выдача разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов;

• выдача разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

• аккредитация замкнутых систем для осуществления работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности;

• государственная регистрация сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов;

• учет генно-инженерных организмов;

• установление требований безопасности генно-инженерной деятельности;

• государственная экспертиза безопасности генно-инженерных организмов;

• контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности;

• применение мер ответственности за нарушение требований законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности.

На международном уровне обеспечение биобезопасности закреплено Картахенским протоколом по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. Цель Протокола заключается в содействии обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия.

§ 8. Правовое обеспечение радиационной безопасности

Радиационная безопасность населения представляет собой состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения. Основы правового регулирования в данной сфере определены Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения».

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:

• принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

• принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;

• принцип оптимизации – поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

• уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий облучения;

• предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

• виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Радиационная безопасность также обеспечивается путем установления обязанностей пользователя источников ионизирующего излучения, к которым относятся:

• соблюдение требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;

• планирование и осуществление мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

• проведение оценки состояния радиационной безопасности новой продукции, веществ, а также новых (модернизированных, реконструированных) установок, технологических процессов
и производств, включающих источники ионизирующего излучения, и оценки состояния радиационной безопасности при проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

• осуществление контроля радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом, сбросом и захоронением радиоактивных веществ;

• информирование в установленном порядке Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о радиационных авариях, других ситуациях, влияющих на радиационную безопасность;

• обеспечение регистрации источников ионизирующего излучения;

• принятие мер по обеспечению сохранности источников ионизирующего излучения и др.

Пользователь источников ионизирующего излучения осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности, определяет порядок проведения такого контроля с учетом особенно­стей и условий выполняемых им работ и согласовывает его с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Самостоятельной мерой обеспечения радиационной безопасности является осуществление контроля содержания радиоактивных веществ в продовольственном сырье, пищевых продуктах, питьевой воде, а также контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалах и изделиях.

§ 9. Правовое регулирование обращения с отходами

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»* под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Подразделяются на отходы производства и отходы потребления. Отходы производства образуются в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), к ним относятся также побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Отходы потребления – вещества или предметы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» отходы разделяются по видам в зависимости от:

• агрегатного состояния – на твердые отходы и жидкие отходы;

• степени опасности – на опасные отходы и неопасные отходы;

• возможности их использования – на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.

Опасные отходы классифицируются также по классам опасности:

• первый класс опасности – чрезвычайно опасные;

• второй класс опасности – высокоопасные;

• третий класс опасности – умеренно опасные;

• четвертый класс опасности – малоопасные.

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» право собственности на отходы имеют:

производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

Пользователи земельных участков, выявившие на своих земельных участках отходы и не заинтересованные в обращении их в свою собственность, обязаны в течение пяти календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их выявлении в местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить сбор и удаление этих отходов, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество. В случае невыполнения данного требования пользователи земельных участков признаются собственниками отходов со дня их выявления государственными органами, осуществляющими государственный контроль и (или) государственный надзор в области обращения с отходами.

Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования. Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому лицу подлежат регистрации в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту хранения, обезвреживания и (или) использования таких отходов. Перечень таких опасных отходов утвержден Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;

• представлять первичные статистические данные об обращении с отходами;

• предоставлять информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия и др.

Законодательство устанавливает ряд требований (в том числе экологической безопасности) по обращению с отходами. Так, согласно ст. 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лица, хозяйственная и иная деятельность которых связана
с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Захоронение отходов на территории заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, в болотах, водных объектах и их водоохранных зонах, зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а при причинении или возникновении опасности причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду– на землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, территории населенных пунктов и зеленых зон этих пунктов запрещается. Требования к обращению с отходами устанавливаются также техническими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввоз опасных и иных отходов на территорию Республики Беларусь в целях хранения и (или) обезвреживания запрещается. На международном уровне право на запрещение импорта отходов с целью их удаления закреплено Базельской конвенцией
о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., стороной которой является Республика Беларусь. При этом национальное законодательство предусматривает возможность ввоза в Республику Беларусь отходов с целью их использования в качестве сырья или вторичного сырья на территории Республики Беларусь. Такие действия возможны при условии получения разрешения на трансграничное перемещение отходов в Республику Беларусь, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты

1. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Законов Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З; 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. – 2/1335.

2. О радиационной безопасности населения: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 1998 г., № 122-З (с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь от 21 дек. 2005 г., № 122-З) // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 5. – Ст. 25; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. –
№ 2. – 2/1169.

3. Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368.

4. О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1193.

5. О магистральном трубопроводном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 87-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь,
29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 7 мая 2007 г., № 212-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 9. – 2/836; 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 118. – 2/1309.

