Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Бюджетная классификация – основа реализации бюджетных отношений




Бюджетная классификация – основа реализации бюджетных отношений.

Важное место в системе нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения, занимает бюджетная классификация. Бюджетная классификация – это специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов.

Бюджетная классификация – представляет собой единую, систематизированную группировку доходов, расходов и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационному устройству в соответствии с законодательством Украины и международных стандартов.

Бюджетная классификация – разрабатывается МФУ и утверждается ВРУ. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней используется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов АР Крым, органов местного самоуправления, другими распорядителями бюджетных средств.

В 1998 году в Украине введена новая бюджетная классификация, в целом отвечающая общепринятым международным требованиям и стандартам статистики государственных финансов (направленная на реализацию п принципов 6, 7, 8 – функционирования бюджетной системы Украины).

Бюджетная классификация имеет определенную структуру (составные части). Ст.8 п.3. БКУ выделены 4 составные части:

  1. классификация доходов бюджета;
  2. классификация расходов (в т.ч. кредитования бюджета за вычетом погашения);
  3. классификация финансирования бюджета;
  4. классификация долга.

БКУ Ст.9. Классификация доходов бюджета осуществляется по 4 разделам:

  1. налоговые поступления;
  2. неналоговые поступления;
  3. доход от операций с капиталом;
  4. трансферты.

БКУ Ст.10. Классификация расходов осуществляется в соответствии с:

а) функциональной классификацией – она основа, введена с 2002 года. Реализует классификационные функции управления (КФУ), согласно требованиям стат. отдела ООН. (разъяснения даны в Приказе МФУ №604 от 27.12.2001г.)

Имеет 3 уровня детализации:

- разделы – они соответствуют нумерации общих целей государственного управления;

- подразделы – определяют способы достижения целей;

- группы – определяют способы достижения целей.

б) экономической классификацией – детализирует расходы по их предметному, признаку (охватывает все виды хозяйственной деятельности, оплату коммунальных услуг, зарплату и начисления на нее, выплаты населению). Это позволяет обеспечить единый подход ко всем распорядителям и получателям бюджетных средств; выделить социально защищенные статьи бюджета; свести расходы к единым экономическим категориям (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование с учетом погашения).

в) ведомственной классификацией – определяет распределение бюджетных назначений по главным распорядителям бюджетных средств.

Ст.10 и 4 – Государственное казначейство, местные финансовые органы – ведут реестр всех распорядителей.

Цель – оптимизация числа распорядителей, улучшение бюджетного планирования, построение четкой, организационно совершенной системы государственного управления.

г) программной классификацией – используется при формировании бюджета по программно-целевому методу. Цель – развитие стратегического планирования.

Бюджет 2002 года был сформирован с учетом программной классификации. Для этого МФУ разработаны переходные таблицы соответствия кодов программной классификации. Проводит главный распорядитель в период формирования бюджетного запроса и подготовки предложенной к проекту бюджета.

Третья составная часть согласно КБУ Ст.11 - Классификация финансирования бюджета – определяет источники получения финансовых ресурсов для покрытия бюджетного дефицита и направления расходов финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения доходов над расходами. Цель – конкретизация направлений и объемов заимствования денежных средств.

Признаки классификации финансирования бюджета:

1. финансирование по типу кредитора, который характеризует категорию кредитора или собственника долгового обязательства;

2. по типу долгового обязательства, т.е. по средствам, используемым для финансирования дефицита или профицита.

В зависимости от срока размещения финансовые обязательства государственных или местных советов делятся на такие виды:

- долгосрочные (от 5 до 10 лет)

- среднесрочные (от 1 до 5 лет)

- краткосрочные (до 1).

Четвертая составляющая бюджетной классификации согласно Ст. 125 КБУ - классификация определятся также как и классификация финансирования бюджета, по типу кредитора, по типу долгового обязательства.

Пределы применения бюджетной классификации, ее различных частей неодинаковы.

1. Классификация доходов бюджетов Украины, функции и экономическая классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов и классификация видов государственного внутреннего долга Украины и других субъектов, наделенных бюджетными полномочиями – едины. Они используются при составлении, утверждении и использовании бюджетов различных уровней, а также госбюджета.

2. Ведомственная классификация расходов ТБ. Классификация источников внешнего финансирования. Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Украины используется только при составлении, утверждении и использовании, государственного бюджета Украины.

Ст. 18 БКУ определяет, что основная сумма гос. Дана Украины не должна превышать 60% от фактического годового ВВП.

Ст. 16 БКУ определяет право выбора кредитора, вид займа, валюту заимствования МФУ.

В случае отклонений величины расходов на обслуживание и погашение гос. дана против положений Закона Украины «О Государственном Бюджете», Министерство финансов информирует об этом КМУ. КМУ в течение двух недель формирует предложения о внесении изложений в Закон Украины «О Государственном Бюджете» и представляет их ВРУ.

Ст. 14 БКУ определяет порядок формирования процента и дефицита бюджета, источники покрытия и условия заимствования.

 

В 5. Правовое регулирование сбалансированности доходов и расходов бюджета (государственное внутренне и внешнее заимствование)

 

Правовое регулирование сбалансированности доходов и расходов для Украины это объективная реальность. Связано это: а) с недостаточной величиной произведенного ВВП; б) низкими темпами его роста; в) значительной величиной дефицита бюджета; г) необходимостью соблюдения установленного Законом Украины «О Государственном бюджете», уровня превышения расходов над доходами или, доходов над расходами; д) необходимой политикой предоставления гос. гарантий по внешнеэкономическим заимствованиям.

Несбалансированность бюджета приводит к накоплению кредиторской задолженности государственных и местных бюджетов и созданию скрытого дефицита бюджета.

Таким образом, правовое регулирование сбалансированности доходов и расходов касается соблюдение (упорядочение) положений реализации долговой и бюджетной политики государства.

Основные положение бюджетного кодекса Украины, направленные на решение этих задач, определяют действия Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины и соответствующих им наполнительных органов на местах и содержатся в статьях: 14,15,16,17,18,25,72,73,74.

1. ст. 14,72 – определяет, что принятие бюджетов с дефицитом допускается:

а) Госбюджет - при наличии обоснованных источников покрытия;

б) местные – на сумму свободного остатка (по общему фонду) бюджетных средств прошлого бюджетного года;

в) Автономная республика Крым, городские – по спец. Фонду, в части развития за счет заимствований.

2. Ст. 15, 16,17,18– определяет источники финансирования дефицита бюджета и основные положения осуществления заимствования:

а) право заимствования только в пределах утвержденных Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» осуществляют Министерство финансов по поручению Кабинета Министров Украины;

б) выбор кредитора, вид займа, валюта заимствования осуществляется Министерством финансов Украины;

в) изменения в Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» по расходам на обслуживание долга инициирует Кабинет Министров Украины перед Верховной Радой Украины;

г) предельный объем основной суммы Государственного долга – не должен превышать 60% фактически годового объема валового продукта Украины.

Ст. 73.

д) займы местным бюджетам допускаются для покрытия временных кассовых разрывов при исполнении общего фонда в виде краткосрочных займов;

Ст 74.

е) объем расходов не может превышать 10% расходов общего фонда; при нарушении графика погашения основной суммы долга, соответственно совет лишается права осуществления новых заимствований в течение последующих 5 лет.

3. ст. 14, 14/ - профицит бюджета утверждается исключительной с целью погашения основной суммы долга и для обеспечения сохранения размера оборотных кассовых наличных средств (их величина установлена в размере не более 2% плановых расходов общего фонда соответственно бюджета)

4. ст. 15. – эмиссионные средств НБУ не могут быть источником финансирования дефицита Госбюджета Украины.

5. ст. 17. – гарантии предоставляются только на условные платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов (классическая гарантия – это гарантия НБУ или МФУ);

- при условии невыполнения гарантий по выполнению долговых обязательств юридическими лицами, применяется механизм взыскания задолженности в порядке, предусмотренном законом для взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, включая погашение задолженности за счет имущества должников.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.