Тема урока: Много. Один. Цифра 1.
1. Знакомство с понятиями «много» и «один».
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.
Например: 9 кругов синих, 1 – зеленый;
5 кубиков больших, 1 маленький и т. д.
Учитель на уроке применяет конкретные виды наглядности.
- Что заметили? (Синих кругов – много, зеленый – один.)
Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий вопрос, чтобы подвести учеников к ключевому слову «много», например:
- Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелеными?
- Если бы мы не могли сосчитать все синие круги, чтобы сказали о их количестве? И т. д.
- О каких предметах можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)
- Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, учитель ит.д.)
2. Формирование умения различать понятия «много» и «один».
Работа с учебником.
По сюжетной картинке учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много» и «один».
- Каких предметов нарисовано много?
- Какой предмет один?
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики выполняют задания в рабочей тетради.
- Слева нарисуйте много желтых треугольников, справа – один квадрат.
- Вверху нарисуйте много зеленых кругов, внизу - один голубой треугольник.
- Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т.д.
Взаимопроверка.
3. Сравнение предметов и группы предметов.
Работа в тетради.
Задание 1.
На рисунке изображены квадраты и треугольники.
- Какие фигуры изображены на рисунке? (квадраты и треугольники).
- Чего больше? (квадратов).
- Почему так считаете?
- Обоснуйте ваше мнение. (Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.)
- На сколько квадратов больше, чем кругов? (на один).
- Раскрасьте «лишний» квадрат.
Тема урока: Знакомство со знаком «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=).
1. Изучение нового материала.
Учитель предлагает учащимся составить короткий рассказ по рисункам в учебнике или по наборному полотну.
Например: на полянке гулял один ежик. К нему прибежал другой. Стало два ежика.
- Сколько ежиков было сначала? (Один).
Запись на доске: 1
- Сколько ежиков прибежало к нему? (Один).
Запись на доске: 1
- Сколько ежиков стало? (Два).
Запись на доске: 2
- Ежиков стало больше или меньше? (Больше).
- Для того, чтобы показать, что ежиков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
Запись на доске: 1 + 2 2
- Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
Запись на доске: 1 + 1 = 2
Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).
Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.
Например: было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался 1 зайчик.
- Сколько зайчиков было? (Три)
- Сколько ушло? (Два).
- Сколько осталось? (Один).
- Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше).
- Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет).
- Почему? (Зайчиков стало меньше).
- В математике для того, чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Далее учащиеся исправляют и продолжают запись:
3 – 2 = 1
(Запись выполняется карточками из кассы цифр).
- Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух). Или по-другому: «Из трех вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух).
Работа в тетради.
- Для того, чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+»,«–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся эти знаки. Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут самостоятельно.
Для того, чтобы проверить, как дети усвоили новый материал, учитель может продиктовать несколько выражений, которые ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.
Например: к одному прибавить два, получится три. Из двух вычесть один. И т.д.
Конкретная наглядность (рисунки в учебнике, наборное полотно, предметные картинки).
Тема урока: Отношение «длиннее», «короче»
1. Сравнение предметов по длине.
У учителя в руках две полоски бумаги. (Полоски могут быть разными по цвету, ширине, длине, а могут отличаться только 1 – 2 признаками.)
- Сравните полоски. Что заметили?
- Что можно сказать о длине полосок? (одна длине, другая - короче).
- Как вы думаете, какая из них длиннее, т.е. больше по длине?
- Как проверить справедливость вашего мнения?
В ходе рассуждений учащиеся под руководством учителя приходят к выводу: для сравнения полосок по длине их следует наложить одна на одну или приложить одну к другой таким образом, чтобы концы полосок совпадали. Если противоположные концы полосок совпадут, то длина полосок одинакова, если не совпадут, то длиннее та полоска, у которой осталась «лишняя» часть.
Работа с учебником.
- Составьте небольшой рассказ по рисунку, используя понятия «длиннее» и «короче».
- У какой собаки поводок длиннее?
- А у кого длиннее хвост?
- Уши, какой собаки короче?
- Можно ли сказать, что мальчик короче девочки? (Нет)
- Как правильно сказать? (Мальчик ниже девочки).
- Что можно сказать о росте девочки по сравнению с ростом мальчика? (Девочка выше мальчика).
Работа в тетради.
- Рассмотрите полоски в тетради.
- Какая полоска, по вашему мнению, короче? Почему так считаете?
- Закрасьте эту полоску.
2. Формирование умения соотносить число и цифру.
Задание по учебнику.
Перед началом работы учитель спрашивает учеников: «Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в задании? (Соединить картинки с соответствующими цифрами).
- Какие предметы вы соединили с цифрами 1, 2, 3, 4? (дети дают ответ).
3. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
Дети выполняют задания на наблюдательность и логику: «Какой предмет лишний?».
Конкретная наглядность
(полоски бумаги, рисунки в учебнике)
Тема урока: Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра5.
1. Изучение нового материала.
На доске изображен рисунок:
- Найдите закономерность.
- Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две).
- Сколько на последней? (Пять).
- Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.
- Что вы знаете об этом числе? (дети могут сказать, что число 5 следует за числом 4; что 5 – нечетное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4.)
- Число 5 записывается с помощью цифры 5 (Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.)
2. Упражнения в прямом и обратном счете предметов.
Учитель. А теперь, мы – строители. Мы будем строить башню из кубиков. (Для этого учитель использует детские кубики).
- Итак, берем 1 кубик – один,
Ставим на него следующий – два,
На него еще один – три,
Добавляем еще – четыре,
И последний - пять.
- Посчитаем хором этажи башни. (Один – два – три – четыре – пять).
Счет сопровождается показом соответствующего кубика.
- А теперь сложим кубики обратно в коробку.
- Сколько этажей у башни? (Пять).
- Уберем один кубик. Сколько осталось? (Четыре.)
- Уберем еще один. Сколько осталось? (Три.)
- Уберем еще один кубик. Сколько осталось? (Два.)
- Уберем еще один. Сколько кубиков осталось? (Один.)
- Посчитаем хором. (Пять – четыре – два – один.)
Работа с учебником.
- Посмотри на рисунок 2.
- Что на нем изображено? (Геометрические фигуры: круги и треугольники.)
- Сколько кругов? (Пять).
- Сколько треугольников? (Пять).
- Как получили 5 кругов? (К четырем прибавили один).
- Как получили 5 треугольников? К трем прибавили два).
Далее учитель знакомит учащихся с монетой 5 рублей, а затем упражняет детей в наборе различных сумм разными монетами.
- Матрешка стоит 5 рублей. Какими монетами можно заплатить за матрешку? Как это сделать разными способами? (Учитель записывает на доске все варианты: 1+1+1+1+1; 2+1+1+1; 2+2+1; 5).
- Перчатки стоят 3 рубля. Какими монетами можно заплатить за них?
- Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?
- Сколько сдачи должен будет дать продавец? (Для того, чтобы посчитать сдачу, дети могут использовать счетный материал наборного полотна или рисунок в учебнике).
На этапе начала изучения нумерации целесообразно использовать предметную или заменяющую ее наглядность, поскольку в этом возрасте дети приобретают чувственный опыт работы с таким понятием, как количество, уясняют на многих примерах, что натуральное число – это общее свойство класса конечных равномощных множеств. Поэтому ученикам необходим опыт в оперировании конечными множествами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление