Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы экономического анализа, их состав, взаимосвязь, последовательность применения

Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами.

Классификация методов экономического анализа следующая:

Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

К формализованным относятся методы, которые позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

• классические методы экономического анализа (балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц), интегральный и логарифмический методы);

• традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);

• математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);

• методы финансовых вычислений;

• методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Методы экономического анализа классифицируются в следующие группы:

1. Традиционные методы обработки информации: сравнение; относительных средних величин; графический; группировки; балансовый.

2. Методы детерминированного факторного анализа: цепные подстановки; индексный метод; абсолютные разницы; относительные разницы; интегральный; пропорциональное деление.

3. Методы стохастического факторного анализа: корреляционный анализ; дисперсионный анализ; компонентный анализ; современный многомерный факторный анализ.

4. Методы оптимизации показателей: экономико-математические методы; программирование; теория массового обслуживания; теория игр; исследование операций.

Основу методов детерминированного факторного анализа составляет метод элиминирования. Элиминироватъ значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменений, потом изменяются два, затем три и т. д. фактора при неизменности остальных.

Метод цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных показателей, количество которых на единицу меньше, чем факторов.

Порядок применения этого способа лучше рассмотреть на конкретном примере: объем продаж (стоимость товарной продукции или выручка ТП) зависит от двух факторов первого уровня – количества проданной продукции (К) и цены реализации (Ц):

ТП = К × Ц. (4)

Алгоритм расчета:

1. Рассчитаем плановую (ТПпл) и фактическую (ТПф) выручку:

ТПпл = Кпл × Цпл; (5)

ТПф = Кф × Цф. (6)

2. Определим выручку условную (ТПусл):

ТПусл = Кф × Цпл. (7)

3. Рассчитаем отклонение фактической выручки от плановой (ΔТПобщ).

ΔТПобщ = ТПф – ТПпл. (8)

4. Рассчитаем изменение выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции (ΔТПк):

ΔТПк = ТПусл – ТПпл (9)

• изменения цены реализации (ΔТПц):

ΔТПц = ТПф – ТПусл. (10)

5. Проверим правильность алгебраических расчетов: алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя:

ТПусл + ΔТПц = ΔТПобщ. (11)

Метод абсолютных разниц используется только в мультипликативных и смешанных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую (базовую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую (отчетную) величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Алгоритм, расчета:

1. Рассчитаем абсолютное изменение:

• объема реализации (ΔК):

ΔК = Кф – Кпл; (12)

• цены (ΔЦ):

2. Рассчитаем изменение выручки за счет:

• изменения количества проданной продукции (ΔТПк):

ΔТПк = ΔК × Цпл; (13)

• изменения цены реализации (ΔТПц):

ΔТПц = Кф × ΔЦ. (14)

3. Проверка расчетов:

ΔТПк + ΔТПц = ΔТПобщ (15)

Метод пропорционального деления используется для аддитивных и кратно-аддитивных моделей.

Алгоритм расчета количественного влияния исследуемого фактора на изменение результативного показателя для аддитивной модели:

• абсолютное изменение результативного показателя делится на сумму абсолютных изменений всех факторов;

• полученный результат умножается на абсолютное отклонение исследуемого фактора.

Пример: Y = х1 + х2 + х3.

Изменение Y за счет фактора х1:

ΔYх1 = ΔYобщ / (Δх1 + Δх2 + Δх3) × Δх1.

Изменение Y за счет фактора х2:

ΔYх2 = ΔYобщ / (Δх1 + Δх2 + Δх3) × Δх2.

Изменение Y за счет фактора х,

ΔYх3 = ΔYобщ / (Δх1 + Δх2 + Δх3) × Δх3.

Сумма влияния факторов должна быть равна общему изменению результативного показателя.

Метод корреляционно-регрессионного анализа позволяет определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, т. е. определить, на сколько единиц изменяется величина результативного показателя при изменение факторного на единицу, а также позволяет установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора.

Корреляционная зависимость проявляется лишь в среднем (как среднее значение) и только в массе наблюдений.

Множественная корреляционная модель имеет вид:

y = а0 + а1х1 + а2х2 + а3х3 + … + ахn,

где у результативный показатель;

a0 – свободный член уравнения;

a 1,2,3 и т.д. − аргументы, показывающие, на сколько изменится результат при увеличении соответствующему ему Хна единицу;

х 1,2,3 и т.д. – факторы, воздействующие на результативный показатель.

Например, имеется уравнение регрессии

у = 2,5 + 3,2х1 – 1,8х2

где у – величина прибыли, тыс. руб.;

х1 – доля рентабельной товарной продукции, %;

х2 – доля коммерческих затрат в структуре полной себестоимости, %

Результаты полученного уравнения свидетельствуют, что при повышении доли рентабельной товарной продукции на 1% прибыль от продажи увеличится на 3,2 тыс. руб.; а при росте доли коммерческих затрат на 1% прибыль сократится на 1,8 тыс. руб.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущей (анализ динамики (по годам) изменения показателей);

вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей, определение доли или удельного веса отдельных частей в результирующем показателе;

трендовый анализ – сравнение показателей за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя;

одномерный сравнительный анализ – сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ – сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей (комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, рейтинговая оценка предприятий).

Балансовый метод анализа получил название в результате выведения равенства двух итогов бухгалтерского баланса. Устанавливаемое балансовым методом равенство итогов показывает, что в анализе учтены все взаимодействующие факторы и отражающие их экономические показатели и что связь между ними представлена правильно.

Графический метод представляет собой построение графиков, которые позволяют получить наглядное представление о тенденциях изменения показателей и взаимосвязи показателей.

В экономическом анализе преимущественно используют диаграммы, которые по содержанию подразделяются на диаграммы сравнения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Резервы | Формирование системы экономических показателей деятельности и ее использование в экономическом анализе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.