6. О газоснабжении: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г., № 176-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З;
20 июля 2006 г., № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. – № 8. – 2/925; 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

7. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2001 г., № 50-З (с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь, 24 июля 2002 г., № 134-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 71. – 2/793; 2002. – № 87. – 2/883.

8. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2007 г., № 278-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 199. – 2/1375.

9. О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 237-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 21 мая 2002 г., № 100-З;
19 июля 2004 г., № 306-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 4. – 2/12; 2002. – № 59. – 2/849; 2004. – № 120. – 2/1054.

10. Кодекс внутреннего водного транспорта: Кодекс Респ. Беларусь, 24 июня 2002 г., № 118-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 134-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 76. – 2/867; 2006. – № 106. – № 2/1233; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

11. Воздушный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 78. – 2/1214.

12. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., № 32-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 9 июля 2007 г., № 247-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 56. – 2/775; 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 170. – 2/1344.

13. Об утверждении Классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающ. среды Респ. Беларусь, 8 окт. 2001 г., № 18 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 108. – 8/7453.

14. О Перечне отходов, сделки по отчуждению и (или) передаче которых другому лицу на определенный срок подлежат регистрации: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23 янв. 2002 г., № 79 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 13. – 5/9821.

15. Об утверждении Положения о порядке размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 февр. 2000 г., № 260 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. – № 26. – 5/2704.

16. Правила охраны магистральных трубопроводов: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 11 апр. 1998 г., № 584 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1998. – № 11. – Ст. 301.

17. Положение о порядке выдачи разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2006 г., № 1049 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 131. – 5/22764.

18. Положение о порядке выдачи разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г., № 1160 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 151. – 5/22922.

19. О порядке учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями созданных, ввозимых в Республику Беларусь, вывозимых из Республики Беларусь и перемещаемых транзитом через ее территорию непатогенных генно-инженерных организмов: Постановление М-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 августа 2006 г., № 51 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 144. – 8/14953.

20. Положение о порядке проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 8 сент. 2006 г., № 1160 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 151. – 5/22922.

21. Конвенция о биологическом разнообразии: Конвенция, 5 июня 1992 г.: ратифицирована Постановлением Верхов. Совета Респ. Беларусь, 10 июня 1993 г., № 2358-XII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 27. – Ст. 347.

22. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции
о биологическом разнообразии, 29 янв. 2000 г.: ратифицирован Законом Респ. Беларусь 6 мая 2002 г., № 97-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

23. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: Конвенция, 22 марта 1989 г.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 16 сент. 1999 г., № 541 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 36. – 3/73.

ГЛАВА XXI. Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности населенных пунктов

§ 1.Понятие правового обеспечения экологической
безопасности населенных пунктов

Охрана окружающей среды населенных пунктов является одним из направлений обеспечения экологической безопасности. В качестве объекта правового регулирования в данном случае выступает окружающая среда населенных пунктов, которая представляет собой сложное природно-антропогенное образование, включающее природные, природно-антропогенные и антропогенные элементы, обеспечивающие развитие населенных пунктов. Окружающая среда населенных пунктов является качественно новым природно-социальным явлением, устойчивое функционирование которого обеспечивается не естественными законами природы, а целенаправленной деятельно­стью человека по поддержанию экологического равновесия в населенных пунктах. Использование компонентов природной среды на территории населенных пунктов имеет комплексный характер, направлено прежде всего на удовлетворение жизненно важных потребностей населения.

Размещение и развитие населенных пунктов является одной из наиболее сложных форм взаимодействия общества и природы. Правовое регулирование отношений, возникающих при обеспечении экологической безопасности населенных пунктов, направлено на то, чтобы обеспечить правовыми средствами благоприятное качество окружающей среды населенных пунктов. Предметом правового регулирования в данной области общественных отношений являются не только отношения по сохранению и рациональному использованию компонентов природной среды на территории населенных пунктов, но и общественные отношения в социально-экономической сфере, которые влияют на качество жизненной среды и подвергаются экологическому регулированию.

Пределы и содержание правовой охраны окружающей среды населенных пунктов определяются их правовым статусом и выполняемыми функциями. Такой статус характеризуется главным образом административными признаками и зависит от положения населенных пунктов в системе административно-территориального устройства Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» определяет понятие населенного пункта как компактно заселенную часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющую необходимые для обеспечения жизнедеятельности жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. При этом юридические критерии отнесения населенных пунктов к различным категориям (численность проживающего населения, уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры и др.), по которым населенные пункты подразделяются на городские и сельские, не отражают их градостроительное значение и экологическое состояние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.