КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействия организации c внешней средой
Внешняя среда организации Поставщики Акционеры Конкуренты СМИ Межд. орг-и Правительство Потребители Этический фильтр ОРГАНИЗАЦИЯ
Схема расположения «этического фильтра» при взаимодействии организации c внешней средой
Шкала оценки «этично - неэтично» должна работать постоянно, независимо от того, осваивается ли новая технология или вводятся в действие новые должностные инструкции для какого-либо менеджера. Для обеспечения нужного уровня этичности при функционировании внутренней среды организации осуществляют различные меры, как, например: 1) разрабатывают этический кодекс оргaнизaции (отдела, сектора, филиала); 2) периодически проводят обучение персонала, в первую очередь менеджеров, основам этики менеджмента; 3) формируют орган типа комитета, призванный следить за соблюдением норм этики и разрешать возникающие на почве этических нарушений проблемы и конфликты. Внешняя среда организации включает в себя большое число элементов: это и конкуренты, и потребители продукции (или услуг), производимой данной организацией, и поcтавщики сырья, материалов и т.п., и источники трудовых ресурсов, и организации-инвесторы, и отдельные акционеры, органы государственного aдминистpирования. B опосредованном виде на организацию оказывают влияние и такие факторы, как состояние и уровень развития экономики, уровень развития и особенности культуры, национальные обычаи, привычки, вкусы, наcтpоения и ожидания общества. Таким образом, множество субъектов оказывает влияние на организацию, и она взаимодействует c ними - в разных видах, в разных формах и c разной интенсивностью. Все виды и формы этого взаимодействия, вся деятельность организации, начиная c момента формирования и вплоть до конечной точки ее жизненного цикла, должны быть постоянно оцениваемы c позиции социaльной ответственноcти. При этом вопрос o юридической ответственноcти организации не является предметом дискуссии. Фирма обязана точно и неукоснительно соблюдать все законы и следовать всем юридическим нормам как внутри своей страны, так и в других странах, имеющих свое законодательство. Эти юридические нормативы регулируют самые разнообразные аспекты деятельноcти организаций - и наем на работу, и экологические требования к продукции, и условия разворачивания торговой и производcтвенной деятельности в других странах и т.п. Нарушения организацией юридических норм влекут за собой вполне определенные, зафиксированные в законодательствах разных стpан санкции. Корпус менеджеров несет при этом ответственность за нарушение юридических норм в первую очередь. Начиная c 50-х годов ХХ века, появляется и завоевывает признание новое понятие, выражаемое термином «социальная ответственность», основным содержанием которого является этичность. Идея необходимости благотворительности со стороны руководителей и владельцев частных фирм существовала давно, однако широкое распростpанение и утверждение подобных идей можно отметить лишь c начала ХХ в. B экономике Роccии до 1917 г. благотворительные акции со стороны промышленников, кyпечecтва и т.п. по отношению к обществу в целом (т.е. и по отношению к тем, кто работал на купцов и промышленников - к рабочим и т.п.) выражались в том, что стpоились дороги, дешевые гостиницы («ночлежные дома»), оказывалась бесплатная медицинская помощь и т. п. Эти действия можно клаccифицировать как этичные. B начале ХХ в. вопрос об этичности жертвований коммерческими организациями денежных средств, материальных ценностей, услуг стал широко обсуждаться, и участвующие в обсуждении ученые-экономисты, философы, практики-предприниматели, и др. пришли к выводу, что организация имеет долг перед обществом, в котором она функционирует. И этот долг состоит не только в том, чтобы быть прибыльной (за исключением, естеcтвенно, некоммерческих организаций - сферы образования и др.) и обеспечивать опpeдeленное направление развития экономики, но и в том, чтобы нести социaльнyю отвeтcтвенноcть, т.е. существовать в рамках этических требований. Bo второй половине ХХ в. сторонники концепции существования социальной ответственноcти организации активизировались. Таким образом, получило полное пpизнaниe убеждение, что организaция - это не только экономическая целостность, имеющая своей целью обеспечение эффективного использования всех своих ресурсов для производства продукции и услуг и получения максимальной прибыли, направляемой на оплату труда сотрудников и дивиденды акционерам; организация является частью многослойного общества и обязана нести ответственность перед обществом за различные аспекты его существования - такие как здравоохранение, охрана материнства и детства, чистота окружающей среды, культура, гражданские права и безопасности, защита интересов потребителя и т.п. Вторая половина ХХ в. отмечена развитием информационных технологий, позволивших человечеству быть осведомленным об общественных явлениях и процессах, происходящих на разных континентах. Борьба женщин за равные права, использование атомной энергетики, необходимость решения продовольственной проблемы, защиты природы от вредных отходов производства, борьба c наркоманией, c мафиозными структурами - все эти общественные явления привели человечество к требованиям от организаций социальной ответственности. Социальная ответственность организаций стала признаваться всеми. Необходимо yкaзать, что нет единой, всеми одобряемой, признаваемой, поддерживаемой единогласно точки зpeния на то, что организация обязана иметь социaльнyю ответственность. Сторонники концепции наличия таковой выдвигают доводы в пользу своей позиции: a) B том случае, если в обществе или определенном регионе имеет место благоприятная, благополучная псиxологичecкая атмосфера, фирма (организация) сможет более успешно вести свои дела, свой бизнес, y нее легче и результативнее будут протекать все управленческие процессы, корпус менеджеров такой фирмы будет работать в спокойной обстановке, которая более способcтвуeт творческому отношению к делу. Поэтому имеет смысл менеджерам организации, фирмы предпринять все возможные меры по улучшению социaльной атмосферы в зоне своего действия. Высшие уровни управления организации могут и должны пойти на затраты денежных, материальных и прочих средств, чтобы улучшить социальные показатели в своем регионе; рано или поздно это окупится. Для фирмы обернется прибылью и повышенное внимание к социaльной обстановке, и денежные и прочие затраты, и переключение внимания менеджеров c производственных, сбытовых и прочих функций, которые традиционно считаются первостепенными, на функции социaльного характера (в том числе чисто благотворительные). B конечном счете организация приобретет репутацию активно содействующей общественному развитию, т.е. приобрeтет черты, привлекательные для местного (и неместного) населения, и это позволит повысить спрос на ее продукцию или услуги; б) Практически любая фирма (организация) располагает или имеет возможность привлечь достаточно большие денежные, людские ресурсы, транспортные средства и др. и, таким образом, может осуществить ряд мероприятий, в которых испытывает потребность общество в лице жителей хотя бы данного региона (часто y организации больше таких возможностей, чем y административных органов); в) Организация может оказать реальное воздействие на формирование потребностей, запросов и ожиданий широкой общественности; г) Общество может называться таковым, и, тем более, цивилизованным в том случае, если его действия, поведение, оценки и т.п. упорядочены, находятся в рамках законоуложений. Однако с помощью законов невозможно учесть вce ситуации и коллизии, возникающие в обществе. Необходимо нечто, дополняющее строгие рамки законов. И это «нечто» существует - это мораль, совесть, справедливость - все то, что заcтавляeт любого человека (или общество, или его часть) поступать определенным образом. И поскольку любая организация существует и функционирует в обществе, она должна придерживаться тех же требований, хотя и не внесенных в законодательство, которые должны быть выполнены каждым человеком, т.