Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологических отношений




Понятие и сущность экономико-правового регулирования

Тема 7. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды.

 

Экономико-правовое регулирование экологических отношений – государственное регулирование, осуществляемое посредством правовых норм, учитывающее объективные экономические законы в решении экологических проблем.

Сущность экономического регулирования заключается в том, что экономические средства и методы призваны побуждать субъектов надлежащим способом относиться к вопросам охраны природы.

Правовыми способами экономического регулирования являются дозволения и предписания, что предполагает свободу выбора и автономность принятия решений субъектами экологических правоотношений в допустимых пределах, в качестве которых выступают запреты.

Например, в пределах установленных лимитов и квот субъект свободен в выборе поведения, однако их несоблюдение рассматривается как правонарушение.

Устанавливая то или иное требование или предписание, закон должен определить экономический механизм его реализации, т.е. установить источники покрытия соответствующих экологических рисков. Без этого норма закона обречена на неисполнимость.

Например, требование о внедрении малоотходных технологий в отношении предприятий, построенных несколько десятилетий назад, может быть реализовано лишь путем предоставления налоговых льгот, финансовой помощи из бюджета.

Специфика экономического регулирования экологических отношений заключается не в установлении экологических правил и требований, а в стимулировании правомерного поведения субъектов экологических правоотношений путем воздействия на их экономические интересы.

ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает экономическое регулирование экологических отношений через систему методов.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

1. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.

В соответствии с ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» Правительство РФ обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатывают исходя из комплексного анализа состояния природных ресурсов, демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения РФ и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по РФ, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам в нескольких вариантах с учетом вероятного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

2. разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ.

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатывают федеральные программы в области экологического развития РФ и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ.

Правительство РФ ежегодно представляет Государственной Думе одновременно проект федерального бюджета и перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет федерального бюджета на предстоящий год.

Например, программы в области охраны окружающей среды: «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 годы»; «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 – 2014 г.)»; «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы»; «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»; «Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы».

3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.

Надлежащая реализация мероприятий по охране окружающей среды напрямую зависит от стабильного и своевременного финансирования. Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов, средств организаций, предприятий, учреждений, экологических фондов, взносов населений.

В условиях рыночной экономики основным источником финансирования мероприятий и программ по охране окружающей среды должны стать средства субъектов хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, в порядке установленном законодательством. Данные мероприятия хозяйствующие субъекты проводят за свой счет.

Конкретные виды мероприятий по охране окружающей среды, возлагается на природопользователей. Так, например, установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; не допускается загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Однако на сегодняшний день финансовые возможности природопользователей порой не позволяют самостоятельно справляться с решением текущих экологических проблем, не говоря о внедрении ресурсосберегающих и иных экологически безопасных технологий. Чаще всего природопользователи уклоняются от выделения своих средств на природоохранные нужды и от проведения природоохранных мероприятий ввиду разбалансировки экономико-правового механизма и ослабления экологического контроля.

4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов и другие виды воздействия в пределах (и сверх) установленных лимитов воздействия на окружающую среду.

За негативное воздействие на окружающую среду устанавливается плата, а за выбросы и сбросы вредных веществ, размещения отходов производства и потребления в части превышения лимитов носит штрафной характер и увеличивается по сравнению с платой за загрязнение в установленных нормативах.

Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются пользователями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

В настоящее время пока еще не принят ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

6. проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов.

7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Среди видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, по которым в обязательном порядке должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду при ее планировании, в частности, находятся предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др.

8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Возможные способы экономического стимулирования:

1. Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающий природоохранный эффект.

2. Освобождение от налогообложения экологических фондов.

3. Передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

4. Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.

5. Введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий.

6. Применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

В настоящее время недостаточно правового регулирования механизма экономического стимулирования, необходимого для реальной поддержки предприятий, внедряющих современные прогрессивные технологии или вкладывающих немалые средства в модернизацию производства, внедрение технологий по использованию вторичных ресурсов и переработке отходов.

9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

В ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

На сегодняшний день реальной поддержки экологического предпринимательства не осуществляется по целому ряду причин: закон не дает определения предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, и не уточняет, какими способами осуществляется государственная поддержка такой деятельности. Таким образом, механизм государственной поддержки отсутствует.

10. возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

На практике установить факт негативного изменения окружающей среды возможно только путем экспертной оценки, поскольку категории «негативное изменение окружающей среды», «деградация», «истощение» являются оценочными и требуют уточнения и конкретизации в каждом случае.

11. иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Перечень методов экономического регулирования не является исчерпывающим, следовательно, экономическое регулирование можно осуществлять посредством иных способов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.