Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.Влияние государства




Основным процессом исторического развития Древней Греции в период VIII-VI вв. до н. э. было формирование полисного строя.

 

Наиболее типичный размер греческого полиса – 100-200 км. В нем жило 5-10 тысяч человек, из них только 2-3 тысячи полноправных мужчин – воинов. «Население полиса, – писал Аристотель, – должно быть обозримо».

В городах работали ремесленные мастерские, шла активная торговля, развивался торговый флот. В городах жила родовая знать (крупные землевладельцы), собственники больших мастерских, владельцы кораблей и скромные земледельцы, которые выезжали на свои участки для их обработки, а так же ремесленники, торговцы, матросы, владельцы кораблей, иностранцы, не имевшие гражданских прав, и рабы. К середине VIII века политическое влияние аристократии ослабело. В новых законах гарантировалась частная собственность и движимое имущество в ущерб родовой. Вводились ограничения совета старейшин, усилилось значение народных собраний. Складывалось новое мироощущение – чувство полисного единства: неразрывной связи гражданина и полиса.

Спарта со второй половины VIII в. до н. э. становится сильнейшим государством Пелопоннеса Город Спарта дал название всему государству Завоевав Лаконию, спартанцы (дорийские племена) покорили местное население (в основе ахейцев), превратив часть из них в илотов. Другие лаконские общины вошли в Лакедомон на правах периэков (букв. „живущие вокруг“). В Спарте к ним относились как к людям второго сорта и не допускали к участию в делах государства.

Основы государственного устройства отличались стабильностью и включали три составляющих:

− двойная царская власть;

− совет старейшин (герусия);

− народное собрание (апелла).

Власть царей была ограничена законом. Во время войны цари командовали армией, в мирное время занимались судебными и религиозными делами. Цари входили в совет старейшин (всего 30 человек), который решал все вопросы государственно управления. Народное собрание лишь утверждало решения.

.

С середины VI века Спарта на долгое время обособилась от всей остальной Греции, очевидно сознательно прервав контакты с другими греческими полисами. Спартанцы отказались даже от участия в олимпийских играх. Эта самоизоляция объяснялась тем, что община – завоеватель превратилась в замкнутое сословие профессиональных воинов – гоплитов, осуществляющих силою оружия свое господство над многотысячной массой илотов.

Постоянная угроза мятежа илотов требовала максимальной сплоченности и организованности.

Ликургом была проведена целая система социальных реформ, получившая название „Законы Ликурга“. Реформы эти в короткий срок превратили спартанское государство в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине.

.Важнейшим политическим принципом, положенным в основу „Ликургова строя“, был принцип равенства. В Спарте действовала в течение долгого времени целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму возможность личного обогащения. Ликург запретил своим воинам снимать доспехи с поверженных врагов и объяснил это свое решение такими словами: «Доспехи я запрещаю снимать для того, чтобы спартанцы хранили свою бедность, военный строй, а также для того, чтобы во время боя не смели наклоняться над убитыми врагами» (П.Гиро).

Основные пути к накоплению богатства перед гражданами были закрыты. С этой целью была изъята из обращения золотая и серебряная монета. Согласно преданию, Ликург заменил ее тяжелыми и неудобными железными оболами, уже давно вышедшими из употребления за пределами Лаконии. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданина. Ими могли заниматься только периэки, да и то лишь в ограниченных масштабах. Были под запретом различные виды сделок по продаже земли. Их запрещалось дарить, продавать и завещать. Земельные участки спартанцев обрабатывали илоты.

Все спартанцы, независимо от происхождения и общественного положения, жили в одинаковых условиях, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую пищу за общим столом в сисситиях, пользовались одинаковой домашней утварью. На производство и потребление предметов роскоши был наложен строжайший запрет. Ввоз в Спарту чужеземных изделий был запрещен законом. Главными блюстителями порядков были сделаны эфоры, что буквально означает „блюстители“ или „надзиратели“. Они составляли коллегию из пяти человек, которых ежегодно переизбирали на народном собрании.

