Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. 1. Особенности развития римского искусства в 3 веке до н.э




 

1. Особенности развития римского искусства в 3 веке до н.э.

2. Религия римлян.

3. Возникновение и развитие литературы.

 

В 3 в. до н. э. Римское государство включало почти всю территорию Апеннинского полуострова. Римская культура окрепла, впитав в себя различные влияния, прежде всего этрусков и греков. Римляне были по преимуществу «устроителями среды» и в буквальном смысле привнесли цивилизацию в окружающий мир. В городах и провинциях они создали сеть удобных, по сей день функционирующих дорог, каменные мосты, бассейны, бани-термы, библиотеки, триумфальные арки.

Римляне изобрели бетон, что произвело настоящую революцию в строительном деле. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, а затем нашёл широкое применение в зодчестве. Стоечно-балочная конструкция зданий, царившая в древнем мире (высшим достижением которой был греческий храм с его «стойкой» - колонной и «балкой» - перекрытием), сменилась монолитно-оболочечной. Две параллельные стенки – «оболочки» заливали внутри бетоном. Такая стена была неподвластна времени.

В архитектуре распространились арочно-сводчатые конструкции – это было характерным элементом. Широко использовались аркады – ряд арок, опирающихся на столбы и колонны. Эти конструкции применялись при строительстве амфитеатров. Специфическим римским сооружением была триумфальная арка – как памятник военной славы.

Римляне не отказывались от колонн – ими украшались общественные здания. В постройках встречаются все варианты греческого ордера – дорический, ионический и коринфский. Четвёртый вариант – композитный – сочетал черты двух ордеров, например, коринфского и ионического.

Кроме периптера, в храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т.е. круглого храма. Своеобразны римские дома. Внутри дома, как правило, находился атриум – закрытый двор, который иногда имел проём в крыше – комплювий; в полу находился бассейн для сбора воды – имплювий.

В атриуме хранили все священные реликвии. Здесь обычно устанавливались изображения покровителей дома – ларов и пенатов. Рядом помещались глиняные или гипсовые маски, снятые с умерших членов рода; их количество свидетельствовало о знатности и древности. По свидетельству древнегреческого историка Полибия, когда умирал очередной родственник, домочадцы в этих масках изображали души усопших, готовых принять покойного в потусторонний мир.

В атриуме стояли также тяжёлый сундук (для хранения домашних реликвий) и массивные парадные столы.

В Риме любили прочные, устойчивые вещи. Соответственно, мебель была тяжёлой, часто дорогой и красивой, но лишённой изящества. К тому же римлянам нравилось расставлять вещи симметрично. Для украшения интерьера изготавливались статуи-близнецы.

В других покоях, например в зале для пиров – ложа и стол были установлены на заранее предписанных местах. Всё пространство интерьера оказывалось заполненным, и человек мог передвигаться только по строго предопределённому, иногда единственному, маршруту.

Великолепно и пышно обставленный особняк, помимо атриума, триклиниев, спален, кабинетов, рабочих комнат, помещений для прислуги, включал и двор. Дворики украшала скульптура на мифологические темы. Стены иногда украшались мозаикой или росписями, и дворик являл собой как бы маленький домашний рай.

Римская религия много позаимствовала у греков и этрусков. Главный бог римлян Юпитер соответствовал Зевсу. Он считался божеством дневного света и молнии. Храм Юпитера стоял на северной вершине двуглавого холма Капитолия. Строили его этрусские мастера по образцу своих храмов. Внутри помещались глиняная раскрашенная статуя сидящего Юпитера, изготовленная этрусским мастеров из Вэй. В храме хранили важные документы, устраивали заседания сената, а на площадке перед ним проходили народные собрания.

Греки праздновали в честь Зевса Олимпийские игры, римляне в честь Юпитера – Великие, или Римские, игры. Они проходили раз в год, в цирке, расположенном в долине между Палатинским и Авентинским холмами. Состояли Римские игры из бега колесниц и состязаний атлетов.

Боковые помещения в храме Юпитера Капитолийского посвящались его жене и дочери – богиням Юноне и Минерве. Дева Минерва происходила из Этрурии – страны славных ремесленников; она покровительствовала наукам, ремёслам, искусствам и соответствовала греческой богине Афине. Юнона, богиня замужних женщин, именовалась по-гречески Герой. Её праздник, матроналии, справлялся 1 марта. На южной вершине Капитолия был отдельный храм в честь Юноны-Советницы, по латыни-Монеты. При этом храме работали ремесленники, чеканившие деньги; отсюда пошло название «монета».

Капитолийская троица богов – Юпитер, Юнона, Минерва – почитались патрициями. Любимцами плебеев-крестьян были боги земледелия: хозяйка хлебных полей Церера (греческая Деметра), её дочь Либера (Персефона) и бог вина Либер (Дионис). Храм этих богов стоял у подножия плебейского холма Авентина. А на самом Авентине был построен храм богини-охотницы Дианы. Сооружали его греки по образцу знаменитого храма Артемиды Эфесской. Диана считалась покровительницей всех латинян и защитницей простых людей-плебеев и даже рабов. Храм Дианы Авентинской служил убежищем для беглых рабов.

Великим почётом пользовался у римлян их прародитель – бог войны Марс (по-гречески Арес). Ему служили 24 жреца из патрицианских родов. Эти служители Марса назывались салиями.

Высокое место среди римских богов занимала Веста – богиня домашнего очага. Она была также хранительницей того огня, который считался очагом всего Римского государства. Жрицы Весты, девы-весталки, должны были поддерживать негасимое священное пламя. Кроме того, они хранили тайные святыни, вывезенные Энеем из Трои, и совершали очень древние сложные обряды.

Весталки начинали свою службу в детстве, в возрасте 6-10 лет, и несли её в течении 30 лет. Весталок было шесть. Каждая пара жриц 10 лет обучалась своим обязанностям, 10 лет служила богине,10 лет передавала свой опыт младшим. Девы-весталки давали обет чистоты и безбрачия. Они пользовались великим почётом. Однако, за ошибки их секли, за нарушение чистоты – закапывали живыми в землю. Римляне верили, что их государство будет существовать до тех пор, пока горит огонь Весты.

Древнейшими италийскими богами были Янус и Сатурн. Янус почитался как бог всякого начала, как сторож дверей – входа и выхода. Он изображался с двумя лицами: одно смотрело вперёд, другое – назад. В Риме были особые медные ворота Януса: в начале войны они открывались, в мирное время – закрывались. При царях и за пять столетий Республики ворота Януса были закрыты всего два раза – в правление Нумы и ещё в 235 г. до н.э.

Римляне были очень суеверны. Они верили в многочисленные приметы и гадания. «Науку» гаданий они заимствовали у этрусков - самых больших знатоков жреческой премудрости.

Гадали римляне по небесным явлениям (гром, град, зарницы, по полету и поведению птиц, по внутренностям жертвенных животных). Знатоками примет были жрецы-авгуры. Они образовывали коллегию из девяти человек.

Римскую религию, лишенную поэтических сказаний, называют иногда сухой и расчетливой. В этой характеристике есть доля правды, но все-таки она не совсем справедлива. Римляне чтили своих богов искренне и глубоко. Религиозное чувство римлян напоминало любовь их к родителям. На нем основывались римские добродетели: целомудрие, дисциплина, верность, честность.

В эпоху поздней Республики изменилось не только Римское государство, но и римское общество. После того как римляне завоевали греческие города на юге Италии, на Балканском полуострове и в Малой Азии, в Риме произошел культурный переворот. Распространилась мода на греческие науки и греческий образ жизни - сначала среди знати, потом среди всадников и людей скромного достатка. С 200 г до н.э. детей знатных римлян воспитывали греческие учителя - грамматики, философы, ораторы, а иногда - художники и мастера охотничьего дела. Самые серьезные юноши увлекались историей, философией, литературой, более легкомысленные - греческой охотой, кухней, модными одеждами прическами.

