Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пророк. Исайя




Что такое экологическая этика

Этику

В экологическую

Введение

Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову.

Если мы рассмотрим роль экологической этики с исторических позиций, ее можно представить в виде особых, создаваемых чело­веком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть че­ловека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так пос­тупать неправильно. Как писал отец экологической этики О. Лео­польд — экологическая этика — это ограничение свободы дейст­вий в борьбе за существование.

Долгое время человек относился к природе как к вещи. Напри­мер, массовые убийства людей всегда рассматривались как преступ­ление против человечества, а массовое убийство детенышей нерп-бельков, — как хозяйственная деятельность, за которую давали пре­мии. Истязание человека в наши дни уголовно наказывается, а кор­рида, во время которой с особым изощрением истязаются быки, счи­тается романтической традицией, привлекающей туристов.

Мы видим, что человек в приведенных примерах рассматрива­ется как моральный партнер, субъект (обладающий моральным ста­тусом и правами), а белки и быки — как объекты или вещи. Дру гими словами, человеку, рассматриваемому как моральный партнер (субъект), можно нанести вред, оцениваемый непосредственно ему в то время как вред, нанесенный природе, рассматриваемой ка!

 

объект (вещь), оценивается лишь с точки зрения ущерба, нанесен­ному другому человеку, организации, государству, в чьей собствен­ности находится природа.

Приведем такой пример. Мы поднимаем камень с дороги и отби­ваем от него край. Лично камню все равно, так как это на него никак не влияет, ибо он — объект, вещь. Такое же отношение у нас сейчас и к живым существам: деревьям, цветам, лягушкам, уткам. Большинство людей считает их вещью. На уток разрешено охотиться ради потехи, цветы рвать просто так, от деревьев отла­мывать ветки. В лучшем случае вас накажут за ущерб, нанесенный охотничьему хозяйству или лесничеству, но отнюдь не за вред, при­чиненный непосредственно утке или дереву. Поставите синяк под глаз своему соседу, так вас накажут именно за ущерб, причинен­ный этому человеку, но отнюдь не за вред лесничеству или охот-хозяйству, где он работает.

Экологическая этика перечеркивает эту несправедливую тради­цию. Она объявляет, что не только к человеку, но и ко всем дру­гим живым существам, а также к экосистемам и даже, как полага­ют некоторые экофилософы, участкам неживой природы нужно отно­ситься как к моральному партнеру (субъекту), а не как к вещи.

Другими словами, экологическая этика открывает шлагбаум и включает в человеческое моральное сообщество всех больших и ма­лых наших собратьев — белок, воробьев, китов, бабочек, микро­бов, а также дикую природу.

Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например, высших животных, но и «во многом, а то и во всем иных» — растения, ре­ки, горы, звезды и т.п. Растения, реки, горы, звезды — все это са­модостаточно, ценно само по себе и само для себя, и, следователь­но, морально значимо.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в самой природе этики не существует. То, что волк задрал козу — это не хорошо и не плохо. Экологическая этика существует только в моральных отно­шениях людей к природе, ее предмет — исследование этого мораль­ного отношения. Экологическая этика старается сделать так, что­бы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обосно­вания. Однако, экологическая этика не ставит своей целью умень­шение страданий и смертей живых существ из-за естественных при­чин и, в отличие от экологии, не оценивает их взаимоотношения, это не ее предмет.

Жизнь существ в дикой природе, со всеми радостями и горес­тями — это их естественное, природное, идеальное существование. И было бы неправильно, как предлагал Даниил Андреев в своей «Ро­зе мира», в целях уменьшения страданий диких животных попро-

 

бовать «перевоспитать» львов-и волков. Это так же неправильно, как заставить эскимоса или австралийского аборигена жить по тра­дициям европейцев, или заявить, что они живут менее счастливо, чем европейцы.

Экологическая этика как учение образовалась на границе двух наук — классической человеческой этики и экологии, используя их подходы, методы, взгляды и идеи.

Экологическая этика пока не является строго научной дисцип­линой. Это — междисциплинарная комплексная область исследо­вания, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и общест­воведческих наук. Экологическая этика является прикладной, поэ­тому ее интересуют практические отношения, вследствие чего она есть этическая оценка конкретных действий, в связи с чем пред­метом экологической этики является моральное отношение челове­ка к природе и отдельным ее представителям.

Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, эволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие общенаучные и частнонаучные теоретические и эмпирические методы, в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух направлениях: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ра­ди нее самой; 2) эти действия совершаются из морального прин­ципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

Таким образом, экологическая этика — это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии при­роды как морального партнера (субъекта), равноправии и равноцен­ности всего живого, а также ограничении прав и потребностей че­ловека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.