Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы финансирования дефицита бюджетов

Классификация дефицита.

Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджетов

Классификация дефицита.

Экономическая сущность дефицита

План

ТЕМА № 7

«Дефицит и профицит бюджетов и методы их регулирования»

1. Экономическая сущность дефицита

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от об­щего объема расходов1.

В мировой практике дефицит бюджета явление довольно частое. Не является исключением и Россия. Если проанализировать состояние федерального бюджета за период с 1992 года, то видно, что только с 2000 года в России имеет место профицит бюджета. Величина дефицита за рассматриваемый период колебалась от 1,1% ВВП в 1999 году, до 10% ВВП в 1994 году и 5,8% в 1993 году и 5,3% в 1998 году.

 

Таблица 1.

Основные показатели исполнения федерального бюджета, в % ВВП

Показатель Доходы Расходы Дефицит (-)/ Профицит (+)
  15,8 18,9 -3,2
  14,9 20,6 -5,8
  13,4 23,4 -10,0
  15,1 17,9 -2,8
  14,9 18,6 -3,7
  13,9 17,6 -3,8
  11,9 17,2 -5,3
  12,9 14,0 -1,1
  16,0 14,5 1,5
  17,6 14,7 2,9
  19,7 19,1 0,6
  18,5 17,9 0,6
  17,9 17,4 0,5
  17,8 16,3 1,5

 

Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равнове­сие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Фи­нансовая наука до 1930-х гг. считала основным принципом бюджета его бездефицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф, Нитти отмечал, что из-за роста го­сударственных расходов (в основном непроизводственных, военных) уве­личиваются дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому он счи­тал, что какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом»2.

Сведение доходов с расходами при ежегодном принятии и исполне­нии бюджета считалось и в России в конце 19 го, начале 20 веков символом благополучия государства и нации, первоочередной целью финансовой политики центральных и местных органов власти. Например, министр финансов царской России СЮ. Витте писал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении государственной росписи»3. Это означало, что суммы доходов и расходов должны взаимно определять­ся друг другом, т.е. объем государственных расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и, наоборот, объем налоговых и прочих поступлений должен быть обусловлен размером дефицитных средств, необходимых государству для выполнения своих функций. Колебания в ту или другую сторону, в особенности в сто­рону превышения расходов над доходами, рассматривались как нега­тивные и крайне опасные явления.

Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между дохода­ми и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всем мире

По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономи­ки существуют противоречивые мнения. Существует два мнения. Сторонники концепции сис­тематического (хронического) дефицита находят в нем следующие положительные моменты:

—бюджетный дефицит для состояния национальной экономики не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют росту благосостоя­ния страны. Исключение составляет только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку этот факт означает утечку средств за границу;

—дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что способ­ствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это, в свою очередь, приво­дит к росту налоговых поступлений в бюджет1.

Другая сторона (или неоклассического на­правления) высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

—сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

—для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового
бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при­влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка, когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денеж­ных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.

Более высокие процентные ставки по государственным ценным бу­магам, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночные преобразования в Российской Федерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызван­ного растущими правительственными расходами (а не низкой собирае­мостью налогов и чрезвычайными обстоятельствами), означает расши­рение государственного сектора экономики за счет вытеснения частно­го, увеличение вмешательства правительства в процесс воспроизводства.

Для большинства промышленно развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом.

Основной причиной отсутствия теоретических и практических раз­работок по проблеме бюджетного дефицита в бывшем СССР служило не отсутствие на самом деле дефицита бюджета, а идеологическая по­зиция руководства страны по отношению к данному состоянию госу­дарственных финансов. В последующем это привело к еще большему углублению бюджетного кризиса в России в прошлом десятилетии, существенному росту государственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.

Российская Федерация вместе с социально-экономическими, нацио­нально-политическими, территориальными проблемами унаследовала от СССР огромные размеры дефицита государственного бюджета, внешнего и внутреннего долга.

До 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ систематически использовало денежно-кредитную эмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным ис­точником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с 1995 г. Правительство РФ отказалось от кредитов Центробанка РФ и пере­шло на неинфляционные методы покрытия дефицита бюджета. Од­нако в связи с финансовым кризисом Правительство РФ вынужде­но было использовать первые два источника пополнения казны. Де­фицит консолидированного бюджета на 1999 г. было предусмотрено покрывать за счет внутренних источников в размере 84,3 млрд руб. (51,7%), внешних — 45,9 млрд руб. (28,2%) и кредитов Центробанка РФ - 32,7 млрд руб. (20,1%).

Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения де­фицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного финан­сирования вызывает инвестиционный, инновационный и предприни­мательский рост. Выпуск инвестиционных товаров, в отличие от теку­щих потребительских, приводит к наращиванию производственного потенциала страны, а следовательно, и к расширению доходной базы бюджетов разных уровней. Если же рост бюджетных расходов происходит в связи с необходимостью поддержания текущих потребностей населения, то с увеличением государственного долга его бремя перекла­дывается на будущее поколение.

Последнее обстоятельство связано с тем, что дефицитное финанси­рование предполагает повышение налогообложения. Так как конечны­ми плательщиками всех налогов являются граждане и большая часть полученного ими дохода идет на потребление (около 3/4), то введение высоких налогов означает изъятие у них дополнительных доходов, что приводит к снижению потребительского спроса и уровня жизни. В свою очередь снижение спроса автоматически, по законам рынка, негативно отразится на предложении товаров и услуг, сократится их объем и в конечном итоге из-за сужения налогооблагаемой базы приведет к рос­ту дефицита бюджета.

Дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок, вытеснению частных инвесторов, а следовательно, снижению инвести­ций. При рассмотрении этих процессов обязательно следует учитывать эффект мультипликатора, или умножения. С учетом данного эффекта можно утверждать, что в условиях спада производства и высокой без­работицы увеличение государственных расходов и возникающий при этом дефицит бюджета будут стимулировать развитие экономики, рост инвестиций и потребительского сектора.

Убедительным примером действия эффекта мультипликатора слу­жит опыт США 1930-х гг. Во время Великой депрессии администраци­ей Рузвельта была принята на вооружение концепция дефицитного бюджетного финансирования, разработанная английским экономистом Дж. Кейнсом, в соответствии с которой были повышены государствен­ные расходы и снижено налоговое бремя, что привело к значительно­му дефициту бюджета. (Он покрывался в основном за счет эмиссии государственных ценных бумаг.) В результате повышения расходов бюджета миллионы людей получили работу по строительству мостов, дорог, реконструкции правительственных зданий, озеленению городов и т д. С получением работы и заработной платы у рабочих возник спрос на товары и услуги, Повышение спроса привело к оживлению предпри­нимательской деятельности, расширению инвестиций и производства продукции, что в свою очередь позволило увеличить число занятых в производстве, создать новые рабочие места. В конечном счете, эти дис­креционные меры привели к решению социальных (ликвидация безра­ботицы), экономических (выход из кризиса, рост производства), фи­нансовых (расширение доходной базы бюджета, дальнейшее снижение государственных расходов и дефицита бюджета) проблем.

Представляется также целесообразным использовать в России получивший международное признание опыт Германии и обеспечении инвестиционной ориентации бюджетной системы за счет соблюдения так называемого «золотого правила». Согласно этому правилу (кстати, оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете. Это говорит о том, что заемные средства должны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на инвестиционные цели (создание будущей доходной базы бюджетов), что, как уже отмечалось, снижает и негативные последствия государ­ственных заимствований для будущих поколений.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях ор­ганов власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков1.

В зависимости от причин возникновения дефицита бюджета выделяют чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефи­циты.

Причиной возникновения чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятель­ства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невоз­можно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды.

Кризисный и антикризисный дефициты бюдже­та обусловливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное саль­до региональных и местных бюджетов, возникающее в результате не­соответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, прини­маемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использова­ния различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воз­действия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

Путем нивелирования и управления ими можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитие общества или отдельных территорий.

В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% к ВВП, 5% — к национальному доходу, 8-10% — к расходной части бюджета1. Одна­ко в условиях кризиса в экономике асоциальной сфере правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюд­жета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработи­цы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюд­жета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то актив­ная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять финансово-экономический и социальный кризис. Поэтому в целях уп­равления дефицитом и использования его стимулирующего, активно­го потенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с уче­том анализа конкретного финансово-экономического положения реги­онов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уров­нем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов го­сударства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безра­ботицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом ре­альный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая иде­альная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработи­це, сокращения налоговых поступлений, в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила на­звание циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что рав­носильно экономическому росту;

По характеру возникновения можно выделить случайный (кассо­вый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разры­вов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефици­там подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника довода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного нало­га, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сбо­ров). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возни­кает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) произ­водства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно заклады­вается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе ис­полнения бюджета.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефици­ты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засу­ха, рост цен и т.п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.

С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной класси­фикации дополнительного блока, отражающего источники его финан­сирования, в России стали устанавливать предельные размеры дефи­цитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, т.е. ста­ли планировать дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер пла­нируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета1.

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить
стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за
относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности и отсутствии единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране

По продолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и яв­ляется наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его су­ществования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвы­чайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на деся­тилетия без сроков окупаемости.

В отличие от хронического временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления, так как в его основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономи­ке, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных
(Ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин. Задача органов вла­сти заключается в недопущении трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевре­менной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его не инфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.,

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюд­жетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это от­носится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко времен­ному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых нало­гов и выпуска государственных займов, а за счет других источников (например, реализации государственной собственности и государствен­ных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации эконо­мики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного де­фицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется не-переложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, кото­рые бы не обременяли жизнь будущих поколений.

По международной методологии выплата процентов по обслужива­нию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия также перешла к международной методологии составления бюджета (правда, не все ее элементы еще приняты).

На основе вышесказанного можно выделить первичный и вторич­ный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчиты­ваемый как разница между его доходами и расходами без учета процент­ных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом — вторич­ным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть пре­вышение расходов бюджета над его расходами. Здесь расходы (сверх доходов) из бюджета производятся впервые. Но если для их финанси­рования привлекаются заемные средства на платной (кредитной) осно­ве, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют вторичный характер, т.е. обусловлены первичным дефицитом.

Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, опти­мизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокраще­нию дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансо­вого положения в стране.

В настоящее время появилось название «Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета», который представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

 

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования дефицита бюджета:

· кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

· долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджетов.

Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов.

В России в соответствии с БК РФ источники финансирования дефици­та бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в Рос­сии в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета де­лятся на внутренние и внешние в зависимости от валюты в которой они привлечены.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

курсовая разница по средствам федерального бюджета;

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

 

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации;

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;

объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

Остатки средств бюджета субъекта Российской Федерации на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Российской Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

курсовая разница по средствам местного бюджета;

объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

Мировой опыт показывает, что удельный вес одного источника доходов бюджета не должен превышать 30% объема бюджетов Не­гативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую за­висимость от одного источника дохода, так как при его незначитель­ном недопоступлении или несвоевременном поступлении возника­ют осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня.

Итак, дефицит бюджета — это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом дру­гих факторов.

Поскольку дефицит — явление объективное, оно требует соответ­ствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения ка­питалов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивает­ся при присуждении стартового рейтинга международными рейтинго­выми агентствами, что, в свою очередь, позволяет существенно эконо­мить средства по обслуживанию государственного долга.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования.

 

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать вышеперечисленным ограничениям. Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

 

 

4.Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

 

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Эта норма вступает в силу с 1 января 2011 года.

До 1 января 2011 года объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:

в 2008 году - 6,1 процента прогнозируемого на 2008 год объема валового внутреннего продукта;

в 2009 году - 5,5 процента прогнозируемого на 2009 год объема валового внутреннего продукта;

в 2010 году - 4,5 процента прогнозируемого на 2010 год объема валового внутреннего продукта.

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

- доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению.

Фонд будущих поколений формируется за счет:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

- доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда будущих поколений - Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда будущих поколений порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

- долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств;

- долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг;

- депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По организации эксплуатации вооружения | Процесса обучения информатике и ИКТ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.