Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №5. Теория организации управления и ее место в системе научных знаний

 

5.1. Рациональная организация производства и труда.

5.2. Принципы управления трудом, сформулированные Ф. Тейлором.

5.3. Формализованное описание работы управляющих, предложенное А. Файолем.

5.4. Основные направления исследования по ТОУ в 50-е годы.

5.5. Сущность исследования по ТОУ в 80-90 годы.

 

5.1. Рациональная организация производства и труда.

 

В конце XIX - начале XX века появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формулирование основ науки менеджмента и теории организации управления. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт. ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

 

5.2. Принципы управления трудом, сформулированные Ф. Тейлором.

 

Основателем школы научного менеджмента был Ф.Тейлор, инженер-практик и менеджер. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций

Ф.Тейлор сформулировал 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

1) Научный подход к выполнению каждого элемента работы;

2) Научный подход к подбору и обучению рабочего;

3) Кооперация с рабочими;

4) Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Формализованное описание работы управляющих, предложенное А. Файолем.

Другой известный специалист в области менеджмента - А.Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив в характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

 

 

Им был сформулирован принцип менеджмента (20-е годы), которым предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функции менеджмента. А.Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.

Идеи научного управления в условиях общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А.А.Богданов, Н.А.Витке, А.К.Гостев, О.А.Ерманский, Е.Ф.Розмирович и многие другие ученые.

Ими были разработаны принципы управления, учитывающие такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов управления.

С учетом этих принципов разрабатывались подходы к формированию структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах, а также элементы системы методов.

 

5.4. Основные направления исследования по ТОУ в 50-е годы.

 

В 50-е годы нашего столетия исследования по ТОУ проводились параллельно по пяти направлениям:

1) классическому;

2) человеческих отношений;

3) поведенческих наук;

4) количественному подходу;

5) системному подходу.

Такая многосторонность разработок отвечала новым потребностям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технического прогресса начали активно формироваться рьночно - предпринимательские структуры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориентировались на удовлетворение спроса сравнительно небольших групп населения.

Им нужны были новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще более ожесточенной и разорительной -

Им потребовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компании pecypсы), а с другой - помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.

 

В известной мере этим потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к управлению (менеджменту) производством.

Количественные подходы углубили понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и позволили шире применять количественные методы (ЭММ линейного, динамического и стохастического программирования и др.), при решении в сложных ситуациях. Стали решаться сложные задачи управления запасами, распределение ресурсов, массового обслуживания и многое другое. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.

Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования.

Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы.

 

5.6. Сущность исследования по ТОУ в 80-90 годы.

 

Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями- Примерно с середины 80-x годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми современные организации связывают надежды на будущее.

 

Несколько слов о лидерах.

 

Нельзя сказать, что есть их «дефицит». Но в каждом коллективе надо их искать, обучать, выдвигать. Пора отбросить чиновничье предвзятое отношение к таланту, личности, организатору-руководителю и воспитателю. Умение повести за собой людей - великая ценность. Поэтому руководитель должен искать таланты в своем коллективе, доверять им, помогать обретать им подлинную самостоятельность и ответственность, вырабатывать индивидуальный стиль управления.

 

Ключевые слова.

 

Рациональная организация, массовое производство, корпорация, акционерное общество, нормы, стандарты, научный подход, кооперация, планирование, организация, координация, контроль, централизация, структура управления, школы управления: классическая, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному подходу; культура организации, инновационный менеджмент, лидерство.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Основные направления исследования по ТОУ в 50-е годы.

2. Суть исследования ТОУ по классическому подходу -

3. Суть исследования ТОУ по направлениям человеческих отношений.

4. Суть исследования ТОУ по поведенческим наукам.

5. Суть исследования ТОУ по количественному подходу.

6. Суть исследования ТОУ по системному подходу -

7. Суть исследования ТОУ по ситуационному подходу.

8. Суть исследования ТОУ по организационной культуре.

9. Суть исследования ТОУ в области инновационного менеджмента.

10.Суть исследования ТОУ в области управления по лидерству.


 

Лекция №6. Законы организации управления и их приложение.

 

6.1. Понятие закон, категория, диалектика.

6.2. Законы организации управления и их приложение.

 

6.1. Понятие закон, категория, диалектика.

 

Прежде чем раскрыть законы организации управления рассмотрим некоторые понятия, используемые в дальнейшем. Они следующие:

Закон - это связь и взаимозависимость каких либо явлений объективной действительности.

Известны общие законы развития природы, общества. Каждой общественно-политической формации соответствуют свои экономические законы. Есть и свои законы организации управления производством.

Материалистическая диалектика - это наука о наиболее общих законах всякого движения.

