Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По форме исполнения




По сферам

По срокам реализации (горизонту планирования)

По предметам планирования

По содержанию

§ стратегические, определяющие новые направления развития организации, новых продуктов (работ, услуг)

§ тактические, устанавливающие предпосылки для существующих направлений развития организации и производимых ею продуктов (работ, услуг)

§ оперативные, устанавливающие конкретные задания для подразделений организации и исполнителей.

§ целевые

§ планирование средств

§ планирование действий.

§ Долгосрочные

§ Среднесрочные

§ Краткосрочные

§ Сбыт

§ Производство

§ Заготовка

§ Инвестиции

§ Финансы

§ Персонал

§ Текстовые

§ Графические

§ Математические

Кроме выше перечисленных видов плана существуют также структурно-организационные –планирование место размещение предприятия, планирование производства, планирование сфер деятельность отделов, участков, или финансовые планы – издержки, подготовки производства, план расходов и доходов, кассовый план, балансовый план.

И. Ансофф Новая корпоративная стратегия 1999

Классификация плановых управленческих решений

§ Стратегические связаны главным образом с внешними проблемами (изменения внешней среды)

§ Управленческие или административные, направлены на структуризацию ресурсов компании

§ Оперативные увеличение эффективности использования имеющихся ресурсов и максимизации прибыли от текущих операций

  Стратегические Тактические (управленческие, административные) Оперативные
Проблема Выбор товаров и рынков, оптимизирующих возврат инвестиций компании Структуризация ресурсов компании для их эффективного использования Оптимизация степени возврата инвестиций
Суть проблемы Распределение ресурсов по альтернативным товарам и рынкам Организация приобретения и развития ресурсов Распределение ресурсов по принципиальным функциональным областям. Составление планов потребления ресурсов. Руководство и контроль.
Ключевые решения Цели и задачи. Стратегия диверсификации. Стратегия расширения. Административная стратегия. Финансовая стратегия. Метод роста. Время роста. Организация: структурирование информации, полномочий и ответственности. Структура потребления ресурсов: рабочие потоки, система распределения, расположение помещений и оборудования. Приобретение и развитие ресурсов: финансирование, помещения и оборудование, персонал и сырье. Оперативные цели и задачи. Уровни цен и выпуска продукции. Оперативные уровни: графики производства, уровни запасов, складирование. Маркетинговые мероприятия и стратегия. Исследования и разработки. Контроль.
Основные характеристики Централизованные решения, незнание части информации, решения не повторяются, решения не ведут к появлению подобных же проблем. Конфликт между стратегией и текущими операциями, между личными и организационными целями. Сильная взаимозависимость экономических и социальных факторов. Решения принимаются по мере возникновения стратегических и/или оперативных проблем. Децентрализованность решений. Риск и неопределенность. Повторяющиеся решения. Большой объем принимаемых решений. Сложность ведет к внутренней оптимизации. Самопорождающиеся решения.

 

Баланс внимания менеджеров к стратегическим и оперативным решениям в конечном счете определяется внешней средой, в которой действует компания.

В условиях, когда спрос на продукцию компании растет, технология остается стабильной, требования и предпочтения покупателей меняются медленно, компания продолжает эффективную работу и менеджмент фокусирует внимание на оперативных решениях (ценообразование, операционный маркетинг, производственное планирование).

При изменчивости внешней среды основной акцент переносится на стратегические решения, связанные с изменениями в поведении компании во внешней среде. Неумение увидеть изменения внешних условий, в которых действует компания, приводят к тому, что менеджмент стремится искать источники проблем внутри компании – сокращение издержек, смена руководства или внутренние реорганизации. Эффект улитки – ориентация лишь на внутреннюю среду.

 

Пример.

Ситуация на рынке компьютеров в 1986 г. Компании-производители испытывали трудности, связанные с уменьшением объемов продаж, потерей доли рынка, и принимали ответные меры – сокращали численность работников, закрывали предприятия, снижали цены, пытались уменьшить накладные расходы.

Так как обнаружить наличие стратегических проблем весьма сложно, необходимо уделять им особое внимание.

 

Стратегическое планирование: содержание и этапы развития

 

"Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений"

Конфуций

"Стратегия необходима, поскольку будущее - в основном непредсказуемо"

Р.Уотерман

Эволюция управленческих проблем и этапы развития стратегического планирования и управления.

Традиционно отсчет в истории развития мирового бизнеса ведется с 1820-1830 гг. Этот период характеризуется бурным ростом числа технологических инноваций – паровой двигатель, машины для очистки хлопка, бессемеровский процесс выплавки чугуна, вулканизация резины и др. – создали базу для быстрого подъема промышленности. Это, в свою очередь, стимулировало развитие организационных инноваций – появлению организационных форм коммерческих компаний.

