Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средиземноморские цивилизации

В особой географической ситуации развивались приморские (средиземноморские) цивилизации – Финикия, Греция и Рим, цивилизация этрусков, крито-минойская, семитская цивилизация и др. Всего же на берегах Средиземного моря в ту эпоху обитало примерно двадцать народов, следовательно, и культур (цивилизаций) было больше. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение способствовало зарождению навигации. Выдающаяся роль, которую сыграло Средиземное море как арена международных отношений, обусловливалась его положением на стыке трех частей света, природно-хозяйственным разнообразием стран, его окружающих, исключительными удобствами мореплавания (изрезанность берегов, обилие островов, благоприятный климат).

Роль цивилизаций Средиземноморья во всей истории человечества исключительно велика. Ведь фактически именно в эту эпоху зародилась демократия, были признаны право собственности, непреложность закона, независимость суда, уважение к человеку как к равноправному партнеру и гражданину, возникли рационалистическое мышление, основы науки, выработалась привычка к личной инициативе и к самостоятельному труду.

Особая роль Средиземного моря в формировании этих народов нашла отражение и в их общем собирательном названии — «народы моря». Часто по отношению к ним употребляют также термин «талассократия» (греч. thalassa — море и kratos — сила, мощь). Действительно, море играло в жизни этих народов важнейшую роль. Когда начинались их переселения, они искали новых пристанищ не в глубине своих стран, а на других побережьях; так возникали постоянные колонизационные потоки. Любимыми героями этих народов были мореплаватели. Характерно и то, что исход многих войн в Средиземноморье определяли именно морские сражения. В некоторых из них участвовало огромное количество судов.

Нередко средиземноморские цивилизации ассоциируют только с античностью (лат. antiquus — древний), т.е. с греко-римской древностью, хотя, конечно, Древняя Греция и Древний Рим создали наиболее крупные цивилизации Средиземноморья. К греческой непосредственно примыкает и цивилизация эллинизма. Эллинизм — период в истории Восточного Средиземноморья, Западной Азии и Понта с момента распада державы Александра Македонского (323 г. до н.э.) до покорения Римом последнего крупного средиземноморского государства — Египта (30 г. до н.э.). В этой цивилизации как бы соединились элементы культур Запада и Востока.

Одна из древнейших культур, которая уходит корнями в первобытность, возникла на острове Крит. Аристотель в своей «Политике» писал о том, что остров Крит лежит в центре Средиземного моря, недалеко от берегов Европы, Азии и Африки, и тем самым «как бы предназначен к первенствованию». На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на Крите существовало рабовладельческое государство, позднее достигшее своего расцвета. Из Критских городов особенно возвысился Кносс, где правил легендарный царь Минос, создавший могущественную морскую державу. Поэтому и культуру древнего Крита обычно называют крито-минойской.

Ойкумена критян охватывала уже значительную часть Средиземного моря. Сначала они подчинили себе острова Киклады (греч. kiklos — круг) и Спорады (греч. sporadikos —- рассеянный), затем проникли на Пелопоннес, а через Дарданеллы и Босфор — в Мраморное и Черное моря. Предполагают, что примерно к 2500 г. до н.э. они достигли Кипра и Египта, а в 2000 г. - Испании. Однако примерно в 1500—1450 гг. до н.э. в этом районе произошла грандиозная природная катастрофа — взрыв вулкана Санторин, расположенного на маленьком острове в 120 км к северу от Крита. Этот взрыв сопровождался сильнейшим землетрясением, образованием цунами, выбросом огромного количества пепла и вулканических газов, которые, достигнув Крита, погубили посевы сельскохозяйственных культур и разрушили города. Оставшиеся в живых критяне в большинстве своем переселились в материковую Грецию.

Расширение ойкумены Древней Греции происходило на протяжении более двух тысячелетий. В течение древнеэлладского периода (до XII в. до н.э.) произошло заселение материковой Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии тремя основными группами греческих племен — ахейцами, ионийцами и эолийцами. Создав свои рабовладельческие государства, они затем завоевали Крит, колонизировали острова Родос и Кипр, плавали до Италии и Египта. Миф об аргонавтах повествует и о том, как под началом фессалийского царевича Ясона они отправились в морской поход (в котором участвовали также герои Геракл, Тесей, Кастор, Полиевк и певец Орфей) на десяти-весельном корабле «Арго», построенном корабельным мастером Аргом, через проливы и Черное море к берегам Колхиды и устью Фасиса (древнегреческое название р. Риони) за золотым руном. Но о достоверности этого похода, который в наши дни уже пытались «продублировать», ученые не имеют единого мнения. Этот же миф свидетельствует о том, что греки имели тогда довольно смутное представление о внутренних частях Европы, а о странах Двуречья вообще ничего не знали.

О периоде так называемой «гомеровской» Греции (XII—VIII вв. до н.э.) мы также можем судить в основном лишь по поэмам самого Гомера «Илиада» и «Одиссея» и произведениям его современника Гесиода. Обе поэмы Гомера дают поистине уникальные сведения о греческой ойкумене того времени. Поэма «Илиада» повествуют о походах греков на Трою, написана широким спектром «географических красок». Еще больше географических описаний в «Одиссее». Но в обеих поэмах зачастую трудно отделить правду от вымысла. Плаванию Одиссея посвящены многочисленные исследования, оно подробно описано в литературе, его пытались «моделировать» и повторить английские и югославские ученые-путешественники; его подробно — с картами — рассматривают И.П. и В.И. Магидовичи, А.Б. Снисаренко. При этом большинство ученых явно склоняются к тому, что плавание Одиссея было не таким уж дальним.

Грекам «гомеровской» эпохи было хорошо известно побережье Эгейского моря, его острова и проливы, ведущие в Мраморное и Черное моря. Они были также знакомы с восточным побережьем Средиземного моря. На юге они доходили до берегов Африки и до Нижнего Египта, а на западе — до Сицилии. При этом малоазийское побережье с городами Милет, Эфес, Галикарнас и Троя уже входило в черту расселения греков.

В последующие периоды архаической и классической Греции географический кругозор греков значительно расширился, прежде всего благодаря «великой колонизации» VIII—V вв. до н.э. Общее число основанных ими в это время на берегах Средиземноморья рыбачьих поселков и торговых факторий, а затем и городов исчислялось сотнями. В «великой колонизации» можно выделить три главных направления.

Первое направление — западное, в Южную Италию, Сицилию, Южную Галлию, Испанию и на Корсику. Сначала кольцом богатых и цветущих городов (Тарент, Сибарис, Кротон и др.) был опоясан берег Тарентского залива. Затем возникли Неаполис («Новый город») и Сиракузы. Количество греческих колоний в южной части Апеннинского полуострова оказалось настолько велико, что ее стали называть Великой Грецией. На юге Галлии появилась Массалия.

Второе направление — северо-восточное, к берегам Пропонтиды (Мраморного моря) и Понта (Черного моря). На южном берегу Понта были основаны Синоп, Трапезунд, на восточном — Фасис, Диоскурия, на северном — Фанагория, Пантикапей (по-скифски «Рыбный путь»), Херсонес, Ольвия («Счастливая»), на западном — Истрия, Томы, Одесс.

Третье направление — южное, африканское. Здесь появилась Кирена, но основным греческим поселением стал Навкратис в Египте.

Так в течение двух с половиной веков греки освоили значительную часть побережья Средиземного моря, все Причерноморье, большую часть Приазовья. При этом свои колонии основали греческие города-метрополии, расположенные как в балканской, так и в островной и малоазийской частях Греции.

А в IV в. до н.э. уроженец Массилии Пифей совершил плавание к берегам Британии и Скандинавии, расширив географический кругозор греков на северо-западе Европы. Хотя описание плавания, сделанное самим Пифеем, не сохранилось, о нем обычно судят по работе Страбона, который опирался на этот утерянный затем первоисточник. Согласно Страбону, Пифей побывал у берегов Корнуолла, в Ла-Манше, в Ирландском море, в Северном море он достиг Ютландии, высаживался в стране Фуле (Норвегии). Но об Атлантическом океане за Геркулесовыми столбами у греков было еще смутное представление. Долгое время они считали, что там находятся «Елисейские поля» — обитель блаженных, куда после смерти попадают герои, любимцы богов.

Часть Восточного побережья Средиземного моря еще в IV—II тысячелетиях до н.э. была заселена семитскими племенами. В древности ее обычно называли землей Ханаан, а в Ветхом завете она именуется Библейским миром. Эта территория включала земли Финикии, Палестины, Иордании и Сирии.

Первыми здесь появились финикийцы. Они основали ряд городов-государств: Библ, Сидон, Тир, Угарит и несколько более мелких. По-видимому, древнейшим из них был Библ, хотя в Библии «первородным сыном Ханаана» назван Сидон. Значительно позже сюда пришли филистимляне, которые освоили плодородную полосу побережья и основали пять городов-государств (Газа, Аскалон, Азот, Гат и Экрон), образовавших федерацию, по-гречески «пентархию». Почти одновременно с филистимлянами, от имени которых происходит и название Палестина, здесь появляются воинственные племена израильтян и иудеев, завершивших свой знаменитый исход из Египта. Они образуют свое Израильско-Иудейское царство, первым царем которого в 1020 г. до н.э. стал Саул. После гибели Саула царем был провозглашен Давид, а затем его сын Соломон.

Вклад этих трех народов в расширение ойкумены был различен. Хотя и филистимляне, и иудеи занимались освоением земель Ханаана, много сил они тратили и на взаимную борьбу, нашедшую отражение в библейских легендах о Самсоне и Далиле, о Давиде и Голиафе, которые уже в средние века и в новое время нашли отражение в произведениях Микеланджело, Рембрандта, Сен-Санса. А финикийцы стали наиболее типичным «народом моря», приобретя уникальные навыки в мореходстве, торговле, рыболовстве. Их можно назвать и первыми в мире «морскими извозчиками», добровольно или принудительно сдававшими внаем свой флот. Во всяком случае, описанные в Библии плавания в страну золота Офир, осуществлявшиеся при царе Соломоне, претворялись в жизнь именно финикийцами. А это значит, что по Красному и Аравийскому морям они достигали берегов Индии, где предположительно находилась страна Офир. Финикийский флот обслуживал также египетских фараонов и персидских царей.

Сначала финикийцы освоили Восточное Средиземноморье, завязав связи с Кипром, Критом и Грецией. Затем они появились в Причерноморье и в Западном Средиземноморье, достигнув Сицилии, Мальты, страны Тартес (Таршиш) в Южной Испании и, наконец, Гибралтара. Совершив прорыв за столбы Мелькарта, они основали Гадир — современный Кадис. Далее они обследовали все Средиземноморское побережье Африки, основав там Триполи, Сирт, Гиппон, Утику и другие колонии. Но, пожалуй, наибольшее влияние на всю историю Средиземноморья оказало то, что еще в IX в. до н.э. на берегу Тунисского залива выходцами из Тира была основана колония Карфаген. Со временем эта колония превратилась в богатейший город.

К III в. до н.э. Карфаген стал крупнейшим и формально уже независимым от Тира государством Западного Средиземноморья. Его ойкумена соответствовала его метрополии в Африке, где были захвачены Нумидия и Мавретания, и его обширной колониальной державе, включавшей значительную часть Сицилии, Сардинию, Корсику, Балеарские острова. Гамилькар, Гасдрубал и Ганнибал подчинили Карфагену почти всю Испанию, на восточном побережье которой был основан Новый Карфаген, ставший главным опорным пунктом карфагенян на западе Средиземноморья; именно отсюда Ганнибал начал свой знаменитый поход в Италию во время второй пунической (пунийцами или пунами римляне называли финикийцев-карфагенян) войны. Такие опорные пункты они имели и в других местах. Столбы Мелькарта также стали полной собственностью Карфагена и были надолго блокированы им для иноземных судов.

На западе ойкумена Карфагена простиралась как минимум до Азорских островов, о чем свидетельствует клад с карфагенскими монетами, найденный здесь в XVIII в. Карфагеняне и финикийцы считаются также первооткрывателями Мадейры и Канарских островов. Возможно, в Африке им принадлежат и более великие открытия, связанные с двумя морскими экспедициями, предпринятыми в VI—V вв. до н.э. Первую из них совершили по приказу фараона Нехо II финикийцы, находившиеся на египетской службе. Отплыв из Красного моря, они в течение трех лет обогнули всю Африку (Ливию) и вернулись в Египет через столбы Мелькарта и Средиземное море. Вторую предпринял карфагенянин Ганнон с целью основания новых колоний на Атлантическом побережье Африки. Он вышел в путь с 60 пятидесятивесельными кораблями и с 30 тыс. будущих колонистов. Основав несколько колоний на побережье современного Марокко, Ганнон проплыл дальше к югу — до устьев Гамбии, Сенегала, а возможно, и Нигера. Но обе эти экспедиции не являются абсолютно достоверными. В еще большей мере это относится к гипотезе о плавании финикийцев в Америку.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский высадился на побережье Малой Азии с50-тысячной армией. Походы Александра на Восток продолжались всего 10 лет. Но за это время он захватил Палестину, Финикию, занял не сопротивлявшийся ему Египет и, главное, разгромил могущественную Иранскую (Персидскую) державу, дойдя затем до берегов Амударьи, Сырдарьи и Инда.

Завоевания Александра Македонского чрезвычайно расширили географический кругозор греков на Востоке. Они впервые получили сведения об Иранском нагорье, горной системе Гиндукуша, низменности Инда, о реках Средней Азии. Кроме того, они узнали о Южной Индии и острове Тапробана (Шри-Ланка).

Флот Александра возвращался из Индии вдоль берегов Аравийского моря и Персидского залива, пройдя от устья Инда до устья Тигра и Евфрата.

Незадолго до смерти он собирался провести еще две уже чисто географические экспедиции. Первую — вдоль берегов Каспийского моря, чтобы установить, соединяется ли оно с открытым океаном. И вторую — по Красному морю и далее вдоль берегов Африки, чтобы установить, омывается ли она океаном с юга и могут ли люди жить на экваторе. Но неожиданная смерть Александра Македонского в возрасте всего 33 лет помешала их осуществлению. Процесс расширения ойкумены затем продолжался уже в эллинистических государствах, возникших на месте его державы.

Формирование географических представлений римлян было связано почти исключительно с их военными походами и завоеваниями. Оно прошло несколько этапов.

Датой основания города Рима считается 753 г. до н.э. Согласно легенде, основали его братья-близнецы Ромул и Рем, вскормленные волчицей и воспитанные пастухами. Рим стал самым крупным поселением Лациума, где жили латины. Со временем все население области стали называть по главному городу — римлянами, а от латинов осталось название латинского языка. Лациум первоначально входил во владение этрусков, которые жили по соседству — в Этрурии, нынешней Тоскане. Судя по всем имеющимся данным, они создали развитую цивилизацию, оказавшую очень большое влияние на Рим, но им же и покоренную.

Завоевав всю Среднюю Италию, римляне пришли в непосредственное соприкосновение с цветущими городами Великой Греции, также достигшими гораздо более высокого уровня культуры. Но, опираясь прежде всего на свою военную организацию, они за сравнительно короткое время завоевали и юг Италии. Так в III в. до н.э. вся Италия — от Мессинского пролива до реки Рубикон, отделявшей Италию от Галлии, — оказалась под властью римлян. Рим превратился в одно из крупнейших государств Средиземноморья.

В это же время началась борьба Рима за подчинение всего Западного Средиземноморья. В результате первой пунической войны ему удалось отвоевать у Карфагена Сицилию, а затем присоединить также Сардинию и Корсику. Вторая пуническая война привела к завоеванию Римом Испании в Европе и Мавритании в Африке. Фактически она означала крах колониальной державы Карфагена и утверждение гегемонии Рима во всем регионе. А третья пуническая война привела к окончательной гибели Карфагена.

Уже после второй пунической войны Рим приступил к захватам в Восточном Средиземноморье. Шаг за шагом он подчинил себе Македонию, Грецию, государства Малой Азии, Сирию, Палестину, Египет. При этом римские полководцы победили и царя Понтийского царства Митридата VI, и его сына Фарнака, и царя государства Селевкидов Антиоха III, и малолетнего царя Египта Птолемея XII. После этого Средиземное море получило у римлян наименование «Наше море» (Mare nostrum).

Но римская ойкумена в период расцвета империи простиралась далеко за его пределы, причем и в северном и в восточном направлениях. К северу от Средиземья уже в I в. до н.э. Юлий Цезарь завоевывает Галлию. На рубеже старой и новой эры при императорах Октавиане Августе и Тиберии римляне выходят к верхнему и среднему течению Дуная, подчиняя себе многочисленные германские и смежные племена. В I в. н.э. император Траян покоряет Дакию на нижнем Дунае.

Легионы Цезаря из Галлии дважды переправлялись через Ла-Манш в Британию, и вскоре римлянам удалось овладеть значительной частью этой страны. Британия была тогда захолустьем, краем света, и римские императоры ссылали туда своих политических врагов. Римляне плавали также к берегам Скандинавии и Ютландии. А римский историк Корнелий Тацит упоминает и о плавании на север, за Оркнейские острова.

Границы римской ойкумены продвинулись и к востоку от Средиземья. Войска Траяна вторглись в Двуречье и достигли берегов Персидского залива: так далеко на восток римские легионы до этого еще никогда не заходили. Правда, Цезарь готовил грандиозный восточный поход против парфян. К тому же, как пишет Плутарх, после их покорения он имел намерение пройти через Гирканию вдоль Каспийского моря и Кавказа, обойти Понт и вторгнуться в Скифию, затем напасть на соседние с Германией страны и возвратиться через Галлию, сомкнув круг римских владений, чтобы со всех сторон империя граничила с океаном. Но за четыре дня до начала похода он был убит.

В целом же к концу существования Римской империи географическое представление о Средиземноморье было достаточно полным.

В эпоху античности и эллинизма политическая карта Средиземноморского региона не раз претерпевала значительные изменения. Однако основные ее устои — Греция, страны Библейского мира, Египет, Рим — в общем сохранялись. Происходило только их политическое «переподчинение».

Длительное время государства на политической карте Средиземноморья были очень небольшими, а их границы во многом определялись природными (физико-географическими) рубежами.

Ярким примером тому может служить Греция. Названия Эллада, Греция, которые мы привыкли употреблять по отношению к этой стране, являются скорее условными, собирательными. На самом деле она состояла из десятков вполне самостоятельных городов-государств — полисов. Центром полиса обычно был город, окруженный стенами, вокруг которого объединялось население окрестной долины или острова. Как правило, полисы были небольшими. Таких самостоятельных городов-государств в Греции было около 100, а с колониями их число доходило до 1000. Большинство городов имело от 5 до 10 тыс. жителей, хотя население некоторых составляло от 50 до 100 тыс. человек.

Когда возникала угроза для всей Греции, например во времена персидских нашествий, греческие полисы нередко сплачивались для отпора общему врагу, о чем свидетельствуют знаменитые сражения при Марафоне, Фермопилах, острове Саламин. Они образовывали также политические и торговые объединения (Беотический союз, Афинский морской союз). Но зачастую их взаимоотношения определялись соперничеством и враждой, как в случае с Афинами и Спартой (Пелопоннесская война). Спарта, победившая в этой войне, утвердила свою гегемонию над всей Грецией. Но затем сама была побеждена Фивами.

Финикия, как и Греция, не была целостным политическим образованием, и входившие в нее города-государства все время боролись друг с другом за колонии и первенство в торговле. Несколько крупнее было лишь централизованное Израильско-Иудейское царство. Расположенные на важнейших торговых путях, эти страны все время служили объектом иноземных завоеваний. Так, Финикию захватывали ассирийцы, вавилоняне, персы, затем Александр Македонский и, наконец, римляне. Израильско-Иудейское царство просуществовало всего 120 лет, распавшись затем на Израиль и Иудею. Но и их потом завоевывали те же Ассирия, Вавилон, Александр Македонский, Рим. Еще более ярким примером такого рода может служить остров Кипр, постоянно служивший яблоком раздора более сильных держав и почти никогда не бывавший независимым. В I тысячелетии до н.э. его поочередно захватывали ассирийцы, хетты, египтяне, персы, наместники Александра Македонского, снова египтяне, римляне.

С течением времени на политической карте Средиземноморья появляются и более крупные государства, например Карфагенская держава. Но и на этом фоне особенно выделяются две империи — Александра Македонского и Римская, — владения которых простирались далеко за пределы Средиземноморья.

Огромная империя Александра Македонского, не имевшая единой экономической базы, представляла собой непрочное военное объединение. Войска Александра захватывали в основном большие города, военные опорные пункты, дороги, не очень затрагивая «глубинку», имевшую чрезвычайно большиеразличия: с одной стороны, тысячелетняя культура долины Нила и Двуречья, с другой — полукочевые племена Иранского нагорья. Неудивительно, что после смерти Александра Македонского его империя сразу же распалась на несколько эллинистических государств, ожесточенную борьбу за которые повели полководцы и другие приближенные Александра, получившие наименования диадохов (греч. diadochos — преемник).

Самым большим из них было Сирийское царство, в котором после правления Селевка I утвердилась династия Селевкидов. При Селевке I, а затем при Антиохе III территория этого царства простиралась от Малой Азии до Средней Азии и Индии. Но это тоже был конгломерат многих племен и народов, который затем распался под влиянием иноземных нашествий и внутренних распрей.

Вторым крупным эллинистическим государством был Египет, доставшийся по наследству другому полководцу Александра — Птолемею. Уже при первых Птолемеях Египту принадлежали Кирена в Африке, Кипр и ряд других островов, Финикия, Палестина, Южная Сирия. Наряду с царствами Селевкидов и Птолемеев на политической карте Восточного Средиземноморья появились также Каппадокия, Понт, Вифиния, Пергам, а на Балканах — Македонское царство.

Римская империя была еще больше. Ее территория в период максимального могущества — в начале II в. — сплошным поясом охватывала весь бассейн Средиземного моря и многие сопредельные районы. При этом внешние владения Рима более чем в шесть раз превышали по площади саму Италию и находились в трех частях света — Европе, Азии и Африке.

Однако и в Римской империи внешнее единство достигалось прежде всего силой оружия. А по мере усиления кризиса рабовладельческого общества возникла ситуация, угрожавшая самому ее существованию. Поскольку кризис в наибольшей мере затронул западную часть империи, ее центр стал постепенно смещаться на Восток. Такое смещение началось при императоре Диоклетиане и было закреплено при императоре Константине, который в 330 г. перенес столицу империи из Рима в город Византии, получивший название Константинополя и вскоре затмивший старую столицу. А в 395 г. произошло официальное разделение Римской империи на две империи — Западную и Восточную, — судьбы которых сложились по-разному.

В Западной Римской империи крушение рабовладельческого строя происходило особенно бурно и сопровождалось кровопролитными войнами, переворотами, народными восстаниями, которые окончательно подорвали ее могущество. К тому же ослабление империи совпало по времени с началом великого переселения народов, которых римляне назвали варварами (греч. barbaros — у древних римлян и греков — всякий чужеземец), так как они не знали латыни и были чужды римской культуре. Под натиском варваров империя начала терять одну область за другой, дело дошло и до самого Рима. В 410 г. Рим заняли вестготы под водительством Алариха, затем он подвергся разграблению приплывшими из Африки вандалами, и, наконец, в 476 г. начальник одного из наемных германских отрядов Одоакр низложил последнего римского императора и захватил власть в Италии. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Восточная же Римская империя, или Византия, просуществовала еще тысячу лет.

Государственный строй и формы правления. В городах-государствах Древней Греции у власти долгое время находились представители старой родовой знати, которые назывались аристократами (греч. aristos — лучший и kratos — власть); отсюда и форма правления — аристократия. Остальную, большую часть населения составляли мелкие производители — крестьяне и ремесленники, получившие название «демос» (греч. demos — народ). Долгое время так было и в Афинах, но затем здесь к власти пришли зажиточные слои демоса, и возникло Афинское демократическое рабовладельческое государство, достигшее своего расцвета во времена «золотого века Перикла». Это государство управлялось народным собранием (эклексией), обладавшим всей полнотой верховной власти; существовал также Совет пятисот. Спарту, в отличие от Афин, можно было назвать олигархической республикой, где народ в правлении не участвовал. Постоянное соперничество между Афинами и Спартой объяснялось не только экономическими причинами, но и различиями в государственном строе.

Довольно часто правление родовой аристократии трансформировалось не в демократию, а в тиранию, характерными признаками которой были узурпация, насильственный захват неограниченной власти одним лицом. Тиранами становились как выходцы из аристократии, так и из демоса. В Афинах некоторое время у власти стоял тиран Писистрат, на острове Самос в тот же период правил тиран Поликрат. Характерно, что к тирании в общем не относились отрицательно, в ней нередко видели залог мира и спокойствия, избавления от внутренних смут. Так, тиран Коринфа Периандр, с которым был связан блестящий расцвет этого города, умер, окруженный почетом. Спустя столетие в Сиракузах к власти пришел тиран Дионисий, которому удалось создать едва ли не самую мощную в Европе державу. На протяжении нескольких десятилетий это государство играло важную роль в политической жизни античного Средиземноморья, оказывая сильное воздействие на положение дел в его западной части и ощутимое — в восточной. В то же время именно в правление Дионисия, не раз проявлявшего небывалую жестокость, само слово «тиран» стало употребляться в осудительном смысле. Известно, что Платон мечтал преобразовать сицилийскую тиранию в просвещенную монархию и с этой целью трижды посещал Сиракузы.

Финикийские города имели монархическо-олигархическое (иногда, возможно, республиканско-олигархическое) управление. Карфаген по форме правления был олигархической республикой, в которой высшая законодательная власть находилась в руках сената, т.е. рабовладельческой аристократии, тогда как народное собрание большой роли в управлении государством не играло.

Держава Александра Македонского, особенно после покорения Персидского царства, начинала все более походить на типичную восточную деспотию с всевластием и вседозволенностью ее правителя. Еще при жизни Александра ему оказывались поистине божественные почести. Да и столицей своей огромной державы он сделал Вавилон.

Но наибольший интерес при знакомстве с формами правления в Древнем мире представляет Рим, в истории которого традиционно различают три периода: царский, республиканский и императорский.

Царский период ведет свое начало от 753 г. до н.э. В то время во главе государства стоял царь, бывший военачальником, законодателем, верховным судьей и религиозным руководителем. Однако власть царя не была наследственной: он избирался народным собранием, но по представлению сената.

С 510 г. до н.э. начался республиканский период в истории Древнего Рима, который продолжался около пяти веков. Официально носителем верховной власти в Римской Республике считался римский народ, да и само слово «республика» (respublica) по-латыни означает «общественное дело». Фактически же у власти в стране стояла аристократия, в руках которой находился высший орган управления — сенат. Однако простой народ, или плебс, составлявший основную массу населения, на своих собраниях также мог принимать постановления — плебисциты. Обычно Рим этого периода характеризуют как аристократическую рабовладельческую республику. В это время существовал уже и термин «император», но он обозначал лишь верховного главнокомандующего армией.

К середине I в. до н.э. наступил кризис республиканского строя, при котором становилось все труднее обеспечивать стабильность и порядок в громадной мировой державе, каковой стал Рим к этому времени. Появилась необходимость в «сильной руке», и реальная власть из рук сената стала переходить в руки удачливых полководцев и политических честолюбцев. Так возникла военно-рабовладельческая диктатура сначала Суллы, затем первого триумвирата в составе Помпея, Красса и Цезаря, затем одного Помпея, затем — после победы над Помпеем в гражданской войне — одного Юлия Цезаря. Цезарь стал бессрочным диктатором, пожизненным трибуном, получив право добавлять к своему имени титул императора, который давался победоносным полководцам. Он мог объявлять войну и заключать мир, распределять должности, издавать приказы, т.е. все прежние функции сената и народа перешли в его руки. Тем не менее формально Рим все еще оставался республикой, и именно ее сторонники образовали заговор и убили Цезаря.

Затем наступило время второго триумвирата в составе Октавиана, Антония и Лепида, разделения страны между Октавианом и Антонием, новой гражданской войны и победы в ней Октавиана, внучатого племянника и наследника Юлия Цезаря. В 27 г. до н.э. Октавиан провел государственную реформу, согласно которой восстанавливалась республика и власть снова передавалась народу. Себя Октавиан провозгласил принцепсом, т.е. первым (среди равных). Но система принципата была лишь формальным компромиссом между республикой и империей. Фактически Октавиан стал единовластным правителем Рима, сосредоточив в своих руках власть первого сенатора, трибуна, консула и главнокомандующего. К тому же сенат наградил Октавиана почетным титулом Августа, т.е. «возвеличенного богами».

Государственная система принципата, совпавшая с «золотым веком» Древнего Рима, сохранялась довольно долго. Но фактически период правления трех императорских династий (Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов) был временем становления в Риме монархической власти. При этом новых императоров нередко стали выдвигать римские легионы, стоявшие в разных частях страны. А с конца III в. в римском государстве утвердилась военная диктатура с неограниченной императорской властью. При императорах Диоклетиане и Константине оно фактически превратилось в абсолютную монархию.

Полисы Греции обычно входили в состав более крупных областей — Аттики, Арголиды, Беотии, Этолии, Лаконики, Ахайи и других. Некоторые из них со временем также приобрели государственность, например Спарта (Лаконика, Лакедемон) занимала территорию в 8,5 тыс. кв. км.

Политическая организация империи Александра Македонского оставалась в общем той же, какой она была при Ахеменидах. Сохранились не только старые сатрапии, но нередко и люди, стоявшие во главе их.

Римское государство и в эпоху республики, и в эпоху империи делилось на собственно Италию и провинции (лат. vlncera — побеждать); так назывались побежденные неиталийские области. Первой римской провинцией стала Сицилия, затем появились и другие. К середине II в. до н.э. провинций было уже девять: шесть западных (Сицилия, Сардиния, Корсика, Цизальпинская Галлия, Испания и Африка — бывший Карфаген) и три восточных (Иллирия, Македония и Азия — бывший Пергам). Затем к ним добавились Паннония, Мезия, Германия в Европе, Понт, Вифиния и Сирия в Азии и ряд других. Уже в III в. н.э. император Диоклетиан провел реформу административно-территориального деления империи, которая привела к разукрупнению старых и образованию многих новых провинций; общее число их было доведено до 100, а Рим был выделен в особую 101-ю административную единицу. Все эти провинции объединялись в более крупные административные единицы — диоцезы, а те в свою очередь — в четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирию и Восток. При императоре Константине префектом стал управляться и Константинополь.

Экономическое развитие. Почти во всех странах Средиземноморья сельское хозяйство в эту эпоху оставалось основой экономического развития. Классической страной плантационного земледелия, основанного на рабском труде, был Карфаген. То же можно сказать и об Италии, где с течением времени мелкие и средние хозяйства свободных производителей были вытеснены более крупными хозяйствами (латифундиями), использовавшими труд рабов. Даже в Греции и Финикии, где преобладали мореходство, торговля и ремесла, сельское хозяйство продолжало сохранять немалое значение.

Профиль его во всем Средиземноморье был довольно сходным. В растениеводстве на первом месте стояли оливки и виноград, а в скотоводстве — разведение овец и коз, такая специализация сохранилась и по сей день. Конечно, занимались и хлебопашеством. Но тем не менее, говоря о доходности различных частей своего имения, римлянин Катон Старший в трактате «О сельском хозяйстве» (II в. до н.э.) на первое место ставил культуру винограда, на второе — огород, на третье — ивовые посадки, на четвертое — оливковые плантации и лишь на пятое — хлебное поле. А зерно в случае нужды ввозили из Египта и из Скифии.

Развитию сельского хозяйства в Средиземноморье сильно способствовал географический фактор. Но активное вмешательство человека в природные процессы стало приводить к истощению ряда природных ресурсов, особенно почв. Наряду с сельским хозяйством продолжало развиваться и ремесло — гончарное, текстильное, металлическое. Появились и первые специализированные центры и даже районы. Например, Средняя Италия еще с этрусских времен славилась своей цветной керамикой, Южная Италия, Кампания — металлоизделиями из бронзы и железа, сам Рим — текстильными и кожевенными изделиями, Испания — добычей серебра, Кипр — меди, Финикия — соли из вод Мертвого моря и в особенности производством особой пурпурной краски, которая в то время пользовалась необычайным спросом.

Но, пожалуй, особенно наглядно прогресс производства можно проследить на примере кораблестроения. Финикияне первыми перешли от строительства небольших каботажных судов по образцу рыбачьих лодок к сооружению крупных двухмачтовых кораблей с четырехугольным парусом и двумя рядами гребцов, которые свободно плавали по всему Средиземью. Развитию финикийского кораблестроения особенно способствовало наличие такого строительного материала, как ливанский кедр.

Но Греции и эллинистическим государствам удалось значительно превзойти Финикию в судостроении. Уже во времена Гомера существовали многовесельные корабли. Затем начали строить монеры, тетреры, гексеры, пентеры и в особенности триеры, которые стали основой греческого флота. Еще больших успехов в кораблестроении достигли римляне, которые сначала вовсе не были мореходами. Их суда, построенные из сосны, ели и кедра, поднимали в среднем 300—400 т груза, а некоторые и свыше 1000 т. Если финикияне и греки изобрели таран на носу корабля, то римляне — абордажный мостик («ворон»).

Прогрессировала и наземная военная техника. Появились осадные машины — катапульты, баллисты, которые бросали тяжелые камни на расстояние до 300 м. Были созданы специальные осадные башни — гелеполы («берущие города»), подводившиеся к стенам осажденных городов.

Материальная культура. Материальная культура стран Средиземноморья, как и культура Древнего Востока, дошла до нас в виде памятников (или их описании) самого различного характера.

Говоря о строительстве и архитектуре Древней Греции и эллинистических государств, следует, наверное, в первую очередь упомянуть о тех сооружениях, которые самим античным обществом были отнесены к числу чудес света: храме Артемиды в Эфесе, мавзолее в Галикарнасе, статуе Зевса в Олимпии, статуе Гелиоса в Родосе и маяке в Александрии. К этому перечню можно было бы добавить храм Афины на острове Эгина, храмы Аполлона в Дельфах и на острове Делос и многое другое. На острове Милос, самом западном из Киклад, в 1820 г. была найдена статуя Венеры (Афродиты), получившая наименование Милосской, на острове Самофракия — статуя Ники Самофракийской; обе они в наши дни служат украшением Лувра. А в музее античной скульптуры в Ватикане хранятся не менее знаменитые статуи Аполлона Бельведерского и Гермеса, скульптурная группа «Лаокоон».

Римские строители и архитекторы также создали многочисленные, часто поражающие своими размерами сооружения, нередко полностью или частично сохранившиеся до наших дней: дороги, мосты, акведуки, оборонительные валы.

Так, Аппиева дорога («виа Аппиа») — первая мощеная римская дорога, соединившая Рим с Капуей, а затем и с Брундизи, которую строили более 100 лет, — уцелела почти полностью. Остатки римских дорог можно встретить и во Франции, Испании, Англии. То же относится к многочисленным акведукам, водопроводам (лат. aqua — вода и duco — веду), «сработанным еще рабами Рима». На севере Великобритании можно увидеть вал Адриана — своего рода «китайскую стену», сооруженную при императоре Адриане во II в. н.э., а на нижнем Дунае — остатки моста Траяна, по которому его легионы направлялись на завоевание Дакии. И греки и римляне начинали строить канал через узкий Коринфский перешеек (Истм).

Наибольшее отражение материальная культура Средиземноморья того времени нашла в облике городов.

Письменность и культура. Древнейшее в регионе крито-микенское иероглифическое и линейное письмо, обнаруженное при раскопках на острове Крит и Пелопоннесе, относится к III—II тысячелетиям до н.э. Во II тысячелетии до н.э. возникло финикийское буквенное письмо, которое затем было усовершенствовано греками, пользующимися им и поныне. А латинский язык развился на базе языка латинов. С возвышением Рима он распространился сначала на всю Италию, а затем и на значительную часть империи. В дальнейшем на основе латинского произошло формирование многих языков, ныне образующих романскую группу индоевропейской языковой семьи.

Греческий и латинский алфавиты уже в античную эпоху стали могучим средством культурного прогресса. Об этом свидетельствуют греческая проза, поэзия и в особенности драматургия. Пользующиеся большой популярностью и в наши дни трагедии Эсхила, Софокла и Бврипида содержат обширный материал, помогающий познать не только историю, но и географию Древней Греции. То же можно сказать о трех поэтах-современниках из Рима — Вергилии, Горации и Овидии. Например, Вергилий в «Буколиках» описывает сельскую идиллию в греческой Аркадии, в «Георгиках» — развитие земледелия в Италии. А Овидий, сосланный императором Августом в Томы, на самый край римской ойкумены, написал там свои «Скорбные элегии» и «Письма с Понта»; там же «вдали Италии своей» он и умер. В поэзии Овидия встречаются и географические сюжеты.

С внедрением письменности поднялся уровень школьного образования. В античной школе обычно преподавались семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика («тривиум»), арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки («квадриум»).

От эпохи эллинизма до нас дошли сведения и о крупных библиотеках. Первой публичной библиотекой и крупнейшим в древней истории собранием книг была Александрийская библиотека, насчитывавшая 700 тыс. рукописей на папирусе и пергаменте. Очень большой была и Пергамская библиотека.

Греческие и римские корни послужили основой многих сотен и тысяч слов в разных индоевропейских языках, включая русский. То же относится и к личным именам.

Научные знания. В Греции, странах эллинизма и Риме научные знания достигли очень высокого (по тем временам) уровня.

Древняя Греция выдвинула целую плеяду блестящих ученых в области философии, истории, географии, математики, механики, астрономии, медицины; можно говорить и о зачатках кибернетики. Среди этих ученых были такие разносторонние личности, как Демокрит, которого называли «первым энциклопедическим умом среди греков», и в особенности Аристотель, который, был «Александром Македонским греческой философии». Фактически же его сочинения охватывали весь круг тогдашних знаний. Греческие ученые ввели в науку много концепций, понятий и терминов, сохранившихся в том или ином виде до наших дней.

Эллинизм, в котором соединились элементы греческой и восточных культур и при котором значительная часть ученых (как и писателей, поэтов, художников, скульпторов) жила при дворах эллинистических правителей, привел к новому взлету научных знаний. Это в первую очередь относится к математике, механике, астрономии, географии, истории. И хотя в эту эпоху началась уже дифференциация единой науки, некоторые ученые оставались энциклопедистами широкого профиля. Так, Эратосфена можно назвать и географом, и астрономом, и математиком, и физиком, и филологом. Труды ряда ученых, например Архимеда, внесли значительный вклад в практику (архимедов винт, архимедова спираль, механизмы для поднятия тяжестей, военные метательные машины и др.). Когда к Сиракузам подступили римляне, Архимед построил для сограждан катапульты, которые метали камни на неслыханные расстояния, подъемные краны с крючьями, которые дотягивались до римских кораблей и топили их в гавани.

