Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулиро­вание налогообложения в свободных экономических зонах




Налоговая политика в СЭЗ направлена на создание льготных условий для инвестирования и хозяйствования зарубежных партнеров с тем, чтобы условия приложения капитала были не только выгоднее, чем в капиталоэкспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в ближайших странах и зонах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций. Главная особенность налоговой политики заключается в обеспечении льготного режима на стадии создания и частично на стадии развития зоны.

В качестве наиболее популярных экономических методов управления деятельностью СЭЗ в мировой практике применяются три основных рычага реализации налоговой политики:

• налоговые кредиты;

• «налоговые каникулы»;

• льготное налогообложение.

Налоговые кредиты как часть финансового метода государственного регулировани я СЭЗ представляют собой сумму денежных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории СЭЗ, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной. Средства, образуемые от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно на цели развития производства, вспомогательной и социальной инфраструктуры СЭЗ. Широко распространенная за рубежом практика налоговых кредитов является, с одной стороны, еще одной формой государственного воздействия на политику зонирования, а с другой — источником финансирования СЭЗ. Эта практика предусматривает, что в течение определенного срока (например, 5 лет) все налоги и бюджетные платежи, собираемые на территории зоны, ос таются в распоряжении зональных органов управления. Дополнительные средства могут быть получены от предприятий, расположенных на территории зоны и других регионов страны, если они будут иметь возможность вкладывать свои средства в капитал акционерных обществ, действующих в СЭЗ, и в уставный фонд расположенных там СП.

«Налоговые каникулы» — это финансовый метод регулирования СЭЗ, который состоит в том, что в течение определенного периода времени хозяйственные субъекты освобождаются от уп латы налогов. «Налоговые каникулы» — наиболее распространенная форма стимулирования всех видов предпринимательской деятельности СЭЗ. Для хозяйственных субъектов, действующих на территории российских СЭЗ и связанных с ними территориях, «налоговые каникулы» могут быть введены на пять, десять, 20 (обычно от десяти до 20) лет. Льготы в форме «налоговых каникул» для хозяйственных субъектов, действующих на территории СЭЗ, могут распространяться на следующие показатели деятельности, подлежащие налогообложению: прибыль от предпринимательской деятельности; дивиденды; налог на индивидуальные доходы физических лиц; имущественный налог; налог на землю, арендную плату за землю и другое имущество, без которого невозможно начинать предпринимательскую деятельность в зоне.

Преференции — еще один из экономических рычагов государственного регулирования СЭЗ, представляющий собой систему налоговых льгот. С помощью преференций федеральные органы управления, расположенные на территории субъектов, самой СЭЗ, воздействуют на экономическую деятельность на территории зоны. Однако преференции как метод централизованного государственного воздействия на экономику СЭЗ должны быть ограничены, с одной стороны, нормативами налоговых и других (выборочных) платежей в бюджеты зоны, а с другой — установленными ставками таможенных тарифов на внешней и внутренней границах СЭЗ. При этом порядок налогообложения в СЭЗ, уровень ставок налогов и платежей в бюджеты определяются в каждом конкретном случае, исходя из специфики СЭЗ, специализации ее хозяйственного комплекса. Для принятия решения о целесообразности преференций и в отношении того или иного вида деятельности в СЭЗ необходимо выявить приоритетные с точки зрения инвестиций отрасли и субъекты хозяйствования. Ими чаще всего становятся либо отрасли специализации района СЭЗ, уже сложившиеся до момента ее официального юридического признания, либо те производства, продукция которых является дефицитной.

Под влиянием межзональной конкуренции важнейшие элементы в механизме функционирования СЭЗ имеют тенденции к унификации, а их количественные параметры — к выравниванию. В полной мере это относится и к системе преференций и льгот, предоставляемых иностранным инвесторам. Множество конкурирующих между собой СЭЗ предлагают иностранным инвесторам примерно одинаковый набор стимулов и налоговых льгот.

Наиболее распространены следующие виды преференций:

• снижение ставок налогов по сравнению с установленным законодательством;

• установление минимального размера доходов, облагаемых налогом;

• свободный перевод за рубеж части прибыли;

• вывоз товаров, произведенных в зоне без квотирования и лицензирования.

Как показывает опыт индустриально развитых стран, налоговая политика, как и вся экономическая деятельность зоны, должна основываться на собственном бюджете, формирующемся в части доходов от налоговых поступлений с предприятий, организаций и частных лиц, находящихся или проживающих на ее территории, частично — от таможенных сборов, а также от собственной предпринимательской деятельности администрации зоны. Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры СЭЗ и других целей, могут быть предоставлены ей, как правило, на условиях долгосрочного кредита, а не безвозмездно. Все финансовые отношения расположенных на территории СЭЗ предприятий с государственным бюджетом опосредуются администрацией и собственным бюджетом зоны, что является важным фактором ее экономической самостоятельности и условием эффективного управления хозяйственной деятельностью. Такой порядок создает прочную основу для последовательного соблюдения принципа исключительной ответственности по своим финансовым обязательствам. Однако, как свидетельствует мировой опыт, даже при отсутствии дефицита бюджета зоны ее финансирование только за счет собственных средств невозможно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.