Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персоналии. АдлерАльфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3




Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».

Адорно Теодор (1903—1969) — немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Основные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музыки».

Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из основоположников современной версии постмодерна. Основные сочинения: «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и понимания».

Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на теорию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочинение: «Театр и его двойник».

Барт Ролан (1915—1980) — французский литературовед, философ-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нулевая степень письма», «Мифология», «Система моды».

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — русский философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочинения: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».

Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на развитие художественной культуры ХХ в. Основные сочинения: романы «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Годо», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Основные сочинения: «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Творческая эволюция».

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский философ, литератор, публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миросозерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы».

Бодрийяр Жан (р. 1929 г.) — французский социолог, философ, эстетик, культуролог, крупнейший представитель постмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «О соблазне», «Америка».

Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк культуры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное сочинение: «Культура Возрождения в Италии».

Вирильо Поль (р. 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Основные сочинения: «Война и кино», «Скорость и политика», «Общественная защита и экологическая борьба».

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1684—1778) — французский философ, писатель и публицист, участник создания французской «Энциклопеции». Основные сочинения: «Философии истории», «Философические повести».

Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель, главный вдохновитель движения немецких романтиков «Буря и натиск». Основные сочинения: «Исследование о происхождение языка», «Идеи к философии истории человечества».

Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — историк культуры, этнограф. В своей культурологической концепции отрицает цикличность, преемственность. Основные сочинения: «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к России: очерки этнической истории».

Зиммель Георг (185—1918) — немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник так называемой формальной социологии. Основные сочинения: «Социальная дифференция», «Религия. Социально-психологический этюд», «Гёте».

Ионеско Эжен (1909—1994) — французский писатель, драматург, автор теоретических работ о театральном искусстве, лауреат многочисленных премий. Автор многочисленных статей об искусстве и театре, наиболее значительные из них объединены в сборники «Заметки и опровержения», «Пунктиры исканий». Основные сочинения: пьесы «Лысая певица», «Стулья», «Носороги», «Жажда и голод».

Камю Альбер (1913—1960) — французский философ-экзистенциалист, писатель, эссеист, журналист и общественный деятель. Автор романов, пьес, публицистических эссе. Основные сочинения: «Миф о Сизифе», «Человек бунтующий».

Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, представитель второго поколения неокантианцев Марбургской школы. Основные сочинения: «Философия символических форм», «Опыт о человеке».

Кристева Юлия (р. 1941) — французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхождения. В конце 1960-х гг. стала известна во Франции как переводчик и популяризатор трудов М.М. Бахтина. С 1979 г. начала карьеру феминистски ориентированного психоаналитика. Основные сочинения: «Революция поэтического языка», «Чуждые самим себе».

Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) — идеолог русского и международного анархизма, ученый-географ, историк, путешественник. Основные сочинения: «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Современная наука и анархия», «Великая французская революция 1789—1793 гг.».

Кроче Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, представитель неогегельянства, историк, литературный критик и публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «История, подведенная под общее понятие искусства», «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», «Теория и история историографии».

Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813—855) — датский теолог, философ, писатель. Основные сочинения: «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Дневник соблазнителя».

Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) — французский философ, социолог и социальный психолог, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе социально-исторического развития. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах», «Мыслительные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Примитивная душа», «Примитивная мифология».

Леви-Стросс Клод (р. 1908) — французский философ, социолог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований. Основные сочинения: «Печальные тропики», «Структурная антропология», «Мышление дикарей».

Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик. Основные сочинения: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии», «Гамбургская драматургия», «Как представляли смерть древние», «Воспитание человеческого рода».

Лиотар Жан-Франсуа (1924—1998) — французский философ, эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры постмодерна и постклассической науки. Основные сочинения: «О пульсационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн».

Лотман Юрий Михайлович (1922—1993) — советский литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований. Основные сочинения: «Структура художественного текста», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.)».

Малиновский Бронислав Каспер (1884—1942) — английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в английской социальной антропологии. Противостоял эволюционистским теориям культуры. Считал культуру универсальным феноменом. Основные сочинения: «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия».

Марсель Габриэль Оноре (1889—1973) — французский философ, драматург, театральный и музыкальный критик. С его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Основные сочинения: «Метафизический дневник», «Люди против человеческого», «Человек, ставший проблемой».

Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения. Основные сочинения: «О духе законов», «Персидские письма».

Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ. Основные сочинения: «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Антихристианин».

Новиков Николай Иванович (1744—1818) — русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Выпускал первый русский журнал критической библиографии «Санкт-Петербургские ученые ведомости», а также сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883—1955) — испанский философ, публицист, издатель. Широкую известность получили его сочинения «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс», в которых рассматриваются различные стороны кризиса культуры, в частности появление массовой культуры.

Панофский Эрвин (1892 – 1968) – немецко-американский историк и теоретик искусства, один из основоположников иконологии. Конкретизировав понятие художественного символа, продемонстрировал, что его глубокий анализ должен составлять неотъемлемую часть науки о культуре, обеспечивающую ее гуманистическую полноценность. Основные сочинения: «Очерки иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения», «Ренессанс и ренессансы в западном искусстве», «История искусств как гуманистическая дисциплина».

Прокопович Феофан (1681 – 1736) – церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, архиепископ, сподвижник Петра I, историк. Основные сочинения: «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Духовный регламент», «История об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны».

Пропп Владимир Яковлевич (1895—1970) — советский филолог-фольклорист, теоретик искусства. Основные сочинения: «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки».

Руссо Жан Жак (1712—1778) — французский мыслитель и писатель, один из представителей французского Просвещения XVIII в. Основные сочинения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании».

Сартр Жан-Поль (1908—1980) — французский писатель, философ, культуролог, критик, общественный деятель. Основные сочинения: «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Материализм и революция», цикл критических монографий о Ш. Бодлере, Малларме, Ж. Жене, Л. Флобере.

Сковорода Григорий Саввич (1722—1794) — украинский философ, поэт, педагог. Основные сочинения: «Икона Алкивиадская», «Жена Лотова».

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ, пантеист. Основное сочинение: «Этика».

Фрейд Зигмунд (1856—1936) — австрийский психолог, невропатолог и психиатр, основоположник психоанализа. Разрабатывал концепцию культуры, применяя психоанализ в сфере социальных и культурных феноменов («Достоевский и отцеубийство», «Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи»). Исследовал первобытную культуру и религию, психологию культуры («Тотем и табу»).

Фромм Эрих (1900—1980) — немецко-американский социальный философ и культуролог, один из реформаторов психоанализа. В отличие от Фрейда стремился связать психоанализ с социальной историей, показать ядро культурно-ценностных ориентаций на разных стадиях человеческой истории. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Анатомия человеческой деструктивности».

Фрэзер Джеймс Джордж (1854— 1941) — английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии. Основные сочинения: «Золотая ветвь» (в 12 т.), «Фольклор в Ветхом завете».

Фуко Мишель Поль (1926—1984) — французский философ, культуролог, эстетик. Основные сочинения: «Слова и вещи: археология гуманитарных наук», «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы», «История безумия в классическую эпоху».

Хайдеггер Мартин (1889—1976) — немецкий философ, представитель постгуссерлевской феноменологии и экзистенциализма. Основные сочинения: «Бытие и время», «Исток художественного творения».

Хейзинга Йохан (1872—1945) — нидерландский ученый, историк, теоретик культуры. Важнейшие сферы деятельности: собственно историография, разработка концепции развития мировой культуры, критический анализ современной эпохи. Особое значение в развитии мировой культуры отдает игре. Основные сочинения: «В тени завтрашнего дня», «Осень средневековья», «Homo Ludens».

Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.) — китайский мыслитель, один из основоположников даосизма. Многие его метафорические образы и философские притчи вошли в китайскую эстетическую литературу.

Шелер Макс (1874—1928) — немецкий философ и социолог, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, феноменологии, эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоятельной дисциплины. Основные сочинения: «Проблемы социологии знания», «Положение человека в космосе», «Феноменология и теория познания», «Формализм в этике и материальная этика ценностей».

Шлегель Фридрих (1772—1829) — немецкий писатель, художественный критик, представитель немецкого романтизма. Для него характерна борьба с традицией позднего просветительства. Основные сочинения: «Критические фрагменты», «Идеи», «Разговор о поэзии».

Щербатов Михаил Михайлович (1733—1790) — русский общественный и государственный деятель, историк и публицист, писатель. Основные сочинения: «О повреждении нравов в России», «История Российская от древнейших времен», утопический роман «Путешествие в землю Офирскую».

Эко Умберто (р. 1932) — итальянский семиотик, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик. Генеральный секретарь Международной Ассоциации по семиотическим исследованиям, профессор семиотики Болонского университета. Основные сочинения: «Трактат по общей семиотике», «Отсутствующая структура. Введение в семиологию», «Путешествия в гиперреальности», «Пределы интерпретации».

Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психиатр, создатель школы «аналитической психологии». Основные сочинения: «Психологические типы», «Проблемы души нашего времени», «Психоанализ и искусство», «Алхимия снов. Четыре архетипа».

Ясперс Карл (1883—1969) — немецкий психолог, философ, культуролог. Культурологические воззрения основываются на христианском миропонимании. Большую известность принесли работы по психопатологии выдающихся деятелей европейской культуры (Гельдерлина, Сведенборга, Ван Гога, Ницше, Стриндберга). Основные сочинения: «Истоки истории и ее цель», «Лекции по психопатологии», «Стриндберг и Ван Гог».

 

Словарь основных понятий и терминов

Абсолютизм – мировоззренческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Абстракционизм – направление в искусстве XX в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций.

Авангардизм – общее название разных течений в искусстве XX в., порывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма.

Автономная этика – тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала.

Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А.в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога.

Автопортрет – портрет художника, выполненный им самим.

Агиография – литература о жизни и деяниях святых.

Агон – соревнование, состязание.

Агора – торговая площадь и место проведения народных собраний в древнегреческих городах.

Академизм – направление в изобразительном искусстве XVII— XIX вв., догматически следовавшее канонам классического искусства античности и Ренессанса.

Акафист – молитвословие, церковное хвалебное песнопение, исполняемое всеми присутствующими стоя.

Акварель – живопись водяными красками.

Акмеизм – литературное течение в русской литературе XX в., провозгласившее освобождение от символизма.

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Аллегория – иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.

Алтарь – восточная часть христианского храма, где находится престол.

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.

Амбивалентность – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства, например любовь и ненависть.

Амвон – в христианском храме – возвышение, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди.

Ампир – художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам.

Амфитеатр – в древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

Амфора – сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками.

Аналог – нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию.

Анахорет – отшельник, пустынник.

Анахронизм – пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.

Анималист – художник или скульптор, изображающий животных.

Анимизм (от лат. anima – душа) – 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона) – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.

Античность – период развития культуры и искусства Древней Греции и Древнего Рима

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Апокалипсис – последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчества о конце света.

Апокриф – произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому не вошедшее в Новый завет.

Апофеоз – прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы.

Арабески – сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран.

Артефакт – 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архаика – ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип – врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. 2. Исходный первообраз (в сознании, искусстве).

Архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура – искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей. Моральный принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей, отказ от мирских благ и наслаждений ради каких-либо духовных целей.

Атараксия (от греч. ataraxia – невозмутимость) – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому, по мнению последователей эпикурейской философии, должен стремиться человек.

Аура – особая атмосфера, которую создают произведения искусства, человек, любой объект, оказывая труднообъяснимое воздействие на психику.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на несколько нефов (проходов). Основной тип христианского храма.

Барельеф – рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более чем на половину объема).

Барокко – художественный стиль, получивший распространение в конце XVI в. сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

Баталист – художник, изображающий военные сюжеты.

Бельведер – вышка, надстройка над зданием или беседка на возвышении, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых построек в Ватикане, Праге, Вене.

Библия – собрание христианских книг, составляющих Священное писание, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

Боги – могущественные, сверхъестественные существа, выступающие главными персонажами большинства мифов.

Боди-арт (от англ. body art – телесное искусство) – художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Бронзовый век – условное название исторического периода в развитии человечества, характеризующееся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным.

Буддизм – одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).

Бюст – скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Вандализм – бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.

Варварство – средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость – варварство – цивилизация). Также варварство – крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.

Вдохновение – психическое состояние творчества, откровения, душевного подъема, внутреннего озарения.

Ведизм – древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс. до н. э. в Индии, основы религии изложены в Ведах.

Веды – древнейшие памятники индийской литературы и религии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.

Вестернизация (от англ. west – запад) – процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Видео-арт (от лат. video – вижу) – одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Византийская культура – культура, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.

Виньетка – украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или конце текста при начальных буквах текста.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Виртуальный – кажущийся, нереальный.

Витраж – произведение декоративного искусства, выполненное из материала, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла.

Возрождение (Ренессанс) – этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.

Волюнтаризм – мировоззренческий принцип, основанный на приоритетности воли, противопоставляемой любым видам внешней детерминации человеческой жизнедеятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. В этике обозначает позицию крайнего индивидуализма.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восьмерик – в древнерусской архитектуре ярус храма, имеющий в плане восьмиугольную форму.

Газель – стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк.

Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Гарнитур – комплект предметов, служащих для какой-либо одной цели, например мебельный.

Гедонизм – 1. этическое учение в древнегреческой философии, признающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение. 2. широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. противоположен аскетизму.

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Гимн – в Древней Греции – торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; в странах Западной Европы до XIX в. – духовная песня.

Гиперреализм – художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.

Гипертрофировать – преувеличивать, чрезмерно преувеличивать.

Глобализация (от лат. globus – шар) – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Гобелен – декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка); ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовленная машинным способом.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Готика, готический стиль – художественный стиль в западноевропейской культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского мировоззрения. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Гравюра – произведение искусства, выполненное посредством печатания с доски.

Графика – вид изобразительного искусства, основанного на рисунке, выполненном без красок штрихом и линиями.

Грех – в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

Гротеск – изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.

Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Дадаизм – модернистское направление в искусстве, представители которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку.

Даосизм – одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

Двунадесятые праздники – 12 главных христианских праздников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица).

Деизм – религиозно-философское учение, распространенное в XVII–XVIII вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения.

Деисус – название композиции из икон: в центре – Иисус Христос, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).

Декаданс, декаденство – собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX – начала XX в., их характерные черты – мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

Деконструкция – преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Денотация – предметное значение имен, смысловое содержание знаков (символов).

Деонтология – раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали, а в качестве центральной категории выступает понятие «долг».

Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. и отрицающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.

Дизайн – вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров.

Дикость – название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством.

Дискурс (от лат. discursus – рассуждение) – какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Дифирамб – в древнегреческой поэзии – восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

Добро – понятие, обозначающее положительную моральную ценность, отождествляется обычно с сущностью морали. В этом смысле добро абсолютно, т.е. добро – это не зло, оно никогда не может быть негативной ценностью. Однако добро как оценка относительно, т.е. разные люди по-разному прилагают понятие добра к разным объектам, наделяя их положительной ценностью.

«Домострой», памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составлен при участии священника Сильвестра.

Достоинство – понятие для обозначения нравственной самоценности личности. Оно неотъемлемо дается человеку с рождения, выражает его моральную принадлежность к человечеству и переживается как оценка личностью своих нравственных заслуг. Чувство собственного достоинства предполагает не сравнение своих достижений с достижениями других людей, а сравнение себя с идеальным представлением о моральном человеке. Если обесчестить человека могут публичные действия окружающих, то утратить достоинство можно только в результате собственных низких, неблаговидных действий.

Духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

Дхарма – одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

Европоцентризм – методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.

Евхаристия – причащение, одно из семи христианских таинств.

Жанр – (франц. genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему.

Жанровая живопись – живопись на бытовые темы.

Живопись – вид изобразительного искусства, создание картин.

Золотой век – мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

Зооморфизм – представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

Идеал – совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

Иероглифы – фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи.

Икона – живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

Иконография – систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.

Иконостас – ряд икон, отделяющий алтарь от остального храма.

Интериоризация – глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздействий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса «присвоения» человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные ценностные ориентации.

Информационная культура – 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Имажинизм – декадентское литературное направление начала XX в., исходившее из представления, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами; культивировало игру ритмов.

Императивность – понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных ценностей.

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX — начале XX в., стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления художника.

Импровизация – сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения.

Инкрустация – украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаются в поверхность вещи, предмета.

Инкунабулы – первые печатные книги начальной поры книгопечатания в Европе (до 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

Интуитивизм – направление в этике, которое утверждает самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.

Ипостась – в христианском вероучении – название каждого лица троицы.

Иррационализм – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

Искусство – 1. художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.

2. В узком смысле — изобразительное искусство.

3. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

4. процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира

Кааба – мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень – метеорит; считается святилищем и служит местом паломничества мусульман.

Каменный век – древнейшая эпоха развития человеческой культуры – период пользования каменными орудиями труда.

Камерный – в искусстве – предназначенный для небольшого помещения, для узкого круга слушателей и зрителей.

Камея – резной камень с выпуклым изображением.

Канон – система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке – большая хоровая композиция (в православной церкви).

Карма – закон, определяющий место нового воплощения души в зависимости от поведения в прежних жизнях.

Касыда – риторический жанр восточной поэзии со сквозной рифмовкой.

Катарсис (от греч. katharsis – очищение) – 1. В «Поэтике» Аристотеля – возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже – духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Категорический императив (нем. kategorischer Imperativ) – центральное понятие практической философии Канта. Выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов (выражающих требования, необходимость которых обусловлена теми или иными обстоятельствами), категорический императив имеет характер безусловного принуждения («я должен что-то совершить»). Содержание категорического императива раскрывается Кантом в целом ряде разноообразных формулировок: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой всеобщего законодательства», «стань достоин счастья», «содействуй осуществлению высшего блага», «относись к другому человеку не только как к средству, но всегда также и как к цели» и т. д. Все формулировки категорического императива связаны между собой и акцентируют различные стороны свободы и человеческой личности как высшей ценности сущего.

Католицизм – одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г.

Кватроченто – итальянское название периода раннего Возрождения XV в. – в итальянской культуре.

Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в XVII-XVIII вв. как теоретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательного отношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, безразличия к страданиям, принятия любой судьбы.

Керамика – общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.).

Кинесика (от греч. kinesis — движение) – совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучается паралингвистикой.

Кинетическое искусство (от греч. kinesis – движение) – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Кинизм – школа античной этики, декларирующая пренебрежение к существующим социальным и моральным связям.

Кич – синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности.

Классицизм – направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.

Коллаж – технический прием в изобразительном искусстве; заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Колонна – архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоящие колонны.

Колоннада – ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие.

Колорит – общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

Комедия – в Древней Греции – представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драматическое произведение; характеры, положения и диалоги его героев вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией, знаниями, идеями, мнениями, чувствами между партнерами по общению. Универсальным средством коммуникации является речь.

Конструктивизм – направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Конформизм – социально-психологическая ориентация личности на пассивное приспособление и принятие существующего порядка вещей; к стандартам и канонам поведения и сознания, отказ от самостоятельной нравственной позиции.

Конфуцианство – философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием; позже стало китайской религией.

Концептуальное искусство – одно из течений авангардизма, рассматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, понятий, концепций.

Коран – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических и правовых текстов.

Космополитизм – отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

Креатиционизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Круглая скульптура – один из видов скульптуры; в отличие от рельефа (барельефа, горельефа) может восприниматься со всех сторон.

Кубизм – течение в изобразительном искусстве начала XX в.; основано на комбинировании геометрических форм, деформированных фигурах.

Культ – совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура художественная – совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

Лабиринт – в древности – здание со сложными, запутанными ходами, из которого трудно найти выход.

Легализм – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности.

Легитимация (от лат. legitimus – согласный с законом, законный, должный, надлежащий) – процесс социального или культурного «узаконивания».

Либретто – литературный текст или литературное содержание оперы, оперетты, балета.

Литургия – важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католической мессе.

Магия – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

Мадонна – название Богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

Маньеризм – течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма – субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, манерная изощренность формы.

Маринист – художник, изображающий морские виды.

Медресе – средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа.

Мейстерзингеры – в Германии XIV–XVI вв. – члены профессиональных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

Мелодия – осмысленно-выразительная, благозвучная последовательность звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы.

Ментальность, менталитет (от франц. mentalite) – мироощущение, мировосприятие) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Метаморфоза – видоизменение, превращение, полная перемена.

