КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки при наличии соответствующих потребностей и условий, вызванных процессами развития общественных отношений, утверждением более совершенных способов хозяйства, культурными достижениями. В связи с этим педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (см. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001. – С. 20). Как наука педагогика характеризуется определёнными признаками: она возникла из потребностей общества передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям, имеет свой предмет (воспитание человека), собственный категориальный аппарат (воспитание, образование, развитие, обучение и т.д.), свои методы исследования, систему достоверных объективных обобщённых знаний о сущности, закономерностях воспитания, обучения, развития личности. Однако следует заметить, что возникновение и развитие научно-педагогического знания происходило постепенно: • зарождение педагогических идей в русле философских учений; • формирование педагогических взглядов и концепций; • переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Рубежом становления педагогики как науки стала теоретическая и практическая деятельность чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он впервые попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, руководствуясь педагогическим опытом различных стран, своим собственным, педагогическими наработками предшественников (В. Ратке).
Условно, жизнь и деятельность Я.А. Коменского можно разделить на несколько периодов: 1 период – 1592-1620г. – начало жизненного пути, профессионального становления. Он родился в Моравском селении Нивницы, в семье мельника, принадлежавшей к общине «чешских братьев» По обычаю братства Яну было дано при крещении второе имя Амос. В 12 лет остался сиротой, после чего получил за счет общины среднее и высшее образование в Гернборской Академии, а затем в Гейдельбергском университете. В возрасте 22 лет стал выборным священником общины и возглавил ее братскую школу в городе Прерове. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тринадцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. 2 период – 1621 – 1656г. – годы эмиграции, активная педагогическая деятельность в Польше и Венгрии. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой (гимназией), а позже был избран епископом. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свои выдающиеся произведения, изданные сначала на чешском языке, а затем переведённые на латинский. Среди них: · «Материнская школа» - первая в мире педагогическая книга для родителей, специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста; · «Открытая дверь языков и всех наук» - учебная книга, которая впервые сочетала усвоение латинского языка с наглядным представлением окружающего мира; · «Мир чувственных вещей в картинках» - учебная иллюстрированная энциклопедия для детей; · «Великая дидактика» (1632г.) – книга по теории обучения и воспитания, в основу которой положен эмпирико – индуктивный метод познания и синкретический подход к пониманию механизма взаимосвязи развития человека и природы.
3 период – 1656 – 1670г. – последние годы жизни в Амстердаме, обобщение педагогических поисков. Коменский написал 7 томов огромного труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором обосновал гуманную и демократическую концепцию «всестороннего исправления всех и во всем». Данная работа была найдена только в 1930 – е годы в СССР, была издана - 1966г. Ведущие методологические идеи педагогического учения Коменского: • сенсуалистическое познание - основа педагогического процесса; • человек – это «микрокосм», часть и «совершенное творение природы», которое имеет всё необходимое для образования; • природосообразность как главное условие воспитания и обучения; • пансофия, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности; • пангармония, т.е. достижение всеобщей гармонии в развитии личности; • пампедия, т. е. всеобщее воспитание, универсальное образование всего человеческрго поколения; • демократизм и гуманизм в организации школьного образования, воспитании личности. Основные теоретические положения педагогического учения Коменского: 1. Образование и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. В работе «О развитии природных дарований» Коменский раскрывает природные предпосылки развития и воспитания человека. К ним он относит: - ум, т. е. способность отражать окружающий мир «живые весы и рычаг всех вещей»; - воля, «судья всех решений и повелений», субъективная основа нравственности; - способность действия (рука) и речь (язык) как способность «истолкования и выражения мысли». 2. Жизнь подрастающего поколения делится на четыре возрастных периода, по 6 лет, каждый из которых характеризуется: - детство – от рождения до 6 лет включительно - усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
- отрочество – от 6 до 12 лет - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; - юность – от12 до 18 лет - помимо указанных качеств - более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения»); - возмужалость – от 18 до 24 лет - развитием воли и способностью сохранять гармонию. 3. Каждому из этих возрастных периодов соответствует особая ступень образования (школа): - Материнская школа - дошкольное воспитание под руководством матери; - Школа родного языка – школа начальной грамоты в каждой общине, селении, местечке для обучения детей обоего пола; - Латинская школа, или гимназия – средняя школа для юношей в каждом городе; - Академия – высшая школа для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школой. 4. Человек делается человеком, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве; «из всякого ребенка можно сделать человека» Наряду с детьми способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых, но и этих детей следует воспитывать и обучать. «Золото и серебро – вещи ненадёжные и скоропроходящие, а дети – бессмертное наследие».. Цель воспитания – приготовление к вечности, к вечной жизни с Богом. Истинное воспитание заключается в том, чтобы человек был знающим все вещи, владыкою всех вещей и самого себя, чтобы он себя и всё возводил к Богу – источнику всех вещей. Этому соответствует научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Благодаря им прививаются такие качества как мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Физическое воспитание позволяет предохранить тело от болезни и смерти, приспособить ум к разумному управлению всем. Именно школа должна «сделать людей мудрыми умом и благоразумными в поступках, благочестивыми сердцем». В этом процессе большое значение имеют примеры, наставления, упражнения и дисциплина. «Школа без дисциплины – есть мельница без воды».
5. Сущность обучения – «универсальное искусство учить всех, всему…наверняка, с успехом, легко, основательно, скоро». В основе познания и обучения - чувственный опыт. Наглядность - «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимо для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». 6. Основными принципами обучения наряду с наглядностью являются систематичность, необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений; посильность обучения для учащихся, т. е. доступность их возрасту; прочность усвоения учащимися учебного материала; сознательность, т. е. «ничего не заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком». 7. Организация обучения – классно-урочная система, предполагающая: - неизменный состав учащихся одного возраста; -проведение занятий в точно определенное время по расписанию; - одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету; Занятия необходимо проводить ежедневно по 4-6 часов, после каждого часа перерыв. 8. «Учитель - это пример для ученика, его наставник и друг. Во многом отношение ученика к школе, учению целиком определяется учителем, это должны понимать и родители и, следовательно, поддерживать авторитет учителя в глазах учеников». Учитель – пастух, садовник, акушер, полководец, который стережёт и охраняет «своё стадо», ухаживает за детьми как за растениями в саду, архитектор и мастер – гуманист.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |