Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие правовых актов управления от других юридических актов




 

Кроме актов управления существует ряд других юридических актов, издаваемых государственными органами. В связи с этим возникает необходимость провести различия между ними, а также установить различие между актами управления и актами общественных организаций:

1 ) различие закона и акта управления нормативного значения совершенно ясно и четко определяется тем положением, что любой акт управления нормативного значения, каким бы органом он не был издан, должен всегда соответствовать закону, т, к. закон обладает наивысшей юридической силой. Это, как уже отме­чалось, принцип подзаконно актов управления;

2) акты управления отличаются от судебных актов по юридическим свойствам, по основаниям.

Судебные акты (приговоры, решения, определе­ния и др.) являются особой формой осуществления функций государства — правосудия, состоящего в разбирательстве и разрешении в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел.

Следовательно, задача суда состоит лишь в применении норм права к отдельным случаям, фактам или спорам, поэтому судебные акты всегда индивидуальные акты, касающиеся конкретных лиц, участвующих в процессе. Таким образом, суд не создает правовых норм.

Акты управления могут содержать не только конкретные предписания, но и новые нормы.

Судебные акты издаются в связи с рассмотрением дела о нарушении правовых норм или спора о праве, для защиты общественного и государственного устройства, всех форм собственности, а также для защиты интересов государственных, общественных организаций и прав граждан.

Акты управления издаются не только в целях защиты существующего правопорядка, но и в целях ру­ководства всеми отраслями государственного управле­ния, выполнения планов хозяйственного и культурного строительства, развития всех форм собственности.

И, наконец, отличие судебных актов состоит в особом порядке их издания. Судебные акты издаются су­дами исходя из закона и правосознания судей. Конституционное положение о независимости судей отражает полную самостоятельность суда и примене­ния закона. Ни один государственный орган или должностное лицо не может дать указание судье о том, какое решение должно быть принято по данному делу.

Акты управления принимаются органом государства или должностным лицом на основе и во исполнение не только законов, но и указаний вышестоящих органов, которые в пределах своей компетенции в процессе руководства вправе дать конкретные пред­писания по соответствующим вопросам, обязательные для исполнения подчиненными органами.

Судебные акты применяются в особом, установленном законом, процессуальном порядке. Процедура их принятия, формы, порядок вступления в силу, отмены и приостановления строго регламентируются нормами закона.

Судебные акты, например, принимаются только в коллегиальном порядке, а значительная часть актов управления принимается в порядке осуществления единоначалия (отдельными лицами);

3 ) от гражданско-правовых актов акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям издания

Гражданско-правовые договоры (сделки) — резуль­тат соглашения сторон, права и обязанности которых регулируются нормами гражданского права. Акты управления, как уже отмечалось, представляют собой одностороннее властное волеизъявление органа госу­дарственного управления (должностного лица), не являющееся прямым результатом соглашения сторон. В отдельных случаях соглашение может предшествовать изданию акта (например, при возникновении отношений государственной службы).

Договор обязателен для заключивших его сторон, являющихся равноправными. Акт управления обязателен к исполнению для любого адресата. В нем выра­жаются властные полномочия, отсутствующие в гражданско-правовой сделке;

4) акт управления отличается от актов органов прокуратуры (протест, представление). Органы прокуратуры, используя имеющиеся в их распоряжении правовые формы, реагируют на нарушения законности, не создавая при этом норм права. Прокурор не обладает административной властью, а поэтому с помощью своих актов (например, протест) он не может не­посредственно издавать или отменять акт управления;

5) акт управления отличается от служебных документов, имеющих юридическое значение. Он либо устанавливает определенные правила поведения, либо создает административно-правовые отношения. Различного рода служебные документы (акты ревизии, удостоверения, свидетельства) лишены этого характера. В них содержатся определенные данные, подтверждающие или свидетельствующие факт, имеющий юри­дическое значение. При этом служебные документы могут быть основанием для издания акта управления.

Так, акт ревизии, составленный комиссией или лицом, обследующим данное учреждение, фиксирует обнаруженные в его деятельности недостатки, ставит вопрос о наказании виновных работников. Он содержит в себе факты, имеющие определенное юри­дическое значение. Однако он сам не порождает каких-либо правовых отношений. Эти правовые отношения возникают на основе изданного по материалам ревизии акта управления (например, приказ министра об итогах ревизии подчиненного органа или учреждения);

6) акты управления отличаются от актов общественных организаций. Акты общественных организаций действуют, как правило, только в пределах данной общественной организации — они имеют силу только для членов общественной организации.

Действие же актов управления, принимаемых государственными органами, может выходить далеко за пределы данного учреждения или предприятия.

Акты общественных организаций по своему содержанию всегда связаны с целью данной общественной организации, закрепленной в уставе или положении.

Исполнение актов общественных организаций обеспечивается исключительно мерами морального воздействия. Эти акты не имеют государственного и правового характера.

Классификация правовых актов управления

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Классификация позволяет также глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки. Деление актов на виды возможно в зависимости от различных оснований (критериев). В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:

1) по юридическим свойствам;

2) по органам, их издающим;

3) по времени действия;

4) по порядку издания.

Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты содержат нормы права. Они устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы (правила поведения). Правовые нормы заключают в себе общие обязательные правила поведения. Они не имеют конкретного (персонифицированного) адресата, т.е. не обращены к конкретным лицам, рассчитаны на неопределенный круг лиц. Ими регулируется определенный вид общественных отношений. Так, Правила дорожного движения распространяются на всех, кто действует в урегулированной данным нормативным актом области, т.е. пользуется дорогами. Нормативные акты рассчитаны на неоднократное, а значит, многократное, непрерывное применение. Например, в положении о государственном комитете или о министерстве содержатся нормы, определяющие его права и обязанности, порядок образования, компетенцию, сферу деятельности, полномочия председателя (министра) и т.п. Положение применяется ежедневно, без перерывов, пока не будет изменено (или отменено).

По Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные акты, кроме того, являются официальными Документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица и с соблюдением предусмотренной процедуры. Все эти признаки присущи для любого правового акта управления.

Нормативные акты являются важнейшими источниками права. В них могут находиться нормы не только административного права, но и других отраслей права: гражданского, трудового, экологического, финансового и т.д. Однако в таких актах не может быть норм уголовного и уголовно-процессуального права, которые находятся лишь в законах.

В Республике Беларусь отсутствует правовой акт, в котором бы назывались государственные органы, а тем более должностные лица, уполномоченные издавать нормативные акты. Конкретно такие полномочия определяются в актах, устанавливающих их правовой статус. Это положения, уставы и т.д. В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дан перечень лишь наибо­лее важных рассматриваемых органов. К ним относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, включая и Национальный банк Республики Беларусь.

Впервые определение нормативного акта в правовом документе было дано в Положении о порядке осуществления правовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, об­ластных, Минского городского Совета депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2034. В нем указывается, что под нормативным актом, подлежащим правовой экспертизе в соответствии с настоящим Положе­нием, следует понимать официальный письменный документ, независимо от срока его действия (постоянный или временный), принятый (изданный) Национальным банком, министерством или иным республиканским органом государственного управления либо их должностными лицами, областным, Минским городским Советами депутатов, облисполкомом или Минским горисполкомом с соблюдением уста­новленной законодательством Республики Беларусь процедуры и в рамках компетенции этих органов, устанавливающий, дополняющий, изменяющий.или отменяющий правовые нормы, т.е. общеобязатель­ные предписания постоянного или временного ха­рактера, рассчитанные на неопределенный круг лиц

Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», давая подобное определение нормативного акта, справедливо не подчеркивает, что такими актами не могут быть внутри­ведомственные акты.

Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, по Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» являются:

1) соответствие их принципам нормотворческой деятельности (конституционности);

2) соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;

3) приоритет общепризнанных принципов международного права;

4) защита прав и свобод, законных интересов гра­ждан и социальной справедливости, научности, со­гласованности нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами;

5) принятие (издание) их уполномоченным на то органом (должностным лицом) в пределах своей компетенции в порядке и по форме, установленным законодательством Республики Беларусь, и соответствие акта нормотворческой технике.

Нормативные акты как правотворческие являются важнейшими в системе правовых актов управления. Они представляют собой административные законы, но, несмотря на это, не теряют качества подзаконности. Рассматриваемые акты издаются в силу того, что законами детально; не урегулированы все стороны общественной жизни, а потребность в таком регулировании существует.

Сборник декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. — 1999. - № 1. - Ст. 26.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.