Человек постоянно мыслит. Его мышление подчинено познанию мира, окружающей действительности с тем, чтобы иметь правильные сведения организации явлениях и законах действительности. Созданное на основе диалектического материализма научное учение о мышлении и его формах исследует не формы мысли, взятые сами по себе, а формы и законы движения мышления, подчиненные познанию изменяющейся действительности.

Впервые слово диалектика применил Сократ (философ), как искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Таким образом можно сказать организации понятии диалектики следующее:

Диалектика - это искусство вести беседу, спор, а также учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Законы диалектики являются в то же время законами логики, мышления, познания.

Необходимо отметить, что кроме основных законов диалектики имеются неосновные, выражаемые категориями диалектики и их взаимоотношениями.

Категория - это основные понятия науки, обладающие весьма широкой степенью общности.

В каждой науке имеются понятия и категории. В астрономии, например, планета, звезда; в физике - электрон, протон; в экономике - себестоимость. прибыль и т.п.

Категории диалектики:

 

1) единичное, особенное и всеобщее;

2) причина и следствие;

3) необходимость и случайность;

4) возможность и действительность;

5) содержание и форма.

6) сущность и явление.

Только сознательное применение законов диалектики дает возможность правильно усвоить понятие «управление», а руководителю предприятия, подразделения безошибочно использовать экономические законы и законы управления, усвоить механизм их проявления, изменчивость и возможности перехода противоположностей друг в друга, сознательно вскрывать действительные закономерности и движущие силы их развития, научно предвидеть грядущее и отбрасывать все отжившее, мешающее прогрессу, движению вперед.

 

6.3. Законы организации управления и их приложение.

 

Известны следующие законы организации управления:

1) Закон единства системы управления заключает в себе правильное, рациональное сочетание интересов общества, отдельных трудовых коллективов и каждого работника при управлении.

Руководитель должен помнить, что разбивая целое на части (допустим прибыль по цехам, производствам, автоколоннам или бригадам), надо так разбить целое, чтобы соединив потом эти части, не потерять все основные признаки целого.

2) Закон социального соответствия управления производством _ формам собственности, который свойственен данному способу производства, формам и методам управления на определенном этапе его исторического развития.

3) Закон взаимозависимости субъекта и объекта управления, обусловленный тем, что при управлении организацией всегда есть управляющая и управляемая система, т.е. субъект и объект управления.

4) Закон прямой и обратной связи, требующий наличие обратной связи между субъектом и объектом управления, гибкости форм и методов руководства, учета социальной сферы.

5) Закон социального, планомерного и эффективного управления требует постоянной информированности о достижениях НТП и внедрения того, что способствует росту эффективности производства.

6) Закон измерения функций управления обусловлен тем, что если руководитель постоянно уделяет внимание лишь отдельным функциям управления, то другие функции затухают.

7 ) Закон концентрации функций управления определяет зависимость:

расширение функций или ступеней управления ведет к росту численности управленческого персонала.

 

8) Закон сохранения числа ступеней управления определяет зависимость: чем меньше ступеней управления, тем оперативнее и эффективнее управление.

9) Закон распространенности контроля определяет наличие зависимости между числом подчиненных и возможностями контроля.

Например, если у руководителя 8 исполнителей, то он 20% рабочего времени затрачивает на оперативное управление, а 80% — на выполнение своих функций. Если у руководителя 32 исполнителей, то наоборот, 80% времени затрачивает на текущие дела, а лишь 20% непосредственно управляет коллективом.

10 ) Закон единства действий законов управления, из которого следует, что все законы действуют вне нашего сознания одновременно, взаимодействуя, дополняя, влияя друг на друга.

11 ) Закон постоянного совершенствования управления обусловлен непрестанным развитием общества, науки и техники.

Таким образом, можно сделать вывод организации том, что все вышеприведенные законы используются в организации и управлении деятельностью предприятий, разработки организационной структуры управления и в других важных аспектах функционирования предприятий автотранспорта.

 

Ключевые слова

 

Закон, категория, диалектика; единичное, особое и всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Что такое закон?

2. Что такое категория?

3. Что такое диалектика?

4. Закон единства систем управления.

5. Закон социального соответствия управления производством формам собственности.

6. Закон взаимозависимости субъекта и объекта управления.

7. Закон прямой и обратной связи и ее применение.

8. Закон социального, планомерного и эффективного управления производством.

9. Закон изменения функции управления.

10.Закон концентрации функций управления.

11.Закон сохранения числа ступеней управления.

12.Закон единства действий законов управления.

13.Закон постоянного совершенствования управления.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №4. Организация и управление | Лекция №7. Закон развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.