Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и речь




Лекция 6.

Учение И.П.Павлова о сигнальных системах.

Выделяют первую и вторую сигнальную систему - термин введен Павловым И.П.для обозначения двух качественно различных уровней эволюционного развития ВНД.

Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторых и условно-рефлекторных процессов Павлов назвал первое сигнальной системой (1с.с.)

Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей Павлов отнес к специально человеческой 2с.с..Слово является орудием отвлечения и обобщения и след. 2с.с.обеспечивает более высокий уровень отражения, чем 1с.с. 1с.с. и 2с.с. всегда взаимодействуют.

На основе относительного преобладания у человека 1 или2с.с. определяются выделенные Павловым специфические человеческие типы ВНД - художественный (преобладание 1с.с), мыслительный (преобладание 2с.с.) и средний (относительно одинаковая роль 1 и 2с.с.)

2с.с. связана с функциями специфически человеческих речевых зон в коре больших полушарий. Это две передние речевые зоны в лобных отделах коры и задняя речевая зона, включающая верхнезаднюю часть височной и прилегающей к ней области теменной коры. Речевые зоны локализованы в левом полушарии. (Психологический словарь) См. лекции по физиологии.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте проблемы соотношения мышления и речи.

Генетические корни мышления и речи. (Выготский Л.С. т.2)

Отношения между мышлением и речью изменяются в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Развитие мышления и речи идет непараллельно и неравномерно. Мышление и речь генетически имеют совершенно разные корни. Этот факт можно считать установленным целым рядом исследователей в области психологии животных.

Речь не только выразительно-эмоциональная реакция, но и средство психологического контакта с себе подобными....Функции речи принадлежат к числу биологически древнейших форм поведения и находятся в генетическом родстве с оптическими и слуховыми сигналами, подаваемыми вожаками в животных сообществах

В онтогенезе отношения обеих линий развития - мышления и речи - гораздо более сжато, чем в филогенезе. Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию. Доинтеллктуальные корни речи в развитии ребенка были установлены очень давно. Крик, лепет и даже первые слова ребенка совершенно явные стадии в развитии речи, но стадии доинтеллектуальные. Они не имеют ничего общего с развитием мышления. Здесь мы находим богатое развитие социальной функции речи.

Т.о., у ребенка первого года жизни уже ясно выражены две функции речи: эмоциональная, социальная.

Но в известный момент, приходящийся на ранний возраст (около 2-х лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок открывает, что "каждая вещь имеет свое имя".

Этот переломный момент, начиная с которого речь становится, а мышление - речевым, характеризуется двумя объективными признаками:

1. ребенок начинает активно расширять свой словарь;

2. скачкообразное увеличение запаса слов.

Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. До наступления этого периода ребенок усваивал отдельные слова, которые являлись для него условными сигналами или заместителями отдельных предметов, людей, действий, состояний желаний. Но на этой стадии он знает столько слов, сколько ему дано окружающими его людьми.

Открыв символическую функцию речи видя новый предмет, спрашивает, как это называется. Ребенок сам нуждается в слове и активно стремится овладеть знаком, принадлежащим предмету, знаком, который служит для названия и сообщения. Для того чтобы "открыть" речь надо мыслить.

Психологи выделяют 3 этапа развития речи у ребенка:

ü внешняя речь,

ü эгоцентрическая речь,

ü внутренняя речь

*Понятие внешней, внутренней и эгоцентрической речи. (Виды речи.)(Петухов В.В.)

Внешняя речь - основное средство коммуникации в совместной деятельности, которая позволяет использовать язык для

· указания внешних предметов (индикативная функция речи),

· их обозначения (сигнификативная функция),

· называние (номинативная функция),

· познания их существенных сторон и отношений (гностическая функция).

Внешняя речь проявляется в разных формах: устной, письменной, монологической, диалогической.

Внутренняя речь это "речь для себя". По своей структуре она является свернутой сокращенной. Внутренняя речь это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Ранней формой внутренней речи является эгоцентричная речь. Смысловая сторона внутренней речи полностью доминирует над внешней формой речевого высказывания.

Внутренняя речь - беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушаниии речи других людей, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством В.р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает В.р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле В.р. - начальный момент порождения речевого высказывания, его "внутреннее программирование" до реализации в устной или письменной речи.

Эгоцентрическая речь - одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Ж.Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что др. его понимают (так же как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.

В 3 года % Э.Р достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э.р. постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э.р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э.р. снижается.

Эгоцентрическая речь это речь внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятна для окружающих. Почему речь становится внутренней? Речь становится внутренней в силу того, что изменяется ее функция.

Речь в своем развитии проходит через 4 стадии.

ü Первая стадия - так называемая примитивная, натуральная стадия, этой стадии развития соответствует доинтеллектуальная речь и доречевое мышление.

ü Затем следует стадия наивной психологии. В области развития речи эта стадия чрезвычайно ясно намечена во всем речевом развитии ребенка и выражается в том, что овладение грамматическими структурами и формами идет у ребенка впереди овладения логическими структурами и операциями, соответствующими данным формам. Ребенок овладевает придаточными предложениями, такими формами речи, как "потому что", "так как", "если бы" и т.д., задолго до того, как он овладевает причинными, временными, условными отношениями, противопоставлениями и т.д.

ü Вслед за этим, с постепенным нарастанием наивного психического опыта, следует стадия внешнего знака, внешней операции, при помощи которых ребенок решает какую-нибудь внутреннюю психическую задачу. В развитии речи ей соответствует эгоцентрическая речь.

ü За этой третьей наступает четвертая стадия, которую мы образно называем стадией "вращивания", она характеризуется тем, что внешняя операция уходит внутрь, становится внутренней операцией и в связи с этим претерпевает глубокие изменения. Это внутренняя или беззвучная речь. Между внутренними и внешними операциями постоянно существует взаимодействие

Как функционирует внутренняя речь у взрослого человека? Связано ли мышление и речь в поведении взрослого? Можно ли отождествлять оба эти процессов?

Отношения мышления и речи можно схематически обозначить двумя пересекающимися окружностями, которые показывают, что известная часть процесса речи и мышление, совпадает. Это так называемая сфера речевого мышления. Есть большая область мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта.

 

речь мышление

 

 
 

 


речевое мышление




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.