Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность сознания

ОТЛИЧИЕ СОЗНАНИЯ ОТ ИНСТИНКТОВ ЖИВОТНЫХ Из анализа предпосылок сознания следуют выводы. Сознание как тако­вое: а) отражает жизненно важные для человека предметы и процессы, происходящие в

окружающем мире, б) удерживает в памяти опыт по их конструк­тивному использованию, в) нацеливает человека на поиск и совершенствование культурных предметов - орудий труда. Однако отчасти эти качества присущи: 1) и самим живо­тным, например, особенно высшим приматам: 2) не только сознанию, но и предсознанию: интуиции, подсознанию, кон­структивным образам и установкам.

В опытах с обезьянами, проводившимися с целью выяснения их психиче­ского и интеллектуального потенциала, выяснилось, что обезьяны в состоянии: 1) лучше адаптироваться к изменени­ям окружающей среды и аномалиям собственного организма, преодолению стрессов; 2) в состоянии решать весьма сложные формально-мыслительные задачи, находить выход из за­путанных ситуаций – «лабиринтов».

Так, на ваших глазах обезьяна по сигналу эксперимента­тора выберет из пучка разноцветных цветов цветы одинаковой расцветки или из многих кучек камней камни одинаковой ве­личины. Если на пути к приманке - связке бананов - нахо­дится стена огня и тут же стоит ведро с водой, то обезьяна «догадается» взять ведро и залить из него огонь водой. Если приманку не достать непосредственно лапой, а рядом есть несколько сегментов палок или ящиков, то обезьяна скомби­нирует из них длинный шест или подставку. Сложны для нее, но решаемы головоломки с лабиринтами, различными техническими приспособлениями. Иногда даже кажется, что обезьяна «умнее» человека. Кстати говоря, как показа­ли исследования зоопсихологов, развитие обезьяны в пер­вые два года обгоняет развитие человека.

Однако все действия обезьян непосредственно направлены на удовлетворение инстинктов. «Посторонние» средства достижения результатов при добыче приманки используются лишь в случае нахождения их в поле зрения примата. И если их нет в его поле зрения, то их нет для него вообще. В известных опытах И.Павлова по формированию условных рефлексов у собак обна­ружилось, что животные реагируют слюноотделением не только на лампочку, зажигавшуюся ранее одновременно с подачей пи­щи, чтобы выработать рефлекс, но и на звук шагов эксперимен­татора, на его индивидуальный запах и тому подобное. Последнее показывает, что раздражитель, посторонний пище, на который «ставится» условный рефлекс у собаки, не ограни­чивается отдельным предметом или сигналом, в данном случае светом, а воспринимается животным в контексте всей системы обстоятельств, многообразия окружающих предметов.

То же и с обезьянами. Для них вспомогательные предметы: сегменты палок, ящики, ведра с водой и т.д. - лишь фрагмен­ты пространства, отделяющего их от приманки. Они есть лишь части природной среды, своего рода» «ветви» и «сучья», которые следует преодолеть, либо используя в своих ближай­ших целях, либо ломая на своем пути. Самостоятельного ин­тереса вне эксперимента они не представляют. Если они используются высшими приматами, то только в данный момент. После достижения отдельного результата, они тут же бро­саются. Высшим приматам удастся очень многое. Но главного, т.е. того, что их отличает от человека, они достичь не могут. В решении такой задачи, которая не по силам одному живо­тному, они не могут кооперировать свои усилия. Каждый желает добиться результата в одиночку, отталкивая остальных. Способность объединять усилия в процессе коллективной деятельности и есть сознание. Поэтому в определенном смысле сознание есть совместное знание.

ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО Для совместной деятельности требуется программа.

Объединение усилий индивидов возможно только тогда, когда в идеале предполагается результат, когда прежде реальных действий их сценарий проигрывается в голове, где расписываются роли и исполнители. На ранних этапах развития человека такой план достаточно прост. Он может складываться из единой цели, в качестве которой может выступать объект охоты - крупное животное. Про­грамма деятельности здесь закодирована в орудиях труда, в качестве которых выступают не только палки и камни, но и ямы, загоны. Роли же распределяются согласно физическим способностям ин­дивидов и их жизненному опыту. Регламент отношений в промысло­вой деятельности распространяется и на другие се виды: бытовую, психическую, сексуальную. Складывается социальная иерархия, возникают и развиваются формы материальной и духовной культуры. Они так же выступают, как своеобразные орудия труда. Позднее усложнение социальных отношений приводило к отделению духов­ного труда от материального. Возникал язык, искусство, религия..., т.е. то, что принято сегодня называть формами сознания.

ИДЕАЛЬНОЕ- СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ Значение термина «идеальное» в научном смысле слова не сводится «к самому высокому» или к «самому чистому»,

например, говорят: идеальный человек или идеальный газ. На самом деле, идеальное - это образ, представление материального, в котором сконцентрировалась его сущность. Наиболее удачной художественной аналогией идеального является театральное представление. Образы Данте, Шекспира, Чехова, разворачиваемые на театральной сцене, есть не сама по себе жизнь, а ее представление.

Это представление, с одной стороны, глубже повседневной жизни, но, с другой стороны, как и всякая чистая форма, - дальше от нее. Как говорится, самая мудрая пьеса - это жизнь. И упаси боже, пре­вращать се для себя и других в театральное представление. Тогда неминуемо разочарование, отчаяние, психический срыв и т.д. Идеальное – это не только коллекционно-чистый слепок материального, но и программа отношения человека к материально­му миру, программа его изменения. Если идеальное содержательно бедно, то и изменение мира носит грубый, примитивный харак­тер. За примером далеко ходить не надо. Неразвитые идеальные представления об экономике так называемого социализма привели, в конце концов, к катастрофе. Да и в целом наша цивилизация в силу неразвитости своего идеального наделала много ошибок: войны, экологические катастрофы…Наоборот, богатое по содержанию идеальное - это изменение материальных предметов сообразно собственно-человеческим, гуманным законам развития общества.

Наше сознание идеально, потому что в нем все время бьется пульс проекции нашего сегодня в завтра. В этих образных контурах гряду­щего с большой силой высвечивается сущность нашего настоящего "Я". В этом смысле каждый миг нашей жизни органично включает в себя прошлое - в виде наследия, настоящее - в виде текущих событий, буду­щее - в виде тенденций текущих событий и наследия, а также проектов их изменения. Органичной связью прошлого, настоящего и будущего, как видим, является идеальное. В ходе своего развития со­знание создает идеальные религиозные, эстетические, научные и другие нормы и эталоны. Они являются по отношению к реальным людям и событиям требованиями – «императивами». «Отнесись к ближнему своему как к самому себе», «Держись только фактов и ничего не бери на веру». Идеал - это также предельная форма суще­ствования человека, будь то божественные идеалы или научные. Отдать свою жизнь за бога, т.е. за весь человеческий род, пожертво­вав своей жизнью, или погибнуть во имя торжества истины во льдах Северного полюса, поставив эксперимент на себе.Увлечение идеалом, забвение того, что и идеалы необходимо соотно­сить с реальностью, менять их в соответствии с реальностью, приводит к утопизму. Он может быть фантастическим, похожим на сказку. Может быть воинственным, похожим на кровавый кошмар. Поэтому идеал в научном смысле слова содержит в себе момент антиутопизма.

Пренебрежение идеалами - голый практицизм - превращает жизнь в животное существование, где человек превращается в полупавлина-полупавиана. Но в обоих случаях он превращается в получеловека. Такой практицизм неминуемо ведет к деградации. Культ потребительства все более и более тянет человека к животному образу жизни, отдаляя культуру и людей, живущих по запросам культуры. В конце концов, человека ожидает одиночество, жизнен­ный крах. Недаром в библии сказано о том, что «за тленом погонишься, тленом и станешь».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Почему сущность сознания следует начинать искать вне его собственного пространства? 2. Чем принципиально отличается психика животных от соз­нания человека? 3.Что такое иде

альное? 4. В чем сходство и различие идеального и идеала? 5. Какие две крайние формы идеала наблюдаются в истории общества?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки происхождения сознания | Формы сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.