Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательство кассира




Я, нижеподписавшийся кассир Карташов Николай Иванович, принимаю на себя полную материальную ответственность за все порученные мне Московской клинической больницей ‡ 3 денежные суммы и другие ценности.

В случае, если по моей халатности, небрежности или неосторожности причиню ущерб МКБ ‡3, я обязан возместить его в полном размере.

Я обязуюсь точно выполнять установленные правила ведения кассовых операций и несу ответственность за их нарушение.

05 января 2002 года Н.И. Карташов

В небольших организациях, не имеющих по штату должности кассира, операции с наличными деньгами операции проводятся через подотчетных лиц, оформленных приказом по учреждению. В учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией (или имеющих большое количество структурных подразделений), заработная плата и пособия по временной нетрудоспособности, стипендий и другие выплаты могут выдаваться раздатчиками, с которыми заключаются письменные обязательства о полной материальной ответственности.

В организациях должны быть созданы надлежащие условия, гарантирующие сохранность наличных денег (отдельное помещение с охранной сигнализацией для кассы, сейф и т.д.).

Наличные деньги из банка получают по чекам, которые выписываются на имя кассира или лица, исполняющего его обязанности. Поступление денег в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером (форма ‡ КО-1) за подписью главного бухгалтера, а по исполнении — кассира. Лицу, сдавшему деньги в кассу организации, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт сдачи денег. Квитанция содержит те же данные, что и приходный кассовый ордер. Она заверяется печатью учреждения.

Выдача денег из кассы организации оформляется расходным кассовым ордером (форма ‡ КО-2). Заработная плата, премии, компенсации, стипендии выдаются по платежным ведомостям, которые содержат распорядительную надпись об оплате в трех-дневный срок; по истечении этого срока фактически выплаченную сумму отражают по расходу кассы. Расходные документы подписывают руководитель организации, главный бухгалтер, а по исполнении — кассир.

После совершения операций приходные и расходные документы погашаются штампами «получено» или «оплачено». Приходные и расходные кассовые документы регистрируются в журнале (форма ‡ КО-3) и являются основанием для учета кассовых операций в кассовой книге (форма ‡ КО-4). Записи в кассовую книгу производят под копировальную бумагу в двух экземплярах. Первый экземпляр служит отчетом кассира (остается в кассовой книге), а второй — с приложенными кассовыми документами передается в бухгалтерию. Записи в кассовую книгу делаются, как правило, ежедневно.

С согласия кассира кассовая книга может вестись автоматизированным способом в виде машинопрограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира». Получив эти машинопрограммы кассир проверяет их правильность и подписывает, а отчет вместе с приходными и расходными кассовыми документами передает в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

Листы кассовой книги в этих машинопрограммах нумеруются автоматически. Номера последовательно возрастают с начала года. По окончании календарного года машинопрограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке, а общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Учет кассовых операций ведется на активном счете 50 «Касса». Остаток показывает сумму наличных денег в кассе учреждения. По дебету отражаются суммы поступивших наличных денег в кассу учреждения, по кредиту — выданные суммы денег. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса организации»

50-2 «Операционная касса»

50-3 Денежные документы.

На субсчете 50-1 учитываются деньги в кассе. На субсчете 50-2 — деньги в кассах товарных контор, речных переправ, в билетных кассах и багажных кассах вокзалов, портов и т.д. по мере необходимости. На субсчете 50-3 — вексельные и почтовые марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины. Учет ведется в сумме фактических затрат на их приобретение.

Ежедневно на основании отчета кассира делаются записи в накопительную ведомость по кассовым операциям по форме ‡ 381 (мемориальный ордер ‡ 1).

Помимо денег в подотчете кассира могут числиться дипломы, аттестаты, путевки в дома отдыха, санатории, талоны на бензин, ГСМ и другие бланки строгой отчетности. Учет бланков ведется на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в книге учета бланков строгой отчетности.

При машинной обработке информации по учету кассовых операций на ЭВМ составляют ведомости прихода, расхода и использования наличных денег по назначению. Остаток наличных денег в кассе на конец месяца согласно ведомости сверяется с остатком по кассовой книге.

С целью контроля за сохранностью и использованием денежных средств в каждом учреждении должна проводиться внезапная ревизия кассы. Сроки ее проведения определяет руководитель учреждения. Практика показывает, что внезапные проверки целесообразно проводить не реже одного раза в месяц.

Ревизию кассы проводит комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Порядок ведения кассовых операций предусматривает ревизию с полным полистным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Если в организации имеется несколько касс, их ревизию необходимо проводить одновременно. В случае, если одна касса обслуживает несколько структурных подразделений, необходимо затребовать от бухгалтеров этих подразделений официальные справки об остатках денег на день ревизии для сличения с ними наличности кассы.

Комиссия составляет акт, в котором фактические остатки кассовой наличности сопоставляются с учетными данными и определяется недостача или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается членами комиссии. Комиссия должна потребовать от кассира письменное объяснение о причинах недостачи или излишка.

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины в учреждении осуществляют финансовые и кредитные органы, а также вышестоящая организация.

Действующим законодательством организациям независимо от форм собственности предоставлено право самостоятельной внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В ходе этой деятельности организации совершают сделки в различных валютах: рубли, СКВ, валюты клиринга, замкнутые (неконвертируемые) валюты. Для расчетов в иностранной валюте организациям могут быть открыты валютные счета в банках.

Открытие валютного счета возможно лишь в банке, имеющем лицензию на проведение операций в иностранной валюте. Лицензии коммерческим банкам выдает Центральный банк РФ (Банк России). Для открытия валютного счета организации представляют в банк дополнительно к перечисленным для открытия расчетного счета документам разрешение, в котором указывается право заниматься ВЭД (копия свидетельства о регистрации с приложенными копиями регистрационных карточек).

Параллельно с открытием текущего валютного счета на основании Инструкции ЦБ РФ, банк открывает клиенту транзитный счет, на который поступают все валютные перечисления в полном объеме. Банк направляет клиенту извещение о поступлении средств. Клиент должен оформить поручение на обязательную продажу либо представить банку документы о том, что поступившие средства не подлежат обязательным продажам. После соответствующих платежей остаток валютных средств перечисляется на текущий валютный счет клиента, который служит для учета средств, остающихся в распоряжении организации после обязательных продаж части экспортной выручки.

Счета клиентов являются мультивалютными, т.е. поступление в пользу клиентов зачисляется на них в валютах платежа.

Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 03 г. ‡ 173-ФЗ сформулированы следующие понятия.

1. Валюта Российской Федерации — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

2. Ценные бумаги в валюте РФ — платежные документы (чеки, векселя, Аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

3. Иностранная валюта — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты. Находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

По режимам наблюдения иностранная валюта различается на:

базисную;

свободно конвертируемую;

замкнутую (неконвертируемую);

клиринговую.

Базовая валюта служит в данной стране основной для котировки других валют.

Конвертируемая (обратимая) свободно, без ограничения обменивается на любую другую иностранную валюту (евро, доллар США, японские иены, канадские доллары и др.)

Замкнутая (неконвертируемая) валюта используется в пределах только одной страны и свободно не обменивается на другие иностранные валюты (рубли, валюты СНГ, развивающихся стран, индейские рупии и др.)

Валюта клиринга согласуется участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета взаимных требований и обязательств; функционирует в безналичной форме — в виде бухгалтерских записей на банковских счетах (например, расчеты по товарообороту России с Индией ведутся в клиринговых долларах США).

Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выражается в денежных единицах других стран. Установление курса валюты называется валютной котировкой. Известно три режима установления валютной котировки: на основе золотых паритетов (при золотом стандарте); система фиксированных курсов валют; система плавающих курсов валют, колебающихся в зависимости от спроса и предположения.

В сфере международных валютных отношений распространена прямая котировка, при которой цена определенного количества единиц (обычно 1,100) иностранной валюты выражается в денежных единицах данной страны. Различают официальный курс, устанавливаемый центральным эмиссионным банком и свободный, складывающийся на валютном рынке (биржах). В России курс рубля, котируемый Центральным банком РФ, является официальным курсом.

Курсовая разница — разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которого выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности на отчетный период.

Курсы иностранных валют к рублю периодически публикуются в периодических изданиях, например в «Российской газете», «Экономике и жизни», «Финансовой газете».

В бухгалтерии организации учет наличия и движения денежных средств в иностранных валютах на текущих валютных счетах в банках ведется на активном счете 52 «Валютные счета».

Бухгалтерский учет операций в иностранных валютах ведется в той же системе счетов, что и учет рублевых операций. Основанием для записи операций на счете 52 являются выписки банков из валютных счетов и приложенные к ним оправдательные первичные документы. Если в выписке банка из валютного счета суммы указаны только в валюте платежа, т.е. без рублевого эквивалента, то бухгалтер учреждения пересчитывает валютные операции в рубли согласно котировке ЦБ РФ на день совершения операции.

В бухгалтерском балансе остатки средств по счету 52 «Валютные счета», а также выявленная на счетах дебиторская или кредиторская задолженность в иностранной валюте подлежат пересчету на рубли на последний день месяца. В результате изменения курсов валют в период между датой совершения хозяйственной операции и датой расчета по ней возникают курсовые разницы. Различают положительную (курсовая прибыль) и отрицательную (курсовые потери) курсовые разницы. Так, при поступлении денежных средств в оплату отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг появляется курсовая разница между оценкой дебиторской задолженности по курсу на день предъявления расчетных документов покупателю (заказчику) и суммой поступивших на валютный счет денежных средств; при расчетах с подотчетными лицами по суммам денежных средств в иностранных валютах, выданных на командировочные расходы, — разница между суммой средств, полученной под отчет по курсу на день выдачи таких средств, и этой же суммой по курсу на день учета производственных расходов; при погашении кредитов банков — разница между суммой полученного кредита в иностранной валюте по курсу на день получения его и суммой этого же кредита по курсу на день погашения.

В бухгалтерском учете курсовые разницы между оценкой денежных средств и других активов по курсу иностранных валют на дату совершения операции и на последнее число отчетного периода относятся на счета финансирования и фондов. В аналитическом учете по счетам финансирования и фондов курсовые разницы отражаются обособлено на увеличение или уменьшение по соответствующим субсчетам. При учете курсовых разниц следует руководствоваться письмом Государственной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ «Об учете курсовых разниц при осуществлении внешнеэкономических операций» от 25 августа 1993 г. за ‡ ВГ-6-06/288; ‡ 16-22-105.

Наличная иностранная валюта может поступать в кассу для оплаты командировочных расходов работникам, направляемых за границу, или для определенных операций по разрешению территориального органа ЦБ РФ (например, реализация товаров и услуг за СКВ).

В бухгалтерии организации учет наличной валюты в кассе ведут на счете 50 «Касса», отдельно — «Валютная касса» и открывают отдельную кассовую книгу, в которой ведется учет по каждому виду валюты и одновременно по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

На практике дату совершения операции определить бывает сложно, т.к. это не всегда установлено нормативными документами. Например, по подоходному налогу с физических лиц дата, на которую ведется пересчет сумм заработной платы и других выплат в иностранной валюте за выполнение трудовых обязанностей — последний календарный день месяца, в котором начислен доход; таможенное законодательство определяет датами, на которые производятся конверсии сумм при уплате таможенной пошлины, день принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению и день уплаты пошлины. В большинстве других случаев дата пересчета принимается учреждением условно. Например, при зачислении или списании средств с валютного счета или при поступлении и выдаче валютных средств из кассы днем совершения операции может быть дата, указанная в выписке из валютного счета, в приходном или расходном кассовом ордере.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности «Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах. Определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату» (п. 75).

Бухгалтерский учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами ведется одновременно как в валюте расчетов, так и в валюте РФ.

Работникам организации могут выдаваться из кассы наличные деньги (авансы) под отчет на хозяйственные, операционные, представительские и командировочные расходы. Организация выдает наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителем по согласованию с банком. При этом следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ 4 сентября 1993 г. за ‡ 18.

Для получения денег под отчет работник подает заявление на имя руководителя организации, в котором указывает сумму и назначение аванса. При наличии задолженности по предыдущему авансу, подотчетные суммы не выдаются. На заявлении о выдаче аванса бухгалтер проставляет сметное подразделение (параграф, статью), на которое должен быть отнесен расход, и делает отметку об отсутствии задолженности за подотчетным лицом по предыдущему авансу, подотчетные суммы можно расходовать только на те цели, на которые выдан аванс.

Передача подотчетных денег одним лицом другому не допускается.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и провести окончательный расчет по ним. К авансовому отчету прилагаются оправдательные документы (чеки, квитанции, справки и т.д.), подтверждающие правильность произведенных расходов. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются в порядке их записи в отчет.

В бухгалтерии проверяют правильность оформления первичных документов, законность произведенных расходов по их назначению, а также производят арифметическую проверку. Проверяя законность произведенных расходов из подотчетных сумм, бухгалтер против каждой суммы проставляет дебетуемые счета, субсчета и статьи расходов. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем организации.

Если подотчетное лицо не представляет в бухгалтерию организации авансовый отчет или не возвращает неизрасходованные деньги, то руководитель имеет право удержать эту задолженность из его заработной платы.

Расчеты с подотчетными лицами по служебным командировкам должны осуществляться в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 21 января 1992 г. за ‡ 61, в котором определены порядок и нормы возмещения командировочных расходов. По мере изменения индекса цен Министерство финансов РФ вносит изменения в это письмо. Так, с 01 января 2002 г. установлены следующие размеры возмещения командировочных расходов. Оплата найма жилого помещения осуществляется по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки. Оплата суточных — 100 рублей за каждый день нахождения в командировке.

Проездные расходы возмещаются по фактическим затратам на основании предъявленных проездных документов. Если проездные документы не предъявляются, то оплата производится по минимальному тарифу. Возмещаются также расходы по проезду общественным транспортом (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта; расходы — за пользование постельными принадлежностями в поездах; стоимость услуг по предварительной продаже проездных документов; сумма страховых сборов, взимаемых с пассажиров железнодорожного, воздушного, морского, речного и междугородного автомобильного транспорта.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, возмещающих стоимость проезда к месту командировки и обратно, суточных и расходов по найму жилого помещения на срок командировки.

Руководителям организаций предоставлено право в случаях, когда размер указанных расходов по служебной командировке известен заранее, разрешать их оплату (с согласия работника) без представления подтверждающих документов. Тогда по приезде командированный работник может не отчитываться перед бухгалтерией. В тех случаях, когда выданная сумма оказалась меньше, чем фактические затраты, за командированным остается право представить документы, по которым с ним произведут расчет.

Проездные документы прилагаются обязательно, если командированный работник с разрешения руководителя организации воспользовался проездом в мягком вагоне, каюте, оплачиваемой по I-IV группам тарифных ставок на судах морского флота, в каюте I и II категорий на судах речного флота, а также на воздушном транспорте по билету I класса.

Если подотчетное лицо купило материальные ценности на рынке, у населения, то основанием для отчета может служить акт (справка), составленный по произвольной форме. В акте (справке) излагается хозяйственная операция, указываются дата и место покупки, количество и цена товара, паспортные данные продавца, государственный номерной знак автомобиля и другие данные, которые позволят работникам налоговой службы проверить достоверность предъявленного документа. Акт утверждает руководитель организации.

Работники централизованной бухгалтерии должны ознакомить подотчетных лиц с порядком расходования полученных авансов и составления авансовых отчетов.

Расчеты с подотчетными лицами учитываются на одноименном счете 71. По дебету отражается получение авансов или возмещение расходов по авансовому отчету, а по кредиту — списание аванса на основании представленных документов и возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу организации. Дебетовый остаток показывает задолженность работника перед организацией, а кредитовый — задолженность организации перед работником.

На суммы выданных авансов подотчетным лицам делается бухгалтерская запись:

Дебет счета 71 «Подотчетные лица»

Кредит счета 50 «Касса»

Но суммы фактических расходов, произведенных подотчетным лицом, согласно утвержденных руководителем организации авансовых отчетов, составляются бухгалтерские записи:

Дебет счета 10 «Материалы» (или 41 «Товары», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.)

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

При определении налогооблагаемой прибыли суммы расходов на командировки принимаются только в пределах норм, установленных Министерством финансов РФ.

Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведется по каждому подотчетному лицу, сумме выданного аванса и суммам произведенных расходов, а также неиспользованным авансам.

При компьютерной обработке информации по расчетам с подотчетными лицами изготавливают оборотные ведомости аналитического учета. Каждому подотчетному лицу присваивается постоянный код — очередной порядковый номер по учреждению. Авансовые отчеты, поступившие в централизованную бухгалтерию от подотчетных лиц, проверяются, регистрируются в журнале и кодируются. Они служат основанием для изготовления оборотной и сальдовой ведомости расчетов, в которой подводятся итоги по организации.

Выплаченные работнику суточные сверх установленных норм, а также суммы за наем жилого помещения без предъявления счета гостиницы подлежат обложению подоходным налогом по совокупности с оплатой труда, начисленной за месяц.

Правительством РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, сверх которого расчеты предписывается делать в безналичном порядке. Перечисление сумм со счета плательщика на счет получателя высвобождает из обращения значительные суммы наличных средств, дает возможность обходиться сравнительно небольшим их количеством при значительных оборотах хозяйственных организаций, обеспечивает контроль банков за договорной и бюджетно-финансовой дисциплиной.

Общий порядок организации безналичных расчетов регламентирует Положение о безналичных расчетах, утвержденное ЦБ РФ 14 апреля 2001 г. ‡ 2-П. Это Положение распространяется на все государственные, кооперативные, акционерные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-кредитные и финансово-расчетные центры и физические лица.

Средства со счетов организаций списываются по распоряжению владельца счетов. Очередность платежей определяет руководитель учреждения, если иное не предусмотрено законодательством. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Они должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать: наименование расчетного документа, число, месяц, год его выписки; наименование банка плательщика; наименование плательщика, номер его счета в банке; наименование получателя средств, номер его счета в банке; назначение платежа; сумму платежа; подписи руководителя учреждения и главного бухгалтера; оттиск печати.

Списание средств со счета плательщика допускается только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по телефаксу).

Бюджетные учреждения имеют право перечислять авансы другим организациям:

в счет оплаты за работы по договорам с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и техническими организациями, а также с ВУЗами — не свыше 25% сметной стоимости договора за данный календарный год, если не установлен иной порядок;

предприятиям связи по подписке на газеты и журналы, за услуги связи;

библиотечным коллекторам по подписке на техническую, политическую, художественную и другую литературу;

подразделениям воздушного флота за выполняемые ими работы — в размере затрат, исчисляемых исходя из предусмотренных в договорах сроков платежей;

предприятия общественного питания на питание учащихся учебных заведений системы профессионально-технического образования — в размере 50% стоимости месячного питания учащихся.

В зависимости от местонахождения учреждений банков, обслуживающих плательщика и покупателя, различают расчеты иногородние и одногородние. Формы расчетов определяются в договорах сторон в соответствии с законодательством. Работники бухгалтерии должны точно и своевременно учитывать и строго контролировать все расчетные операции, принимать меры к их ускорению, полноте и своевременности платежей, предупреждать нарушения расчетной дисциплины. Важно правильно и оперативно оформлять расчетные документы, своевременно сдавать их в банк, следить за полнотой и своевременностью поступления платежей. К нарушителям договорных условий и расчетно-платежной дисциплины применяются экономические санкции. По согласованию между организациями могут проводиться зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляются поручение, чек на незачтенную сумму.

Учет расчетов в бухгалтерии бюджетного учреждения или централизованной бухгалтерии должен обеспечивать полноту и достоверность состояния расчетов с каждым поставщиком (покупателем) на данный момент, а также не допускать образования неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности.

Расчеты учреждений и организаций осуществляется с использованием: платежных поручений, чеков, аккредитивов, платежных требований-поручений.

Платежное поручение — это приказ плательщика банку списать с его счета на счет получателя определенную сумму в погашение своих обязательств. Платежные поручения применяются для расчетов с поставщиками за товары и услуги, для погашения кредиторской задолженности, для платежей в бюджет, органам социального страхования и для других целей. От неаккуратных плательщиков поставщик может потребовать предварительной оплаты счетов. В этом случае он получает от плательщика поручение до отпуска ему товара. На платежном поручении ставится отметка учреждения банка о принятии его к предварительной оплате, что служит основанием для получения товара, выполнения работ, оказания услуг.

Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Они принимаются к исполнению только при наличии денег на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием платежных поручений. При этой форме расчетов плательщик производит оплату не каждой сделки, а путем периодического перечисления средств в сроки и размерах, оговоренных договорами.

Ежемесячно стороны уточняют свои расчеты на основании фактического отпуска товаров или оказания услуг за весь период и производят окончательный расчет. Плательщик либо осуществляет доплату в окончательный расчет, либо удерживает сумму переплаты из очередного планового платежа.

Досрочный и отсроченный платежи применяются в случаях, предусмотренных договорами между участниками сделки без ущерба для их финансового положения.

Организации могут переводить средства через предприятия связи без ограничения размера переводов:

на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств (заработная плата, алименты, пенсии, авторский гонорар, командировочные и другие расходы);

предприятиям на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих, по заготовке сельскохозяйственной продукции в местах, где нет учреждений банков;

наличных сумм торговой выручки, налогов и других средств для зачисления на счетах в банках.

В поручение предприятие связи, переводящее средства, указывает организацию, которая будет оплачивать переводы. К поручению прилагается перевод получателя средств, который составляется в одном экземпляре и передается на почту. К остальным экземплярам поручений прилагается список переводополучателей, в котором указывается: кто получает деньги, на какие цели. Предприятия связи оплачивают поступившие переводы, поручениями, составленными в четырех экземплярах на общую сумму всех переводов по каждому получателю. На оборотной стороне всех экземпляров платежных поручений, относящихся к перечислению выручки на счета торговых организаций, предприятия связи указывают наименование этих организаций и суммы выручки по каждому из них.

При расчетах между предприятиями, учреждениями и организациями чеками владелец чека дает письменное поручение обслуживающему его учреждению банка о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя. Расчетные чеки используют только для безналичных расчетов.

Чеки выписываются на специальных бланках, сброшюрованных в книжки. Они выдаются учреждениями банков по заявлениям о выдаче чековых книжек. Чеки бывают лимитированными и нелимитированными.

Для получения лимитированной чековой книжки учреждение должно перечислить со своего расчетного счета на счет в банке необходимую сумму. В пределах этой сумма (лимита) учреждение банка имеет право выдавать книжки. Банк списывает сумму лимита со счета чекополучателя и зачисляет на его лицевой счет, т.е. депонирует сумму лимита для обеспечения платежей по чекам.

На обложке такой чековой книжки указывается общая предельная сумма лимита, на которую могут быть выписаны чеки из этой книжки. Это и определило ее название. Лимитированные чековые книжки выдаются в следующих случаях: для расчетов за продукцию, если плательщик не имеет спецссудного счета и не является участником децентрализованных зачетов; за услуги транспорта и связи, если плательщик не кредитуется под расчетные документы в пути или не пользуется правом расчетов за транспорт с указанных счетов; если плательщик, имеющий специальный счет, нарушает правила расчетов чеками из нелимитированных книжек или имеет просроченную задолженность по ссудам более 30 дней, а также в том случае, если банк прекратил оплату документов со специального счета плательщика; если эта форма расчетов предусмотрена договором или соглашением, а также при разовых поставках.

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выдаче чека на месте получения товаров, оказания услуг его может подписать должностное лицо учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности оговариваются право на подписание чека и сумма, на которую разрешается приобретение товаров. На чеке перед подписью пишется: «По доверенности».

Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку. Получение сдачи с суммы чека и обмен чека на наличные деньги не допускаются. К моменту прекращения расчетов чеками или окончания срока действия лимитированной книжки она представляется ее в банк при платежном поручении для зачисления неиспользованного остатка лимита на его счет.

Лимитированные чековые книжки учитываются и по каждому подотчетному лицу. Работники бухгалтерии должны строго контролировать использование расчетных чеков. При получении выписок банка с ними сверяются суммы корешков выданных чеков и чеков, оплаченных банком.

В нелимитированных чековых книжках общая сумма чеков не устанавливается. Чеки применяются при постоянных расчетах с транспортными организациями за тарифы и услуги по погрузке и выгрузке продукции.

При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслуживающему его учреждению банка произвести оплату счетов поставщика за отгруженные товары или оказанные услуги за счет своих средств или ссуды, депонированных в учреждении банка на условиях, указанных плательщиком в заявлении на выставление аккредитива.

При аккредитивной форме расчетов материальные ценности оплачиваются по месту нахождения поставщика, а не плательщика. Эта форма расчетов устраняет возможность задержки платежей поставщику и дисциплинирует плательщика.

Для оформления аккредитива плательщик подает в учреждение банка заявление на его открытие, в котором указывает: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика, наименование банка, исполняющего аккредитив; место исполнения аккредитива; перечень документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву; вид аккредитива; для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив; срок отгрузки; сумма аккредитива; способ реализации аккредитива. В нем также указываются условия, при которых может производиться оплата отгруженных товаров или выполненных услуг.

Реестр счетов представляется поставщиком банку в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального ордера, второй — приложением товарно-транспортных документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику, третий выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестров счетов.

Наличные деньги с аккредитива не выдаются. Неиспользованный остаток суммы возвращается в банк плательщика и зачисляется на его текущий (расчетный, бюджетный) счет. Закрытие аккредитива в учреждении банка поставщика может производиться:

по истечении срока аккредитива (о чем исполняющий банк уведомляет банк-эмитент);

по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока на заявлении поставщика. Неиспользованная сумма перечисляется банку плательщика по его указанию на счет, с которого депонировались средства;

по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. При этом аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения от банка-эмитента, но не более суммы остатка на счете.

Платежное требование-поручение — это требование поставщика к покупателю оплатить на основании расчетных и отгрузочных документов, отправленных в банк, стоимость поставленных по договору товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг. Платежные требования-поручения выписываются поставщиком и вместе с документами направляются в банк покупателя, который передает эти требования-поручения плательщику. Платежное требование-поручение принимается при наличии средств на счете плательщика.

Платежные требования-поручения считаются акцептованными, если плательщик не заявил банку полного или частичного отказа от оплаты. Акцепт означает согласие плательщика (покупателя) на оплату расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги. При согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати и сдает его в обслуживающий банк.

Полный отказ от акцепта платежного требования-поручения допускается, если:

предъявлены требования на незаказанную продукцию или непредусмотренные услуги;

товары отгружены по ненадлежащему адресу;

товары доставлены раньше сорока без согласия покупателя (получателя);

документально установлена (до истечения срока акцепта) недоброкачественность, некомплектность всего товара или несоответствие его требованиям стандартов и техническим условиям;

отсутствует утвержденная или согласованная в установленном порядке цена;

поставщик предъявил требования на ранее оплаченный товар или услуги;

поставщик предъявил бестоварные счета;

поставщик переадресовал товар в пути следования.

Полный отказ может быть заявлен также в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством, особыми условиями поставки или договором.

Однако полный отказ не допускается, если приведенные причины служат основанием лишь для частичного отказа. Частичный отказ возможен в случаях:

превышения в счете установленных цен на товары и тару;

отгрузки товаров в количестве, превышающем заказанное;

отгрузки наряду с заказанным незаказанного товара;

обнаружения арифметической ошибки в платежном требовании или в счете;

документально установленных до истечения срока акцепта недоброкачественности, некомплектности или несоответствия требованиям стандартов, технических условий части товара, а также пониженной сортности товара по сравнению с сортностью, указанной в счете;

представления требования на товар или услуги, ранее оплаченные частично;

включения в требование кроме стоимости отгруженного и сданного товара также стоимости товара, фактически не отгруженного и не сданного покупателю.

В последнее время появились новые формы взаимоотношений банков с предприятиями, связанные с расчетами. Примером могут служить факторинговые операции, при которых предприятия-поставщики уступают банку право получить платеж по платежным требованиям-поручениям за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, за что банк возмещает поставщику часть суммы платежа по таким платежным требованиям-поручениям немедленно. Остальную часть платежа банк перечисляет после поступления средств от плательщика. В договоре может быть предусмотрено незамедлительное возмещение поставщику полной суммы, указанной в платежном требовании-поручении.

За проведение такой торгово-комиссионной операции банк взимает плату. Взаимоотношения банка и поставщика по факторинговым операциям регулируются банком. В договоре предусматриваются условия совершения операций, в том числе реквизиты платежных документов, сумма, оплачиваемая банком, порядок совершения операций, размер платы по проведенным операциям и другие условия.

Банки практикуют также лизинговые операции по покупке коммерческими банками (по просьбе предприятий) различных машин, оборудования, транспортных средств и других видов производственных и непроизводственных основных фондов и передаче их в аренду этим предприятиям на определенный период. Банк, приобретая за счет собственных средств машины, оборудование и другие материальные ценности для предприятия-арендатора, подписывает с ним лизинговое соглашение (договор), в котором предусматриваются: предмет договора и возникновение права собственности на него у лизингодателя; непрерывный срок аренды, т.е. период, в течение которого соглашение не может быть расторгнуто; сумма арендных платежей и периодичность их выплаты; условия страхования оборудования; возможные варианты владения имуществом по окончании срока аренды; ответственность сторон и др.

Банки могут передавать имущество в лизинг на сроки, близкие периоду полного износа этого имущества, с последующим его выкупом лизингополучателем по остаточной стоимости либо сдать имущество в лизинг на сроки, более короткие, чем период его службы. Материальные ценности, используемые арендатором в течение всего срока лизингового соглашения, числятся на балансе их владельца, т.е. банка-арендодателя. После окончания лизингового соглашения предприятие-арендатор имеет право купить материальные ценности по остаточной стоимости, которая должна быть предусмотрена в лизинговом соглашении, или заключить новое лизинговое соглашение. Лизинговое соглашение может быть досрочно расторгнуто по инициативе банка в случаях неплатежа арендной платы, плохого содержания техники, невыполнения других пунктов договора. Если же соглашение будет прервано по вине банка-арендодателя, арендатор имеет право на получение неустойки, что и оговаривается в лизинговом соглашении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.