Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Человек свободный и ответственный

Человек свободный и ответственный

Зак. 49


1. Согласно светской точки зрения, человек ответ­ствен перед другими людьми. Мы живем не в лесу, не в пещере, не в глубоком одиночестве, а общаемся с себе подобными. Коммуникация — важнейшее условие на­шей жизни. Уже поэтому свобода человека не может быть абсолютной, она упирается как в ограничитель в интере­сы и волю Другого, в его физическое присутствие и ду­ховное соучастие. Но Другой — не только граница на­шей свободы, это тот, с кем мы взаимодействуем, со­вместно ставим цели, делим обязанности, перед кем от­читываемся и кого желаем сохранить. Мы отделены от него телом, иным положением в пространстве, своей неповторимостью, и в этом смысле мы независимы от него. Но в то же самое время мы глубоко зависимы, не­свободны, потому что остро нуждаемся в Другом для того, чтобы выживать и жить, создавать культуру, общаться, не чувствовать вселенского одиночества. Человек может жить, только постоянно выходя за свои пределы к Другим.

Наша глубокая моральная ответственность перед Дру­гими зиждется на нашей объективной социокультурной и психологической зависимости от них. И в этой зави­симости нет никакого негативного смысла, ибо она есте­ственна. Получается парадокс: ответствен человек, сво­бодно принимающий решения и в то же время в самом своем основании зависящий от Других. Однако если при­смотреться получше, никакого парадокса нет, ибо сво­бодные решения принимает индивид, живущий в обще­стве и черпающий именно в рамках этого общества свои ориентиры, цели, идеалы, в том числе и идеал свободы.

Независимость, непривязанность, на которую ориен­тируются популярные ныне оккультисты и эзотерики, озна­чает полную свободу от всего человеческого и, стало быть, устранение ответственности перед Другими и за Других. Адепт или йог, достигший высокой степени совершенства, отрывается от всего земного, он равнодушен к другим людям — ограниченным смертным существам, он боль-


ше не живет их интересами и потому отвечает только пе­ред Богом и перед самим собой. Полная свобода от при­вязанностей надчеловечна и бесчеловечна. Но пока че­ловек находится в мире, пока он — воплощенный дух, он тесно связан с Другими и ответствен перед ними и за них. «Мы всегда в ответе за тех, кого мы приручили».

Однако чтобы не обижать эзотеризм, стоит заметить, что и там нередко речь идет о достигших совершенства духах, которые по своему свободному решению берут на себя ответственность за земные дела. Не перед людьми, но за людей. Таковы разного рода Учителя человечества, которые, вместо того чтобы блюсти невозмутимость и на­слаждаться небесным блаженством, усердно помогают роду людскому понять глубинные законы мироздания. Таковы и бодхисаттвы в буддизме — существа, отказав­шиеся от нирваны до тех пор, пока последний червяк не станет буддой. Думается, при такой постановке вопроса речь идет об ответственности не только за живые суще­ства, но и перед ними. Ну не считают же нас великие духи простыми объектами! Впрочем, они не переживают привязанности и зависимости, что нам, простым смерт­ным, достаточно трудно представить. Живя в реальном эмпирическом мире, мы зависим от Других в самой ос­нове своего существа, и потому держим перед ними от­вет — перед родней и друзьями, коллегами и соотече­ственниками, перед всем человеческим родом.

2. С религиозной точки зрения, люди ответственны прежде всего перед Богом, а уж во вторую очередь — перед себе подобными. Люди вторичны, Господь — ис­ток и начало, он — моральный законодатель и последний судья, поэтому мы отвечаем перед Всевышним за свои усилия по снисканию вечной жизни. Наша глубокая от­ветственность выражается в покаянии, в докладе и отчете Богу обо всех наших делах.

Поскольку добрые дела Бог и сам видит, мы должны рассказывать ему о грехах, о своем несоответствии задан-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Человек свободный и ответственный | Человек свободный и ответственный. ным духовным образцам. И не потому, опять же, что он их не знает, а потому, что это и есть способ держать от­вет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.