Римские ученые много заимствовали у греческих, особенно в области философии. Но и римляне внесли большой вклад и науку, особенно в области астрономии, географии, истории. Среди них также были и ученые-энциклопедисты, например Варрон, и философы-материалисты, например Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей» Но особенное развитие получили в Риме прикладные науки, связанные с нуждами земледелия, мореплавания, строительства, градостроительства, военного дела.

Ярким примером такого рода может служить реформа календаря. «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, — пишет Гай Светоний Транквилл, — календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда не на осень». Поэтому Юлий Цезарь поручил александрийским астрономам составить новый календарь и ввел его с 1 января 45 г. до н.э.; этот календарь получил название юлианского. Продолжительность года по нему была установлена в 365,25 дня, четные месяцы имели по 30, нечетные по 31 дню, а февраль — 28 дней.

Большой интерес представляет и география науки в странах Средиземноморья. Развитие науки в Греции обычно подразделяют на два этапа — ионический и афинский, которым соответствуют и две научные школы. Ионический этап был связан с общим подъемом городов Ионии, расположенных на западном побережье Малой Азии, которые превратились не только в торговых посредников между Западом и Востоком, но и в проводников восточной культуры для Запада и западной — для Востока. Пик этого подъема приходится на VII—V вв. до н.э., когда в ионийских городах жили и работали такие выдающиеся ученые древности, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гекатей из Милета, Гераклит из Эфеса, Геродот из Галикарнаса, Гиппократ с острова Кос. Поскольку большинство из них жило в Милете — самом большом и процветающем из городов Ионии, — эту научную школу принято называть милетской. А в Афинах, которые в V—IV вв. до н.э. превратились в новую культурную столицу Греции, сложилась афинская научная школа, представленная такими учеными, как Протагор, Фукидид, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. Не случайно Перикл назвал Афины «школой Эллады».

В III в. до н.э. культурный центр тогдашнего Средиземноморья переместился в Александрию, которая стала для греков тем, чем раньше были Афины. В начале III в. до н.э. здесь был основан Александрийский мусейон (греч. museion — храм муз) — совокупность учебных и научных учреждений, где собирались слушатели и ученые со всего греческого мира; в его состав входила и знаменитая библиотека. Именно в это время главой александрийской школы математики стал Евклид; здесь работали Эратосфен из Кирены, Архимед, Аристарх Самосский, а позднее Гиппарх и Птолемей.

По сравнению с Милетом, Афинами и Александрией Рим как научный центр имел меньшее значение.

Географические знания. Обычно выделяют два главных направления в географии того времени — страноведческое и общеземлеведческое. Конечно, такое деление довольно условно — тем более что география тогда вообще составляла одно целое с философией, историей, математикой, астрономией. Например, Эратосфен, которого часто называют «отцом географии», в своем не дошедшем до нас труде «Географические записки» предстает перед нами и как страновед, и как землевед. И тем не менее с определенными оговорками выделение двух таких направлений можно принять.

В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери описывает географа, безвыездно живущего на своей планете и черпающего все сведения о мире из опросов других людей. Так поступали и античные страноведы, которые опрашивали моряков, купцов и других сведущих людей. Они изучали и архивы — как, например, тот же Эратосфен, стоявший во главе Александрийской библиотеки. Но, как правило, они и сами много путешествовали.

Первым страноведом древности обычно считают Геродота, который совершал длительные путешествия по Греции и Балканскому полуострову, по Причерноморью, Малой Азии, Египту, Ассирии, Вавилону. Его «История в девяти книгах» представляет собой наиболее полное описание мира, известного грекам в V в. до н.э. Геродот дает описание рек, гор, городов, разного рода достопримечательностей и обычаев народов. Геродот же разделил известную в то время сушу на три части: западнее Эгейского моря — Европа, восточнее — Азия, а южнее Средиземного моря — Африка.

Из ученых эпохи эллинизма можно выделить Полибия, многотомная «История» которого также содержит разнообразные страноведческие сведения. А из страноведов римской эпохи — Страбона, который в своей 17-томной «Географии» (10 томов он посвятил Европе, 6 — Азии и 1 том — Африке) дал описание всего известного на рубеже старой и новой эры мира, причем многие из стран он также посетил сам.

Уже в I в. новой эры эту работу как бы продолжил Плиний Старший; несколько томов его «Естественной истории» посвящены географическим описаниям, в которых, впрочем, как и у Страбона, резко преобладает перечислительно-номенклатурный подход.

Землеведческое направление получило наибольшее выражение в работах Анаксимандра, создавшего первую географическую карту мира с использованием масштаба и познакомившего греков с изобретенными в Вавилонии солнечными часами (гномоном); Гекатея, издавшего «Землеописание»; Аристотеля, написавшего «Метеорологию» и занимавшегося многими другими общегеографическими проблемами. Но наиболее яркими его представителями были Эратосфен и Птолемей.

Заслуга Эратосфена заключается прежде всего в том, что он определил границы ойкумены, разделив умеренный или обитаемый пояс семью параллелями и девятью меридианами (лат. meridianus — полуденный), и, главное, впервые вычислил длину радиуса Земли и длину экватора. Птолемей же особенно прославился такими своими произведениями, как «Альмагест» и «Руководство по географии». Первое из них можно назвать энциклопедией астрономических знаний античности, второе отличалось богатым математико-картографическим содержанием. Птолемей составил наиболее достоверную для своего времени карту мира. Труды его считаются вершиной достижений античной и эллинистической географии. Несмотря на ряд ошибок и неточностей, они оставались непревзойденными до XVI в., а сам Птолемей — высшим авторитетом в этой научной сфере.

География торговых связей. Индия в эпоху индо-гангских цивилизаций вела уже довольно регулярную торговлю по морю и по суше. Ее морские порты были расположены на Малабарском и Коромандельском побережьях Индостана, откуда мореходы ходили в Персидский залив, к острову Тапробана (Шри-Ланка), к островам Малайского архипелага, к берегам Индокитая и Южного Китая. Сухопутные связи осуществлялись с Персией, Средней Азией, а также с Китаем.

Китай также торговал со всеми соседними странами: на севере с кочевыми племенами, на востоке с Японией, на юге с Индокитаем и Индией, на западе и северо-западе с Индией и Средней Азией. Особенно обширные связи с внешним миром установились в Китае в начале новой эры в период империи Хань, что было связано, в частности, с ее завоеваниями. Наибольшее значение имел южный морской путь.

Начало средиземноморской торговле положили, по-видимому жители древнего Крита. Во всяком случае, Фукидид упоминает об их связях с Грецией, Кикладами, Малой Азией, Финикией, Египтом, Ливией, Италией, Испанией.

В основном с теми же странами торговала и Греция. При этом до греко-персидских войн ведущую роль в ее морской торговле играли Милет и другие малоазийские города, но затем эта роль перешла к Афинам — в то время самому большому городу всего эллинского мира. Этот город, лежавший на перепутье морских путей, превратился в настоящую купеческую Мекку, а его порт Пирей стал самым крупным на всем Средиземье. Живые картины афинского рынка рисует Аристофан в своей комедии «Лисистрата».

Знаменитые мореходы-финикийцы вели на Средиземном море главным образом посредническую торговлю. В западном направлении они перевозили большей частью египетские и вавилонские изделия: ткани, оружие, керамическую и стеклянную посуду, предметы роскоши, а в восточном — олово и другие металлы. Из самой Финикии вывозились ливанский кедр, пурпурная краска. В Западном Средиземноморье главным центром посреднической торговли долгое время был Карфаген, который вел также караванную торговлю через Сахару.

В эпоху эллинизма основные торговые связи стран Средиземного моря переместились в его юго-восточную часть, что во многом объясняется возвышением Египта и Александрии и подчинением Египту всего восточного побережья этого моря. А главным посредником в торговле эллинистических государств друг с другом стал остров Родос, расположенный между ними.

В эпоху расцвета Римской империи, когда Средиземное море превратилось в «римское море», гигантские потоки грузов хлынули по нему в Рим из Северной Африки (зерно, масло, вино, пиво, рабы, лошади), из Передней Азии (вино, фрукты, скот, древесина, стеклянные и металлические изделия, шерсть), из Причерноморья (зерно, вино, скот). При этом на первое место, наряду с хлебной торговлей, вышла торговля рабами. Невольничьи рынки были во всех крупных городах римской державы. Но самые большие из них находились в Восточном Средиземноморье — сначала на Родосе, а затем на острове Делос, где продавалось до 10 тыс. рабов ежедневно; у Страбона эта цифра доходит даже до десятков тысяч. Торговые связи Римской империи выходили далеко за пределы ее границ — особенно на востоке, а также и на севере.

Одна из особенностей средиземноморской торговли того времени — расцвет морского разбоя, пиратства. Пиратством занимались еще критяне, затем финикийцы и греки. Но наибольший размах оно приобрело в «римском море» со времени войны Суллы с Митридатом и в особенности в периоды гражданских войн в Риме, когда это море оставалось «без присмотра». Пиратские флотилии насчитывали сотни быстроходных и хорошо вооруженных судов. Сначала они нападали на гражданские суда, захватывая добычу и людей, затем стали захватывать целые города, грабить богатые святилища, храмы и виллы, уводя в плен жителей для продажи на невольничьих рынках. Стоянки пиратов были разбросаны по всему Средиземноморскому побережью. Но в восточной части моря — в Иллирии, Киликии, на Кипре и Крите — они создали настоящее пиратское государство с укрепленными поселками. Средиземное море стало почти недоступным для мореходства и торговли. Именно это побудило римлян, уже испытывавших недостаток продовольствия, поручить Гнею Помпею борьбу с пиратами и выделить под его командование 500 кораблей. Помпею удалось разгромить пиратов, и на какое-то время морская торговля вновь ожила.

Но в Римской империи большую роль играли и дороги, которые также стали материальным выражением ее единства. Считается, что общая протяженность римских дорог составляла примерно 150 тыс. км. Многие из них, например Юлиево-Августовая дорога в Галлии или Адрианова дорога в Северной Африке, имели длину в сотни километров. После захвата императором Траяном Дакии во II в. н.э. расширились и связи Рима со славянскими народами Восточной Европы.

Роль Северного Причерноморья в международном географическом разделении труда Древнего мира была вполне конкретной. И в античную и в эллинистическую эпохи это был прежде всего район хлебной торговли, уступавший по значению разве только Египту. Была развита также и транзитная торговля, главными центрами которой были Херсонес Таврический, Феодосия, Ольвия. Например, через Ольвию вывозились зерно, скот, кожи и другие продукты, получаемые от местных степных племен, а ввозились вино, оливковое масло, предметы роскоши и домашнего обихода.

Торговые пути между Европой и Азией. Помимо путей, соединявших отдельные районы в пределах речных цивилизаций и цивилизаций Средиземноморья, еще до новой эры зародились два связывавших Европу и Азию пути — морской и сухопутный.

Морской путь обычно называли муссонным, так как мореходы при плавании по нему использовали смену ветров при летних и зимних муссонах. Начинался он у берегов Южного Китая и проходил вдоль всего побережья Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии до Красного моря, завершаясь в Александрии и Тире. Далее, уже через посредничество Финикии восточные товары попадали в Европу. Впрочем, торговля Индии с Египтом, в которой в качестве посредников выступали мореходы и купцы Южной Аравии, имела и самостоятельное значение. Для ее расширения был даже построен канал, связавший Нил с Красным морем.

Еще большее значение имел сухопутный Великий шелковый путь, соединявший Китай со Средиземноморьем. Он получил свое название потому, что, несмотря на разнообразие перевозившихся по нему товаров, главным все же был китайский шелк — удобный для дальних перевозок и высоко ценимый во всех странах. Название это ввел еще в конце XIX в. К. Рихтгофен в своей книге «Китай».

Описанию Великого шелкового пути посвящено множество работ. В них достоверно доказано, что этот путь возник во II в. до н.э., после путешествия в Среднюю Азию одного из придворных ханьского императора Уди, а затем и похода самого императора в Ферганскую долину. Существовал он в течение многих столетий, хотя временем «классического» шелкового пути обычно считаются I—III вв. новой эры.

Великий шелковый путь проходил от столицы империи Хань города Чанъ-ань сначала к Дуньхуану, откуда продолжался через Турфан и вдоль южных отрогов Тянь-Шаня до городов Согдианы и Бактрии. Позднее возник и второй путь, огибавший пустыню Такла-Макан с юга через оазисы Хоттан и Яркенд. По ним из Средней Азии в Китай пригоняли табуны лошадей, привозили оружие, ткани, металлические изделия в обмен на шелк-сырец и другие китайские товары. Но это была еще внутриазиатская торговля. Затем был освоен и западный отрезок Великого шелкового пути — через территорию Парфянского царства к Пальмире, Антиохии и восточному побережью Средиземного моря. Так возникла крупнейшая торговая дорога, которая пересекла всю Азию и связала Китай с Римской империей. Китайские торговцы везли по ней на Запад шелк, керамику, изделия из лака и фарфора, бумагу. С Запада в Китай привозили шерстяные ткани, кожу, ковры, стекло, другие ремесленные изделия, виноград. От Великого шелкового пути отходили также боковые пути в Индию, в Причерноморье.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цивилизации Древнего Востока | Племена и цивилизации Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.