В Спорте были криптии – дни массового убийства илотов.

„Община равных“ – обладала большим запасом прочности и выдержала испытания третьей мессенской войны 463 г. до н. э. и Пелопоннесской войны Каждая семья была поставлена в зависимость от государства. Все мужское население с детских лет готовилось к войне или воевало.

Все свободное время спартанцы проводили в военном лагере, где занимались гимнастическими и военными упражнениями. Здесь же находились казармы, в которых жили мальчики и молодые люди, не достигшие 30 лет. Взрослые граждане объединялись в воинские подразделения – сисситии (в переводе с греческого – «совместная трапеза»).

В сисситии проходила вся жизнь спартанца. Обязательным являлось участие в совместных трапезах. Дети в общественных трапезах не участвовали, но их туда могли приводить, чтобы они слушали разговоры о политике, учились у взрослых шуткам и насмешкам, никогда и никого не оскорблявшим.

Нигде дисциплина не была так сильна, как в Спарте. В одном бою спартанец занес меч над врагом, но услышал сигнал отбоя. Он отдернул руку со словами: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команд» Подчиненность спартанца государству отмечали как античные авторы, так и исследователи античности. П. Гиро писал: «Личная свобода не могла существовать. Гражданин во всех отношениях и без всяких оговорок принадлежал государству и был всецело подчинен ему. Зависимость распространялась на все стороны человеческого существования. Тело грека принадлежало государству и было вручено его защитe. Состояние его всегда находилось в распоряжении государства. Если государство испытывало нужду в деньгах, оно могло приказать женщинам отдать ему свои драгоценности, кредиторам – передать ему их закладные, собственникам оливковых деревьев – уступить ему бесплатно добытое ими масло.

Это всемогущество государства распространялось и на частную жизнь. В Спарте наказание нес не только тот, кто не вступал в брак, но даже и тот, кто женился поздно. Тирания государства доходила до вмешательства в мельчайшие подробности частной жизни. Законодательство Спарты устанавливало женские прически, в Спарте требовалось сбривать усы» Исократ приписывает одному спартанскому царю (Архидаму) такие слова: „Если мы одерживаем над другими греческими народами верх, то потому, что наша республика устроена наподобие военного лагеря, в котором царствует дисциплина и повиновение“. Платон говорит почти теми же словами, указывая, что спартанцы напоминают войско, расположившееся лагерем. Без позволения должностных лиц спартанцы не имели права покидать Лаконию. Государство желало иметь возможность постоянно располагать всеми своими воинами» [2, с. 106].

Такое отношение государства и общества к личности определяло как наиболее востребованную модель воспитания – воспитание «послушного солдата».

 

Афины (V-IV век до н. э.)

Влияние афинского государства на воспитание было наиболее плодотворно в правление Перикла (457-429) до начала Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.). Эту эпоху в жизни античной Греции принято называть „великой, классической“.

 

. Влияние государства обеспечивалось:

- его малочисленностю общности людей (Афины в лучшую свою пору до начала войны насчитывали не больше 40 000 полноправных граждан);

- небольшим размером территории. «Все знали друг друга в лицо»

- демократией, которая означала, что все, вне зависимости от знатности и богатства, участвуют в управлении государством, все ответственны за принимаемые законы, подчинение которым должно было быть беспрекословным, все равны перед законом.

 

Афинянин ощущал, что он нужен родному городу. Социальная востребованность обеспечивала психологическую устойчивость гражданина. Этому же способствовало уважительное отношение к традициям, всеобщая гордость своим государством и его историей.

Перикл, в своих речах, обращенных к народу, акцентировал именно эти моменты.

Во главе Афин было народное собрание. Чтобы создать доступ к выборным должностям бедным и незнатным, Перикл ввел оплату участия в народном собрании и выборных должностей. Справедливость выборов обеспечивалась принципом жеребьевки, честность общественного труда краткостью сроков службы (не более года), коллегиальностью, отчетами перед народным собранием, возможностью остракизма любого выдающегося политика или военноначальника.

Но чем сложнее становилась жизнь города, тем более для управления им требовались специальные знания. И если в состав Совета или коллегии попадало много не знающих людей, они оказывались в зависимости от секретарей, писцов, нередко государственных рабов, часто взяточников.

Пример:. Враги (то ли сторонники олигархии, то ли завистливые соперники из числа демократов) натравили просвещенных господ афинян на ближайших к Периклу людей – скульптора Фидия, философа Анаксогора, супругу Перикла Аспасию. И просвещенные сограждане оказались толпой, суеверной, злобной, скорой на расправу…»

 

Государство определяло воспитательный идеал в первую очередь через принципы, на которых строилась политическая и экономическая жизнь населения.

Кроме того, в речах Перикла и ораторов – политиков, в государственном законодательстве закреплялся идеальный образ гражданина, безраздельно принадлежащего полису. Этический идеал складывался из четырех добродетелей – мужества, воздержности, справедливости и благочестия. В условиях постоянной борьбы за гегемонию важно было воспитывать агрессивных, энергетически активных воинов, ориентированных на завоевание.

Примеры:«Если нас теперь ненавидят, – объяснял Перикл в Народном собрании, – так это общая участь всех, притязающих на господство над другими. Но, кто стремится к высшему, тот поступает правильно, хотя бы и навлекает к себе ненависть. И в самом деле, ненависть недолговечна, а блеск и слава остаются в памяти людей навсегда». В Эпитафии Перикл акцентирует важность деятельного начала: «Сохранится память о том, что мы властвовали над неисчислимыми подданными, что побеждали в самых жестоких и опасных войнах, что владели таким богатым и блистательным городом. Всякий, кто деятелен возьмет нас за образец. И всякий, кто не сможет с нами сравниться, будет нам завидовать»

]. Гордость, тщеславие, возбуждение зависти – с позиции христианства – программа греховного воспитания, но для этой эпохи – условие жизни. При этом Перикл отличает эти свои программные требования от воспитательной стратегии своего врага – Спарты. «Что до воспитания, то они (лакедемоняне) – с самого начала, с детства приучают себя к мужеству изнурительными упражнениями, мы же ни к чему себя не принуждаем и, однако, ничуть не меньше их готовы встретить любую опасность.».

Если в Спарте главное назначение гимнастических упражнений –готовность к бою, то для Афин –это и спорт, наслаждение красотой и пластикой тела во время многочисленных праздников и игр.

 

В дальнейшем, требование «калокагатии», как единства красоты (телесного здоровья) и благородства (мужественности, гражданственности) сохранится.

 

Полисное жизнеощущение отражало традиции родовой, общинной жизни и усиливалось политической организацией.

Непосредственное, не ведающее и не допускающее никаких сомнений чувство единства личного и общего – краеугольный камень полисного жизнеощущения.

Гражданин отдавал своему государству свое богатство, свои силы и самоё жизнь не просто из соображений долга или пользы, но с гордостью и удовольствием.

Эти чувства поддерживались и укреплялись ритуалом принятия присяги по достижению совершеннолетия. «Клянусь никогда не опозорить священного оружия и не покинуть своего места в сражении. Клянусь сражаться за моих богов и за свой очаг один и вместе со всеми. Клянусь после моей смерти оставить родину не умаленной, но более могущественной и крепкой»

 

Государство укрепляло чувство полисного единства и через организацию праздников, игр, которые посвящались богам, театральным действам.

 

Полисное единство являлось психологической основой гражданского воспитания, которое в воспитательной практике занимало одно из первых мест.

Модель воспитания, ставящая во главу угла гражданскую солидарность, не обеспечивала иммунитета от болезненных пороков толпы. Собственно расцвет афинской демократии продержался около тридцати лет.