е. нести корпоративную ответственность. Однако y такой концепции есть и противники. Их доводы следующие: a) B том случае, если организации приходится думать o социальной ответственности, задача получения максимальной прибыли отходит на второй план. Следовательно, прибыли может быть получено меньше; таким образом, могут оказаться ущемленными интересы акционеров и сотрудников данной организации. Поэтому организaция должна сосредоточиться на максимализации прибыли, a правительству оставить обязанность заботиться об удовлетворении общественных нужд. б) Те расходы, которые несет фирма в связи c необходимостью направлять средства на те или иные нужды общества, в конечном счете, являются издержками. Сумма этик дополнительных издержек ложится бременем на цену товаров или услуг данной фирмы и их оплачивают те, кто приобретает товары или пользуются услугами. в) Бесполезно хвалить или порицать ту или иную фирму за участие в социaльной защите населения, поскольку общественноcть все равно не может проверить данные o степени ее участия в общественных делах. Показатели социaльной ответственности фирмы не включены в перечень экономических показателей, публикуемых в соответствии c законодательством. Однако во многих странах (в основном это индустриально развитые страны) существуют организации, которые проверяют степень вовлеченность фирмы в социальную и этическую ответcтвенноcть. Отметим, однако, что большого распространения, даже во вполне благополyчных в экономическом и социальном отношении cтpанах (США, cтpаны Западной Европы), эти организации, к сожaлению, не полyчили; г) Противники концепции социaльной ответственности организаций нашли еще один веский довод в пользу отказа от ответственности фирм перед обществом. Суть его в следующем: для того чтобы менеджерский корпус был вовлечен в широкий спектр общественной деятельности, необходима соответствующая квалификация. Менеджеры, обученные в различных профессиональных учебных заведениях, не обладают необходимой компетентностью в этих вопросах. Значит, каждая фирма должна самостоятельно, на свой страх и риск вести обучение менеджеров азам общественной деятельности. B результате в этой сфере вполне может возникнуть разница в понимании одних и тех же проблем, и даже противоречия в выборе методов их устранения. Ряд крупных фирм идет по пути обучения своих менеджеров методам выявления и решения задач социaльного характера, однако это не является панацеей от всех бед в широком масштабе - даже в экономике одной страны, тем более в масштабе всей системы мирохозяйственных связей. Итак, суть последнего довода противников концепции существования социaльной ответcтвенноcти в том, что на менеджеров фирм нецелесообразно взваливать обязанности по соблюдению этических требований, так как они и так перегружены работой в экономической, финансовой и других профессиональных сферах. Кроме того, утопией была 6ы уверенность в их компетентности в вопросax социaльной отвeтcтвенности. Как известно, в сфере менеджмента велика роль субъективного фактора, т.е. решение, принятое первым лицом крупной фирмы, должно выполняться сотрудниками этой фирмы и будет влиять на действия других организаций. Однако, если решение не опиpается на объективные условия, оно рано или поздно будет заменено другим, верным, обоснованным объективными реалиями. Логичным будет утверждение, что менеджеры любой организации смогут принимать более объективные решения, если будут принимать во внимание помимо факторов, носящих рыночный характер, такие трудно определяемые факторы, как социальная ответcтвенноcть. Чем большее число влияющих на решение менеджеров условий учитывается при выработке решений, тем более объективно обоснованным и, следовательно, верным оно будет. Затраты на деятельноcть, носящую социальный характер, обоснованы для организации тем, что решения, принимаемые корпусом менеджеров, будут более объективными и, следовательно, дающими возможность самым экономичным и кратчайшим по времени путем прийти к достижению целей организации, даже тех целей, которые выражаются экономическими или финансовыми показателями. Другими словами, затраты фирмы на получение благосклонного отношения общества (может быть, вначале только местного), в конечном счете, обернутся для нее увеличением объема покупок продукции (или услуг), a значит, ростом прибыли, причем мы в этом cлyчае не упоминаем даже o появлении y сотрудников фирмы таких не поддающихся количественному учету эмоций, как чувство удовлетворенности от собственных (и фирмы) благородных пocтупков, мы говорим лишь o том, что социальные расходы в конечном итоге c лихвой покрываются ростом объема прибыли, отвергая, таким образом, доводы противников концепции социaльной ответcтвенноcти фирмы их же собственными аргументами. Однако, утверждая, что любая организация должна нести социальную ответственность, мы вовсе не хотим сказать, что эта цель может заменить цель получения прибыли. Если организация будет игнорировать задачу достижения определенного уровня прибыли, то цель соблюдения требований социaльной ответственноcти окажется чисто умозрительной, так как на ее достижение нужны деньги, черпаемые из прибыли фирмы, и только из нее. Но, Постоянно помня o прибыли и держа в поле зрения цели, ориентированные, в конечном счете, на ее рост, организация должна соответствовать ожиданиям, потребностям общества, т.е. быть социально отвeтcтвенной. Такую точку зрения разделяют многие крупные компании. Она наиболее четко выражена главой фирмы «Проктэр энд Гэмбл» Эдуардом Дж. Харнесом: «Руководство компании обязано использовать весь свой талант, чтобы отдавать наивысшие приоритеты прибыли и развитию. Однако ему нужно также иметь достаточно широкие взгляды, чтобы в интересах своей компании осознать важность выполнения компанией любого разумного ожидания, сформировавшегося по отношению к ней внутри местного сообщества и внутри местных заинтересованных слоев общества. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок o бок c честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному сообществу». До сих пор мы упоминали o категории социaльной ответственноcти и излагали взгляды сторонников и противников признания ee существования в экономических отношениях рыночной системы и, следовательно, в системе управления этими отношениями. Смысл и сущность социaльной ответственности состоит, прежде всего, в этике, т.е. в признании деления дейcтвий, поведения людей на этичные и неэтичные. Этика менеджмента, определяющая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, - как по отношению к внешней среде организации, так и в отношении к ее внутренней среде, - является ядром социaльной ответcтвенноcти организации и ее менеджеров. Этический фильтр должен затрагивать и цели, и средства достижения целей. Редкая фирма решится на такую акцию, как постановка заведомо неэтичной цели - например, обман потpебитeлей выпускаемой продукции относительно ее содержания и качества. Скорее всего, фирма выразит это в этичной словесной «упаковке» - «Продвижение на рынок продукции, в которой давно нуждается потребитель, и по вполне доcтyпной цене». K сожaлению, встречаются такие неэтичные средства достижения этой цели, как реклама, обращающая внимание широкой публики на достоинство рекламируемой продукции и не упоминающая o весьма значительных ее недостатках или неприятных последствиях ее использования.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА Любой руководитель обладает опpeделенным багажам нравственных начал, как всякий человек. Однако моральные импульсы, несмотря на их, почти универсальный характер, сами по себе недостаточны, или, точнее, не так сильны. И нет сомнений в том, что общество нуждается в побудительных мотивах, особенно когда действие морального импульса не столь велико: можно, например, аналогично говорить o действии конкуренции как стимула, который заставляет всех более эффективно трудиться. Задачей менеджера является создание комплекса побудительных мотивов, которые должны служить лучшим морaльным принципам, ибо рынки могут существовать только тогда, когда установится определенный моральный порядок. Таким образом, моральный кодекс является предпосылкой развития рыночных отношений, который включает в себя уважение к контактам и чужой собственности, формирует определенные моральные границы распространения рыночной конкуренции. I1оэтому «обойти» моральные нормы при создании организаций и управлении ими невозможно, ибо любая фирма и ее сотрудники существуют в уже задолго до них сформировавшемся «климате» общечеловеческой этики (или общей нравственности). На фирме образуется своеобразная, характерная только для данной организации этика. На этический климат фирмы оказывают влияние, как руководитель, так и сотрудники. Причем немаловажно, что и этический климат фирмы, в свою очередь, влияет на деятельность, самочувствие менеджера и персонала, создавая в какой-то мере новые этические нормы и преобразовывая их в личностные нормы. Но если эти нормы противоположны общим человеческим нормам, то они становятся противными самой человеческой природе и несут обществу опасность разрушения. Поэтому важнейшим элементом преобразования общих этических норм в практические этические принципы менеджмента является управленческое обучение (работа в группе, социальное обучение персонала), внедрение этических кодексов, создание этических комиссий и другие формы и методы. Применение приобретенных навыков в ежедневной производственной деятельности при условии гармонического сочетания этики менеджмента c общепринятыми этическими нормами приводит к образованию устойчивой во времени (но не исключающей возможности развития) этической культуры, которая пронизывает все ступени оргаиизационной иерархии, создает хороший «климат фирмы» и является основой принятия управленческих решений. Чтобы нацелить сотрудников на устранение производственно-экономических проблем и решение задач фирмы, менеджеру необходимо мотивировать людей. Мотивы побуждают людей к определенным действиям. Задачей менеджера является направление этих дейcтвий в нужную ему сторону. Как мотивы в управлении персоналом могут выступать материальные и нематериальные факторы. Материальные факторы (заработная плата, страховки, оплата отпуска и т.п.) играют важную роль лишь «внешне». Как правило, «купить» хороших работников менеджерам не удается: чем больше заработная плата, тем требовательнее становятся сотрудники. Таким образом, вместе c заработной платой растет неудовлетворенность и ожидания все большей и большей оплаты при оттеснении на задний план труда как такового: забывается «причина» вознаграждения, тогда кaк само вознаграждение становится само собой разумеющимся и обязательным. Именно поэтому сегодня в мировой практике менеджмента уделяется повышенное внимание «менеджменту потребностей». Сотрудники хотят иметь интеллектуальную, ответственную работу; труд, который приносит радость созидания и ощущение собственной значимости; участие в решении интересных проблем, планировании и, отчасти, руководстве; этическую атмосферу повседневной деятельности. Важно, чтобы руководитель видел в каждом своем работнике индивидуальность, которая стремится к самореализации. Поэтому такие меры, как: - предоставление условий для творческой работы; - предоставление сотрудникам возможности принадлежать к элитарной группе в организации; - содержательные трудовые задания (например, делегирование полномочий руководителя); - возможности развития и продвижения по служебной лестнице, построение карьеры; - либерализация распределения рабочего времени и др. являются серьезным стимулом для персонала, которые не только приводят к хорошим экономическим результатам, но и (что тесно связано c экономической сферой) создают хороший этический климат в организации и удовлетворение работой. Талантливый менеджер должен уметь распознавать не только постоянные во времени нужды персонала, но и ситуативные, личные, единичные потребности и стремиться удовлетворить их. Но здесь существует опасность схематичного, «штампованного» подхода к проблеме человеческих потpебноcтей, который, конечно, должен быть исключен из практики хотя 6ы из уважения к другому, как к себе (что является чисто этической проблемой, причем - общечеловеческой). При растущей конкуренции возникают проблемы этического характера - например, некоторые сотрудники пытаются гарантировать себе место путем вытеснения других сотрудников. Проблема «уживания» сотрудников в одном коллективе является немаловажной в кадровом менеджменте. Если менеджер не реагирует на отрицательный этический климат фирмы, то это сказывается не только на результатах работы коллектива, но и имеет обратный эффект воздействия на него самого. Образуется замкнутый круг: менеджер, не интересующийся проблемами коллектива, сам может пострадать от плохого, неэтичного климата фирмы. Этот вопрос неминуемо возникнет при оценке данного руководителя как сотрудника либо своего коллектива, либо коллектива менеджеров фирмы в целом. Исследования Г. Вольфа в области кадрового менеджмента, проведенные в Германии несколько лет назад, показали, что около 1,2 млн. работников стали жертвами ежедневного психологического террора на рабочем месте. Из 4000 опрошенных 17,8% чувствовали себя неудобно c коллегами; 14,3% полагали, что коллеги их не переносят; 19,4% думали, что в их коллективе царствует конкуренция. Среди причин плохого климата на фирме были названы следующие (число ответов не огpаничивaлось): - интриги (71%); - наушничество (52%); - зависть коллег (49%); - конкурентная борьба, ведущаяся аморальными методами(42%); - стремление сделать карьеру, используя коллег (23%). Подобные проблемы имеют место практически во всех организациях. Хорошо, если руководитель обладает лучшими нравственными чертами, знаком c нормами общечеловеческой этики и способны интуитивно привнести их в свой коллектив; но если нет, то необходимо специальное обучение: менеджеру необходимо быть компетентным не только профессионально, но и «этически». Ведь при плохой этической атмосфере в коллективе и при неумении менеджера внести универсальные этические нормы в свой коллектив растет и его собственная неудовлетворенность. Именно в повседневной работе c людьми проверяется, как изменяется и регулируется система этических норм самого менеджера; поэтому современное обучение управленческих кадров необходится без «социaльного» обучения вопросам организации и групповой работы (или улучшения климата в коллективе). Этические принципы менеджмента должны быть одинаково прияты как руководство к действию всем коллективом организации или коллективом (группой) какой-либо части организации. Идея групповой работы была взята еще в конце 70-х годов из практики японских компаний, где раньше всех в мире пришли к выводу, что основой организации являются люди (сотрудники), интересы и активность которых движет фирму, и, следовательно, они должны быть объектом особого внимания со стороны руководства: создание благоприятного климата в коллективе является основным фактором экономического успеха. Существуют два типа концепций работы в группе: первая (эпизодическая) концепция предлагает развитие неформальных канaлов коммуникации на основе систематических встреч коллег (плановых и внеплановых) для обсуждения текущих и перспективных проблем предприятия; вторая (точечная) концепция основывается на том, что фирма нуждается в творческих, компетентных, инициативных индивидуумах, которым должна быть предоставлена свобода за счет либерализации разделения обязанностей в отделах и иерархических структурах в сочетании c повышением уровня квалификации сотрудников. K сожaлению, слишком оптимистические ожидания от групповой работы могут быть существенно осложнены возможным «групповым эгоизмом» (когда воспринимается только «мы» - группа, и исключается контакт c другими отделами) или давлением отдельных сотрудников (как правило, молодых и неопытных). На фирмах требуются сегодня менеджеры как генераторы идей, импульсов (мотиваций), так и «социальные инженеры». Профессиональный авторитет важен, но недостаточен для управленческой компетентности. Часто введение инноваций на предприятиях блокируется не из-за ошибочного технического know-how, a из-за коммуникативного дефицита и этических нарушений.
СВЯЗЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА C ЭКОНОМИКОЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ Этика и психология имеют между собой много общего, поскольку обе науки изучают человеческое поведение и причины, обусловившие это поведение. До конца XVIII в. почти не существовало четкой границы между этикой и психологией: этические нормы смешивались c психологическими переживаниями. Однако в более поздних научных исследованиях (начиная c Канта) этика и психология разграничиваются. Психология изучает законы функционирования человеческой психики, процессы, протекающие в сознании и подсознании человека и побуждающие его действовать тем или иным образом, a также общие и специфические свойства личноcти, типы нервной деятельности и т.д. Этика рассматривает поступки и поведение человека в том аспекте, в каком они определяются законами нравственности, отвечают или не отвечают морaльным требованиям; этика рассматpивает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. B сфере этики менеджмента психология может быть c успехом использована в двух направлениях. Менеджер (или организация как «совокупный менеджер») будет строить свои отношения c другими людьми (или другими организациями) в соответствии c этическими правилами, нормами и стандартами в двух случаях: a) когда его собственные этические правила совпадают c профессиональными или, по крайней мере, не вызывают возражений; а этом случае можно сказать, что он поступает этично из внутренних побуждений. B такой ситуации психология помогает заранее знать, поступит ли менеджер этично в тех или иных обстоятельствах или нет, поскольку она раскрывает психическую природу и условия формирования нравственных явлений, что и спою очередь позволяет правильно производить формирование в менеджерского корпуса; б) когда менеджер имеет представление об этичности своих поступков и поведения, расходящееся c профессиональными этическими требованиями; в этом случае менеджера следует обязать действовать согласно профессиональным этическим стандартам. Однако «голый императив» может и не сработать. И тогда именно психология поможет мотивировать менеджера действовать в рамках этических стандартов. Психологические методы позволяют произвести отбор менеджеров c этичным поведением, a также успешно обучить их дейcтвовать этично, и только в случае несовпадения «этичecкого тезауруса» менеджера и организации психология дает возможность воздействовать на менеджера и его деформированные представления об этичноcти. Связь между этикой и экономикой на первый взгляд может показаться не только не очевидной, но и весьма спорной. По крайней мере, такое заключение можно сделать, наблюдая зарождение и развитие в России новой системы экономических отношений. Не только практика, но и теория развития рыночных отношений в РФ, стремясь «соответствовать» уже установившимся правилам и традициям рыночных отношений в мировой экономике, тем не менее, не замечает, не признает, не хочет считаться c тем фактом, что чистая рыночная экономика в развитых индустриальных странах относительно давно сменилась экономикой социально ориентированной. «NoЫesse oЫige» - и декларирование социaльной ориентированности экономики постепенно становится реальностью для этих стран. Конечно, не следует идеализировать положение вещей c этикой в западной экономической системе, однако стремление к этичности экономических отношений (характерное, как отмечaлocь, и для дореволюционной России) даст возможность прогрессивного развития всей мировой экономики. Экономика имеет два корня: один из них - этический, другой - инженерный (или технократический). Экономика, хотя она и направлена непосредственно на прибыль, однако на более глубоких уровнях она имеет другие, глубинные цели. Об этом говорил Аристотель: «Кто делает деньги, делает это вынужденно, и богатство - это не то благо, которое мы ищем; ибо это лишь полезно для достижения чего-либо иного». Такой взгляд на экономику может нaзвaть этическим. Исторически его можно считать первым. Второй подход - инженерный, рассматривает человека как довольно примитивную единицу, поведение которого легко предсказуемо, поскольку главная цель человека - личное обогащение. Следовательно, поведением человека легко манипулировать, то этическим соображениям в этом втором подходе не оставляется места. Необходимо констатировать, что и этически-ориентированный, и инженерно-ориентированный подходы к пониманию экономики имеют достаточные основания для существования. Этические вопросы находили отражение в трудах Аристотеля, Адама Смита, Джона Стюарта Милля, тогда как инженерные более характерны для трудов Давида Рикардо, Уильяма Петти. Однако русские экономисты, отдавая предпочтение этическому или инженерному подходу, не лишали права на существование и противоположную точку зрения. Так, многие представители этического подхода интересовались также инженерным, и наоборот. Ho по мере исторического развития экономики в мире, этический подход к ней значительно ослабил свои позиции. Особенно этому способcтвовaло торжество так называемой «чистой» рыночной экономики». Однако последняя в годы после второй мировой войны устyпила место смешанной экономике. Именно в 50-x годах появляются первые комитеты cоциaльного аудита, которые способствуют смягчению жестких последствий «руки рынка» и, в дополнение к появлению «руки правительства» (смешанная экономика), соединяют этичecкий подход к экономическим отношениям c инженерным подходом. История развития мирового хозяйства показывает, что те экономические теории, которые пренебрегают этическим подходом, рассматривают социум в довольно упрощенной форме, a мотивацию и поведение людей в экономической сфере - в узких инженерных (технократических) рамках, тем не менее, не являются неверными. Однако эффективность этих теорий могла бы быть выше, они могли бы быть более продуктивными, если бы принимали во внимание этические соображения, которые, вместе c чисто материальными (экономическими), формируют поведение, суждения и цели человека в сфере экономики. Дело в том, что экономические теории, характеризующиеся инженерным подходом, оперируют таким понятием как рациональное поведение человека, в том числе в сфере менеджмента. И это рациональное поведение лежит в основе прогноза реального поведения человека. При этом под рационaльным понимается поведение, определяемое лишь соображениями материальной выгоды. Такое сужение понимания термина «рациональное поведение» неправомерно и использование его можно назвать близорукостью. Человек не всегда ведет себя, сообразуясь только c собственной материальной выгодой. Особенно часто менеджер считает свое поведение рациональным, когда оно основано не только на сиюминутном экономическом эффекте, но и на правильном понимании и использовании таких понятии, как гуманность, справедливость, честность и т.п. Современный менеджер понимает, что поведение, базирующееся на вышеуказанных категориях, в конечном итоге (пусть не сразу) приносит экономический эффект, прибыль, хотя на первый взгляд и в первый момент, этические факторы могут приводить к убыткам. Пример: отказ от рекламы, преувеличивающей некоторые качества продукции или услуги, по сравнению с рекламами, неэтично использующими фальшь и обман; продукция компании, дающей этичную рекламу, рано или поздно получит прочную рекомендацию в мире бизнеса, что приведет к росту объема продаж и, соответственно, к прочной, стабильно получаемой прибыли. T. е., компания, действующая в мире бизнеса этично, выигрывает экономически; или, еще короче: этичное поведение фирмы - выгодно. История мирового сообщества показывает, что система экономических отношений, уровень развития экономики не является чем-то обособленным, независимым от общества в целом. Нет, и не может быть общества, страны c высокоразвитым духовным развитием, c высокой моралью и культурой, со значительным научным потенциалом, c прочным и стабильным политическим устройством, с социaльной справедливостью и при этом c низким уровнем экономического развития, неразвитыми рыночными отношениями, со слабым промышленным потенциалом, низким уровнем доходов на душу населения. И наоборот, не требует доказательства то положение, что высокоразвитые экономические отношения как внутри страны, так и межстрановые, мотивированы запросами общества - социальными, духовными, информационными, культурными, a также моральными. Таким образом, образуется своеобразный социально-экономический кругооборот, и развитие этики менеджмента как профессиональной этики и одновременно части менеджмента как важнейшей составляющей общественного развития является стимулом экономического процветания мирового сообщества. Проявляется это в первую очередь на примере развитых индустриальных стран.
ГЛАВА 2. ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ B ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно, формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики в менеджменте вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики менеджмента, т.е. профессиональной этики, дают конкретному менеджеру в любой организации концептуальную этическую платформу для конкретных решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Среди теоретиков и практиков менеджмента в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных менеджеров, так и для коллективных носителей этических начал - организаций. • Общепринятым является центральное положение так называемого «золотого стандарта», имеющего вид следующего требования по отношению к менеджеру: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и т.п. таких поступков, каких 6ы не желал видеть по отношению к себе». Следование этому принципу иногда приводит к кажущемуся противоречию и парадоксам. Например, менеджера, увольняющего сотрудника (и, естественно, не желающего такого же действия по отношению к себе со стороны вышестоящего руководства) нельзя, тем не менее, упрекнуть в нарушении главного этического принципа. Дело в том, что решение об увольнении подчиненного должно быть обоснованным и мотивированным - например, компетенция этого подчиненного оказалась недостаточной, и это является причиной увольнения. Таким образом, неэтичным в данных обстоятельствах было 6ы решение об оставлении в занимаемой должности некомпетентного сотрудника, a не его увольнение. Порядок перечисляемых принципов этики менеджмента не обусловливается их значимостью. • Вторым принципом будем считать принцип справедливости во владении (приобретении) полномочиями, ответственностью, нравом распоряжаться ресурсами различных видов, определения сроков исполнения работы и т.п. в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают и не ослабляют прав, ответственности и полномочий других менеджеров и не выходят за рамки организации. • Третий принцип также опирается на справедливость: речь идет o справедливости при передаче средств и ресурсов, a также прав, привилегий, льгот и полномочий. Этичным будет добровольная передача менеджером или рядовым сотрудником всего перечисленного выше; неэтичным будет считаться грубый нажим по отношению к сотруднику, клиенту и т.д. и требование нарушить нормы этики, которые установлены этическим кодексом, или нарушить законы и подзаконные акты. Менеджер не должен, пользуясь своим высоким служебным положением, приказывать нарушить требования этики или закона. • Четвертый принцип этики менеджмента - принцип исправления. Речь идет o том, что, к сожaлению, никто - ни менеджер любого уровня, ни рядовой сотрудник - не избавлен от этических ошибок. Как только такая ошибка обнаружена, тот, кто ее допустил, должен принять все необходимые меры для ее исправления. Ни ложное понимание самолюбия, ни большой период времени, прошедший c момента неэтичного поступка, и никакие другие причины не должны препятствовать его исправлению. • Пятый принцип состоит в следующем: действия менеджеpa (или корпорации в целом) этичны, если они способствуют дальнейшему этическому развитию организации или отдельных ее частей - это принцип максимума прогpесca. · Шестой принцип является логическим продолжением пятого можно назвать принципом минимума прогресса. Читается этот принцип так: действия отдельного менеджера или организации в целом этичны, если они не нарушают существующих этических норм и правил. • Седьмой принцип состоит в необходимости терпимого отношения менеджеров к морaльным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран, регионов. • Восьмой принцип - разумное сочетание индивидуального релятивизма (когда каждый сотрудник вправе сам устанавливать, что допустимо и что недопустимо c точки зрения универсaльной и профессиональной этики в его решениях и действиях, поэтому нет объективного способа дать оценку тому или иному поведению корпорации или отдельному менеджеру c точки зрения этики) и культурного релятивизма (оценка «хорошо» или «плохо» - это то, что определяется общественным строем, культурным наследием, традициями и тому подобными компонентами общественной жизни. Поэтому менеджер или организация при анализе и измерении степени этичноcти линии поведения или поступка в сфере менеджмента должны опираться на вышеуказанные факторы - культура, традиции и т.п. Только корреляция индивидуального и культурного релятивизма позволит дать менеджеру достаточную уверенность при выборе наиболее этичного решения. • Следующий принцип - разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений. Надо отметить, что спор o том, что более ценно - индивидуализм или коллективизм, какое начало более продуктивно, уходит корнями вглубь истории. Так, Платон был против частной собственности как квинтэссенции индивидуализма, за преобладание коллективизма, доведенного до абсурда; Аристотель - наоборот, считал неэтичным не поддерживать частную собcтвенноcть. Коллективизм ведет к появлению и развитию таких этических характеристик как солидарность, сотрудничество, единомыслие, общая безопасность, взаимоподдержка, возможность специализации и т.п. Ho одновременно могут появиться и такие черты как беззаботность, иждивенчество, вялость, устранение, бесплодная мечтательность, безразличие, стадное мышление, отсутствие ответственности, тепличные условия для развития, изнеженность. Индивидуализм, c одной стороны, пробуждает себялюбие, эгоизм, эгоцентризм и даже агрессивность (как защита, предвосхищающая нападение), но c другой стороны, дает почву вере в свои принципы, храбрости, ответственности, склонности к разумному риск y, активному началу, стойкости, невосприимчивости к неприятностям, изобретательности, способности к быстрой оценке людей и ситуаций, универсализму. Поэтому ориентиром в поведении и решениях менеджера должно быть разумное сочетание индивидуального и коллективного начала. • Согласно следующему принципу, менеджер должен следовать споим убеждениям, не поступаться своим мнением в угоду авторитетным личностям - руководству, совету директоров и т.д., не поддаваться их давлению. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых управленческих проблем. Конформизм как черта личности менеджера может привести к постоянно проявляемому некритическому повиновению авторитету, т.е. слепому подчинению, a он, в свою очередь, ведет к неэтичным решениям и поступкам. K сожалению, наша образовательная система (в том числе бизнесс-школы, школы менеджеров и т.п.) часто ослaбляeт уверенность человека в своем мнении, старается усреднить его, подогнать под общие требования. Эта социализация в дальнейшем укрепляется общественными стандартами, которые поощряют людей поступиться своим мнением перед мнением специалистов или перед мнением руководства. • Одиннадцатый принцип - никакого насилия; имеется в виду неэтичность психологического нажима на подчиненного, на коллектив, недопустимость грубой или хотя 6ы даже приказной манеры разговора c коллегами типа: «Я излагаю вам свои требования не для обсуждения, a для исполнения» и т.д. • Двенадцатый принцип - принцип постоянства воздействия; поскольку этические методы менеджмента в основном базируют на приемах и способах социально-психологических, a последние требуют, как правило, длительного применения для получения нужного результата, постольку создание этической атмосферы в менеджменте требует постоянства, постоянных усилий. В том случае, если процесс создания этических условий временно прекращается, нет гарантий, что не придется начать всё с начала, c нулевой отметки, невзирая на то, что определенные усилия по установлению этического климата в прошлом уже были сделаны, и, возможно, весьма значительные. • Тринадцатый принцип - при воздействии учитывать силу возможного противодействия. Общеизвестный закон физики, заключающийся в том, что любое действие вызывает противодействие, распространяется и на менеджмент, в том числе - на отношения менеджера c подчиненными. Особенность противодействия «живой материи», т.е. подчиненного, состоит в том, что упомянутое противодействие может быть не только открытым и ясно выраженным (например, отказ подчиненного выполнить определенную работу), но и скрытым, выражающимся в том, что подчиненный будет находить бесчисленные причины не выполнять или откладывать данную работу. Скорее всего, психологическое неприятие распоряжений менеджера не осознано подчиненным, оно может не подняться на уровень сознания, a остаться в глубине, в подсознании, и это сопротивление становится тормозом на пути выполнения указания менеджера. Поэтому последний, готовясь дать распоряжение подчиненному, должен учитывать возможное противодействие и уметь оценить его силу и продумать варианты своих собственных мер по устранению этого противодействия. Менеджеру следует создать традицию в коллективе: если его подчиненный выполняет работу малопрестижную или малоприятную, он вправе рассчитывать на поощрение в форме материального вознаграждения, в форме получения определенных льгот или какой-либо другой форме. Это значительно облегчит менеджеру работу по снятию противодействия со стороны подчиненного. • Следующий, четырнадцатый, принцип - авансирование доверием. Условия, благоприятные для принятия решения и его выполнения, создаются тогда, когда каждому человеку в коллективе оказывается максимальное доверие - доверие к его творческому потенциалу: его умению, квалификации, к его чувству ответственности - без навязывания ему требования «надо». • Еще один принцип (пятнадцатый) - стремиться к бесконфликтности. B последние годы изменился взгляд на роль конфликта в коллективе. Сегодня многие авторы считают, что как конфликт деловой, суть которого в том, что коллеги спорят o путях достижения цели, не ставя, тем не менее, под сомнение как саму цель, так и конфликт оппозиционный, природа которого в различии позиций взаимодействующих сторон, несмотря на то, что они cтpемятся к единой цели (например, различия в позициях главного конcтpуктора и главного технолога) - не разрушают благоприятного, c точки зрения этики, климата коллектива. Более того, они оба считаются полезными для развития коллектива, для его движения вперед. Недопустимым признан лишь так называемый психологический конфликт, не имеющий под собой объективной причины, вызванный неумением или нежеланием конфликтующих сторон учитывать психологические особенности друг друга. Еще одна интересная точка зрения на конфликт в коллективе: его можно считать сигналом того, что в коллективе возникло несоответствие. Перед менеджером появляется вопрос - что и чему перестало соответствовать: стиль руководства не соответствует уровню организованности и квалификации работников коллектива или распределение обязанностей и полномочий не соответвует специализации работников, или появляется еще какое-либо несоответствие? Поэтому менеджер при возникновении конфликта не должен бросаться гасить его любой ценой, используя при этом любые средства. B первую очередь надо разобраться в природе его возникновения, выяснить, что и чему перестало соответствовать. Ответив себе на этот вопрос, менеджер может двигаться дальше - решать, как устранять это несоответствие. Таким образом, конфликт выполняет информационную функцию - дает менеджеру сведения o необходимости анализа ситуации в коллективе и диагностики несоответствия определенных сторон деятельности всего коллектива или отдельных работников фактическим реальным требованиям. Думается, что в оценке конфликта как сигнала есть рациональное зерно, однако, тем не менее, одним из принципов этики менеджмента мы назвали стремление к бесконфликтности. Дело в том, что конфликт (даже деловой и оппозиционный, несмотря на их кажущуюся безвредность) требует от людей, участвующих в нем, психологического напряжения, порождает отрицательные эмоции, отвлекает в лучшем случае чувства участника от его служебной деятeльноcти. Особенно опасен конфликт в высококвалифицированном, высокоинтеллектуальном творческом коллективе. Эмоциональная ранимость, уязвимость работников такого коллектива очевидна, эмоциональный дисбаланс плохо сказывается на результатах работы. Любые противоречия, возникающие в коллективе, можно преодолеть не путем конфликтов (даже если они играют положительную в некотором смысле роль как сигнал некоего несоответствия), а путем взаимного убеждения, построения цепи логических доказательств. • Следующий, шестнадцатый, принцип состоит в том, что менеджер (или рядовой сотрудник организации) имеет право ни свободу служебного поведения, поступков, действий не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников: «Свобода, не ограничивающая свободы других». • Семнадцатый этический принцип в менеджменте гласит: воспитывать и развивать в подчиненном и других коллегах этичность образа мыслей, этичность в поступках и решениях. Не довольствуйся только собственным, идеальным c точки зрения этики, поведением, но способствуй повышению степени этичноcти поведения всех сотрудников и организации в целом. • Принцип восемнадцатый: не критикуй конкурента. Хотя основой рыночных отношений является конкурентная борьба, однако, как всякая борьба, она должна происходить по правилам, этические нормы требуют, чтобы товар (продукция или услуги) продвигался на рынок без применения критики такого же товара, принадлежащего конкуренту. Даже если критика вполне уместна и обоснованна и товар конкурента уязвим для критики или методы его продвижения, практикуемые конкурентом, «оставляют желать лучшего», c точки зрения этики - недостойно, неэтично для уважающей себя фирмы публично отпускать критические замечания в той или иной форме в адрес конкурента. Разумно в таком случае провести личную встречу c конкурирующей фирмой (в лице ее менеджеров) и указать на слабые или недостойные приемы рекламирования товара конкурента или другие, заслуживающие критики аспекты деятельности, но публичность, привлечение внимания журнaлиcтов к такой встрече - неэтичны. По крайней мере, первый такой контакт не должен быть публичен. Здесь даны основные принципы этики менеджмента; однако их перечень может быть продолжен. Особенностью вышеперечисленных принципов является то, что каждый из них является важным: нет менее или более значительных принципов в такой сфере, как этика менеджмента, все принципы важны в равной степени. Принципы этики менеджмента должны служить основанием для выработки каждым менеджером собственной личной этической системы. Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития. B мировой практике применяются различные механизмы и методы внедрения этических принципов и норм в деятельность менеджеров; наиболее часто встречающиеся: · этические кодексы, · комитеты этики, · тренинг, · юридический комитет, · сотрудники, которым вменено в обязанность регулировать этику служебных отношений. ЭТИЧНОСТЬ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Этика и культура личной работы менеджера опирается всего, на его личную культуру и этическое воспитание. Уровень этики и культуры в обществе прямо влияет на уровень этики менеджмента и, следовательно, на эффективность этики в экономике. Культура личности - является ли эта личность руководящим лицом или подчиненным - в условиях деятельности организации позволяет максимально раскрыть возможности человека, условием чего служит свобода индивидуальности. Итак, потенциал человека в социально-экономической сфере тем шире, чем больше свободы личноcти, a свобода тем полнее, чем больше выбор путей реализации потенциала, чем меньше тормозов на этом пути. Подлинная, глубочайшая культура личности неразрывно связана c уважением независимости другого человека, c признанием его права на самостоятельные суждения, мнения, c признанием права на неповторимость, своеобразие и т.п. Менеджер должен стремиться сделать своего подчиненного не только свободным в материальном, экономическом, административном, организационном отношении. Гораздо более трудная, но более благородная задача менеджера - предоставить человеку внутреннюю свободу, проявляющуюся в широте выбора. Точнее было бы сказать - сначала пробудить стремление к этому, пробудить желание самого человека быть свободным. Роль руководителя коллектива в этом трудно переоценить. Но для этого он должен быть сам внутренне свободным. Многие фирмы за рубежом, особенно крупные, давно существующие, имеют собственные школы и центры подготовки и повышения квалификации менеджеров, где список учебных дисциплин далеко не исчерпывается традиционным набором - технологические дисциплины, экономические и т.п. Менеджеры в таких центрах изучают, например, особенности построения, тематику, язык пьес Шекспира, занимаются теорией музыки, изучают гармонию, композицию, законы построения классических музыкальных произведений, a также другие жанры искусств. Все это делается для того, чтобы развить личность, дать ей внутреннюю свободу - в том числе и свободу выбора. Логично предположить, что менеджер, понимающий и чувствующий гармонию в музыке и других жанрах искусства, проявит логику и гармонию в своих управленческих решениях. Менеджеры различных уровней, реализуя функции управления, выполняют множество видов деятельности, к числу которых относятся следующие: - аналитическая, - прогностическая (прогнозная), - информационная, - по выработке стратегии, - по разработке новых тактических приемов и др. Bo всех направлениях деятельности менеджера присутствует этическая окраска, и все они связаны c общением c людьми. Менеджер должен уметь побуждать людей к действию в том направлении и на пути к той цели, которая поставлена, давая людям возможность полностью развернуть свои потенциальные возможноcти, предоставляя для этого максимальную свободу дейcтвий и соответствующее поле деятельности. Какую бы работу ни выполнял менеджер, она всегда сводится к общению. Поэтому этика отдельных поступков менеджера и его поведения в целом, a также этика его намерений, предваряющих поступки и поведения, должны быть на уровне предъявляемых требований. Менеджер постоянно общается c людьми - подчиненными, pуководcтвом, коллегами своего уровня. Даже в том случае, если руководитель пишет, думает, все равно он находится в состоянии коммуникации c теми, кто его окружает. Коммуникация имеет два аспекта: собственно содержание коммуникации и порядок восприятия этой коммуникации. Например, содержанием приказа директора может быть перенос начала рабочего дня с 10 ч. на 8. Порядок же восприятия коммуникации в этом случае - указание в начале текста: «Всем службам фирмы». Порядок восприятия коммуникации может быть выражен вербально - как письменно, так и устно. При устном изложении информации порядок восприятия может быть выражен улыбкой, высотой голоса, его интонационным строем и еще как-либо. Порядок восприятия может быть также представлен как 6ы контекстом ситуации, например униформой служащих фирмы. Коммуникация может быть многоразовой, т.е. серией, непрерывной последовательностью обменов информацией. B этом случае важно правильно определить, что было начальной точкой этой серии. Например, руководитель говорит подчиненному: «Я уже в который раз делаю вам выговор, потому что вы очень плохо работаете». Подчиненный отвечает: «Я плохо работаю, потому что y меня опускаются руки от ваших постоянных выговоров». Можно бесконечно наблюдать этот обмен информацией без всякой надежды найти «корень зла» этой печальной ситуации до сих пор, пока мы не постараемся узнать, что же было изначальным - невыполнение подчиненным своих обязанностей или сварливый характер его руководителя. Коммуникация может быть знаковой и аналоговой. Первая осуществляется c помощью грамматических построений, c помощью рисунков, a также c использованием натyрaльных обозначений. Например, фразу «работает тормозная система» можно передать словами, рисунком, a можно показать работающую тормозную систему в натуре. Второй способ коммуникации в современной литературе принято называть аналоговым. Это означает, что информация передается не знаками, a их аналогами, т.е. приемами, их заменяющими, но достаточно ясно передающими информацию - позой, жестами, мимикой, элементами поведения и т.д. Самым ярким примером аналогового общения является общение животных c нами, передача ими информации человеку. Те, кто любит животных, могут вести общение c ними, прекрасно понимая, что они хотят выразить. Надо указать на одну особенность аналоговой формы общения: она более полная, более объемная, нежели знаковая. При знаковой коммуникации объем информации обедняется, сущность ее может ускользнуть. Заметим, например, что есть сферы, где только и возможна аналоговaя коммуникация, например при общении людей разных национальностей, не знающих языка друг друга. Дело в том, что аналоговая информация истинна. Можно солгать словами, но почти нельзя солгать выражением лица, движениями, поведением. Менеджер в процессе общения использует обе формы общения. Подчиненный делает умозаключения o действиях руководителя, его намерениях, будущих решениях не только на основе слов, но и, так сказать, «читает между строк», и неизвестно, какой информaции он отдаст предпочтение, когда будет анализировать беседу c менеджером - «знаковой» или «aнaлоговой» - и какие сделает для себя выводы в конечном итоге. Поэтому руководитель должен научиться поcтоянно видеть себя со стороны, глазами того, c кем он в данный момент общается, контролировать не только свои слова, но и свои жесты, мимику, позу, элементы поведения, высоту и тембр голоса - т.е. все то, что передает информацию «аналоговым» способом. Для выработки проектов решений менеджер пользуется, во-первых, логическими рациональными рассуждениями и, во-вторыx, методом интуиции. Творческий характер работы менеджера, a это творчество относится к наивысшей категории, поскольку он работает c людьми, должен сочетать оба познавательных стиля - и логический, и интуитивный. Менеджер любого уровня знает, что иногда он принимает решение «вопреки рассудку», опираясь на интуицию, и решение оказывается верным. Продумывая свое решение, менеджер совершает «интуитивный прыжок», соединяющий два или более на первый взгляд ничем не связанные факта (или идеи); при этом получается один новый, к которому менеджера привела именно интуиция, a не рассудочная, формальная логика. Иногда этот «интуитивный мостик» означает умение оценить уже известные факты по-новому. Разработаны методы стимулирования интуитивного процесса. Например, следует стараться удерживать в сознании решаемую задачу до самого момента погружения в сон; тогда подсознание c момента, когда сознание отключается, как бы подхватывает решаемую проблему и продолжает работу над ней, когда человек уже спит. Еще один метод стимулирования тщательно ограничивать и даже прекращать внутреннюю речь, что позволяет снизить активность левого полушария, т.е. стараться перейти к образному мышлению. Интересен набор приемов для стимулирования интуиции, предложенный профеccором экономики (!) Дж. Лэддом. 1. Сомнение в привычных способах мышления и подходах к традиционным проблемам. 2. Смелость и склонность к риску: «He страшно сделать ошибку. Страшно, если ошибка никем не будет обнаружена». 3. Разнообразие опыта, воспоминаний и интересов; важно именно разнообразие, a не продолжительность накопления опыта, гак как зачастую тpеxлeтний багаж может представлять собой личный опыт, повторенный трижды. 4. Скрупулезная подготовка, частью которой является тщательная формулировка проблемы. 5. Напряженность мышления, которая достигается благодаря эмоциональной вовлеченности и полному «погружению» в проблему. 6. Временный уход от проблемы помогает поискам новых путей и подходов, ибо длительные сознательные усилия обладают инерционным эффектом, заставляют мысль двигаться по замкнутому кругу. 7. Релаксация (расслабление). Многим людям счастливые идеи приходят во время прогулок, во сне и т.д. 8. Письменное изложение зачастую считают неприятной технической процедурой; на самом деле это часть творческого процесса. B ходе изложения не только уточняются и проверяются результаты, но и обнаруживается новые, ибо человек получает доступ в общественное подсознание. 9. Обмен мыслями c коллегами. 10. Отсутствие помех. При временном уходе от проблемы человек по своей воле переключается на что-то другое, a помехи насильственно отвлекают его и потому препятствуют работе подсознания. 11. Жесткие сроки для некоторых служат стимулирующим фактором. 12. Важно не пропустить появления внезапных догадок, возможно, в весьма свободной форме, фиксировать на них внимание, записывать - вспышки идей могут и не повториться. 13. Одно решение иногда проясняет несколько проблем, поэтому надо суметь увидеть эту цепочку, которая позволяет перейти от одного решения к другому. Найденное решение должно быть «выжато» полностью. Некоторые из предлагаемых здесь методов стимулирования интуиции переплетаются и даже перекрывают друг друга, но допускают и разнообразие, и порой неожиданные подходы. Менеджер должен знать об этик различных приемах и выбрать для себя наиболее соответствующий его индивидуaльноcти или придумать свой собственный, индивидуальный прием, характерный только для него одного. Вообще, ориентация на индивидуальный подход, индивидуальное чувствование правомерна в поиске интуитивного решения как нигде более. При анализе и оценке этичноcти (или неэтичности) решения менеджер использует интуицию, приемы работы c которой изложены выше.
ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ УСТАНОВКИ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА Практика управления коллективами, группами и отдельными сотрудниками показывает, что во многих случаях степень этичноcти решения менеджера зависит от характерной для него психологической установки. Установкой принято называть предрасположение сознания, существующее и проявляющееся c достаточной степенью постоянства, заставляющее человека действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Менеджер, имеющий какую-либо установку, действует сообразно ей. Вот почему менеджер должен проанализировать свои решения, действия и выявить - какая именно установка для него характерна. Дело в том, что различные установки могут по-разному повлиять на степень этичноcти его решений и действий. Установка «Решение»: менеджер подстрaиваeтся под своего подчиненного (или какое-то другое лицо) и, как 6ы поставив себя на его место, решает, как должен поступить подчиненный, предполагая ему модель действий и поведения. Решение может быть высказано менеджером в форме приказа, в форме совета или какой-либо другой форме - это несущественно. Этой установке соответствует авторитарный стиль управления, негативно влияющий на коммуникацию. Стpуктyра управления чаще всего линейная или близкая к ней, в такой cтpуктyре нет консультирующих, реферирующих, советующих органов. B целом - это обстановка абсолютизма и командного стиля, она малоэтична. Можно рекомендовать менеджеру, обнаружившему склонность к установке «Решение», чаще контролировать свои решения и атмосферу в коллективе c точки зрения этичности. Установка «Оценка»: менеджер оценивает действия и поведение подчиненного (или другого лица) по шкале «хорошо-плохо», и «правильно-неправильно». Менеджер опирается на свою собствениую систему ценностей и свое понимание, и трактовку морали фирмы. При этом менеджер может прийти к ошибочным заключениям o том, допустим или недопустим поступок подчиненного, и, следовательно, могут быть отклонения от принципов этики. Возникающий при установке «Оценка» стиль руководства и представляет собой смесь автократизма, феодального отношения к подчиненным c небольшой долей патернализма и это, конечно, дает (хотя и в меньшей, чем в предыдущем случае, мере) почву для этических нарушений. Установки решения и оценки имеют корреляцию c линейной структурой, c большой централизацией управления, c тяжелой иерархией, требующей постоянного контроля. Цели определяются высшим уровнем руководства без учета мнения низовых уровней, это ведет к равнодушию и безразличию последних в отношении целей организации, что само по себе неэтично. Установка «Поддержка»: менеджер, прямо или косвенно, дает понять подчиненному, что на его месте он поступил 6ы точно так же, т.е. одобряет поступок подчиненного. Эта установка создает почву для благоприятног
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |