Стратегический менеджмент – это наиболее продвинутый этап стратегического планирования, который, в свою очередь, сам является его сущностной основой.
Таким образом, можно считать, что система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: планирования и анализа стратегии организации, а также управления стратегическими проблемами в режиме реального времени.
Рассмотренные системы управления нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения какой-то определенной задачи и является вспомогательной для решения остальных задач. Любая фирма может составить для себя нужную комбинацию систем.
Название концепции
Содержание концепции
Проблемные вопросы
1960 г.
Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ)
Определить продукт и его положение по матрице М. Трейси, Ф. Вирсема. Определить действия по продукту
Определение рынка. Доля рынка — хороший показатель? Примитивность действий
1966 г.
Д- Мур. Экосистема
Победить можно только взаимодействуя с поставщиками, потребителями и средой, включая конкурентов.
В объект разработки и реализации стратегии попадают все элементы экосистемы, стратегические альянсы и стратегическое партнерство
Возможность адаптации и обновления экосистемы
1966 г.
М. Портер.
Устойчивое
долгосроч-ное
конкурент-ное преиму-щество
Операционная эффективность — это все те преимущества в продукте, в рынке, в менеджменте, которые могут быть быстро скопированы конкурентами. Она необходима, но недостаточна для успеха — это не стратегия. Стратегия — это инструмент для создания устойчивого долгосрочного преимущества:
• определение стратегической позиции компании с горизонтом не менее 10 лет;
• сформировать систему элементов и операций, подогнанных друг под друга, которую невозможно скопировать;
принять компромиссные решения, ограничивающие сферу товаров и услуг компании
Как найти и сформировать устойчивое конкурентное преимущество
1980 г.
М. Портер. Три этапа лидерства в конкурентной борьбе
1. Оценка привлекательности отрасли через измерения пяти конкурентных сил.
2. Выбор одной из базовых стратегий:
• лидерство по издержкам;
• лидерство по продукту;
• лидерство по покупателю.
3. Достижение стратегии через создание цепочки ценностей компании
Практика не всегда соответствует теории лидерства.
Не учитывается стратегическое мышление на основе интуиции и видения будущего. Стратегическое планирование перестало быть гарантом будущего
1990 г.
Г. Хамел, К. Прахалад. Конкуренция за будущее (создание нового рыночного пространства)
Борьба за интеллектуальное лидерство в области потребительских благ с позиции их ценности и выгоды для потребителя.
Развитие ключевых компетенций: навыков, умений, технологий, позволяющих быть лидером по предоставлению благ потребителям
Первым увидеть и изобрести еще не означает лидерства в бизнесе.
Ключевые компетенции лишь часть модели успеха.
Практическая реализация концепции
1995 г.
М.Трейси, Ф. Вирсема. Целостные
дисциплины
Компания, желающая стать лидером, должна выбрать только одну из трех ценностных дисциплин и добиться в ней совершенства:
• производственное совершенство;
• лидерство по продукту;
• близость к потребителю
Есть ли принципиальные отличия от трех базовых стратегий М. Портера?
1995 г.
Ф. Гуияр, Д. Келли. Биокорпорация
Достижение победы в конкуренции за счет непрерывного процесса преобразования компании, включающего четыре элемента:
• рефрейминг (сознание);
• реструктуризация (организм);
• оживление (связь с окружением);
• обновление (дух).
Ключевые компетенции как способ формирования стратегии и развития организации
Концепция пока далека от практики
2000 г.
М. Портер. Глобальная конкуренция
Выжить и победить могут компании, выбравшие одну из двух стратегий:
• вхождение в систему глобального разделения руда путем слияния, создания стратегических альянсов, партнерств;
• выбор и удержание уникальной ниши, не интересной или не выгодной для крупных корпораций
Проверяется практикой
Анализируя таблицу, можно сформулировать несколько выводов относительно теории развития стратегического менеджмент.
Во-первых, просматривается тенденция перехода от достаточно простых в реализации (инструментальных) концепций к более сложным концепциям, которые носят скорее виртуальный характер или же отражают общую тенденцию смещения акцентов в конкурентной борьбе.
Во-вторых, в каждой из концепций есть новые полезные идеи, которые не отвергают предыдущих идей, а скорее их дополняют, расширяя арсенал инструментов и методов, которые могут в различном сочетании применяться на практике.
В-третьих, нет абсолютно правильной единственной концепции, применимой на все случаи жизни. Истина скорее заключается в знании всех концепций и умении применить те их элементы, которые наиболее эффективны в данной конкретной ситуации.
Важную тенденцию, на наш взгляд, выделяет Д. Дак, доказывая все большую значимость перехода от преобладавших ранее механистического системного мышления и интуитивного мышления к стратегическому мышлению.
Заслуживающими внимания и имеющими большой потенциал являются следующие идеи:
> формирование долгосрочных конкурентных преимуществ;
> создание ключевых компетенций как основы развития бизнеса;
> изменения, адаптация, развитие и саморазвитие как способ сохранения конкурентных преимуществ;
> принятие в качестве критериев потенциально эффективной стратегии:
• ментальная правильность;
• ситуационность;
• уникальность;
• будущая неопределенность как стратегическая возможность;
• гибкая адекватность.
Нахождение своего места в глобальной конкуренции является вопросом, на который рано или поздно придется находить ответ каждому, кто планирует успех в бизнесе.
Т. Питерес1 предлагает магическую формулу корпорации будущего:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление