Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксиома 2. Ученик имеет право на незнание




Часто неуважительная, авторитарная позиция взрослого по отношению к ребёнку объясняется ими тем, что дети ещё слишком неопытны, малознающи. Однако требование современной педагогической науки - учитель должен уважать детское незнание. И выдающиеся педагоги разных времён пишут об этом. Например, Януш Корчак писал: «Дураков среди детей не более чем среди взрослых».

Однако часто формы принудительного, всеобщего обучения порождают принудительную умственную работу, которая не приносит необходимых результатов. Большое значение имеет умение предъявлять требования! Ребенок четко чувствует требование исходит от злого учителя, или от доброго. Так вот, он готов выполнить требования доброго учителя, а злого - он не будет выполнять. Почему?

Добрый учитель, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость приказа и показывает, как лучше поступить. При этом ребёнок прекрасно отличает необходимую строгость взрослого и принимает её.

Но часто, в силу своей зависимости от взрослых, дети смиряются перед авторитетом силы, возраста, положения. При этом возникает непрочная ложная дисциплина, которая нарушается при первом же случае ослабления контроля. Несломленные взрослыми дети упорствуют в своём «нет!» уже на любое требование старших, не принимают ничего, навязанного сверху. Все их силы уходят па протест, они отучаются трудиться и теряют интерес к учебе, появляются различные тяжелые комплексы.

Правильно организованная учебно-воспитательная система позволяет избежать этого, здесь следует учесть несколько положений:

1. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться при правильно организованной системе обучения. Педагогика объясняет это тем, что нужно выстроить мотивацию деятельности (Каждый этап урока, воспитательного мероприятия должен иметь свою цель, мотивирован).

2. Осознанная дисциплина и послушание – это результат правильно организованной деятельности детей. (Примеры из базовой школы, как ведут себя дети в присутствии учителя и без неё).

3. Интеллект ребёнка не развивается при массовых, стандартизированных формах работы, рассчитанных на абстрактного «среднего» ученика. Эффективны групповые, индивидуальные формы, в духе педагогики сотрудничества, при котором каждый ребенок включен в деятельность со своей ролью, поручением.

4. Ребёнок, как и взрослый, предпочитает сам определить содержание и формы своей деятельности (в рамках эвристического образования – эврика – находка, открытие нового).

5. Никто ни ребёнок, ни взрослый, не любят надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на свое достоинство, (тем более, если это происходит публично).

6. Ребёнок в случае провинности, как правили, осознает их. Но он будет протестовать в случае немедленной репрессивной реакции взрослого. Ребёнку требуется время для осознания и эмоционального ощущения своей вины. До этого педагог не должен требовать признаний от детей и, тем более наказывать их. Естественным последствием пробужденной совести является раскаяние, проявляющееся в разных формах. Взрослые совершают большую ошибку, наказывая «бессовестного» (с неразбуженной совестью) и наказывая раскаявшегося и осознавшего свою вину. Это вызывает одинаковую реакцию у ребёнка любого возраста: протест, недоверие, озлобленность. Младшие часто плачут, а старшие школьники ненавидят такого учителя.

Педагогическая ситуация 2.

Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и меш­коват...

Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за сто­ла. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласко­во произнес:

- Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же зна­ешь... Олег Иванович старался внушить подростку уверенность. Кузин... медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария... он оказался у Западного. В классе нарастал шум.

- Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, - сказал учитель. - Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее...

Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие...

Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сде­лал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим. Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал:

- Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное и хо­рошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер... Пойдем к карте и хорошо подумаем...[Бордовская…]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.