Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Среднее образование в Крыму во второй половине ХІХ – начале ХХ века

Лекция 4.

Система среднего образования, что сложилась в России в этот исторический период, включала в себя разнообразные типы учебных заведения. Следует отметить, что учебные заведения в Российской империи строго придерживались половой сегрегации. На 1894 год она состояла из 445 единиц учебных заведений этого типа, как мужских, так и женских.

Мужские учебные заведения в России делились на:

– классические гимназии (177),

– реальные училища (104),

– православные духовные семинарии (55),

– военные учебные заведения с общеобразовательным курсом (34). Таким образом, всех мужских средних учебных заведений на то время было 370.

Типы женских учебных заведений были такими:

министерские гимназии (163),

– мариинские гимназии (163),

– институты благородных девиц(31) и

– православные епархиальные училища. Всех вместе средних женских учебных заведений в России было 275.

Кроме того, в Российской Империи существовали и 355 средних профессиональных учебных заведений (по данным на 1910 год). Это тип учебных заведений обеспечивал механические, химические и строительные специальности, сельскохозяйственные, морские, горные, художественно-промышленные и военно-технические. С 1917 года возник новый тип профессиональных учебных заведений – техникум.

Новым типом среднего учебного заведения стали коммерческие училища, которые возникли в соответствии с «Положением 1896 года» Они сначала подчинялись Министерству финансов, а потом Министерству торговли и промышленности.

Самостоятельным типом средних учебных заведений были прогимназии и духовные училища. Они имели вспомогательный характер и их можно рассматривать или как составляющую часть всей структуры среднего образования или как важную ступень для его получения. Во всяком случае, эти типы можно рассматривать в комплексе с чисто средними учебными заведениями.

Средние учебные заведения Крыма того исторического периода можно рассматривать не только как очаги культуры, но очаги, где воспитывались известные деятели науки, культуры и политики Крыма. Первыми попечителями Симферопольской мужской гимназии были известные учёные и общественные деятели Ф. Мюльгаюзен и Х. Х. Стевен. Среди директоров этого учебного заведения был известный русский педагог, государственный и общественный деятель, путешественник и автор «Очерков Крыма» Е.Л. Марков. Тут работали известный караимский и крымскотатарский просветитель И.И. Казас, известный историк и краевед Ф. Ф.Лашков, начинал педагогическую карьеру Д.И. Менделеев. Среди воспитанников гимназии были А.С. Лаппо-Данилевский, И. Курчатов, А. А.Спендиаров, И. К.Айвазовский, И. Гаспринский и др. известные люди Крыма и России.

 

2 сентября 1812 года в Симферополе была открыта первая в Крыму гимназия – Таврическая мужская казённая гимназия. Основанная как 4-х классная, в 1817 году, она стала учебным заведением с полным курсом гимназических наук. Позже в 60-х гг.) после школьной реформы произошло преобразование этого заведения в Симферопольскую мужскую казённую гимназию.

При создании учебных заведений (не только русских, но и татарских, караимских и других), местные власти смогли укомплектовать их таким высококвалифицированным преподавательским составом. Это обеспечило высокий уровень обучения. Многие учителя занимались серьёзно научными исследованиями, являясь членами учёных обществ (например, ТУАК), участвовали в конференциях и съездах, публиковали научные работы. Особенно обращает на себя внимание проведение учебных экскурсий, отличавшихся такой глубиной, разносторонностью и научностью, каких в дальнейшем эта форма никогда не достигала. Материалы журнальной статистики свидетельствуют о том, что Таврическая губерния стояла на одном из первых мест в России по количеству исторических журналов, выписываемых населением.

За счёт действия различных факторов Крым стремительно наращивал свой интеллектуальный потенциал, благодаря чему в ХІХ – начале ХХ в. здесь собралась плеяда крупных учёных, в том числе Н. Аренд, А. Бертье-Делагард, В. Вернадский, И. Гаспринский, А. Готалов-Готлиб, И. Казас, В. Кондараки, Ф. Лашков, Е. Марков, А. Маркевич, Д. Менделеев, П. Кеппен, А Стевен, Х. Стевен и многие другие.

По сведениям Ф. Паначина, педагог и директор Ялтинской гимназии А. Готалов-Готлиб был удостоен в 1905 году медали Всемирной выставки в Льеже.

Для получения среднего образования были утверждены два типа гимназий: классические, с углублённым изучением иностранных языков и гуманитарных дисциплин; реальные, с акцентом на преподавание математических и естественнонаучных предметов. Открывались новые средние учебные заведения. Так, наряду с существовавшей с 1812 года Симферопольской казённой мужской гимназией, были открыты: Керченская Александровская классическая гимназия в 1863 году; повышены в статусе Феодосийская классическая гимназия (в 1883 г.), Ялтинская Александровская классическая гимназия (в 1894 г.) и Евпаторийская классическая гимназия (в 1903 г.).

Симферопольская мужская казённая гимназия – это старейшее и наиболее известное учебное заведение Таврической губернии. Из учителей гимназии вышли известные крымские краеведы – Ф. Лашков, А. Маркевич, Г. Тимошевский, первые крымские археологи А. Кашпар и Х. Ящуржинский. Дети поступали в гимназию в возрасте 8-11 лет. В 1874 году гимназия стала восьмиклассной. Особо поощрялось стремление учащихся к научной деятельности. Много делалось в гимназии и для эстетического воспитания учащихся: устраивались литературно- музыкальные вечера, дети участвовали в хоре, играли в струнном оркестре. Кроме государственных, в Симферополе были созданы 2 частные классические гимназии. Мужская гимназия М. Волощенко была открыта в 1904 г., а гимназия Е. Свищева была повышена до прогимназии в 1907 году.

Как отмечает Л. Маршал, в Крыму существовало единственное учебное заведение системы среднего образования, которое обеспечивало удовлетворение духовно-образовательных потребностей православных верующих, а главное – кадры духовенства. Имеется ввиду Таврическая духовная семинария, которая была основана по решению учебного комитета Св. Синода РПЦ в 1873 году. Другие этноконфессиальные группы населения губернии имели учебные заведения похожего типа. Они имели статус прогимназий. Например, Александровское караимское духовное училище, которое готовило караимских гаханов и вероучителей. Оно было основано в 1894 году и подчинялось МНО, Попечителю Одесского учебного округа и контролировалось Таврическим и Одесским караимским гахамом. Другим таким учебным заведением была Симферопольская татарская учительская школа, которую основали в 1872 году. В стенах этого учебного заведения готовили учителей для русско-татарских министерских училищ.

На основе данных исследования Т. Шушары, в пореформенные годы начала совершенствоваться система среднего женского образования. Открываются женские учебные заведения повышенного типа, в частности гимназии. Согласно Уставу учебных заведений, в 1871 году в Симферополе была открыта первая в Крыму министерская женская гимназия.

В 1876 году начала свою работу Севастопольская женская гимназия. В 1866 году была открыта Феодосийская женская гимназия. Первая женская гимназия в Керчи была открыта в 1873 году, в Евпатории первая женская гимназия в 1882 году. В 1889 году из прогимназии была образована Ялтинская женская гимназия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ ритмичности и равномерности производства. Способ сравнения выполнения плана в стоимостном и натуральном выражении | К обязательным предметам относились: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естественная история, физика, чистописание, рукоделие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.