 

Пелопонесская война превратилась в насильственную наставницу, которая учила не считаться ни с чем, кроме требований текущего момента. Демос, который в значительной части состоял из разорившихся крестьян, потерял всякий вкус к труду. Демократия кормила их в полном смысле слова – жалование должностным лицам и участникам собрания, различные денежные и продуктовые раздачи, дележ государственных доходов и т. д. Демос выступал против любых перемен. Процветали доносы, клевета, сутяжничество. Фукидид писал: «В результате междоусобиц нравственная испорченность водворилась среди греков и простодушие, которое сродни благородству, подвергалось осмеянию и исчезло, а на место его явились взаимная неприязнь и недоверие, циничная выгода или же страх»

Народ, который должен был являть политическое единство, все более превращался в толпу. Ш. Маркиш комментировал это так: «Перикл за тридцать лет правления не смог воспитать сограждан, не то, чтобы не успел, но именно не смог и не мог. Он всеобщий благодетель и кормилец, бескорыстный, честнейший, неподкупный, пользовавшийся неограниченным влиянием в народе и проводивший свою линию в согласии с общими интересами, – за год до войны убедился, что положение его так же непрочно, как сорок лет назад, и что вся постройка, возведенная с таким трудом, может рухнуть в один миг.

Героизм расцвета полисной афинской демократии был во имя общего дела, ради родного города. Но героизм – это всегда выделение, возвышение над общим. Со временем, он перерождался в любовь к славе, тщеславие влекло за собой желание власти и личных выгод

Уже с начала IV века Афины, тяжко пострадавшие во время Пелопонесской войны, клонятся к упадку. Этап полисного социально-экономического и культурного развития завершается. Воспитывающая роль государства сохраняется, но оно не способствует развитию гражданственности. Возникает разобщенность граждан.

46 лет в Афинах длятся войны и мятежи, в которых исчезает сам дух афинского общества. В дела Афин четыре раза вмешиваются чужеземцы, занимают город, изменяют призрачную конституцию. Афины переживают три осады. Кровь, пожары, грабежи, убийства. Нищета растет. Платон в «Государстве» пишет, что есть люди, которые не принадлежат ни к одному слою граждан: ни торговцы, ни воины, ни что-нибудь еще, но только бедняки. С походами Александра рабство множится. Труд свободных граждан не мог выдержать конкуренции рабского труда. Произошло разорение мелких собственников – производителей. В конце IV века в Афинах государство некоторое время раздает продовольствие и деньги неимущим гражданам. Но оно слишком бедно, и скоро прекращает раздачи. Оно вынуждено прекращать выплату жалования чиновникам. Безработные нищие вступают в банды, которые бродят по эллинистическому миру и грабят при случае. Афины уже в борьбе с Филиппом Македонским перестали быть городом, потому что в них улетучилась гражданственность. Война, лишив людей жизненных удобств в повседневной жизни, оказалась единственной наставницей. Все нравственные понятия извратились. Совесть ставилась ни во что. Ослабление государства сопровождалось нравственным кризисом.

.

Александр Македонский создал огромную многонациональную державу как чисто военное объединение

В дальнейшем после смерти Александра Македонского, сорокалетней войны его преемников, была создана система государств как результат насильственного объединения древнегреческого и древневосточного мира. Это явление получило название эллинизма. Новое общество отличалось как от собственно греческого, так и от древневосточного. Оно представляло собой синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации

Держава Александра Македонского и эллинистические государства, созданные после ее распада, были огромны. Это объединение больших территорий, разных народов привело у большинства рядовых жителей к ощущению «двойного гражданства». В своей настоящей или прошлой жизни, эти люди принадлежали к какой то малой родине – полису, общине. Но в то же время, они одновременно жили в пространстве определенного монархического государства и в системе эллинистических государств. Они понимали, что эта принадлежность реальна и возможно нужна, например, для защиты от великодержавных притязаний Рима. Это касалось не только районов классического эллинизма – Египта, Ближнего Востока, но и Балканской и Великой Греции. Здесь социально – политические и экономические интегративные тенденции привели к созданию межполисных союзов (Ахейский, Этолийский). Существовало понятие общесоюзного гражданства и сохранялось гражданство полис а. Таким образом, человек чувствовал себя марионеткой перед лицом больших политических игр, внутренние ходы которых он не всегда мог понять, не говоря о подкупах, предательствах, шантажах и прочих игровых приемах. Человек переставал ощущать себя гражданином полиса, государства. И единственное, что ему оставалось – считать себя гражданином мира. «Наиболее поразительным явлением этой новой эпохи, – писал Андре Боннар, – было отстранение народа. Больше нет здесь свободных граждан. Ничего, кроме толпы подданных. Есть большое число чиновников, которые исполняют обязанности сложные, кропотливые, мелочные по управлению государством. А также аристократия из придворных и выскочек… А народ. Где же он? В городах это беспорядочная масса отдельных лиц различных профессий, национальностей, религий, множество без общих вкусов, едва объединено безотчетной лояльностью по отношению к монарху, но не общностью интересов, не гражданским сознанием или обязательством, относящимся к работе, предпринятой всеми сообща во славу богов и на удивление людей, которые придут после нас» [1, с. 226].

Восточные монархии и деспотии предполагали монаршею власть и подданных, в отношении к которым была возможна монаршая милость.

Царская династия обожествлялась, власть монарха была неограниченной, ему принадлежали огромные земли. Царь окружал себя огромным аппаратом многочисленных чиновников. У подданных от поколения к поколению воспитывалась угодливость, страх перед монархом и надежда на царскую милость, монаршее благодеяние. На высшие посты назначались родственники и друзья царя. Если Афины классического периода являли удивительное сочетание свободы и законопослушности, то эллинистические государства раскрыли несвободу от «милующей руки» в отношении философов, ученых, поэтов. Это явление, навсегда утвердившееся в культуре, определило и несвободу интеллектуального творчества. «Писатели, художники, ученые в большей своей части были разобщены, несмотря на то, что правитель или главы школ формируют из них свои постоянные кадры. Их призывают ко двору и в университеты, именуемые «мусейонами»…Но есть ли тут что-нибудь вдохновляющее? Где тут могло укорениться и расцвести творчество? Это была манерная, формальная красота, ценимая лишь кругами эрудитов, группами образованных людей, культивируемая лишь для удовольствия отдельных лиц, ищущих „развлечения“»

Синтез древнегреческой и древневосточной культуры оживил экономическую жизнь, но привел к резкой поляризации на богатых и бедных, обнищанию целых городов. Это привело к интенсивному угасанию демократических ориентаций и усилению олигархии и олигархических форм правления в Греции.

−. Государства вели направленную политику эллинизации местного населения, ориентируя на греческую образованность, характер воспитания и тип поведения. Правительство, таким образом, поступало непатриотично в отношении собственного народа, его истории и культуры.

Возможно, в преддверии общего кризиса эллинского мира, патриотизм и гражданственность должны были резко упасть в иерархии ценностей?

Падение патриотизма обычно сопровождает явление открытости культуры. Массовое переселение греков на восток, покупка земли в других полисах – все это давало возможность человеку проявить свободу, рисковать, но это же делало его одиноким авантюристом, лишало корней. «В атмосфере своего легко дышится», – писал Ш. Маркиш об Афинах времен Перикла. Теперь границы «своего» оказались стерты. Грек, родившийся в глухой Аркадии, мог оказаться на службе в Египте и воспринимал это не как чрезвычайный поворот судьбы, а как обычное течение своей жизни. Греки усваивали некоторые обычаи египтян, давали своим детям египетские имена, заключали смешанные браки. В то же время, семьи греков переселенцев стремились дать детям греческое образование, передать свои культурные традиции. Перед лицом надвигающегося римского завоевания внутренние границы стали прозрачны и открыты.

Таким образом, как это ни странно государство и отчасти общество делали все возможное, чтобы разрушить, максимально ослабить у граждан чувство гражданственности, столь значимое в предшествующую эпоху.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.