Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-логический анализ проблемы трудового воспитания дошкольников




Идеи философов, физиологов о трудовом воспитании нашли свое

воплощение в теоретических трудах и экспериментальных

исследованиях отечественных ученых. При изучении проблемы

трудового воспитания в разное время необходимо выделить ряд

подходов к изучению этого вопроса. Во-первых первое направление

было связано с представлениями детей о труде взрослых (исследования

Е.И.Радиной). В исследовании З.И.Борисовой показана значимость и

возможность воспитания ответственности в процессе дежурств.

В исследовании Л. Образцовой выявлено, что показателем трудолюбия

в старшем дошкольном возрасте могут быть и такие качества, как

инициатива в труде, потребность быть занятым, стремление

приобрести необходимые знания и трудовые умения, желание

тщательно выполнять работу, а также бережное отношение к предмету

и орудиям труда. Т.е. первое время отечественные ученые

преувеличивали внимание вопросам ознакомления с трудом взрослых

и снижение внимания к организации личной трудовой деятельности

дошкольников. Наиболее разносторонней по своему содержанию

является работа В.Г.Нечаевой, в которой экспериментально

раскрывается особенности детского труда, формы его организации, в

частности поручения, дежурства. В данной работе впервые конкретно

поставлен вопрос о соотношении собственной трудовой деятельности

и ознакомление с трудом взрослых.

Проведенные исследования В.И.Логиновой, К.А.климовой,

А.Д.Шатовой и др., позволили пометить несколько иной подход к

проблемам трудового воспитания дошкольников. Все названые авторы

доказывают, что в процессе правильно организованной деятельности

детей дошкольного возраста, возникают и формируются относительно

сложные мотивы нравственного поведения ребенка.

Трудами Д.Б.Эльконина, Я.З.Неверович, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой,

Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой и др. заложены осоновы отечественной

теории трудового воспитания. Суть этой теории состоит в том, что в

дошкольном возрасте можно и нужно формировать общие компоненты

трудовых действий- это умение действовать целесообразно,

дифференцировать действия в связи с особенностями используемых

предметов, материалов, развивать способность заранее представлять

результаты своих действий,планировать их последовательность. Но,

однако, к 1989 году, складывается неоднозанчное отношение к

проблеме трудового воспитания.

Психологи (В.Петровский, В.В.Давыдов, Т.В. Драгунова) утверждают,

что рано говорить о трудовой деятельности дошкольников как об

особом самостоятельном виде деятельности. Трудового воспитания нет

и быть не может, т.к. труд, это физические и умственные способности

(усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство

товаров и услуг (В.Петровский). Ребенок 5-6 лет не дозрел до участия в

данном процессе, и по его мнению не следует торопить событие.

Неоднозначность отношения к вопросам трудового воспитания

дошкольников заключается и в том, что в "Концепции дошкольного

воспитания" высказано несколько противоречивое положение

относительно обязательности трудового воспитания и его места в

разностороннем развитии личности ребенка, есть прямая критика в

адрес традиционного подхода к трудовому воспитанию дошкольников.

"Концепция дошкольного воспитания" исключает само понятие

"трудовое воспитание", а включает формирование предметно-

практической деятельности. Авторы Концепции считают, что

необходимо преодолеть узкобытовую ориентацию в организации

предметно-практической деятельности людей, в корне изменить

методы воволечения детей в эту деятельность и формы ознакомления

их с трудом взрослых. Не специфические трудовые умения и навыки

составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском

саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по

собственной воле в предметно-практической деятельности.

Выше изложенное позволяет констатировать, что конец 20 начало 21в.-

этап в дошкольном образовании, который отличался забвением

проблемы приобщения ребенка к труду.

Появление Федеральных государственных требований к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

изменило ситуацию, так как в них выделяется образовательная область

"труд". В настоящее время в комплексных программах

"Детство"(Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова),

"Истоки"(под ред. Л.А.Парамонова), "Успех"(под науч. руководством

А.Г.Асмолов), раздел "труд" представлен как самостоятельная

образовательная область, что наш взгляд вполне логично и

закономерно.

Содержание образовательной области "труд" в ФГТ направлено на

достижение цели формирования положительного отношения к труду

через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности,

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду

других людей и его результатам, формирование первичных

представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого

человека. Данное содержание и введение труда в образовательный

процесс определяет необходимость обновления подходов к

организации трудовой деятельности дошкольников и поиска наиболее

эффективных методов и средств способствующих формированию

нравственных качеств личности, в том числе и самостоятельности.

В последние годы интерес к проблеме трудового воспитания вновь

появился, и исследователи по иному рассматривают ее.

На рубеже 21 века идея о целостном развитии ребенка как субъекта

детских видов деятельности продолжает развиваться и нашла

отражение в работе М.В.Крулехт. Было доказано, что субъективные

проявления ребенка дошкольного возраста выражаются в

оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности,

инициируемыми этими отношениями. Позиция субъекта деятельности

становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию

ребенка с миром и возможность творить этот мир.

 

Субъектнве проявления имеют эмоциональную и деятельнотную

направленность и выражается:

· в интересе к деятельноти;

· в избирательном отношении к разным видам деятельности;

· в инициативности и желании заниматься тем или иным видом

· деятельности;

· в самостоятельности выбора и осуществления деятельности;

· в творчестве способов действий и продуктов деятельности.

В исследовании ЮА. Мичуриной обосновывается возможность и

воспитательная значимость организации совместной трудовой

деятельности детей стапршего дошкольного возраста со взрослыми для

развития индивидуальности. На основе анализа исследований автор

показывает, что ключевой характеристикой индивидуальности

является субъектность, которая формируется при наличии

соответствующим образом организованной активностью деятельности.

Все это позволяет автору говорить о развитии индивидуальности

дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Ю.А.Мичурина

обоснованно опирается на принцип субъект-субъектного

взаимодействия при рассмотрении детской трудовой деятельности,

определяя ее как совместную со взрослым преобразовательную

деятельность, сотрудничество, в котром и ребенок, и взрослый

приобретает право на проявление индивидуальности,

самостоятельности. интересным в работе Ю.А.Мичуриной является

модульное построение технологии, в котрой выступает авторский

подход к использованию приемов педагогического стимулирования

трудовой активности дошкольников, организация совместной

трудовой деятельности ребенка со взрослым на основе партнерства,

взаимосвязь традиционных и нетрадиционных средств и форм

трудового воспитания. В исследовании Е.А.Шанц рассматривается

проблема формирования социальной активности детей старшего

дошкольного возраста в процессе труда в природе. Формирование

социальной активности в данном возрасте продиктовано рядом

возрастных особенностей дошкольников, а именно: сохраняющейся

высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, потерей

непосредственности, развитием элементов произвольности,

самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением

иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает

ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности.

Эффективность работы по формированию социальной активности

детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности

обеспечивается соблюдением следующих условий: постоянная

включенность трудовой деятельности детей в образовательный

процесс ДОУ и семьи, создание в ДОУ и семье предметно-

развивающей среды, отбор наиболее эффективных методов обучения,

подготовленность педагогов и родителей к позиции принятия

активности ребенка. Предложенная автором исследования модель

педагогического процесса по формированию социальной активности

включает в себя организацию процесса трудовой деятельности

дошкольников и организацию социально-педагогической работы с

коллективом воспитателей и родителей, организацию процесса

трудовой деятельности в уголке природы и на участке ДОУ с

использованием комплексного руководства трудовой деятельностью.

Формирование инициативы, самостоятельности начинается с

дошкольного возраста. Д.А.Шингаркиной теоретически обоснованы

компоненты, связи и содержание структурной модели воспитания

трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе

ознакомления с миром взрослых, основанная на целенаправленном

подражании поведению, деятельности человека труда, стимулировании

трудовых действий и развитии разных видов активности

дошкольников.

Интересным на наш взгляд в данном исследовании является

обоснование того, что воспитание трудолюбия у старших

дошкольников представляет собой уровневый процесс. Критериями

для оценки уровня трудолюбия выступают: мотивы в труде,

ценностное отношение к труду, знание и трудовые действия.

Безусловно организация разных форм трудовой деятельности

способствует формированию самостоятельности. Создание

оптимальных условий для формирования самостоятельности у ребенка

в условиях ДОУ предполагает использование развивающих

технологий, включающих активные формы и методы обучения и

воспитания. В основе педагогического воздействия лежит перевод

дошкольника на позицию субъекта, как носителя активности,

потребности в деятельности. Проявления ребенка как субъекта

деятельности связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе

содержания деятельности и средств ее реализации; а также процесами

эмоционально-положительной направленности в общении и

стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

В дошкольной педагогике выделяются 2 группы субъектных

проявлений ребенка: эмоционально- субъектные и деятльно-

субъектные. Именно деятелльно-субъектные проявления связаны с

активностью, инициативностью ребенка в выборке видов

деятельности. Его субъектность определяется самостоятелльно и

творчеством в выборе содержания деятельности. Ребенок в процессе

трудовых поручений, дежурств начинает самостоятельно предлагать

варианты решения, выполнения, распределения обязанностей между

детьми, предпринимает первые попытки анализа продуктов

самостоятельной деятельности.

В настоящее время в ДОУ используются различные технологии

непосредственного осуществления образовательного процесса.

Особенности педагогической технологии трудового воспитания

(М.В.Крулехт) связаны с конструированием педагогического процесса,

направленного на целостное развитие ребенка как субъекта

деятельности.

Технологии формирования самостоятельности в трудовой

деятелльности можно представить как пошаговое приобщени ребенка

к современному миру в процессе разных видов труда.

На первом этапе идет формирование знаний о предметах и труде

взрослых через наблюдение за трудом взрослых, родителей. Второй

этап связан с овладением трудовыми умениями, способами

самоконтроля, самооценки- это возможно в процессе

самообслуживания, в сервировке стола, мытье игрушек, уборке

игровой комнаты. Третий этап связан с вхождением ребенка в

реальные трудовые связи- оказание посильной помощи взрослым,

последовательное расширение постоянных трудовых поручений.

Совокупность последовательно реализуемых шагов, в которых

предусматривается передача информации, организация

познавательной, трудовой деятельности в разных формах (поручения,

дежурства), стимулирование активности детей позволяет успешно

решать задачи формирования самостоятельности.

Вопросы для студентов:

1. Работы каких ученых посвящены трудовому воспитанию?

2. Назовите 5 условий И.М.Сеченова необходимых для формирования трудовых движений?

3. Дайте определение понятиям труд, трудовое воспитание?

4. Трудами каких отечественных ученых заложена теория трудового воспитания?

5. Кто является автором учения о высшей нервной деятельности?

Подготовка преподавателя к уроку: подбор и анализ литературных источников, составление плана урока, написание конспекта урока.

Используемая литература:

1. Буре Р.С., Година Г.И., Учите детей трудиться – М.: 1983.

2.Сергеева Д.В., Воспитание детей в процессе трудовой деятельности – М.: Просвещение – 1987

3.В.Г.Нечаева, Воспитание дошкольника в труде- М.:Просвещение-1983.

4. М.А.Васильева., Трудовое воспитание детей дошкольного возраста-М.:Просвещение-1984.

5.Д.В.Сергеева., Руководство трудовой деятельностью дошкольников - М.:Просвещение-1986.

Домашнее задание: Выучить лекционный материал к семинарскому занятию; составить вопросы по лекционному занятию для интеллектуальной разминки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.