Период 1820 –1900 гг получил название промышленной революции и отличался большой стратегической нестабильностью. Предприниматели основное внимание уделяли созданию современных производств, разделом рынков.

Период 1900-1920 ггэра массового производства. Задача менеджмента – развитие и объединение производственных структур, созданных в ходе промышленной революции, отладка механизма массового производства, с целью сокращения затрат на изготовление единицы продукции. Концепция маркетинга чрезвычайно проста – в конкуренции побеждает тот, кто предлагает стандартный продукт по наименьшей цене.

 

Классический пример.

Генри Форд Старший на предложение своих сбытовых агентов дифференцировать производство ответил “Можете менять ее (Форд модели Т) цвет, как хотите, только чтобы она оставалась черной”.

 

Государство не вмешивалось в экономику, кроме существенных нарушений компаниями социальных норм. В этом случае ограничивалась свобода действий – антитрестовское и антимонопольное законодательство. Президент General Motors – “Все, что хорошо для GM, то хорошо для всей страны”.

 

Но в 30-х годах в General Electric произошла смена приоритетов. Внимание руководства переместилось из сферы производства в сферу сбыта. Символ рыночного переходы – выпуск “модели года”.

Эпоха массового сбыта и сбытовой подход (1930-1950). Постепенное насыщение рынков, активизация деятельности по сбыту и послепродажному обслуживанию. Создание внутрифирменных научно-исследовательских подразделений с целью дифференциации продукции. Подход основан на стремлении обеспечить максимум продаж с помощью рекламы и других методов воздействия на потребителей (давление на покупателя).

Переход к рыночной ориентации означал движение от рассмотрения закрытой внутренней перспективы к аналитической работе по изучению открытой внешней среды. Он означал делегирование полномочий вниз по иерархии. Этот подход встретил сопротивление внутри компании, поскольку потребовал овладения новыми навыками, был связан с определенными затратами времени и дополнительными психологическими усилиями, признание неопределенности будущего.

Переход был неодинаков в разных отраслях. В обрабатывающей промышленности и других отраслях, где производители чувствовали себя защищенными от внешних перемен, этот переход происходил медленно. В этих отраслях переход происходил вплоть до 40-50х годов. В отраслях, производящих товары широкого потребления этот переход произошел достаточно быстро. Но при этом основной упор делался на развитие существующих рынков и товаров (улучшение дизайна, упаковки товаров, и т.п.). В наукоемких отраслях для создания новых продуктов стали создаваться внутрикорпоративные отделы исследований и разработок (Du Pont, Bell Telephone, General Electric).

 

Рыночный подход (1950-1960). Послевоенные период связан с подходом, основанным на выделении ходовых товаров и обеспечении максимума их продаж. Рыночная среда характеризуется насыщением рынков (“рынок покупателя” с большим разнообразием товаров).

 

Постиндустриальная эпоха и маркетинговый подход (с 1960). Изменения в структуре промышленности, появление новых отраслей и технологий как результат воздействия НТП - это быстро меняющаяся внешняя среда. Особый, ориентированный на потребителя подход, пронизывающий все виды и аспекты деятельности фирмы и охватывающий все виды и всех работников фирмы. Маркетинговый подход порождает особый вид деятельности - маркетинг.

 

Концепции менеджмента в области планирования:

General Management - охватывает период 50-60 гг. Основное внимание качество управления, роль высшего руководства, внутренние коммуникации (персональные связи), значимость внутренних ценностей. Основная идея - успех фирмы зависит, прежде всего, от высшего руководства, его квалификации и мотивации.

Стратегическое планирование (Strategic Planning) - конец 60-х - 70-е годы. Основное внимание - анализ и систематизация. Инструментарии - кривая опыта, портфельная концепция, PIMS-анализ. Теоретическая база для работы М.Портера по анализу конкуренции в рамках стратегического управления.

Стратегическое планирование - итеративный плановый процесс, включающий определение целей предприятия как предприятия в целом, так и его отдельных объектов в составе предприятия, выбор направлений и форм деятельности, соответствующих целям предприятия, политику получения и использования ресурсов необходимого качества в необходимом количестве.

Стратегическое управление (Strategic Management) - начало 80-х годов. Интеграция отдельных диверсифицированных частей предприятия (СХЕ), усиление внимания к вопросам реализации стратегии (Strategy Implementation), ценность и культура предприятия, роль управленческих кадров в стратегическом управлении.

Стратегическое управление – это:

· процесс управленческой деятельности по разработке и реализации стратегического плана развития предприятия

· правила долговременного распределения ресурсов, дающие представление о будущем положении компании

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.