Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толкование причин болезней




Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем» - его род). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).

Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.

Более поздним представлением стал анимизм (от лат. animus – «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Появления обморока, эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая может временно покидать тело. Составной частью анимизма является магия (от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

Заблуждения в эпоху первобытного общества очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов вплоть до Нового времени.

Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.

В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:

1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало

возможность варить пищу и лечебные снадобья.

2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо

то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст-

рументы.

Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:

1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о

лечебных свойствах растений.

2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями,

используемыми для питания.

3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными,

оказания помощи при родах иуходу за ребенком и роженицей..

4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт

общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева-

телей.

При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Первобытный знахарь должен был быть хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он лучше знал своих соплеменников, традиции племени. В его обязанности входило хранение знаний и их передача по наследству. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающими функциями, в которые входило и врачевание. О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействия на силы природы. Знахарь часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых часто вызывают сомнения. Применяет в лечение гипноз, самовнушение создавая атмосферу страха. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми членами общины. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней и о мерах их предупреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.