Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и особенности воспитательного процесса

Читайте также:
  1. I. Возникновение страхования, его необходимость и сущность.
  2. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  3. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  4. I. Сущность и виды инфляции.
  5. I. Сущность и основные функции перестрахования.
  6. I. Сущность и специфика страхования ответственности.
  7. I. Сущность права природопользования.
  8. I. Этапы процесса принятия решения
  9. If используется для разветвления процесса обработки данных на два направления.
  10. II Составляющие СП, их особенности строения и взаимодействия.
  11. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  12. II. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

 

Воспитание является одним из важнейших элементов педагоги­ческого процесса. Общая социальная функция воспитания состоит в освоении опыта предшествующих поколений, знаний, умений, норм, образцов поведения и т.д. Конкретная же социальная функция воспитания в том или ином сообществе изменяется в ходе истории и определяется соответствующими условиями жизни общества, характером общественных отношений, культурой, ценностными ориентациями.

Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первое из них — обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным отношение личности к данной деятельности. Второе условие — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание — это целенаправленный процесс формиро­вания личности с помощью специально организованных воз­действий в соответствии с определенным социально-педагоги­ческим идеалом.

Воспитание как основной элемент педагогического про­цесса включает в себя четыре существенных признака:

1)целенаправленность воздействия;

2)социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса-воспитания социально-куль­турным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3)наличие определенной системы организуемых воспита­тельных воздействий и влияний;

4)освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности.

В чем же заключаются основные особенности воспита­тельного процесса? Какова его специфика, его качественное сво­еобразие?

Прежде всего, следует иметь в виду, что процесс воспита­ния — это многофакторный процесс. Он осуществляется не толь­ко в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Воспита­тельное воздействие педагогов дополняется разнообразной вос­питательной деятельностью различных организаций. Серьёзное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио и телевидение, кино и театр. Поток воспитательных воздействий на личность значительно расширяется. Процесс воспитания ста­новится более многоплановым, многофакторным. Его нельзя ог­раничивать лишь рамками уроков, рамками школы. Успех вос­питания зависит не от одного какого-либо источника влияний, а от многих факторов и влияний. Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяют использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затруд­няет воспитательный процесс. Подвергаясь множеству разнооб­разных влияний, воспитанники накапливают не только положи­тельный, но иногда и отрицательный опыт.



Вторая особенность процесса воспитания заключается в том, что это длительный процесс. Он начинается задолго до по­ступления детей в школу и продолжается после школы. Еще Гель­веций — один из крупнейших представителей французского ма­териализма XVIII в., характеризуя воспитание как длительный процесс, писал, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание. Человек воспитывается или перевоспиты­вается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершен­ствовать свой трудовой, моральный опыт, расширяет и углубляет свои знания, овладевает эстетическими ценностями. Конечно, школьные годы — это годы наиболее интенсивного развития лич­ности, формирования характера и поведения. Известно, что центральная нервная система школьника отличается высокой плас­тичностью и восприимчивостью. Благодаря этому создаются ус­ловия для успешного формирования и развития личности. Поэтому именно в молодые годы осуществляется специально организованный воспитательный процесс.

О длительности процесса воспитания свидетельствует и то обстоятельство, что результаты его можно обнаружить не сразу. Школьник в короткий срок может заучить правила арифметики, запомнить исторические факты, события, даты. Но его нельзя быстро научить быть коллективистом, хорошим товарищем, чутким и скромным человеком. Для этого требуется длительное время. Нельзя также при помощи каких-то быстродействую­щих методов организовать и сплотить ученический коллектив, создать в нем здоровое общественное мнение, без чего невоз­можно полноценное воспитание.

Эту особенность процесса воспитания следует всегда учи­тывать, иметь в виду при определении его результатов. Не во всех случаях можно рассчитывать на быстрый успех в воспита­нии, и особенно в перевоспитании личности.

Третья особенность процесса воспитания состоит в том, что он имеет ступенчатый характер. Его можно условно подразделить на ряд этапов. На первой ступени дети усваивают первоначальные представления о правилах поведения в семье, в школе. У них начи­нают пробуждаться элементарные чувства и вырабатываться про­стейшие навыки поведения. На второй ступени на основе первона­чальных представлений о нормах поведения у школьников фор­мируются этические понятия, вырабатываются умения правильно поступать в том или ином случае, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Вместе с тем происходит и дальнейшее разви­тие положительных чувств, и преодоление отрицательных. Тре­тья ступень характеризуется формированием убеждений, выра­боткой устойчивых привычек поведения и дальнейшим развити­ем и обогащением чувств. На этой ступени у школьников более отчетливо выявляются мотивы деятельности, определяемые идейными, нравственными принципами. Между этими ступенями нет резкой границы, они тесно связаны.

Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с воз­растными ступенями развития школьников. Одни из них разви­ваются быстрее, другие — медленнее. Этим можно объяснить, что уровень развития не всегда совпадает с возрастом, со ступе­нями обучения. Некоторые старшеклассники иногда находятся на более низкой ступени развития по сравнению со своими товарищами из средних классов. Объясняется это, прежде всего тем, что окружающая микросреда, практика жизни по-разному вли­яют на развитие.

Неодинаково бывает организован и процесс воспитания де­тей в школе, и особенно в семье. Недостатки в воспитании приво­дят нередко к тому, что приобретенные ранее положительные качества не закрепляются и иногда утрачиваются; не приобрета­ются и новые качества. В результате уровень развития учащих­ся одного и того же возраста бывает неодинаков. Каждый из них проходит свой особый жизненный путь. Знание этого пути и жиз­ненного опыта ученика, его представлений, навыков и привычек поведения показывает, на какую из задач воспитания следует, прежде всего, обратить внимание.

Следующая, четвертая особенность процесса воспитания - копцентризм в содержании воспитательной работы. Это оз­начает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Но это не простое повторение, а повторение с последующим расширени­ем и углублением в соответствии с возрастными особенностями и уровнем воспитанности. Разумеется, на различных этапах воспитания в центре внимания может оказаться то или иное ка­чество личности. Например, в младших классах обычно боль­шое внимание уделяется воспитанию элементарной дисциплинированности, без чего невозможно организовать учебно-воспитательную работу. В средних классах на первый план выдвигается воспитание чувства ответственности. А от старшеклассников тре­буется уже высокая сознательность, обусловленная идейными (политическими и нравственными) мотивами. Однако все эти ка­чества формируются и развиваются одновременно с другими, а не в порядке механической очередности. Для их воспитания нельзя установить заранее определенные календарные сроки, как это обычно делается в процессе овладения знаниями по различным учебным предметам. Невозможно организовать процесс воспита­ния так, чтобы в первой учебной четверти у учащихся воспиты­валось, к примеру, такое качество, как правдивость, во второй четверти — принципиальность, в третьей — коллективизм и т. д. Эти качества формируются и проявляются одновременно. Они составляют как бы отдельные черты, устойчивые особенности цельной личности. Воспитывая одно из качеств личности, воспи­татель, так или иначе, влияет на другие.

Пятая специфическая черта воспитания заключается в том, что это двусторонний и активный процесс. Воспитанник— это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важней­шая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потреб­ность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоя­тельность. Успешное решение этих задач требует от педагога - развитой эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами дру­гого человека, умение поставить себя на место своего воспитан­ника и взглянуть на проблему его глазами.

Шестой особенностью воспитания является то, что ре­зультаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно труд­но. Как и все большое, она видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии не географическом, а на временном. Поэтому педа­гог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чу­жие грехи. Вот почему педагог должен быть очень скромным человеком и не только, чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного рав­новесия при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения К себе. И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог дол­жен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изме­нившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потреб­ность сегодняшнего дня, но и перспективы технического про­гресса и общественного развития. Быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтраш­ние и требования, которые они предъявят к людям будущего — еще одно необходимое качество хорошего педагога.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сущность и особенности воспитательного процесса

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.157.81.13
Генерация страницы за: 0.007 сек.