КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пророк. Исайя
Что такое экологическая этика Этику В экологическую Введение Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Если мы рассмотрим роль экологической этики с исторических позиций, ее можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. Как писал отец экологической этики О. Леопольд — экологическая этика — это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Долгое время человек относился к природе как к вещи. Например, массовые убийства людей всегда рассматривались как преступление против человечества, а массовое убийство детенышей нерп-бельков, — как хозяйственная деятельность, за которую давали премии. Истязание человека в наши дни уголовно наказывается, а коррида, во время которой с особым изощрением истязаются быки, считается романтической традицией, привлекающей туристов. Мы видим, что человек в приведенных примерах рассматривается как моральный партнер, субъект (обладающий моральным статусом и правами), а белки и быки — как объекты или вещи. Дру гими словами, человеку, рассматриваемому как моральный партнер (субъект), можно нанести вред, оцениваемый непосредственно ему в то время как вред, нанесенный природе, рассматриваемой ка!
объект (вещь), оценивается лишь с точки зрения ущерба, нанесенному другому человеку, организации, государству, в чьей собственности находится природа. Приведем такой пример. Мы поднимаем камень с дороги и отбиваем от него край. Лично камню все равно, так как это на него никак не влияет, ибо он — объект, вещь. Такое же отношение у нас сейчас и к живым существам: деревьям, цветам, лягушкам, уткам. Большинство людей считает их вещью. На уток разрешено охотиться ради потехи, цветы рвать просто так, от деревьев отламывать ветки. В лучшем случае вас накажут за ущерб, нанесенный охотничьему хозяйству или лесничеству, но отнюдь не за вред, причиненный непосредственно утке или дереву. Поставите синяк под глаз своему соседу, так вас накажут именно за ущерб, причиненный этому человеку, но отнюдь не за вред лесничеству или охот-хозяйству, где он работает.
Экологическая этика перечеркивает эту несправедливую традицию. Она объявляет, что не только к человеку, но и ко всем другим живым существам, а также к экосистемам и даже, как полагают некоторые экофилософы, участкам неживой природы нужно относиться как к моральному партнеру (субъекту), а не как к вещи. Другими словами, экологическая этика открывает шлагбаум и включает в человеческое моральное сообщество всех больших и малых наших собратьев — белок, воробьев, китов, бабочек, микробов, а также дикую природу. Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например, высших животных, но и «во многом, а то и во всем иных» — растения, реки, горы, звезды и т.п. Растения, реки, горы, звезды — все это самодостаточно, ценно само по себе и само для себя, и, следовательно, морально значимо. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в самой природе этики не существует. То, что волк задрал козу — это не хорошо и не плохо. Экологическая этика существует только в моральных отношениях людей к природе, ее предмет — исследование этого морального отношения. Экологическая этика старается сделать так, чтобы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обоснования. Однако, экологическая этика не ставит своей целью уменьшение страданий и смертей живых существ из-за естественных причин и, в отличие от экологии, не оценивает их взаимоотношения, это не ее предмет.
Жизнь существ в дикой природе, со всеми радостями и горестями — это их естественное, природное, идеальное существование. И было бы неправильно, как предлагал Даниил Андреев в своей «Розе мира», в целях уменьшения страданий диких животных попро-
бовать «перевоспитать» львов-и волков. Это так же неправильно, как заставить эскимоса или австралийского аборигена жить по традициям европейцев, или заявить, что они живут менее счастливо, чем европейцы. Экологическая этика как учение образовалась на границе двух наук — классической человеческой этики и экологии, используя их подходы, методы, взгляды и идеи. Экологическая этика пока не является строго научной дисциплиной. Это — междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и обществоведческих наук. Экологическая этика является прикладной, поэтому ее интересуют практические отношения, вследствие чего она есть этическая оценка конкретных действий, в связи с чем предметом экологической этики является моральное отношение человека к природе и отдельным ее представителям. Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, эволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие общенаучные и частнонаучные теоретические и эмпирические методы, в зависимости от конкретных ситуаций. Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух направлениях: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред. Таким образом, экологическая этика — это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |