КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения1. Понятие финансово-правовой нормы 2. Виды финансово-правовых норм 3. Финансовые правоотношения - финансовые правоотношения (понятие, особенности, функции) - структура финансовых правоотношений - юридические факты 4. Понятие юридической ответственности за нарушение финансового законодательства - юридическая ответственность - признаки наступления юридической ответственности - признаки финансового правонарушения
Регламент ВРУ ст. 4.6.1; 6.9.1 6.9.2. 6.9.3. 6.10.1.; 6.10.3.; 7.0.1. 7.02. 7.03. Конституция Украины ст. 57 58 91-94 117
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ Отношения, которые возникают в обществе в процессе осуществления финансовой деятельности государства, регулируются определенными правилами поведения – нормами. Они устанавливаются государством в строго определенном порядке, в определенной форме, вводятся в действие официально и прекращают существовать в точно определенное время. Носят императивный и категоричный характер (в зависимости от характера предписания). Нормы права характеризуются рядом положений, имеющих всеобщий характер: 1) они общеобязательны в силу возможности государственного принуждения. Обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если эти нормы не реализуются добровольно; 2) они имеют общезначимый характер, являются не персонифицированными правилами поведения; 3) характеризуются формальной определенностью, то есть закреплением в письменной форме в систематизированном виде в Законах Украины, сборниках, прецедентах; 4) характеризуются системностью и нормативностью; 5) каждая норма права обладает общепревентивным воздействием. Действие норма права оказывает при фактическом прямом применении, что, в конечном счете, характеризует реализацию конкретных правовых отношений. Особенности нормы того или иного института финансового права проявляется в следующем: а) в содержании нормы права, регулирующей правила поведения, возникающие в процессе финансовой деятельности; б) в характере предписания; в) в мерах ответственности; г) в способах защиты (базируются на неравенстве сторон и связаны с понятием презумпции невиновности). В определенной мере эти особенности находят закрепление в структуре правовой нормы, т.к. именно в ней проявляются специфические функции, выполняемые правовыми нормами, то есть обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений. Норма права – это единство ее элементов, то есть предписаний выполняющих функции правового регулирования. Традиционно считается, что структуру правовой нормы образуют: - гипотеза; - диспозиция; - санкция. Гипотеза – указание конкретных фактических обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие. Обстоятельства – это событие, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы. Гипотеза определяет условия соблюдения правил поведения, причем эти условия всегда выражаются конкретно. Диспозиция – «сердцевина» норма права, т.е. указание на правила поведения, которым должны подчинятся субъекты, если они оказались причастны к усл. перечисленным в гипотезе. Всегда выражена в безусловно определенной форме. Санкция – вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормами права. Таким образом, финансово-правовые нормы – это установления государства, выражающие всеобщность Конституционных принципов государства общественного устройства, регулирующие финансовую деятельность государства. Главная особенность финансово-правовых норм: а) они носят государственно-властный императивный характер; б) требования к участникам финансово-правовых отношений выражены в категорической форме; в) участники не вправе изменить предписание нормы и условия ее применения. 2. ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ Норма права определяет характер поведения субъектов экономической деятельности при определенных обстоятельствах и не зависит от нашего желания. Так как норма права – это правило поведения, санкционированное государством, то она общеобязательна и охраняема государством, категорична и проявляется во всех видах существующих норм. Все нормы финансового права могут классифицироваться следующим образом: 1. По характеру предписываемых правил (характер норм зависит от диспозиции): а) обязывающие нормы – нормы, установленные в категорической форме совершать какие-либо действия. Например: - ежегодная подача декларации; - ежеквартальная сдача отчета. б) запрещающие – устанавливающие в категорической форме обязанность не совершать запрещающих действий, нарушающих порядок, закрепленный нормативными актами. Например: - запрещено в течение бюджетного года изменять Налоговый кодекс; - запрещено предоставлять индивидуальные льготы. в) уполномочивающие – нормы, которые определяют право совершать определенные положительные действия в рамках распоряжений, содержащихся в норме права. Например: - спонсорская помощь; - установление местных налогов. Нормы этого свойства допускают некоторую самостоятельность, но все равно находятся под влиянием императивного воздействия. 2. По содержанию (по субординации в правовом регулировании): а) материальные – нормы регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, меру прав и обязанностей, виды и объем материальных денежных обязательств; б) процессуальные – нормы, регулирующие процедуру (порядок) деятельности субъектов правоотношений по реализации материальных норм. 3. По юридической силе (по актам, в которых содержится нормы права): а) нормы закона; б) нормы подзаконного акта. 4. По способу установления (по методу или по форме закрепления поведения): а) категорические, которые исключают какой-либо выбор, но могут устанавливать запрет, обязательства и дозволения; б) диспозитивные – предоставляющие субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливают правило на случай, если субъект не воспользовался своими правомочиями. 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ) Все отношения, возникающие в обществе, могут существовать либо как общественные отношения, либо как правоотношения. Финансовые отношения существуют в форме правоотношений. Правоотношения – это форма или вид, который приобретает фактические отношения, урегулированные нормой права. В финансовых правоотношениях проявляются субъективные права их участников (т.е. происходит влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных и децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, приним. участие в этой деятельности). Содержание и особенности финансово-правовых отношений связаны с самой сутью финансовой деятельности государства. 1. Возникают только в сфере финансовой деятельности государства и связаны с мобилизацией, распределением использованием централизованных и децентрализованных фондовых средств, т.е. всегда имеют денежный характер. 2. Одной стороной финансово-правовых отношений выступает государство в лице органов законодательной и исполнительной власти (они наделены властными полномочиями по отношению к другому участнику), т.е. в финансовых правоотношений нет равенства сторон. 3. Возникновение, изменение и приостановление правоотношений осуществляется на основе закона, т.е. «ex lege» Финансовые правоотношения многочисленны и многообразны, т.к. отражают все направления финансовой деятельности государства. Наиболее полно их содержание раскрывает классификация в зависимости от структуры финансовой системы государства. Так, финансово-правовые отношения делятся на: - бюджетные; - налоговые; - в области страхования; - в области кредита; - в сфере регулирования денежного обращения и валютного законодательства. Кроме этого, финансовые правоотношения можно классифицировать: а) по кругу участников; б) по способам государственной защиты; в) по продолжительности действия и другим основаниям. Финансовые правоотношения оказывают активное влияние на механизмы развития финансового государства и органов местного самоуправления так как: 1) указывают на круг лиц, на которых действует в конкретный период фин.-правовая норма; 2) закрепляют конкретное поведение юр. лиц и граждан, которого они должны придерживаться в процессе мобилизации, распределения, использования государством фондов денежных средств; 3) являются условием для приведения в действие юр. средств обеспечения субъективных прав и обязанностей участников финансовых правоотношений. Таким образом, специфика финансовых правоотношений состоит в том, что они возникают на основе норм права и представляют собой связь юридических, субъективных прав и обязанностей их участников. Финансовые правоотношения имеют свою строго определенную структуру (состав) – т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: 1. Субъект фин. правоотношений - это лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющиеся носителем фин. обязанностей и прав. В Украине выделяют 3 группы субъектов права: - общественно-территориальные образования; - коллективные субъекты; - индивидуальные субъекты. Субъект финансового права становится субъектом фин. правоотношений, если реализует свою право-субъективность. На практике, в основном субъект финансового права и субъекты фин. Правоотношения совпадают в одном лице. Кроме случаев, когда государство (как субъект фин. права) вступает в финансовые правоотношения. 2. Объект фин. правоотношений – это то, на что направлено поведение участников финансовых правоотношений, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъектных прав и обязанностей. Это деньги, денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов. 3. Содержание финансовых правоотношений – это права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, предусмотренные нормой права. Содержание раскрывается через понятия а) субъективное право – мера возможного поведения участника правоотношен. б) субъективная обязанность – мера должного поведения. Неправомерные действия – это поведение лиц, не соответствующие предписанию финансово-правовых норм, приводящих к правонарушениям и вызывающие защиту государством или органом местного самоуправления своих финансовых интересов. Юридические факты как события – это обстоятельства, не зависящие от воли людей, но влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений (Пример: рождение ребенка дает право родителям на ежемесячное уменьшение н/о дохода). Таким образом, финансовые правоотношения возникают, изменяются, прекращаются и реализуются на основании определенного комплекса разнообразных по содержанию взаимосвязанных юридических фактов. 4.Понятие юридической ответственности за нарушения финансового законодательства. Финансовая деятельность государства осуществляется на основе финансового законодательства. Финансовое законодательство представлено в финансовом праве широким кругом нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность. Основу финансового законодательства составляют только законы и важнейшие подзаконные акты (они преимущественно приравниваются к законам). Согласно ст. 92. Конституции Украины, законами Украины должны регулироваться важнейшие общественные и государственные институты. В Украине законодательство охватывает систему нормативных актов, которая включает: 1) общие нефинансовые законы (Конституционные законы + законы других отраслей прав, содержащих финансовые нормы); 2) общие финансовые законы (Законы, определяющие и регулирующие основы бюджетной системы государства); 3) общие институциональные законы Они содержат нормы финансового права, имеют комплексный характер и в них есть нормы из других отраслей права. К ним относятся законы об органах законодательной и исполнительной власти; местного самоуправления; о банках и банковской деятельности, о предпринимательстве и предпринимательской деятельности и т.п.); 4) специальные (Законодательные акты, регулирующие отдельные части финансовых институтов). Проблема: 1) финансовые отношения развиваются быстро, динамично, а их законодательное оформление запаздывает; 2) нередко финансово-правовая норма содержится и в актах органов исполнительной власти, регулирующая финансовые вопросы в рамках соответствующей отрасли или сферы управления. Соблюдение норм финансового законодательства связано с понятием юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это осознание участниками общественных отношений необходимости выполнения своих обязанностей, закрепленных в финансово-правовых нормах. Степень выполнения обязанностей определяется: 1) уровнем правовой культуры общества в целом (позитивная ответственность; 2) развитостью норм, определяющих юридическую ответственность (ретроспективная ответственность),что связано с мерой государственной – государственного властного воздействия (степенью и характером принуждения, применяемой к субъекту правонарушения. Юридическая ответственность выполняет функцию гаранта исполнения содержания правовых норм, реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей, участниками правоотношений. Юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер (см. Конституцию Украины, ст. 6/ч.2)В соответствии с решением Конституционного Суда от 30.05.2001 г. ответственность за нарушения финансового законодательства определяется как вид юридической ответственности. Следовательно к финансово - кредитной ответственности в полной мере относится положение ст. 61. Конституции Украины о том, что «Никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение». Для наступления юридической ответственности обязательные признаки характерны: 1) основание наступления ответственности выступает правонарушение; 2) ответственность за нарушение финансового законодательства выступает как форма реализации государственного принуждения за нарушение предписания финансово-правовых норм; и состоит в применении к правонарушителю негативных последствий, предусмотрено санкциями финансово-правовых норм, которые имеют имущественный характер и выражены преимущественно в денежной форме; 3)ответственность осуществляется в соответствии с процессуальной формой. Ответственность за нарушение финансового законодательства – это вид юридической ответственности. Ст. 92 к. 22 (1) Исключ. ЗУ определяются: основы гражданско-правовой ответственности, деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями и ответственность за них. Конституционный суд в решении от 30.05.2001 г № 7/2001 у справі № 1-22/2001 – указ., что данная норма непосредственно не определяет виды юридической ответственности, следовательно, включает и те, которые не перечислены. З.У. № 2181 ст. 17 п. 17.1.9. – предусматривает уплату штрафа……., что не освобождает плательщика от административной или уголовной ответственности и /или конфискации товара. Финансово-правовая ответственность – это комплексная категория, которая включает относительно самостоятельные блоки, зависящие от институциональной принадлежности финансово-правовых норм, нарушаемых в период противоправного деяния в сфере финансовой деятельности государства. Финансово-правовая ответственность – это форма реализации государственного принуждения состоящего в применении, предусмотренном законом санкций специально уполномоченными государственными органами. В равной мере это относится ко всем субъектам финансово-правовых отношений в случае нарушения финансового законодательства. Основанием для наступления ответственности выступает правонарушение и сопровождается применением негативных последствий к правонарушителю в виде санкций, преимущественно, денежного характера. Понятие финансового правонарушения дано в Инструкции «О порядке проведения ревизий и проверок гос. контрольно- ревизионной службой в Украине» (от 3.10.1997г). В ст.266. п. 1.5.3. записано: «Финансовое правонарушение – действие или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования всех форм собственности, объединений граждан, должностных лиц, граждан Украины и иностранных граждан, следствием чего стало невыполнение финансово-правовых норм». Отсюда следует, что финансовое правонарушение наступает в случае нарушения финансово-правовых норм. Обязательными признаками финансового правонарушения выступает: 1) антисоциальный характер; 2) противоправность; 3) виновность; 4) наказание. Практическое применение ответственности за совершение нарушения предполагает уяснение ряда юридических признаков, предусмотренных законом, которые позволяют определить характер и содержание финансового правонарушения. Для этого необходимо понять состав правонарушения, которые включает следующие элементы: 1) объект правонарушения, т.е. что нарушено (материальное или нематериальное благо). Для этого требует уточнения: а) общий объект правонарушений – предполагает определение, на какой стадии общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства произошло нарушение норм права. б) родовой объект правонарушений – предполагает определение под отрасли финансового права; в) непосредственный объект правонарушения – предполагает определение суть конкретных финансовых отношений подвергшихся нарушению (бюджетное планирование, порядок использования средств, требования бухгалтерского учета, требования налогового учета, расчет налоговых платежей и т.п.) 2. Объективная сторона правонарушения – предполагает определение того, как нарушено в результате активного или пассивного поведения, т.е. в результате действия или бездействия. Для этого законодательство в «диспозиции»нормы, формулирует суть необходимых действий, что и определяет смысл наступления правонарушений при условии не выполнения нормы. Примеры: ст.119 Бюджетного Кодекса – определяет содержание «Нецелевое использование средств» Ст. 69 ст 17. ЗУ № 2181 – указывает не только на суть нарушения, но и определяет меру ответственности. Таким образом, уяснение совокупности внешних признаков, характеризующих то или иное правонарушение включает: а) противоправное деяние; б) наступивший вредный результат; в) причинно-следственную связь между а и б. Следует помнить, что при определении сути объективной стороны правонарушения, бездеятельность также противоправны, ибо едет к правонарушению как и противоправная деятельность. На практике это может быть связано с невыполнением своих обязанностей. Примеры: Отсутствие налогового учета и, как следствие, несвоевременная подача налоговой декларации согласно ст. 17.1.1. – Закон Украины №2118, влечет за собой: - для лица не подавшего налоговую декларацию, – штраф в размере 10 необлагаемых минимумов за каждое непредставление и задержку; - для должностного лица, находящиеся в коррупционных связях с таким лицом, предусмотрен штраф в размере 30 необлагаемых минимумов. 2. Нарушение резидентом Ст. 9 ч.1.Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» требований декларирования валютных ценностей и др. имущества, находящегося за границей Украины, влечет за собой наложение штрафа того как нарушено: в соответствии с Положением «О валютном контроле», утв. Правлением. НБУ от 8.02.2000№49. 3. Субъект правонарушения – это физическое или юридическое лицо, что зависит от подотрасли права. Например: в бюджетном праве – это участники бюджетного процесса; в налоговом – плательщики налога; в банковской деятельности – НБУ, банки и др. финансово- кредитные учреждения, резиденты, не резиденты. 4. Субъективная сторона правонарушений – предполагает определение совокупности признаков, характеризующих субъективное (психическое) отношение лица к совершенному им противоправному деянию и его негативным последствиям. А именно: как связаны вина, мотив, цель. Вина – это непосредственное проявление психического отношения к совершенному или вредному действию и его негативным псоледствиям.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |