Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местные органы исполнительной власти




Республиканские органы государственного управления

Полномочия Совета Министров (Правительства)

Республики Беларусь

Совет Министров Республики БеларусьПравительство Республики Беларусь — является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти. Организация и деятельность Правительства определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст. 106~108) и Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. № 178-3 «О Совете Министров Республики Беларусь». В своей деятельности Правительство Республики Беларусь подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национальным собра­нием Республики Беларусь.

В состав Правительства входят: Премьер-министр, заместители Премьер-министра, в том числе Первый заместитель Премьер-министра, министры. В его состав могут входить руководители иных республикан­ских органов государственного управления. Состав Совета Министров утверждается Президентом Респуб­лики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет систематический контроль за их исполнением подчиненными ему органами управления, физическими и юридическими лицами. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Общие полномочия Совета Министров Республи­ки Беларусь означают, что Правительство: разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; осуществляет госу­дарственное регулирование деятельности всех отрас­лей экономики, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной по­литики; разрабатывает прогнозы концепции, госу­дарственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь и обеспечивает их реализацию; организует разработку и исполнение республиканского бюджета; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» подробно регулирует полномочия Правительства в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки,;культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республи­ки Беларусь; в сфере внешней политики и междуна­родных отношений; в области кадровой политики.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются вопросы:

1) составления и исполнения государственного бюджета, формирования и использования внебюд­жетных фондов, которые находятся в ведении Совета Министров;

2) основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

3) проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины членов Правительства Республики Беларусь. Все ре­шения принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум в составе Премьер-министра и его заместителей. В него могут быть включены и некоторые иные члены Совета Министров.

Состав Президиума может быть изменен Президентом Республики Беларусь по представлению Пре­мьер-министра.

Заседания Президиума проводятся но мере необ­ходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии — по поручению Премьер-министра под председательством одного из его заместителей.

Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей чис­ленности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов и оформляются в виде постанов­лений Совета Министров Республики Беларусь.

На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь выносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть решены другими субъ­ектами исполнительной власти — министерствами, другими центральными органами управления, мест­ными исполнительно-распорядительными органами. Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, коорди­нирует, направляет и контролирует их работу, утвер­ждает положения о министерствах и других центральных органах управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; утверждает состав коллегий этих органов управления, при необ­ходимости передает решение отдельных вопросов государственного управления, какие входят в его ком­петенцию, министерствам и другим центральным орга­нам управления.

Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента Республики Беларусь, Правительства, а также в тех случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Кроме того, Правительство имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руково­дителей других центральных органов управления, их заместителей за невыполнение или ненадлежащее выпол­нение Конституции Республики Беларусь, законов, решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров, служебных обязанностей и служебной дисциплины.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учетом интересов госу­дарства и местных территорий; организует контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами законов, декретов и распоряже­ний Президента Республики Беларусь, актов Прави­тельства Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местных исполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаи­модействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления; передает при необ­ходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам. Совету Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь издает постановления, обязательные к исполнению на всей территории Республики Беларусь, и контролирует их исполнение.

Постановления Совета Министров могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.

Распоряжения издаются Премьер-министром по вопросам, входящим в его компетенцию, и не носят нормативного характера.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений, а также для выполнения от­дельных поручений Совета Министров могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый иной член Правительства отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномо­чий Правительства в целом.

 

 

 

В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах (государственных комитетах).

Министерство Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в установленной сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Перечень министерств устанавливается указом Президента Республики Беларусь, его же указами назначаются на должность и освобождаются от должности министры.

Министром может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям, и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в положении, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.

Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию дея­тельности в подчиненной отрасли или сфере дея­тельности на основе единоначалия и несет персональ­ную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций. В своей деятельности министр руководствуется Конституцией, законами, декрета­ми и указами Президента Республики Беларусь, по­становлениями Совета Министров Республики Бела­русь. Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и инструкции. На практике все ин­струкции проводятся в жизнь приказами министра.

В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. Структура министерства и положения о струк­турных подразделениях утверждаются министром.

Государственный комитет Республики Беларусь — это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности.

Государственные комитеты образуются на основании указа Президента Республики Беларусь.

Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель государственного комитета издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к компе­тенции соответствующего государственного комитета.

В целях всестороннего рассмотрения основных от­раслевых вопросов в государственном комитете обра­зуется коллегия. Количество членов комитета и колле­гии комитета определяется, как правило, Советом Министров Республики Беларусь, если иное не пре­дусмотрено актами Президента Республики Беларусь.

Нормативные акты министерств, государственных комитетов, принятые ими в пределах их компетенции, а также адресованные предприятиям, организа­циям или учреждениям, им организационно не подчи­ненным, либо гражданам, являются обязательными для исполнения при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь.

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являю­щиеся их структурными подразделениями, с правами юридического лица.

Департаменты осуществляют специальные функ­ции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в установленных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.

 

Местное управление — это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного зна­чения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствую­щей территории.

Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь слагается из областных, районных, городских, поселковых и сельских испол­комов, которые входят в единую систему органов ис­полнительной власти, являются органами общей компетенции.

Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному и распоря­дительному органу, а также подотчетен соответствую­щему местному Совету депутатов по вопросам, отне­сенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет:

1) разрабатывает и вносит в Совет схему управле­ния местным хозяйством и коммунальной собствен­ностью, предложения по организации охраны обще­ственного порядка и прав граждан;

2) разрабатывает и вносит в Совет проекты планов экономического и социального развития, мест­ных программ, местного бюджета;

3) принимает меры по осуществлению планов, про­грамм и бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

4) распоряжается имуществом и финансовыми ре­сурсами Совета в порядке и в пределах, установлен­ных Советом;

5) вносит в Совет предложения.об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих административ­но-территориальному образованию на праве комму­нальной собственности;

6) осуществляет в порядке, установленном зако­нодательством, государственный контроль на соот­ветствующей территории за охраной окружающего мира (вод, воздуха, земель, недр, растительного и жи­вотного мира), а также за объектами коммунальной собственности;

7) определяет структуру и штаты исполнительно­го комитета, созданных им отделов, управлений и дру­гих подразделений, руководит ими и подведомствен­ными организациями. По согласованию с соответствующими отделами и управлениями вышестоящего исполнительного комитета (министерствами, ведом­ствами) назначает на должность и освобождает от должности руководителей отделов, управлений и дру­гих подразделений исполнительного комитета;

8) руководит отделами и управлениями, другими подразделениями исполкома, может принимать к сво­ему рассмотрению вопросы, отнесенные к их ведению;

9) образует по вопросам своей деятельности ко­миссии, определяет их полномочия;

10) организует прием населения, принимает ре­шения по удовлетворению прав и законных интере­сов граждан;

11) оказывает нижестоящим исполнительным ко­митетам необходимую помощь;

12) руководит гражданской обороной;

13) обеспечивает выполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы;

14) решает возложенные на него законом задачи по организации выборов и референдумов, обсужде­ния других важнейших вопросов местного и респуб­ликанского значения, вносит предложения Президенту Республики Беларусь о представлении к государствен­ным наградам и поощрениям;

15) решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий данных Советов.

Исполнительный комитет возглавляет Председатель. Председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета назначается на должность Президентом Республики Беларусь сроком на 5 лет и утверждается областным Советом депутатов. Предсе­датель районного, городского, сельского, поселково­го исполкома назначается вышестоящим исполнитель­но-распорядительным органом и утверждается соот­ветствующим Советом депутатов.

В случае, если кандидатуру на должность председателя местный Совет не утвердит, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента Республики Беларусь, председателя вышестоящего исполнительного комитета о назначении председате­ля исполнительного комитета в случае повторного отклонения кандидатуры председателя исполкома яв­ляется окончательным. Председатель соответствующе­го исполнительного комитета может занимать эту должность не более чем два срока подряд.

Полномочия председателя исполнительного комитета таковы:

1) он возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие его с соответствующим Советом, координирует деятельность отделов, управле­ний и других подразделений исполкома;

2) по согласованию с вышестоящим исполнитель­но-распорядительным органом назначает заместите­лей, персональный состав исполнительного комите­та, секретаря исполнительного комитета;

3) представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советами и иными государственны­ми органами, органами территориального обществен­ного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами;

4) организует работу исполкома, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;

5) является распорядителем кредитов, предусмот­ренных бюджетом |и внебюджетными средствами;

6) накладывает; дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполкомов.

Отделы, управления и службы исполкомов — основ­ной вид местных отраслевых и функциональных органов управления. Исполкомы поселковые, сельские отделов и управлений не имеют.

В исполкомах образуются различного рода органы, осуществляющие функции надзора и контроля за со­блюдением правил в области исполнительной и рас­порядительной деятельности. К ним относятся адми­нистративные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, различного рода инспекции и др.

Местным органом государственного управления в городах с районным делением является администра­ция района.

На основании действующего законодательства ме­стные исполнительные и распорядительные органы издают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения, не соответст­вующие законодательству, отменяются соответствую­щими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

В системе исполнительно-распорядительных орга­нов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы Министерства обороны, Комитета государствен­ной безопасности, Министерства транспорта и ком­муникаций и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законода­тельством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчи­ненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.