Метафора – употребление слова в переносном значении.

Меценат – богатый покровитель наук и искусств, назван так по имени римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам

Мечеть – мусульманский храм.

Мизантропия – человеконенавистничество, нелюбовь к людям.

Мим – в Древней Греции и Риме – короткая сценка бытового и сатирического характера с комическими монологами и диалогами, изображавшая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком представлении.

Мимезис – способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

Минарет – высокая башня при мечети, с которой муэдзин сзывает мусульман на молитву.

Миниатюра – живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; живописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т.д.

Миниатюрист – художник, пишущий миниатюры.

Минимализм (от англ. minimal art – минимальное искусство) – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определенный заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.

Миннезингеры – поэты-певцы при германских дворах XII–XIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение прекрасной даме.

Мистерия – тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

Мистицизм – мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно.

Мистический – загадочный, таинственный.

Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Мифология – совокупность мифов какого-либо народа.

Мода – господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в одежде, предметах быта и т.п.

Модерн, модернизм – 1. Термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины ХХ в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д. 2. Совокупность относительно самостоятельных художественных течений XX в.; их общий признак — решительный отход от традиций классического искусства.

Мозаика – вид монументального изобразительного искусства; мозаичные произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных камней, керамических плиток.

Монументальное искусство – род пластического искусства: памятники, монументы, элементы убранства зданий.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) –

1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).

Мораль и нравственность – реальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок).

Морфология – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

Музы – в греческой мифологии богини искусств и наук.

Мульти (от лат. multum – многое) – часть сложных слов, указывающая на множественность или многократность.

Муэдзин – служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву.

Мышление художественное – вид интеллектуальной деятельности человека, направлен на создание и восприятие произведений литературы и искусства.

Намаз – ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у мусульман.

Направление (течение) в искусстве – термин для обозначения идейно-содержательной и формальной общности деятелей искусства, обусловленной единством их мировоззрений, идейных позиций, идеалов, принципов творчества и стилевых признаков, характеризует мастеров одного и того же периода.

Натурализм – направление в искусстве второй половины XIX в.; возник на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, требовал тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, изображение неодушевленных предметов (утвари, цветов, плодов и т.д.).

Неоимпрессионизм – течение живописи, возникшее во Франции около 1885 г.; придал живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX – нач. ХХ в.

Низменное – крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; еще не освоенные явления, не подчиненные людям и чрезвычайно опасные для них. Человечество не владеет собственными общественными отношениями, что таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, терроризм, фашизм, атомная война). Низменному противоположно возвышенное.

Нимб – изображение сияния вокруг головы Бога, ангелов, святых в христианском и буддийском искусстве как символ святости, божественности.

Нирвана – в буддизме – достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей; в состоянии Н. душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

Ню – обнаженное тело в изобразительном искусстве.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX – нач. ХХ в.

Нонконформизм – несогласие; противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

Нравственная свобода – это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного.

Нравственный идеал – стратегическая цель нравственного развития, выступающая как требование. Идеал имеет духовный характер, это представление об идеальном должном положении вещей, которое не дается извне, а порождается из духовной структуры личности. В течение жизни человека его идеал развивается по содержанию и развивает того, кто к нему стремится.

Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающеюся кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.

Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности.

Общение (в широком смысле) – 1. любая форма контактов между людьми; 2. – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Ода – стихотворение в честь какого-либо важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.

Ойкумена – совокупность областей земного шара, которые, по представлению древних греков, были заселены человеком.

«Око за око» – негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

· симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

· ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

· коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови – «кровная месть»).

Опера – музыкально-драматическое произведение, воплощает содержание в сценических музыкально-поэтических образах; сопровождается инструментальной и вокальной музыкой.

Оргия – особые тайные культовые обряды и празднества в честь некоторых богов, разнузданное пиршество.

Ордер – система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей – колонн, столбов и пилястр – и горизонтальных несомых частей – антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначен для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластического искусства.

Орхестра – в древнегреческом театре – круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

Отчуждение – процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Пагода – буддийский или индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни.

Палаццо – дворец, особняк, в первую очередь применительно к итальянской архитектуре.

Панагия – небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в пра




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.