Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования нормативного влияния группового большинства

Исследование данного типа во многом стимулированы работами С.Аша. Он по существу положил начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства – своего рода групповой нормой. Остановимся на некоторых выявленных личностных, групповых и деятельностных факторах конформного поведения.

Что касается личностных характеристик членов группы, предрасполагающих их к актам конформного поведения, то в литературе приводятся данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу. Лица женского пола более конформны, чем лица мужского пола.

В исследованиях групповых факторов конформного поведения показано, что конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответа группового большинства. Были выявлены так же положительные зависимости между усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченностью, с одной стороны, и ростом конформного поведения, с другой. Установлено, что гомогенные, т.е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы.

Представляют, на наш взгляд, интерес и данные, характеризующие зависимость интенсивности конформного поведения от некоторых особенностей деятельности испытуемых. Так А.П.Сопиковым была выявлена высокая степень конформности среди подростков – оркестрантов, более чем вдвое превышавшая конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В опытах А.В.Баранова, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экстремальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры.

Рассмотрение феномена конформного поведения неизбежно затрагивает вопрос оценки этого явления. Всегда ли этот феномен негативен по своей сути? Глубокий анализ этого вопроса показывает, что конформность к групповым нормам в одних ситуациях есть позитивный, а в других ситуациях негативный фактор функционирования группы. Действительно следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда и просто необходимо для осуществления эффективных групповых действий, в частности в экспериментальных условиях. Кроме того, рядом исследований показано, что в отдельных случаях конформность может иметь своим результатом альтруистическое поведение или поведение согласующиеся с моральными критериями самой личности. Другое дело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и фактически начинает квалифицироваться как приспособленчество. Именно тогда конформность вызывает различные негативные моменты, приписываемые этому феномену.

Исследования нормативного влияния группового меньшинства. Эта проблема изучения нормативного поведения берет начало в исследованиях С.Московиси (1972, 1983). Он считает, что традиционное понимание нормативного (конформного) группового поведения оставляет основу некоей функционалистской модели социального взаимодействия, согласно которой поведение личности в группе есть адаптивный процесс, призванный уравновесить её с окружающей социальной средой. Способствуя этой адаптации, конформность фактически выступает как определенное требование социальной группы, способствующее установлению равновесия в системе. Поэтому индивидуумы, следующие групповым нормам, должны рассматриваться как действующие в функциональном или адаптивном ключе, а отклоняющиеся от принятых норм воспринимаются как ведущие себя дисфункционально.

Как показали исследования, стиль поведения, демонстрируемый меньшинством, может в значительной мере обуславливать способность к влиянию. В этом смысле особенно важны такие характеристики стиля, как его устойчивость, уверенность индивидуума в правоте своей позиции, изложение и структурирование им соответствующих аргументов.

Исследования также показали продуктивную роль меньшинства в ситуации конфликта. В случае рассогласований мнений меньшинства с точкой зрения того или иного члена группы последний проверяет значительное количество альтернатив возможных решений, и мыслительный процесс разворачивается во многих направлениях. Возрастает вероятность найти новые неожиданные решения, которые, вполне возможно, окажутся эффектней предыдущих. При чем в ситуации влияние меньшинства доминирует тенденция к дивергенции вариантов решения. В случае же влияния большинства преобладает тенденция к конвенгерции решений в направлении позиции большинства. Внимание личности фокусируется лишь на тех аспектах задачи, которые близки к мнению большинства. Другие возможные варианты решения остаются вне поля зрения субъекта. В этой связи заметим, что сам факт несовпадения мнения индивидуума с позицией большинства вызывает стрессогенные последствия.

Объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе:

1. Характеристики самого индивида (пол, возраст, национальность, интеллект, требовательность).

2. Характеристики групп, которые являются источником давления (величина, степень единодушия, наличие отклоняющихся членов группы).

3. Особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, уровень референстности в группе).

4. Содержание задачи (чем больше человек заинтересованы в выполнении общей задачи, тем легче осуществить групповое давление).

В тоже время имеющиеся данные свидетельствуют, что влияние меньшинства не является источником возникновения стресса. Из общепринятых исследований известно что, сильное эмоциональное возбуждение вызывает концентрацию внимания на центральной задаче и уменьшения его направленности на переферичные проблемы. Поэтапное возрастание стресса при рассогласовании мнения личности с позицией большинства приводит к концентрации внимания на одном варианте решения, предлагаемом большинством, и, в целом, ухудшает качественные показатели решения. При взаимодействии меньшинства стрессогенность ситуации минимальна, и условия для решения проблем близки к оптимальным.

Последствия отклонения от групповых норм.

В исследованиях, выполненных в условиях промышленных организаций, было обнаружено, что отклонения членов группы то установленных в них стандартов поведения сопровождается применениям к отклонившимся определенных санкций, насмешек, угроз. То, что группы оказывают давление на отклонившихся своих членов, является хорошо известным фактором. В этой связи возникает вопрос функциях таких давлений:

1) помочь группе достичь её цели;

2) помочь группе сохранить себя как целое;

3) помочь членам группы выбрать для себя «реальность» для соотнесения с ней своих мнений;

4) помочь членам группы определить свое отношение к социальному окружению.

Групповая «реальность» позволяет избежать неопределенности при оценке и интерпретации решений. Последняя её функция обеспечить группе жизнедеятельность и адаптацию в социуме.

Таким образом, групповое давление, единообразие полезно как условие сохранения и выживания группы в экстремальных ситуациях, но оно может становиться фактором застоя ведущим к развитию деструктуризации процесса в относительно спокойных ситуациях групповой жизнедеятельности. Поэтому именно в этих ситуациях, элементы творчества и разного рода инновации должны стать отличительными признаками групповой жизни.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию малая группа, назовите её основные признаки.

2. Каковы общие закономерности жизнедеятельности группы Вы знаете?

3. Перечислите признаки группы.

4. Почему вопрос о количественном пределе группы до сих пор не решен однозначно, в чем сущность понятия «функциональная целесообразность» величины малой группы?

5. Расскажите о классификации малых групп и её основаниях.

6. Расскажите о факторах образования малой группы, перечислите значимые элементы групповой динамики.

7. Что Вы знаете о динамике межличностного общения в малых группах?

8. Раскройте понятие групповой нормы, нужны ли нормы для развития группы. Приведите позитивные и негативные примеры следования групповым нормам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Групповая динамика. Группы в системе управления | Лекция 8. Профессиональная этика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.