КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 28. Монтаж асбестоцементных и керамических трубопроводов6. 5. 4. 3. 2. Основные положения по прокладке трубопроводов ПЛАН ЛЕКЦИИ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Белецкий Б.Ф. Технология строительных и монтажных работ. Учебник для вузов.-М.: Высшая школа,1986. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Монтаж систем внешнего водоснабжения и канализацмм. Справочник монтажника/Под редакцией А.К.Перешивкмна - М.: Стройиздат,1978. 2. Белецкий Б.Ф. и др. Монтаж наружных трубопроводов. Справочник. - К.: Будивельник,1985. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Плакат "Шпунтовое ограждение траншей и котлованов" Плакат "Узлы и врезки в действующий трубопровод" Плакат "Основания под трубопроводы". При устройстве современных систем водоснабжения и водоотведения прокладывают напорные и безнапорные самотечные трубопроводы из различных видов труб. Виды прокладки трубопроводов - открытая, скрытая или закрытая. Открытым способом трубы прокладывают по существующим или специально возводимым конструкциям (стенам, опорам, эстакадам) или в проходных и полупроходных каналах. Доступ для осмотра таких труб возможен как в процессе прокладки, так и их эксплуатации. Скрытая прокладка труб производится в траншеях и непроходных каналах (в грунте или в строительных конструкциях зданий -стенах, подполье и т.п.). Доступ к трубам возможен только в период строительства, а при эксплуатации - только после разрытия грунта или вскрытия конструкций. Закрытым (бестраншейным) способом трубы укладывают без разработки грунта - прокалыванием, продавливанием, горизонтальным бурением, щитовой или штольневой проходкой. Технология строительства трубопроводов во многом зависит от их назначения и вида прокладки, от материала труб, их диаметра, толщины стенок, длины труб, наличия на них готовой изоляции и ее вида, а также от обеспеченности строительства монтажными элементами (трубными секциями, плетями) и других условий. Особенности монтажа трубопроводов состоят в том, что их трассе собирают или монтируют из отдельных элементов (труб) сравнительно небольшой длины, в связи с чем на строительстве пригодится устраивать большое количество стыков (от 60 до 500 на 1км трубопровода), что затрудняет производство работ, замедляет ж удорожает их. Несколько облегчает эту проблему предварительное укрупнение труб в отдельные изолированные звенья или секции двух-трех и большего числа труб. Применение их снижает кость работ в 2-4 раза. Монтаж трубопроводов из любых видов труб или их секций сопряжен с необходимостью соединения их в непрерывную нитку. Соединения труб бывают: сварные, клеевые, раструбные, фальцевые, фланцевые и муфтовые. Сваркой соединяют стальные, пластмассовые и стеклянные трубы, обеспечивая высокопрочные, плотные и жесткие стыки. Пластмассовые и стеклянные трубы соединяют также их склеиванием. Раструбные соединения применяют для чугунных, керамических, железобетонных и пластмассовых труб. На фланцах (надвижных или приварных) болтами соединяют трубы с прокладкой между фланцами резины, паронита и др. На муфтах соединяют металлические и неметаллические трубы. Общим недостатком устройства раструбных, фланцевых и муфтовых соединений является их высокая трудоемкость при больших затратах ручного труда. Процесс прокладки трубопроводов заключается в установке и сборке на трассе монтажных узлов - труб (или их секций, плетей), фасонных частей, компенсаторов и арматуры - в проектное положение. При этом, чем крупнее монтажный узел, тем меньше монтажных стыков и легче сборка трубопровода. Но размеры и масса монтажных узлов зависят от условий доставки их на трассу и возможностей беспрепятственной установки в проектное положение. Степень строительной готовности монтажных узлов трубопроводов должна быть как можно более высокой. Узлы эти комплектуют и испытывают на трубозаготовительных заводах или базах, где их также покрывают изоляцией или окрашивают. Индустриальная технология прокладки трубопроводов заключается в централизованной заготовке монтажных элементов и узлов, доставке их в готовом виде на трассу, предварительной подготовке оснований и опорных конструкций к укладке и поточной сборке трубопроводов. Перед укладкой трубопровода проверяют глубину и уклоны дна траншеи, крутизну откосов. Если траншея имеет крепления, то проверяют правильность их установки, уделяя особое внимание плотному прилеганию щитов к стенкам траншей. Необходимым условием для надежной эксплуатации трубопровода является укладка его на проектную отметку с обеспечением плотного его опирания на дно траншеи по всей длине, а также сохранность труб и их изоляции при укладке. Поэтому подготовке траншей к укладке труб следует уделять особое внимание. При прокладке трубопроводов в городских условиях траншею часто пересекают различные действующие подземные коммуникации (трубопроводы, кабели). Если они находятся ниже строящегося трубопровода, то это практически не осложняет его прокладку, а если выше, то необходимо принимать меры по заключению их в специальные короба с надежным креплением. Приямки в траншеях для заделки раструбных и муфтовых стыковых соединений, а также сварки неповоротных стыков стальных труб отрывают для труб диаметром до 300 мм непосредственно перед их укладкой, а для труб больших диаметров - за 1-2 дня до их укладки. Подземные трубопроводы укладывают на естественные или искусственные основания. На естественное укладывают бетонные, железобетонные, керамические, асбестоцементные, пластмассовые а также металлические трубы. При укладке железобетонных труб больших диаметров (1,5-3,5 м) соблюдают следующие требования: в песчаных грунтах ложе для труб должно охватывать не менее 1/4 поверхности трубы, а в глинистых и скальных трубы укладывают на песчаную подушку толщиной не менее 100 мм с тщательным уплотнением. Искусственные основания под трубопроводы устраивают в слабых сухих, а также в водоносных грунтах, которые не могут служить надежным естественным основанием. При прокладке трубопроводов основные рабочие операции по перемещению труб, их сборке, опусканию в траншею, центрированию и др. выполняют в основном при помощи кранов. Поскольку материал труб, их размеры и масса весьма различны, как и различны условия и схемы их прокладки, для монтажа трубопроводов применяют краны разной грузоподъемности и различных типов. В трубопроводном строительстве обычно применяют самоходные стреловые краны на гусеничном, автомобильном и пневмоколесном ходу. При монтаже стальных трубопроводов основными машинами являются краны-трубоукладчики с боковой стрелой и откидным контргрузом. Такие краны имеют высокие ходовые качества (большую силу тяги, хорошую проходимость, незначительное удельное давление на грунт), что позволяет вести строительство трубопроводов ими круглогодично и практически в любых климатических условиях, даже при пересеченной местности, бездорожьи и слабых грунтах. Выбор монтажных кранов имеет большое значение, поскольку эффективная и безопасная работа крана зависит от степени соответствия его рабочих параметров конкретным условиям прокладки трубопроводов. Необходимо, чтобы эксплуатационные и рабочие параметры выбираемых кранов строго соответствовали расчетным. Для предварительного выбора типа крана можно руководствоваться следующими соображениями: для монтажа трубопроводов из отдельных труб или их коротких секций целесообразно применять стреловые самоходные краны, а для монтажа их из длинных секций и плетей - краны-трубоукладчики. Краны выбирают обычно в два этапа. На 1-м определяют требуемые для данных условий и принятых схем монтажных работ минимально возможные рабочие параметры крана - вылет крюка, высоту подъема (глубину опускания в траншею) крюка и грузоподъемность. При этом, пользуясь справочниками, выбирают несколько типов (марок) кранов, соответствующих расчетным требованиям. На 2-м этапе определяют технико-экономические показатели для каждого из подобранных кранов и по ним выбирают наиболее экономичный, т.е. оптимальный тип крана (или их комплекта). I этап. Расчет рабочих параметров для выбора крана. Вначале определяют возможную схему его работы, т.е. положение его относительно траншеи, а затем минимальный вылет крюка, т.е. наименьшее расстояние от оси вращения поворотной платформы крана (для кранов-трубоукладчиков от крайней гусеницы) до оси трубопровода в траншее. Требуемый вылет крюка Lк монтажного крана в зависимости от принятой схемы монтажа трубопровода можно определить по следующим формулам и зависимостям. При прокладке трубопроводов из одиночных труб в трапециидальных траншеях по схеме, приведенной на рис.1,а где b - ширина траншеи по дну, м; 1,2mh - расстояние от основания откоса выемки до гусениц (колес или выносных опор) крана (свободная берма при этом должна быть не менее 1м) Бкр - ширина базы крана, м; m - заложение откосов; h - глубина траншеи, м. При монтаже трубопроводов из одиночных труб в прямоугольных траншеях с креплениями (рис.1,6) вылет крюка определяют так же. При монтаже трубопроводов из укрупненных секций (рис.1,в) (длиной до 18-24 м) вылет крюка определяют по формуле где dн - наружный диаметр укладываемых труб, а для раструбных труб - диаметр раструба, м. В глубокие траншеи, а также при слабых грунтах трубы укладывают при большом шлете крюка и если расстояние от оси вращения крана до центра тяжести трубной секции L2 будет меньше требуемого по расчету вылета крюка (L2< Lк), то схему монтажа оставляют прежнюю, а если L2> Lк то кран отодвигают в сторону от секции на расстояние не менее 1 м и подают вперед на величину L2- Lк, производя далее монтаж на расчетном вылете крюка (определенном по вышеприведенной формуле). Когда такое смещение невозможно по местным или другим условиям монтаж ведут и подбирают кран при вылете крюка, равном L2. где lтр.с. - длина трубной секции; 1,5 м - расстояние в свету между торцом секции и габаритом крана (по условиям безопасности); lгаб - расстояние между осью вращения платформы крана и передним краем его ходовой части. При монтаже труб с транспортных средств (рис.1,г) вылет крюка определяют по формуле, аналогичной приведенной первой и проверяют по условию Rп.м.
Этим одновременно определяют место установки транспортных средств по отношению к крану. Расстояние между осью вращения крана и центром тяжести доставленной трубы (секции) Lр.п. можно определить по формуле В этих формулах Lтр – расстояние между осями движения крана и транспортных средств, Rп.м. – радиус поворота хвостовой части платформы крана, Ба – ширина базы транспортных средств Укладку изолированных плетей стальных трубопроводов в полевых условиях обычно ведут кранами-трубоукладчиками. Исходя из условия предотвращения обрушения стенки траншеи расстояние от бровки до крана-трубоукладчика должно составлять не менее 2м. Необходимый вылет крюка крана-трубоукладчика, м, будет Если укладку изолированных плетей ведут стреловыми кранами, то их размещают по другую сторону от плети (считая от траншеи), а необходимый вылет определяют по формуле где lбр1, lбр2 - соответственно расстояние от бровки траншеи до трубной плети и от нее до крана. Обычно первое расстояние принимают равным не менее 1 м, а второе - в пределах 0,5 - 1 м. Определив требуемый вылет крюка применительно к выбранной схеме работы крана, определяют необходимую его грузоподъемность. Грузоподъемность крана подсчитывают исходя из максимального груза, который должен поднять кран при требуемом вылете крюка Он определяется массой монтируемых труб или их секций и плетей с учетом массы грузозахватных приспособлений, по этим данным, пользуясь справочниками, в которых приведены зависимости грузовых характеристик кранов от вылета крюка, подбирают соответствующие типы и марки кранов. При работе двух кранов расчет ведут на один из них. Выбрав краны, проверяют, исходя из длины стрелы и высоты подъема крюка возможности подъема, перемещения и опускания трубы в траншею определенной глубины. II этап. Определение технико-экономических показателей кранов. Окончательный выбор наиболее экономичного, Tie. оптимального крана или их комплекта для монтажа труб, а также сборных конструкций сооружений производят путем сравнения технико-экономических показателей, рассчитанных для каждого из рассматриваемых вариантов. Основными показателями при этом являются: продолжительность монтажа, трудоемкость монтажа и стоимость монтажных работ на единицу конструкции. Продолжительность монтажа трубопроводов или сборных конструкций Т (в сменах) при их последовательной установке одним краном определяют по формуле где Р - общий объем монтажных работ; К - коэффициент перевыполнения норм; Пэ - среднесменная эксплуатационная производительность крана на монтаже; сменная эксплуатационная производительность крана может быть подсчитана по формуле где Gн - номинальная грузоподъемность крана при Lк мин·Тi Тсм - длительность смены, ч nт.ц. - техническое количество циклов крана в 1 ч; Кв, Кг - коэффициенты использования крана по времени и грузоподъемности; ∑Тi - дополнительное время на различные вспомогательные операции. Оно равно где Тм.к. - продолжительность монтажа и опробования крана; Тп - время на передвижку крана, если оно не учтено при определении Пэ Тт – технологические перерывы в работе Трудоемкость монтажа Q на единицу трубопроводов или конструкций, чел.-ч/м3 (чел.-ч/м; чел.-ч/т) определяют по формуле где Qобщ - трудоемкость монтажа конструкций в чел.-ч. где Nм, Nр - численность рабочих в бригаде монтажников, выполняющих машинные (машинисты кранов) и ручные операции (монтажники, такелажники, сварщики и др) qм(д),qпут - трудоемкость соответственно монтажа и демонтажа кранов и устройства и разборки крановых путей или временных дорог (для самоходных стреловых кранов). Стоимость монтажных работ на единицу их объема Cед где Сед - общая стоимость монтажных работ на весь их объем Р где Сед - единовременные затраты, связанные с организацией работы кранов и не учитываемые в стоимости Машино-смены (на устройство и разборку крановых путей для башенных и козловых кранов, временных дорог и подъездных путей для гусеничных, пневмоколесных и автомобильных); Смаш-см - стоимость Машино-смены крана. Ее определяют так где Сед.п. - единовременные затраты на перебазировку кранов с объекта на объект Тобщ – длительность работы крана на объекте, исчисленная на полный объем работ, смен Сг - годовые амортизационные отчисления и затраты на содержание и ремонт крановых путей; Тг - нормативное число смен работы крана в году; Cэ -эксплуатационные расходы на одну смену на все виды ремонтов (кроме капитального), на покрытие износа и ремонт оснастки крана, на обтирочные и энергетические материалы, на заработную плату машинистов и других рабочих, обслуживающих машину; 1,08 и 1,5 - коэффициенты накладных расходов соответственно на прямые затраты и на заработную плату монтажников; Зм- сумма заработной платы монтажников, обслуживающих кран, за 1смену. Годовые амортизационные отчисления Сг определяют по формуле где Сб.р. - балансовая или расчетная стоимость кранов; Нам - норма ежегодных амортизационных отчислений. Сопоставление технико-экономических показателей по продолжительности, трудоемкости и стоимости монтажа позволяет обоснованно выбрать наиболее экономичный, т.е. оптимальный тип крана или их комплекта. Требуемое количество кранов в комплекте можно определить по формуле где ∑Р - объем монтажных работ, подлежащий выполнению краном данного типа, м3(м;т); А - принятая сменность работы крана. Если Nкр получается дробным, большим или меньшим единицы, его принимают целым, перераспределяя объемы работ так, чтобы была обеспечена полная загрузка каждого из выбираемых кранов и уточняют соответствие рабочих параметров крана (вылет крика, схемы движения и др.) изменившимся объемам работ. Выбор грузозахватных приспособлений для подъема, перемещения и укладки труб осуществляют исходя из того, чтобы они отвечали следующим основным требованиям: обеспечение необходимой грузоподъемности; прочность; надежное закрепление (строповка) трубы; недопустимость повреждения как самой трубы, так и ее изоляционного покрытия; простота конструкции и применения. При строительстве трубопроводов для подвески труб, секций, плетей и ниток к крюку крана используют стропы, захваты, скобы, траверсы, подвески и др. Выбирают их с учетом конструктивных особенностей и области рационального применения, массы и вида применяемых труб, схемы их монтажа и выбранного типа крана. В районах вечной мерзлоты чаще всего применяют наземную прокладку сетей, так как при подземной, из-за оттаивания и просадки грунтов, происходят частые повреждения трубопроводов. Наземная прокладка трубопроводов имеет ряд преимуществ: резко сокращаются объемы земляных работ, упрощается надзор за работой трубопроводов, сокращаются сроки устранения повреждений. Наземные водоводы укладывают по лежневым или городковым опорам, а в ряде случаев - по свайным опорам, защемленным на 1 м и более в вечномерзлый грунт (рис.2). Лежневые и городковые опоры устраивают из антисептированных брусьев или бревен, укладываемых на поверхность земли, или на призму из гравийно-гравелистого или крупнозернистого песчаного грунта. На лежневых и городковых опорах делают также совмещенную прокладку трубопроводов различного назначения. Низкие свайные фундаменты применяют на участках с грунтами, подверженными сильным сезонным пучениям, большим просадкам, способным нарушить устойчивость трубопроводов, а также на переходах через реки, ручьи и овраги. На участках местности с уклоном до 10° применяют надземную прокладку трубопроводов на скользяще-подвесных опорах. Внеплощадочные канализационные трубопроводы (самотечные и напорные), если позволяет рельеф местности и условия планировки, также прокладывают на лежневых, городковых или низких свайных опорах. Наиболее рациональным способом прокладки водоводов в пределах застройки населенных пунктов на вечной мерзлоте является совмещенная ия прокладка вместе с другими коммуникациями в общих проходных коллекторах, где трубопроводы одно- и двухъярусные и двухсекционные утепляют кольцевой теплоизоляцией. При наличии в районах вечной мерзлоты сейсмичности внешние трубопроводы прокладывают надземно "по зигзагу" с использованием подвесных, скользяще-подвесных и шаровых опор, а при прямолинейной прокладке - с использованием компенсаторов. В населенных пунктах и на площадках предприятий при наличии сейсмичности трубопроводы прокладывают совмещено в проходных коллекторах с подвеской труб к перекрытию. Переходы трубопроводов через улицы, железные и автомобильные дороги в районах вечной мерзлоты устраивают в каналах или стальных футлярах, а через водные преграды, овраги и другие препятствия - надземной прокладкой труб на стойках или по эстакадам. Применять в местах переходов бесканальную прокладку трубопроводов или устраивать дюкеры не допускается. На подрабатываемых территориях стыковые соединения трубопроводов устраивают эластичными с применением резиновых колец (манжет), асфальтовых мастик или армированного асбоцемента. Сварные соединения стальных трубопроводов должны иметь прочность не ниже основного металла. Допускается применять совмещенную прокладку трубопроводов в тоннелях, коллекторах или каналах с учетом воздействия деформаций земной поверхности. Переходы трубопроводов через реки, каналы, дороги в выемках рекомендуется устраивать надземные. Для защиты подрабатываемых стальных трубопроводов предусматривают следующие конструктивные меры: установка компенсаторов, увеличивающих подвижность трубопроводов в грунте; обсыпка труб малозащемляющими материалами слоем 0,2 м; повышение несущей способности трубопровода путем применения труб с большей толщиной стенки. Защита безнапорных канализационных трубопроводов осуществляется путем увеличения проектных уклонов на участках, где ожидается образование уклонов меньше допустимых. В просадочных грунтах при прокладке трубопроводов тщательно уплотняют основания траншей труб и защищают их от замачивания водой. Отрывать в траншеях приямки под стыковые соединения труб не допускается; их устраивают трамбованием. На просадочных грунтах применяют преимущественно стальные трубы. Трубоукладочные работы ведут небольшими участками (250-500 м) с предварительным испытанием в течение 15-20 мин. и отводом воды за пределы строительства. Для предотвращения деформаций стальных трубопроводов в специальных нишах устанавливают компенсаторы, а при использовании чугунных, железобетонных и асбоцементных труб их соединения на стыках с резиновыми кольцами или манжетами. В сейсмических районах для водоводов следует применять пластмассовые (полиэтиленовые), железобетонные и асбестоцементные напорные трубы, чугунные трубы допускается применять при рабочем давлении до 0,6 МПа и стальные - при давлении 0,9 МПа и более. Прокладывать водоводы из асбестоцементных напорных труб допускается при условии, если вторая линия выполнена из железобетонных или металлических труб. При сейсмичности до 8-10 баллов устраивают раструбные и муфтовые соединения труб на резиновых уплотнительных кольцах (манжетах) с заделкой свободных зазоров алюминиевой стружкой (для напорных трубопроводов) или битумной мастикой (для безнапорных). Не рекомендуется прокладывать магистральные водоводы и разводящие сети в водонасыщенных и насыпных грунтах. При необходимости же укладки их в таких условиях трубопроводы делают из стальных труб. Сооружения на сетях (колодцы, камеры, каналы и др.) возводят на цементном растворе. В отверстиях их стен устраивают сальниковые уплотнения для возможности независимого смещения трубопроводов. В районах, где сейсмичность превышает 9 баллов, при прокладке трубопроводов через каждые 20-30 м, как и в просадочных грунтах, устраивают гибкие соединения, а в траншеях трубы укладывают «по зигзагу». Магистральные и распределительные трубопроводы системы водоснабжения часто работают при значительных напряжениях, возникающих в стенках труб из-за высоких внутренних давлений. Поэтому любые дефекты в стыках или в теле труб представляют большую опасность. Надежность работы трубопроводов обеспечивается высоким качеством строительных работ, которое определяется степенью соответствия проложенного водовода требованиям проекта, ТУ и СНиП. Для их соблюдения организуют контроль качества используемых материалов, изделий, конструкций, а также контроль соблюдения технологии строительно-монтажных работ. Качество материалов и изделий проверяют в подготовительный период строительства в лабораториях и на трубозаготовительных предприятиях, сопоставляя данные сертификатов поставщиков с требованиями ГОСТ, ТУ и проекта, а при отсутствии сертификатов лабораторными испытаниями. Качество строительно-монтажных работ определяют путем систематического контроля качества каждой операции: соединения труб (сборки и уплотнения стыков, наложения сварных швов и т.п.), их изоляции и укладки, соблюдения проектных уклонов и др. Применяют три вида контроля: текущий, периодический и приемочный (по окончании работ), важнейшим из которых является текущий, который может быть сплошным (пооперационным) и выборочным. Применяемые при этом методы контроля качества могут быть визуальными (непосредственный осмотр выполненных работ), инструментальный (с применением инструментов и приборов) и лабораторный, требующий испытания взятых проб. При монтаже стальных водоводов самыми ответственными операциями являются сварочные и изоляционно-укладочные. От качества сборки и сварки стыков больше всего зависит эксплуатационная надежность трубопроводов, поскольку большинство аварий происходит вследствие разрывов стыков, а не самих труб. Контроль качества сварочно-монтажных работ обычно начинают с проверки условий выгрузки, перевозки и складирования труб, чтобы исключить при этом их повреждение. Затем производят пооперационный контроль по текущей проверке соблюдения установленной технологии производственного процесса. Причем вначале на трубосварочной базе и в последующем при потолочной сварке на трассе проверяют качество (состояние) труб и применяемых материалов, качество сборки и сварки стыков. В заключение производят внешний осмотр сварных стыков и проверяют исправление выявленных дефектов. Пооперационным контролем определяют дефекты сборки и сварки труб, а прочность сварных соединений или наличие внутренних дефектов проверяют механическими и физическими методами контроля. При необходимости применяют металлографические испытания образцов. Окончательную проверку прочности и герметичности (водонепроницаемости) трубопроводов производят приемочными гидравлическими или пневматическими испытаниями, подробнее рассмотренными далее. Качество изоляционных покрытий трубопроводов проверяют по мере их нанесения, перед и после укладки трубопровода в траншею. Выявленные дефекты и повреждения должны быть исправлены. При монтаже водоводов из чугунных, железобетонных, асбестоцементных и других видов труб очень важно обеспечить требуемое качество устройства (заделки) стыков между ними. Для обеспечения водонепроницаемости стыков нельзя допускать эллипсности концов труб, раструбов и муфт, а также плохого качества поверхности труб. Надо добиваться обжатия резинового кольца в щели раструбных и муфтовых соединений на 40-50% толщины его поперечного сечения. Для заделки стыков надо применять качественные резиновые кольца, у которых удельная остаточная деформация при испытании на старение и морозоустойчивость не превышает 45%, а гладкая, без трещин, пузырей и посторонних включений поверхность не имеет выступов и углублений размером более 1 мм.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Руководство по монтажу железобетонных, чугунных, асбестоцементных трубопроводов.- М.:Стройиздат, I979. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 1. Диафильм "Устройство наружных трубопроводов из неметаллических труб". 2. Плакат "Асбестоцементные грубы и их соединения". 3. Плакат "Устройство трубопроводов из асбестоцементных труб". 4. Плакат "Устройство трубопроводов из керамических труб". 5. Плакат "Заделка стыков керамических труб". Дом. Задание 1. монтаж трубопроводов из бетонных и ж/б труб 529-540 2. монтаж трубопроводов из пластмассовых и чугунных труб 540-553 Для напорных трубопроводов применяют асбестоцементные трубы четырех классов ВТ-6, ВТ-9, ВТ-12, ВТ-15(по ГОСТ 539-73) диаметром от 100 до 500 мм на давл. соотв. 0,6, 0,9, 1,2, 1,5 МПа. Трубы соединяют при помощи асбестоцементных цилиндрических, двухбуртных муфт и муфт типа САМ (самоуплотн. асб. муфты) или чугунных муфт, длина труб диаметром 100-150 2950 мм; диаметром 300-500 3950 мм. Для безнапорных трубопроводов применяют асбестоцементные безнапорные трубы диаметром от 100 до 400 мм (по ГОСТ 1839-79) массой от 18 до 160 кг. Приемка и проверка качества труб. Трубы должны поставляться заводами в комплекте с муфтами и резиновыми уплотнительными кольцами. Трубы и муфты при поступлении на приобъектный склад должны быть тщательно проверены и при обнаружении дефектов отбракованы. К месту монтажа завозят только те трубы, соединительные части, которые прошли осмотр и приемку. Раскладка труб вдоль траншеи перед монтажом трубопроводов производится на расстоянии не ближе 1 м от ее бровки. Трубы диаметром до 150 мм допускается раскладывать на трассе в штабелях высотой до I м, располагаемых друг от друга на расстоянии не более 100 м. Муфты также раскладывают в штабелях. Трубы больших диаметров доставляют к месту укладки и раскладывают на берме траншеи так, чтобы в процессе работ не возникало необходимости в дополнительных их перемещениях вдоль траншеи.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |