Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды безработицы и ее последствия




Общая величина безработицы, которая зафиксирована в стране на конкретный момент времени, носит название фактической. Она включает две составляющие: явную и скрытую. Явная безработица – это официальная, зарегистрированная в Фонде занятости населения. Она статистически отражена среди прочих экономических показателей. Скрытая безработица опасна тем, что она никак не фиксируется. Дело в том, что сегодня все чаще встречаются случаи, когда трудовая книжка субъекта находится на каком-либо предприятии, т. е. фактически он числится в качестве его работника. В то же время он не участвует в производственном процессе, создании ВВП и не получает заработную плату.

Существует следующая классификация безработицы:

1. Фрикционная. Данный вид безработицы имеет также и другое название – добровольная. Сюда включаются лица, которые ищут работу и уже готовы к ней приступить, а также те, кто сам уволился для того, чтобы сменить место работы.

2. Структурная безработица. В экономике очень часто происходят структурные сдвиги, когда отрасли начинают иметь абсолютно разное значение в общем производстве ВВП, а экономика в целом как бы переспециализируется. В результате актуальными и востребованными на рынке труда становятся совершенно иные специализации, нежели прежде. Те работники, которые были заняты в этих уже «ненужных» отраслях, становятся безработными, подлежат сокращению либо вынуждены проходить дополнительные курсы переспециализации. Первопричиной этих изменений, как правило, называют научно-технический прогресс. Так, например, все большее значение приобретают специалисты высоких технологий, нано– и биотехнологи. Благодаря этому в высших учебных заведениях появились одноименные факультеты, которые в будущем будут поставлять на рынок труда этих специалистов.

Также примером может служить переход к всеобщей компьютеризации, когда ранее работники выполняли свою работу вручную. С внедрением на производстве компьютерных систем прежним сотрудникам приходилось либо увольняться, либо проходить переобучение. Наконец, пожалуй, самый простой исторический пример – это появление станков на производственных предприятиях, когда работа машин вытеснила труд нескольких тысяч работников.

3. Циклическая безработица считается вынужденной. Любая экономика так или иначе обладает цикличностью в развитии.

Другое дело, что циклы имеют разную продолжительность во времени. Иными словами, во время спада в экономике наблюдается увеличение числа безработных вследствие невозможности осуществления выплат заработной платы и снижения спроса на рынке труда. Соответственно, во время циклического подъема данный вид безработицы отсутствует.

Имеет место тип безработицы, который существует всегда, что подтверждает гипотезу о невозможности установления равновесия на трудовом рынке и достижения состояния полной занятости. Естественная безработица включает в себя фрикционную и структурную. А в совокупности с циклической она дает фактическую величину безработицы. Таким образом, можно рассчитать уровень безработицы: он равен отношению числа безработных к общей величине рабочей силы. Естественный уровень безработицы (NAIRU) присутствует при полной занятости, т. е. соответствует потенциальному значению ВВП. Данный показатель может расти вследствие объективных причин: увеличения доли молодежи в составе рабочей силы, частых структурных сдвигов в экономике, а также по причине вытеснения мужского труда женским, так как ежегодно на рынок труда выходят больше женщин, чем мужчин.

Влияние безработицы на объемы производства (ВВП) выражается законом Оукена: если фактический уровень безработицы превышает потенциальный хотя бы на один процентный пункт, то фактический объем производства будет превышать потенциальный в β раз. Здесь β – это коэффициент Оукена, который различается по странам, но чаще всего он находится в интервале от 2 до 3. Математически закон безработицы можно определить формулой:

– β(u – u*) = (Y – Y*) / Y*,

где u – это фактический уровень безработицы;

u* – естественный уровень безработицы;

Y и Y* – фактический и потенциальный объемы производства.

Получается, что разность u – u* есть не что иное, как уровень циклической безработицы. Значит, чем он больше, тем ниже фактический ВВП.

Используя данные занятости и безработицы, можно определить 5 состояний на рынке труда.

1. Избыточная занятость, когда в результате превышения числа работников среднего уровня ВВП растет до точки перегрева, после чего начинает снижаться.

2. Нормальная занятость характеризуется соответствием числа занятых среднему значению, поэтому ВВП производится в условиях, близких к полной занятости.

3. Недостаточная занятость сопровождается ростом числа безработных. Естественная безработица как сумма добровольной и структурной начинает расти.

4. Рецессия – недостаточная занятость в совокупности с неполным использованием производственных мощностей. Здесь фактический ВВП намного ниже потенциального.

5. Фаза подъема, когда фактический объем производства увеличивается исключительно за счет привлечения дополнительных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что приведенные выше 5 фаз рынка труда описывают цикличность его развития: пик сменяется спадом, после чего наступает период подъема.

 

10 вопрос Эволюция методов государственного регулирвания.Тенденции изменения государственного воздействия на экономику.

Существуют две группы методов государственного регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические).

Специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономи­ческие интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их дея­тельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбо­ра для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе кос­венных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с цен­трализованно управляемой экономикой, где господствуют админист­ративные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах госу­дарственного регулирования с административных (прямых) на кос­венные методы.

Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желатель­но, а необходимо:

контроль над монополистическими рынками;

обеспечение экологической безопасности и сохранения не­воспроизводимых природных ресурсов;

разработка ряда важных обще­национальных стандартов, направленных на сохранение здоровья, бе­зопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением;

определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, соци­альные выплаты и пособия);

защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей.

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснова­ны и вторгаются в чужеродную для них область.

Тенденции изменения государственного воздействия на экономику:

со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются;

изменение масштабов и интенсивности государствен­ного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический (волнообразный) характер;

государственное вмешательство в экономику, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа;

государственная активность в экономике остается необходимой для сохранения нравственных устоев общества.

 

Государственное регулирование рынка труда – система правовых и организационно-экономических мер государства в обеспечении эффективной занятости, нормальных условий труда и рационального использования рабочей силы.

Объекты государственного регулирования рынка труда:

1. занятость;

2. социальные отношения между работником и работодателем;

3. трудовые отношения (оплата труда, охрана труда, условия приема, увольнение);

4. подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников;

5. распределение и перераспределение рабочей силы.

Государство гарантирует всем трудоспособным лицам трудоспособного возраста:

- право осуществлять любую законную экономическую деятельность;

- защиту от дискриминационной практики найма на работу и увольнения;

- бесплатную помощь в поисках работы в соответствии с интересами, потребностями, образованием и навыками лица, учитывая потребности общества;

- выходную денежную помощь в случае утраты постоянной работы;

- бесплатное обучение и переобучение безработных;

- обеспечение работой по специальности выпускников государственных профессиональных учебных заведений;

- выявление лиц, которые причисляются к категории безработных, а также лиц, которым оказывается социальная защита.

^ Государственное регулирование рынка труда и занятости предусматривае��:

- законодательное обеспечение условий труда в зависимости от его видов, места выполнения, личности работника;

- создание государственной системы исследования и прогнозирования состояния общенациональных и региональных рынков труда;

- создание сети служб занятости;

- создание фондов содействия занятости;

- разработка программ государственной помощи в подготовке кадров и новых рабочих мест;

- создание системы материальной помощи в связи с временной безработицей.

В РФ правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т.ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В технологии государственного регулирования рынка труда различают следующие стадии:

(1) аналитическая;

(2) целевая;

(3) организационно-методическая;

(4) корректировочная;

(5) результативно-оценочная.

На первой стадии анализируется состояние рынка труда.

В процессе анализа спроса определяется состав, объем, структура спроса, выявляются тенденции динамики этих параметров (возможные сокращения, стабилизацию, рост количества рабочих мест и т.д.).

Анализ трудовых рынков должен быть комплексным, т.е. охватывать всю совокупность рынков, которая имеет в России трехуровневую структуру:

(1) национальный (общероссийский) рынок;

(2) региональные рынки;

(3) местные рынки.

Одно из основных направлений регулирования системы рынков труда и признаков развития системы — повышение ее гибкости, которое проявляется в усилении мобильности рабочей силы - территориальной, профессионально-квалификационной, отраслевой. В процессе анализа очень важно выявить состояние региональных и местных рынков, определить регионы, в которых ситуация на рынке труда особенно неблагоприятная (с чрезмерно высокими уровнями трудоизбыточности или трудодефицитности, структурными перекосами соотношений спроса и предложения и т.д.), регионы относительно благополучные и регионы с наилучшими характеристиками основных параметров рынка труда.

На основе информации, полученной в результате мониторинговых исследований, разрабатываются балансы спроса и предложения рабочей силы в масштабе страны, а также на региональном и местном уровнях. Это основные документы, в которых отражены реальное состояние общероссийского, региональных и местных рынков, рыночные ресурсы и потребность в рабочей силе, их состав и структура.

Результаты анализа позволяют определить состав целей регулирования:

1. Наиболее приоритетной долгосрочной целью является достижение оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы.

2. Предотвращение массовой безработицы.

3. Сокращение продолжительности безработицы.

4. Снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков труда.

5. Повышение качества трудовых ресурсов.

6. Обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы.

Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на состояние рынка труда, в составе которых различают две группы:

(1) административные, или прямые;

(2) экономические, или косвенные.

К административным методам относятся:

• создание новых рабочих мест, организация общественных, временных работ;

• изменение масштабов подготовки работников всех профессий, специальностей в государственных учебных заведениях (высших и средних), организация переподготовки кадров, повышения их квалификации;

• организация социальной защиты незанятого населения посредством установления определенного уровня пособий по безработице и выплаты их;

• организация помощи безработным в их трудоустройстве через систему органов (служб) занятости;

• установление нормативного уровня минимальной заработной платы, обязательного для предприятий, организаций бюджетного и небюджетного секторов экономики;

• регулирование уровня заработной платы работников бюджетной сферы посредством Единой тарифной сетки и др.

^ Экономические методы:

1. стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, расширение ее масштабов, проявляющееся в увеличении количества рабочих мест;

2. государство может влиять на оплату труда посредством оптимизации налоговых ставок на доходы предприятий (фирм) и таким образом оптимизации размера той части дохода, которая остается в их распоряжении и используется для оплаты труда.

3. государственное регулирование состояния охраны труда, ее эффективность.

4. прогнозирование влияния факторов, определяющих состояние рынка труда:экономических, демографических, природно-климатических, миграционных и др. Их роль в механизме регулирования состоит в том, что результаты прогнозов определяют направленность, интенсивность, формы государственного воздействия на состояние общероссийского и региональных рынков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.