Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Как говорить, чтобы вас слушали.




 

Еще античные ученые заметили, что эмоциональным состоянием слушателей можно управлять, опираясь на те или иные приемы ораторского искусства. Но этот эффект достигается в том случае, если оратору доверяют, фанатично любят и если он способен зажечь, воодушевить слушателей, если он побуждает к сопереживанию, негодованию, наконец, если он опирается на чаяния слушателей.

К примеру, намечается дискуссия-спор, и вы готовитесь к публичному выступлению. У вас естественно возникает ряд вопросов, на которые вы должны найти ответ:

1. О чем говорить?

2. Какова цель выступления?

3. Как говорить, чтобы достигнуть цели?

  1. Как учитывать уровень подготовленности, профессиональной и научной компетентности аудитории?

5. На кого ориентировать выступление?

6. Как эффектнее закончить выступление?

7. Время и место выступления?

Опыт публичных выступлений, дискуссий и споров показывает, что если до выхода в аудиторию нет четких и ясных ответов на выше сформулированные вопросы, то будет большой самоуверенностью сказать, что ваше выступление пройдет гладко. Поэтому приведенные выше семь ключевых вопросов необходимо ставить самому себе и искать на них ответ всякий раз, когда перед вами возникает задача публичного выступления.

В процессе же публичного выступления, чтобы вас внимательно слушали, необходимо использовать соответствующие приемы ораторско­го искусства.

Далее хотелось бы познакомить читателя с некоторыми приемами.

 

Прием новизны

Наиболее сильные из приемов ораторского искусства — это приемы новизны предлагаемой информации. Считается, что оратору удается удержать аудиторию в напряженном внимании, если он владеет информацией, которая в 3-4 раза превышает ту, которой располагают слушатели. Кроме того, существуют приемы, которые позволяют оратору создать эффект новизны:

—неожиданно новая информация, трансформирующая общепринятые взгляды на ранее известные факты;

— личная позиция оратора, не совпадающая с позицией отдельных авторитетов;

— оживление выступления малоизвестными историческими фактами, их оригинальная интерпретация;

— контрастные сравнения, сопоставление известных, либо новых статистических данных;

— оригинальная оценка ранее известных концепций, смелые критические суждения в их адрес;

— сопоставление противоречивых фактов, суждений.

Цель применения приемов новизны — удивить, озадачить, если хотите, «ошарашить» слушателей, желающих услышать что-то новое, оригинальное, удовлетворить их как познавательный, так и профессиональный интерес.

Опора на интересы и потребности людей

В процессе дискуссии, спора очень важно найти внутренний отклик в мотивах, желаниях и интересах, потребностях если не всех, то большинства участников. При этом очень важно знать нравственные чувства людей и опираться на них.

Вначале целесообразно высказывать аргументы «за» и только после «против».

Суть этого приема более чем очевидна. Каким бы негативным, малозначимым, малопривлекательным ни было предложение оппонента, всегда следует его рассмотреть с позиции как достоинств, так и недостатков. Поэтому вначале следует говорить о позитивном, значимом, о том, что вы одобряете, а в конце раскрыть негативные, отрицательные факты, суждения и т.д.

Сочетание теоретической аргументации с конкретными фактическими примерами

Суть этого приема также очевидна. Иногда этот прием трансформируется в принцип, суть которого формулируется как единство слова и дела. Действительно, развивая теоретическую концепцию решения какой-либо проблемы, не менее важно еще и раскрыть механизм ее практического воплощения в жизнь.

Для любого участника спора нет более убедительных теоретических доводов, чем те, которые проверены практикой. Ваше утверждение будет еще убедительнее, если практически проверено лично вами.

Оценка фактов, их интерпретация

В процессе любого спора возникает необходимость не только, а часто не столько принять или отвергнуть некоторые факты, но и дать им взвешенную оценку и вашу личную интерпретацию. Бесплодные попытки переспорить друг друга часто оканчиваются неудачей, т.е. превращаются в схоластический спор, если не иметь четких критериев для оценки конкретных фактов и их обоснованной интерпретации.

Уважать инакомыслие

В процессе ведения дискуссии и спора очень важно, какую позицию вы займете к инакомыслящим, к тем, кто занимает принципиально противоположную точку зрения.

Критика, что называется, «в лоб», наскоки противников, лобовые атаки друг на друга, как правило, не только не помогают, но и усугубляют ситуацию. Что делать в таких случаях?

Прежде всего, в своем выступлении следует показать, как искренне и глубоко вы уважаете своего оппонента. Например, вы не согласны с его доводами и аргументами. Ясно, что лобовая атака в опровержении его аргументации и, тем более, навязывание вашей точки зрения мало что даст, кроме конфронтации и неприязни друг к другу. Поэтому следует начать дискуссию с тех позиций, которые позволяют найти вам точки соприкосновения или мотивы и цели, которые вас могут объединить. Таковыми могут быть, например, моральные, эстетические ценности, которые вам близки и решение которых имеет общечеловеческую значимость.

Продвигаясь и углубляясь в обсуждение проблемы, вы постепенно должны всякий раз своим поведением, мимикой и тем более аргументацией показать ваше искреннее уважение и к самому собеседнику, и к его позиции, точке зрения.

Соизмерять аргументы и проблемы

Суть этого ораторского приема заключается в соблюдении меры, гармонии между выдвигаемыми проблемами и аргументами, способами обоснования и решения. Нельзя, например, обсуждая проблему низкого уровня культуры юриста, все сводить к тому, что это только сугубо психологическая проблема. Ясно, что ее эффективное решение имеет более глубокие — социальные, общекультурные и экономические — корни.

От содружества к сотрудничеству

Любая, интересно поставленная проблема, побуждает к размышлению, к коллективному поиску истины. И разные взгляды, точки зрения не только не являются помехой, а чаще всего выступают как активизирующее, стимулирующее средство к поиску других, более продуктивных и эффективных методов, приемов коллективного решения проблемы. Особенно сближает участников дискуссии-спора применение метода мозгового штурма, при котором на первых этапах решения проблемы критика запрещена. Все участники, генерируя идеи решения проблемы, выступают на равных. Это, несомненно, сближает их. Лишь после того, как число идей оказывается достаточно большим, все на равных критикуют идеи, подходы. Тем самым, участники спора с неизбежностью от конфронтации переходят к сотрудничеству и сотворчеству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.