Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура нравственного сознания учителя




Нравственное сознание - это осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, которые закрепляется в ее взглядах, чувствах и привычках.

Учительское самосознание заключается:

- в его высоком мнении о достоинстве и знании своей профессии,

- в правильном отношении к ученикам и родителям,

- в осознании о необходимости пополнять свои знания и совершенствовать умения,

- в осознании о необходимости принимать участие в событиях своего времени, его движущих силах. Нравственное сознание учителя как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека.

В структуре нравственного сознания учителя выделяют: 1) нравственные взгляды (этические знания), 2) убеждения (идеалы), 3) чувства, отражающие нравственные отношения в педагогическом процессе.

а). Нравственные взгляды учителя - это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия учителя с детьми в учебно-воспитательной деятельности. Они включают:

* понимание и знание таких этических категорий, как идеалы детства, смысл жизни с позиции ребенка (детские привязанности и ценности детства) и осознание на этой основе своего профессионального долга;

* принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми;

* понимание основных моральных категорий, прежде всего, понятий добра и зла.

Педагогическая этика рассматривает добро как объективное моральное значение поступков и действий учителя проявляющее такие качества общения с детьми, как отзывчивость, понимание, поддержка.

Но, иногда, эти качества личности бывают, развиты у педагога недостаточно.

Педситуация: Первый класс, урок чтения.

Учительница: Дети, откройте книги. Петя с любопытством озирается вокруг и не выполняет указание учителя.

У: Тебе что, нужно отдельное приглашение?

Учительница думает, что своей иронией «сразила» ребенка и он сразу выполнит ее требование, но, увы. Ребенок на мгновение замер и тихо заплакал.

Что сделала учительница неправильно? Чего она не учла? (Она не учла психического состояния ученика и нарушила правила педагогического такта.)

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования нравственных идеалов в области человеческих отношений.

б). Нравственные убеждения учителя. Практическая педагогическая этика является интегрирующей учебной дисциплиной, повышающей мотивационный характер психолого–педагогической подготовки учителя.

Этические взгляды, знания личности, ставшие нормой ее поведения, становятся ее нравственными убеждениями, на основе которых формируется чувствование событий детского мира, убеждения в абсолютной ценности ребенка. "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности….

Ядром нравственных убеждений является идеал, представляющий собой модель учителя - мастера, новатора на которого он ориентируется в своей педагогической деятельности.

Некоторые модельные черты учителя- мастера представлены В.И. Журавлевым.

Эталоны педагогического профессионализма Отрицательные модели педагогического облика
1.Вдохновитель. 2.Друг 3. Мастер. 4..Интеллектуал. 5. Куратор. 6. Новатор. 7. Организатор. 8. Психолог. 9. Социолог. 10.Профессионал 11.Технолог. 12.Гражданин 1. Авторитарист 2.Агрессор 3.Диктатор 4.Регулятор 5.Транслятор 6.Формалист. 7.Эгоцентрист

в). Нравственные чувства учителя.

С точки зрения педагогической этики идеальный облик учителя – умение любить детей и уметь проявлять любовь в педагогически целесообразных формах. Любовь к детям - это форма эмоций, проявляющая уровень нравственных чувств учителя.

Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. Чувства - это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость и впечатлительность души формируются в детстве. Если упущены детские годы - «Упущенного - никогда не наверстаешь», - писал В.А.Сухомлинский. Развитие нравственных чувств уже в зрелом возрасте - задача достаточно сложная. Ее решение и берет на себя практическая педагогическая этика.

Ведущими нравственными чувствами учителя с точки зрения практической педагогической этики являются:

· любовь к детям;

· профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка;

· терпимость; доброжелательность;

· доверие и уважение к детям.

Воспитание морали, нравственности – ядро любого воспитания, основа педагогической деятельности. Следовательно, педагогическая этика – это не только «наука о становлении нравственного сознания учителя». Педагогическая этика – это кодекс высокоморальных отношений в сфере «человек-человек». Отношения педагогов и учеников, детей и родителей, учителей и родителей, отношения руководителя любого ранга со своими коллегами и подчиненными должны следовать основам педагогической этики. Моральным чувством, выполняющим контрольные функции в педагогической деятельности, является педагогическая совесть. Совесть фиксирует степень усвоения морально – этических ценностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.