Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример социальной политики в Советское время




Советский период. Основными социальными достоинствами построенного общества считались отсутствие безработицы и социальная защищенность людей, дававшие им «уверенность в завтрашнем дне». В СССР социальные блага распределялись через фонды общественного потребления, значительная часть – через производственные коллективы. Были бесплатными образование, здравоохранение, предоставление жилья, занятия физкультурой и спортом, многие формы досуга. Действовала система государственного регулирования цен, обеспечивающая доступность товаров и услуг. Развитие социальной сферы определялось как рост жилищного строительства, числа учителей, врачей и т. д. Существовала обширная система льгот. Каждому члену общества гарантировался определенный (как правило, невысокий по стандартам современных развитых государств) уровень потребления в зависимости от его социального статуса.

Однако всеобщность и бесплатность социальных услуг еще не означала их повсеместной доступности и высокого качества. Понятие «дефицита» в социальной сфере автоматически устраняло безвозмездность. Решение самых простых житейских проблем требовало немалых усилий – необходимость «достать», «устроить», «договориться» прочно вошла в повседневный обиход и существенно деформировала все отношения в сфере социального обустройства. Человек превратился в жертву государственной заботы: реализация декларированных социальных прав сопровождалась постоянным психологическим давлением и унижением человеческого достоинства; люди, причастные к распределению благ, приобрели особый неформальный статус. Фактическая невозможность выхода за пределы предписанного уровня потребления существенно ограничивала экономический рост государства. Такая социальная политика привела к формированию совершенно особого, «советского» образа жизни, отношений, морали и ценностей. Качество жизни не было высоким, однако в отношениях между людьми, в образе жизни было много действительно ценного, и об этом необходимо помнить молодым журналистам, для которых советская эпоха – историческое прошлое, и стремиться к уважению чувств старших поколений.

Сегодня модель социальной политики:

Основными направлениями деятельности государства в социальной сфере на федеральном уровне сегодня являются:

o Законодательно-правовая деятельность - зафиксировано, что «в РБ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В Конституции установлены также государственные социальные гарантии: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

· Мониторинг социальной сферы и экспертиза. На их основе и с учетом мирового опыта вырабатываются научно обоснованные рекомендации, которые могут быть положены в основу новых социальных проектов, программ, технологий. По результатам мониторинга создаются научно-методические рекомендации по социальному обслуживанию; проводятся мероприятия – конференции, семинары, совещания, дискуссии.

· Определение принципов, источников, порядка и объемов финансирования социальной политики. Расходы на социальную сферу составляют сегодня примерно четверть в общем объеме государственных расходов. Включают социальные выплаты и социальную помощь.

· Организация системы социальных служб и управление социальной работой. Государство является собственником системы, лицензирует социальную работу, обучает специалистов, контролирует их деятельность. Систему социальных служб составляют федеральные, региональные и муниципальные структуры: комплексные центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания, геронтологические центры, специальные дома для одиноких пожилых людей, центры социально-медицинской реабилитации инвалидов, кризисные центры для женщин и мужчин, службы срочной социальной помощи, службы телефонов доверия и другие. Они принимают следующие меры:

организационно-распорядительные – выявление нуждающихся, диагностика и организация помощи;

социально-экономические – выплата пособий, компенсаций, субсидий, оплата услуг и льгот, натуральная помощь;

медико-реабилитационные – медицинская помощь, патронаж, реабилитация и инвалидов;

психолого-педагогические – косвенное воздействие на самочувствие и поведение.

· Разработка социальных программ. Это выделение в качестве приоритетных наиболее острых социальных проблем и оперативный отклик на них: обоснование целей, план действий, сроки, ресурсы, исполнители. Такие программы позволяют сконцентрировать усилия и ресурсы разнообразных учреждений и служб, держать проблему под более пристальным контролем, в том числе общества, так как основные социальные программы находятся в поле публичного внимания и освещения СМИ. В Беларуси действуют социальные программы различных статусов. Самые важные – президентские, они финансируются напрямую из бюджета.

 

- Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь;

- Государственная программа возрождения и развития села;

- Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей;

- Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы

- Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц

- Президентская программа "Дети Беларуси" (подпрограмме «Социальная защита семьи и детей», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля» и «Дети-инвалиды», «Дети и закон. Воспитание личности», «Детское питание»)

- программа социальной поддержки одаренных учащихся и молодежи (создан Специальный Фонд Президента РБ, база данных талантливой молодежи, молодых ученых);

- Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы (включает подпрограммы «"Стимулирование рождаемости и укрепление семьи", "Охрана здоровья матери и ребенка", "Формирование здорового образа жизни и создание благоприятной среды обитания", "Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения", "Оптимизация миграционных процессов").

- Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы.

- Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2007-2010 годы;

- Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы;

- Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2006–2010 годы;

- Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы;

Социальные проекты часто реализуются предприятиями в рамках КСО, бизнес сообществом, некоммерческими организациями (например, как лучший социальный проект года был отмечен сайт «Вместе» белорусского общества инвалидов). Еще примеры социальных проектов: Санта-Бремор - программа по очистке от мусора лесов в пригороде Бреста (экологические инициативы), участие в международной акции Всемирного фонда защиты дикой природы «Час Земли», Программа утилизации отходов, создание комплекса по разведению осетровых рыб и производству черной икры.

Представители средств массовой информации и бизнес по-разному трактуют понятие «социальная ответственность бизнеса», а также значимость для общественности социальных проектов, реализуемых компаниями. Между тем, от этого взаимопонимания зависит эффективность расходования рекламных бюджетов компаний, доходы СМИ, качество публикуемых материалов, формирование общественного мнения по отношению к бизнесу.

Концепция социальной ответственности бизнеса (СОБ) в наиболее привычном для россиян понимании начала формироваться полвека назад в США, Великобритании, Японии и Германии. Согласно концепции СОБ, бизнес должен заботиться не только о прибыли и уплате налогов, которые государство направляет на решение социально значимых проблем, но и сам участвовать в их решении, повышении квалификации и уровня жизни наемных работников и решении экологических проблем. Конечно, у этой теории есть противники, утверждающие, что ответственность бизнеса – это увеличение дохода его акционеров и уплата налогов.

Эта сумятица в терминах в деловой среде (а значит, и среди пресс-служб, являющихся рупором бизнеса) отразилась и в СМИ, у которых также нет единого понимания термина «социальная ответственность бизнеса». Как у одной, так и другой стороны, при принятии решения реализовать (осветить в своем СМИ) тот или иной социальный проект, есть большая доля субъективизма.

Главное, развести понятия благотворительность и социальная ответственность бизнеса, – подчеркнул Владимир Силин. – Компании не могут подменять собой государство и просто давать деньги нуждающимся. Думаю, компании в области социальной ответственности в основном должны быть нацелены на перспективное инфраструктурное развитие окружающей среды – общественных групп, бизнес-культур. То есть играть роль инфраструктурного мостика, который поможет системно решать задачи социального развития в регионах присутствия. В идеальном варианте – это должны быть проекты, направленные на достижение долгосрочного и системного эффекта.

Журналисты в своих материалах по данной тематике обозначают лишь общие тренды, называют реализуемые социальные проекты без упоминания конкретных компаний, участвующих в воплощении этих социально значимых проектов. Конкретные компании в редакционных (неоплачиваемых) материалах упоминаются в основном в деловых или специализированных СМИ. При этом большинство газет, журналов, теле – и радиостанций, интернет-изданий воспринимают любую информацию о каких-либо социальных или благотворительных проектах бизнеса как их саморекламу и PR-акции, размещение которых в эфире, новостной ленте или печатной площади должно соответствующим образом оплачиваться.

У каждого СМИ существует своя редакционная политика, в рамках которой они освещаются те или иные события в своих редакционных материалах, под своим углом зрения. И нередко, что позиция и акценты, которые расставляет СМИ не устраивает компании, которые бы хотели донести информацию о своих «добрых делах» до общественности. В этом случае я считаю, что если хотите, чтобы информация вышла с теми акцентами, которые для вас значимы, чтобы в ней прозвучало именно то, что вы хотите — платите за материал и выходите «на правах рекламы», в этом случае вы можете согласовывать каждую фразу. А что касается выбора при подготовке редакционного материала: «почему вы рассказали об этой компании или событии или не рассказали о нас?», то здесь я хочу сказать, что при прочих равных, наша редакция всегда учитывает текущие взаимоотношения с компанией, в том числе и рекламные договоры, – сказала Галина Красильникова, главный редактор делового издания «Авант-ПАРТНЕР».

Представители общественных организаций видят определенную возможность для компромисса – социальные мероприятия компаний нужно проводить так, чтобы они были интересны обществу, а значит, и средствам массовой информации.

Кроме того, бизнесу не хватает информации о тех проектах, которые готовы реализовать общественные организации. Первые не всегда знают, в какие социально значимые инициативы можно вложить средства, хотя и имеют такое желание, а у вторых не всегда хватает средств на воплощение подобных инициатив. И СМИ в данном случае могли бы стать той площадкой, с помощью которой деньги бизнеса и инициативы общественников могли бы «найтись» и послужить на благо социума.

«Национальные проекты» стали наиболее масштабной социальной акцией государства за все постсоветское время.

Практика освещения в СМИ национальных проектов ярко показала политизированность подходов:позитивно-информационный ракурс демонстрировали новостные телевыпуски, оппозиционно-иронический стиль доминировал в публикациях некоторых оппозиционных СМИ. Первые стремятся подтвердить серьезность и решимость властей, вторые не скрывают скептического отношения. И в одном, и в другом случае легко прочитывается политический подтекст. Однако постепенно появляется и другое: национальные проекты и программы начинают привлекать все большее внимание к социальным проблемам, СМИ явно стремятся разобраться в них, найти новые информационные подходы и при этом в качестве основного источника информации используются не пресс-службы, а конкретные ситуации из жизни. Манипулятивные механизмы, которые описывались выше, тоже работают. Важно, однако, главное: как бы ни задумывались проекты, им удалось «развернуть» прессу лицом к обществу.

- Первый Белорусский Национальный Социальный Проект PARTA.BY.

- Примером национального проекта может стать Национальная программа развития сельских территорий, которая принята в Беларуси. "Это тот национальный проект, под который должны тем или иным образом разрабатываться программы", - считает замминистра экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.