Во 2 в до н.э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как по-итальянски.

В 3 в до н.э. под греческим влиянием возникла римская литература. Началась она с перевода и постановки греческих пьес - комедий и трагедий. Первая переведенная пьеса была поставлена в 240 г до н.э. Этот год считается временем рождения римской литературы. Вскоре римские сочинители, подражая греческим авторам, стали писать собственные произведения для театра. Одним из древнейших римских писателей был великий комедиограф Тит Макций Плавт.

20 комедия Плавта сохранились до наших дней. Знаменитые драматурги разных времен - Шекспир и Мольер - читали Плавта и подражали ему. Плавт первым придумал героя, полюбившегося публике всех веков: он изобразил на сцене хитроумного раба, который плутует и обманывает окружающих, чтобы помочь своему молодому господину. Плавт первым изобразил и характер скряги, дрожащего над горшком с деньгами. Пьесы Плавта так же, как и греческие комедии, написаны стихами.

Театральнее ремесло считалось в Риме низким, им занимались люди простые. Например. Плавт был бедняком, и первые свои комедии написал, работая на мельнице. Зато серьезную литературу создавали самые важные люди-сенаторы, бывшие консулы и преторы.

В 3-2 вв. до н.э. жили первые латинские поэты и писатели, а в 1 в до н.э. появились таланты, прославившие римскую литературу на века. Первое место среди них занимает Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - величайший оратор, замечательный писатель, большой знаток греческой философии.

Современниками Цицерона были великие римские поэты Тит Лукреций
Кар
и Гай Валерий Катулл. Лукреций прославился тем, что создал философскую
поэму, какой не было даже у греков («О природе вещей»). В ней в поэтической
форме излагаются взгляды греческого философа Эпикура, который считал, что
мир возник из атомов и что боги не вмешиваются в его дела. Поэма прославляет красоту, величие и мощь природы. Катулл сочинял преимущественно любовные
стихотворения и был самым влюбленным из всех лирических поэтов. Лучшие его
песни были посвящены Лесбии - гак называл он свою возлюбленную, знатную римскую даму Клодию. Катулл любил ее всеми силами души, а она то отвечала ему взаимностью, то безжалостно изменяла ему. В стихотворениях Катулла отражаются его радости и горести, ссоры и примирения с Лесбией. В конце концов, между поэтом и красавицей произошел окончательный разрыв. Катулл умер 30 лет от роду: Риме или на чужбине, от несчастливой любви или от иной причины - неизвестно.

 

 

Будем, Лесбия, жить любя друг друга!

Пусть ворчат старики, - что нам их ропот?

За него не дадим монетки медной!

Пусть восходят и вновь заходят звёзды,

Помни: только лишь день погаснет краткий,

Бесконечную ночь нам спать придётся.

Дай же тысячу сто мне поцелуев,

Снова тысячу дай и снова сотню,

И до тысячи вновь и снова до ста,

А когда мы дойдём до многих тысяч,

Перепутаем счёт, чтоб мы не знали,

Чтобы сглазить не мог нас злой завистник,

Зная, сколько с тобой мы целовались.

 

***

Квинтию славят красивой. А я назову её стройной, белой и станом прямой.

Всё похвалю по частям. Не назову лишь красавицей.

В Квинтии нет обаянья, в теле роскошном таком искорки нету огня.

Лесбия – вот кто красива!

Она обездолила женщин, женские все волшебства соединила в себе.

 

***

Лесбия вечно ругает меня. Не молчит ни мгновенья,

Я поручиться готов – Лесбия любит меня!

Ведь и со мной не иначе. Её и кляну и браню я,

А поручиться готов – Лесбию очень люблю!

 

***

Жизнь моя! Будет счастливой любовь наша, как ты сказала.

Будем друг другу верны и не узнаем разлук!

Боги великие! Сделайте так, чтоб она не солгала!

Пусть её слово идёт чистым от чистой души!

Пусть проживём мы в веселье спокойные, долгие годы,

Дружбы взаимной союз ненарушимо храня.

 

***

И ненавижу её и люблю. «Почему же?» - ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.

 

***

Квинт Гораций Флакк

Земли уж мало плугу оставили дворцов громады;

Всюду виднеются пруды, лукринских вод обширней,

И вытесняет платан безбрачный лозы подспорье – вязы.

Душистыми цветов коврами с миртовой порослью заменены маслины рощи,

Столько плодов приносившей прежде;

И лавр густою зеленью перенял весь жар лучей…

Не то заповедовали нам Ромул и Катон суровый, - предки другой пример давали.

Скромны доходы были у каждого, но умножалась общая собственность;

В своих домах не знали предки портиков длинных, лицом на север,

Простым дёрном умели не брезговать, и дозволяли камень обтёсанный

Лишь в государственных постройках да при убранстве священных храмов.

***

Публий Овидий Назон

Значит, я буду всегда виноват в преступлениях новых?

Ради защиты вступать мне надоело в бои.

Стоит мне вверх поглядеть в беломраморном нашем театре,

В женской толпе ты всегда к ревности повод найдёшь.

Кинет ли взор на меня неповинная женщина молча,

Ты уже готова прочесть тайные знаки в лице.

Женщину я похвалю – ты волосы рвёшь мне ногтями;

Стану хулить, говоришь: я заметаю следы…

Ежели свеж я на вид, так, значит, к тебе равнодушен;

Если не свеж, так зачах, значит, томясь по другой…

Право, уж хочется мне доподлинно быть виноватым:

Кару нетрудно стерпеть, если её заслужил.

Ты же винишь меня зря, напраслине всяческой веришь, -

Этим свой собственный гнев ты же лишаешь цены.

Ты погляди на осла, страдальца ушастого вспомни:

Сколько его ни лупи, - он ведь резвей не идёт…

Вновь преступленье: с твоей мастерицей по части причёсок,

Да, с Кипассидою, мы ложе, мол, смяли твоё!

Боги бессмертные! Как? Совершить пожелай я измену,

Мне ли подругу искать низкую, крови простой?

Кто ж из свободных мужчин захочет сближенья с рабыней?

Кто пожелает обнять тело, знававшее плеть?

Кстати добавь, что она убирает с редким искусством

Волосы и потому стала тебе дорога.

Верной служанки твоей ужель домогаться я буду?

Лишь донесёт на меня, да и откажет притом…

Нет, Венерой клянусь и крылатого мальчика луком:

В чём обвиняешь меня, в том я невинен, - клянусь!

 

***

Ты, что способна создать хоть тысячу разных причёсок;

Ты, Кипассида, кому только богинь убирать;

Ты, что отнюдь не простой оказалась в любовных забавах;

Ты, что мила госпоже, мне же и вдвое мила,-

Кто же Коринне донёс о тайной близости нашей?

Как разузнала она, с кем, Кипассида, ты спишь?

Я ль невзначай покраснел? Сорвалось ли случайное слово

С губ и невольно язык скрытую выдал любовь?

Не утверждал ли я сам, и при этом твердил постоянно,

Что со служанкой грешить – значит лишиться ума?

Впрочем… к рабыне пылал, к Брисеиде, и сам фессалиец;

Вождь микенский любил Фебову жрицу – рабу…

Я же не столь знаменит, как Ахилл или Тантала отпрыск, -

Мне ли стыдиться того, что не смущало царей?

В миг, когда госпожа на тебя взглянула сердито,

Я увидал: у тебя краской лицо залилось.

Вспомни, как горячо, с каким я присутствием духа

Клялся Венерой самой, чтоб разуверить её!

Сердцем, богиня, я чист, мои вероломные клятвы

Влажному ветру вели в дали морские умчать…

Ты же меня наградить изволь за такую услугу:

Нынче, смуглянка, со мной ложе ты вновь раздели!

Неблагодарная! Как? Головою качаешь? Боишься?

Служишь ты сразу двоим, лучше служи одному.

Если же, глупая, мне ты откажешь, я всё ей открою,

Сам в преступленье своём перед судьёй повинюсь;

Всё, Кипассида, скажу: и где и как часто встречались;

Всё госпоже передам: сколько любились и как…

***

Только предстанет очам той ночи печальной картина,

Ночи последней, когда с Римом прощалась душа,

Только припомню, как я покидал всё, что дорого сердцу,

И набегает слеза – медленно каплей ползёт.

Время к рассвету текло, когда из Италии милой

Мне удалиться велел Цезарь, как Цезарь велит.

Срок для сборов был скуп: ни с духом собраться, ни с мыслью…

Ошеломлённый, немой, долго я был в забытьи.

Не было сил поручить провожатым и слугам заботу,

Денег, одежды запас, нужный изгнаннику, взять.

Словно столбняк на меня… Как громом небес поражённый,

Смертью не принят, живой: жив иль не жив – не пойму.

Всё же затменье ума пересилила горесть разлуки:

Я из беспамятства тьмы медленно к свету пришёл

И огорчённым друзьям в утешенье вымолвил слово:

Да, поредела толпа – двух или трёх насчитал.

Сам я рыдал, и меня, рыдая, жена обнимала.

По неповинным щекам слёзы струились дождём.

За морем дочь, далеко – у прибрежья Ливийской пустыни,

Не долетала туда грустная весть обо мне.

Здесь же стенанье и плачь: будто плакальщиц хоры в хоромах,

Будто хоронят кого многоголосой толпой.

Жёны и мужи по мне, по усопшему, дети горюют,

В каждом глухом уголке вижу я слёзы и скорбь.

 

Луций Анней Сенека О благе простой жизни

 

Малым я полем владею, доходом и скромным и честным,

Но доставляют они мне беспредельный покой.

Дух мой, не ведая страха, с одним лишь спокойствием дружен

И не страшится злодейств, что за бездельем идут.

Пусть привлекают других и война, и курульные кресла, -

Всё, что лелеет в себе тщетную радость свою.

Почестей я не ищу; быть бы частью народа простого

И до последнего дня днями своими владеть.

 

О начале и конце любви

Злом подстрекаемы чьим рвутся нежные узы – не знаю:

Этой великой вины взять на себя не могу.

Зло навалилось, и силы сгубило сжигающим жалом, -

Рок ли виною тому или виной божество.

Что понапрасну богов обвинять? Хочешь, Делия, правды?

Дан я любовью тебе, отнят любовью одной.

 

Марк Валерий Марциал Эпиграммы

 

Я предпочёл бы иметь благородную, если ж откажут,

Вольноотпущенной я буду доволен тогда.

В крайности хватит рабы, но она победит их обеих,

Коль благородна лицом будет она у меня.

 

Золотая середина

 

Пусть не даёт мне судьба ни высшей доли, ни низшей,

А поведёт мою жизнь скромным срединным путём.

Знатных зависть гнетёт, людей ничтожных – обиды.

Счастливы те, кто живёт, этих не знаючи бед.

 

Римские поэты 2-6 веков

Флор О том, какова жизнь

 

Грушу с яблоней в саду я деревцами посадил,

На коре наметил имя той, которую любил.

Ни конца нет, ни покоя с той поры для страстных мук:

Сад всё гуще, страсть всё жгучей, ветви тянутся из букв.

 

 

 

Вопросы и задания

 

1. В чем состояла архитектурная особенность римского дома? Какими художественными средствами пользовались римляне для украшения жилищ? Приведите примеры.
2. (Творческое задание.) Составьте в любом жанре рассказ, где, вообразив себя жителем Древнего Рима, вы опишите свой дом.

 

Проектная деятельность. Найдите в вашем городе архитектурные сооружения, построенные в дорическом, ионическом, коринфском ордерах. Какие элементы декора помогают определить их cooтвeтствие тому или иному ордеру? Соберите информацию и объясните, каким образом присущее Античности cтpoгoe соблюдение пропорций сказывается при создании повседневной одежды, украшении интерьеров, планировке садов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.