Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Образ: знак – аллегория - символ – архетип - миф. Ступени обобщенности образов

Типология образов

І. Виды образов по пластам художественного языка

1) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

2) Образ – троп (поэтическая семантика)

3) Образ – фигура (поэтический синтаксис)

4) Образ – звук (поэтическая фоника)

 

ІІ. Виды образов по форме – в порядке возрастания смысловой нагрузки:

    • Образ – деталь
  • Образ – вещь
  • Образ – пейзаж
  • Образ – интерьер
  • Образ – картина
  • Образ животного
  • Образ литературного произведения
  • Образ – символ
  • Образ – архетип
  • Образ – идея
  • Образ – переживание

 

ІІІ. Виды образов по содержанию - это только образы людей, располагаются по возрастанию обобщенности образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, индивидуальность:

1) Образ – персонаж, действующее лицо - эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

2) Литературный характер – совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека

3) Тип = типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

4) Герой – положительный типический характер (или, согласно другой литературоведческой школы, и отрицательный тоже).

 

ІV. Виды образов по роду литературы:

1) Эпические

2) Лирические

3) Драматические

 

V. Классификация образов по обобщенности

1) Знак

2) Образ (в узком смысле слова)

3) Аллегория

4) Символ

5) Архетип

6) Миф

 

Интерпретация образа (читателями, критиками, литературоведами) всегда будет отставать от его реального художественного содержания, художественного смысла, художественного значения.

 

Приведите примеры из литературы по одному виду каждого образов из всех этих классификаций (виды образов по языку, по форме, по содержанию, по обобщенности) – NB

 

V. Классификация образов по обобщенности

1) Знак - обозначение какого-либо предмета или явления, любого и конкретного, в языке это само слово, которое является знаком того, что оно называет

2) Образ (в узком смысле слова) - это знак чего-то общего и индивидуального одновременно

3) Аллегория – это образ в переносном смысле, имеющим конкретную интерпретацию

4) Символ – это обобщенный образ явлений и понятий, уходящий в бесконечную глубину смыслов, и символизирующий какие-то общечеловеческие ценности или явления

5) Архетип – это первообразы, основанные на коллективном бессознательном

6) Миф – это ЗАКОН, то, что всегда было, есть и будет

Вопрос 3. Образ автора и образ читателя.

Образ автора следует искать «в принципах и законах словесно-художественного построения» (по В.В. Виноградову), но образ автора, как и глубинный смысл произведения, больше воспринимается, угадывается, воспроизводится, чем читается в материально представленных словесных знаках. Например, разное прочтение художественного произведения – разными людьми, в разные эпохи.

Человеческая сущность автора, личность автора: как она проявляется в произведении, через какие структурные и содержательные показатели воспринимается читателем?

- «Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей» (Н.М. Карамзин).

- «Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто вопреки своей воле» (В. Гёте).

- «Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца, и замаскировать в нем свою натуру ни один не может» (В.В. Стасов).

- «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции» (В. Гёте).

- «Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше» (В. Гёте).

- «Творчество самого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается, вполне индивидуально, психикой художника» (В.В. Боровский).

Речь везде идет об авторской индивидуальности, ее проявлении в произведении. Пожалуй, это ближе всего подходит к понятию образа автора.

Образ автора – это «выражение личности художника в его творении» (по В.В. Виноградову). Часто это называется и по-другому: субъективизация, т.е. творческое сознание субъекта в его отношении к объективной действительности.

Субъектом речи может быть собственно автор, рассказчик, повествователь, издатель, различные персонажи. Однако все это объединяется, высвечивается отношением автора – мировоззренческим, нравственным, социальным, эстетическим.

Это воплощенное в речевой структуре текста личностное отношение к предмету изображения и есть образ автора, тот цемент, который соединяет все элементы текста в единое целое.

Л.Н. Толстой писал: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, не есть единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».!!!

В.В. Виноградов: «Образ автора... центр, фокус, в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приемы произведений словесного искусства». Образ автора – это не субъект речи, часто он даже не называется в структуре произведения.

Это «концентрированное воплощение сути произведения» (В.В. Виноградов) или «нравственное самобытное отношение автора к предмету изложения» (Л. Толстой) естественно в словесном произведении создается через словесные построения.

Л. Толстой писал: «Во всяком художественном произведении важнее, ценнее и всего убедительнее для читателя собственное отношение к жизни автора и все то в произведении, что написано на это отношение. Цельность художественного произведения заключается не в единстве замысла, не в обработке действующих лиц, а в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое пропитывает все произведение».

Образ автора – это личностное отношение к предмету изображения, воплощенное в речевой структуре текста (произведения), – это и есть образ автора.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос 5. Особенность литературной формы, ее изобразительность и выразительность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.