КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малая группа и ее виды: коллектив, команда
План Учебные цели Библиографический список Основная литература 1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – С.165-178. 2. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. – М.: Интел-Синтез, 2001. – 144с. 3. Управление персоналом государственной службы: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 1997. – С.200-221. Дополнительная литература 1. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. /Сост. и общ. ред. Л.В.Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С.251-352. 2. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов. /Под ред. А.Я.Кибанова, Л.В.Ивановской. – М.: ПРИОР, 1999. – С.251-300. ТЕМА 3.8. Отношения в организации. Участие персонала в управлении. В результате изучения данной темы Вы должны: иметь представление о взаимодействии и отношениях сотрудников в организации (малых группах, командах); групповой динамике и социально-психологическом климате; знать определения: малая группа, команда, социально-психологический климат, стили управления и др.; о влиянии личности и группы на формирование благоприятных отношений в организации; уметь определять характеристики рабочей группы, команды, состояние социально-психологического климата. 3.8.1. Малая группа и ее виды: коллектив, команда. 3.8.2. Особенности групповой динамики. * Формальная и неформальная структура в организации. * Лидерство и руководство в группе. * Социально-психологический климат Основным ресурсом любой организации являются люди, которые строят в ней определенные отношения и взаимодействуют друг с другом. Люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя по одиночке; человеческий фактор, таким образом, становится главным фактором всякой деловой деятельности. В связи с этим, организация как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей, служит наиболее эффективным средством в деятельности групп. Следует рассмотреть два вопроса: как создать эффективную организацию и сформировать соответствующую продуктивную группу, коллектив. Сформировавшийся зрелый коллектив (команда) сотрудников, разделяющих задачи и цели организации — решающее условие всех ее деловых успехов.
Взаимодействие людей в организации не всегда протекает гладко, не всегда коллектив достигает поставленных целей. Изучение проблемы работы коллективов и методов работы с ними становится все более актуальным как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим практическим интересом. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время. Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как их применять для более эффективного управления, становится важным для руководителей различного уровня. Персонал любой организации выступает как рабочая группа — основная, исходная, социальная общность людей, объединяемая единой целью, едиными задачами, групповой социальной психологией, традициями, символами. Основным проводником влияния организации на индивида является малая группа, коллектив, поскольку в малых группах человек реализует себя при выполнении определенной профессиональной или управленческой деятельности. Малая группа – это относительно небольшое число (не менее двух) непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами, имеющих осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе. Принято считать оптимальным количеством группы 7 - 15 человек.
Группа, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития, называется коллективом. Это устойчивое объединение людей, стремящихся к общей цели, совместно работающих и обладающих особой групповой сплоченностью. В настоящее время становится актуальным понятие «команда». Команда – это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов. Главным отличием и преимуществом команд от традиционных формальных рабочих групп и индивидуальной деятельности, является наличие синергетического эффекта при котором результаты совместной деятельности превышают простую сумму результатов работы отдельных членов, и который позволяет получать «прибавочный продукт». Это происходит потому, что благодаря особой сплоченности в команде, участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, они чувствуют себя комфортно и уверенно, их активность повышается, благодаря этому происходит качественный скачок в результативности. Синергетический эффект достигается за счет разделения труда, специализации, координации, интеграции, а также формирования особого биополя. Устойчивый синергетический эффект возможен, когда группа обладает определенной степенью зрелости. Далеко не каждую группу администраторов можно назвать управленческой командой, так как понятие «команда» включает в себя ряд особенностей, присущих только ему. Под управленческой командой подразумевается группа работников, для совместной деятельности которых характерны следующие признаки: · каждому члену группы ясны планы лидера; · устремления членов команды согласуются между собой; · руководитель этой группы ориентирован на достижение единой цели; · члены команды помогают друг другу, так как знают, что их поведение влияет на эффективность работы каждого; · члены команды честны друг с другом; · команда обладает всеми навыками и способностями, необходимыми для работы;
· обязанности в команде четко распределены; · каждый член команды делает все возможное, чтобы успешнее управлять подчиненными; · члены команды легко общаются как внутри организации, так и за ее пределами; · управленческая команда имеет высокий авторитет у подчиненных; · каждый член команды вовлекается в процесс принятия решений; · каждый руководитель удовлетворен собой как член команды. Управленческая команда - это целостная структурная единица, которая определяет стратегию деятельности организации в целом. Управленческая команда является связующим и управляющим звеном в коллективе. Члены ее всегда должны учиться, иначе она перестает развиваться. Умение обучаться создает для такой группы возможность размышлять над своим опытом и адаптировать методы и взаимоотношения других фирм на основе того, что для нее действенно, а что нет. Члены управленческой команды могут различаться по полу, опыту, личностным особенностям, однако их ценности должны быть едины или близки. Ценностно-ориентированное единство - показатель сплоченности членов группы. Этот показатель выступает в качестве основной характеристики внутригрупповых связей и отношений. Он отражает степень совпадения мнений, оценок, позиций членов группы по отношению к наиболее значимым вопросам. Однако, сплоченность не предполагает полной нивелировки индивидуальностей членов группы. Разносторонность вкусов и эстетических ценностей членов группы не препятствует сохранению их сплоченности. Ценностно-ориентированное единство в команде - это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям, задачам и ценностям значимой совместной деятельности, к которым можно отнести: · гордость за свою организацию; · стремление к достижению ее целей; · заботу о прибыльности всех дел; · коллективный труд; · планирование работы; · контроль за результатами; · профессиональный рост; · положительное отношение к нововведениям; · внимательное отношение к клиентам; · честность. Успешно функционирующая управленческая команда руководствуется определенной системой ценностей. Руководство и управление в современной мобильной организации заключаются в определении и уточнении системы ценностей. В этом процессе необходимо:
· выделять определенные ценности из общего потока информации; · беспристрастно оценивать их; · уметь заинтересовать людей новыми ценностями или разрешать конфликты на почве уже существующих ценностей; · помнить, что отношение к каким-то ценностям проявляется в действиях руководителя. Для уточнения ценностей иногда важнее сам процесс обсуждения, чем содержание разговора; · уточнять ценности, которые помогают людям преодолевать взаимную подозрительность и неловкость; · предельно внимательно относиться к сокровенным ценностям людей, которые связаны с повышением роли собственного «Я» в окружающем мире; понимание этих ценностей придает человеку индивидуальность; · найти возможность реализации своих целей в рамках целей организации не подавляя ценностей и целей других людей. Таблица 3.8.1
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |