Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход в другое измерение

Операторы Пространственно-временных поворотов.

Куликов В.В. Узник бессмертия. — М.: СИНТЕГ, 1998. — 148 с. C. 43-46.

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика. — М.: Астрель, 2012. — 320 с. C.136-140.

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах. — М.: АСТ, 2013. — 320 с. C.136-140.

Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык креативного мышления и парадоксов (авторская рукопись учебника), 1994.

 

 

"... И знать, что этим обрываешь цепь сердечных мук

и тысячи лишений, присущих телу.

Это ли ни цель, что всем желанна?

Умереть! Уснуть, уснуть...

И видеть сны? Вот и ответ!

Какие ж сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят? "

Шекспир "Гамлет, принц датский"

 

Следующим этапом развития форм звука в диале оказывается различение операторов перехода паузы в звук и звука в паузу, имеющие смысл, соответственно, переходов ПРОСТРАНСТВА во ВРЕМЯ и наоборот.

ПОКОЙ превращается в БЫТИЕ, а ЖИЗНЬ, напротив, - в вечность, СОХРАНЕНИЕ.

Оговоримся, однако, что простейшие ритмы диала мы представляем в виде формально-логических операторов. Операторы природы, естественные процессы, воздействуют сами на себя. Здесь мы подменяем природу через ФЛО. Порой у нас просто не хватает средств той формальной системы, которой мы пользуемся, чтобы описать саму эту систему. Язык, как Вы сами понимаете, небесконечен.

 

Так или иначе, любая вещь, система, субъект или объект могут быть представлены по меньшей мере в трёх временных ипостасях:

оО — молодое, новое, Будущее, грядущее, активное;

оОо — зрелое, Настоящее, сущее, нынешнее, стабильное;

Оо — старое, Прошлое, минувшее, прежнее, пассивное.

Собственно поскольку «Рождение-Смерть», «Время-Пространство» являются универсальными характеристиками, присущими любому объекту или процессу Природы, то конкретных примеров каждый может набрать несметное число.

Это три фазы, три измерения Времени, что обычно сложно для понимания.

Те, кто дал себе труд ознакомиться с начальными главами обучающего романа Валентина Куликова уже могли прочитать о встрече главного героя с Тремя наместниками Агры. Это аналогия «в ту же лузу»:

 

«Опять проверка документов и обыск. Толстенная бронированная дверь, ведущая вглубь “горы”, долгие туннели с низким потолком. Перед следующей дверью - опять обыск. Бронированный лифт тронулся так плавно и понес, вверх или вниз, не разберешь. После лифта - вновь обыск и проверка документов. Внутренность Дворца вполне соответствовала его мрачной наружности. Где-то я это все уже видел... Вспомнил: во сне, среди руин Старого города... Ну что ж, и похоже, и нет...

Неожиданно стены туннеля ушли в стороны, низкий потолок круто взлетел вверх и потерялся во мраке. Навалилась тишина, такая, что бывает лишь в огромных пустых пространствах. Повеяло жутью. Глаза постепенно привыкали к темноте и во мраке все явственней стали проступать звезды. Среди звезд выделялась одна, красиво переливавшаяся белым и голубым цветами. Агра! С каждой минутой она сияла все ярче, одновременно разрастаясь в размерах. Становилось все светлее, лучи света, источаемые Агрой, пронизывали окружающее пространство, заставляя блекнуть звезды. На ней уже начали проступать очертания материков и океанов, размытые ослепительной метелью облаков. Ниже диска планеты, но все еще высоко над нами грелась в лучах Агры и сияла отраженным светом площадка с тремя человеческими фигурами, казалось, свободно парившая среди звезд. Наместники!

Руки Наместников были сложены в традиционном приветствии. Один из них был ростом меньше других, а у самого высокого была длинная белая борода. Средний, видимо, и был сам Властвующий Наместник. Они слали нам приветствие, а позади, величественно и угрожающе сияла Агра, реальный источник их силы и власти. На ее фоне Их Величества сами казались жалкими маленькими фигурками, марионетками на сцене Вселенной. Что толку в преемственности вашей власти! Производя на свет наследников, вы лишь вновь и вновь воспроизводите, сохраняете власть чужой!

Сохраняете, теряя?.. Вон тот, с бородой, он уже не имеет власти, да и сам Властвующий скоро ее лишится. Но власть от этого отнюдь не исчезнет! Отжил, отвластвовал один, пусть теперь другой... Да, черт с ней, с властью, сама жизнь сохраняется точно таким образом, переходя от родителей к детям, от них - к внукам... Но абстракция жизни, существования - это ВРЕМЯ! Значит, именно так, время сохраняет себя, переходя в пространство? Да вот же они: прошлое, будущее и настоящее Талы, вот эта святая троица, спокойно сияющая в лучах Агры! Во времени будущее следует за настоящим, а настоящее - за прошлым. Именно такова связь времени. А эти трое существуют ОДНОВРЕМЕННО и связывают их лишь узы близкого родства! Прошлое, будущее и настоящее связаны здесь операторами, не являющимися переходами во времени, а выступающими теперь в новой спокойной роли операторов симметрии, связывающих отца с сыном, деда с внуком и т.п. Так, вот какой смысл имеют мнимые единицы кватернионов в их спокойном, пространственном выражении! Пространственные связи есть родственные связи, близость в пространстве есть близость по родству! Родственники оказываются одновременно и ближайшими соседями по пространству. Забавно!

Действительность, в виде толпы таких же, как я, участников, оторвала меня от размышлений, слева, справа, спереди и сзади давили так, что стало трудно дышать: пространственные отношения давали о себе знать. Мои соседи, однако, не были моими родственниками, даже сама мясль об этом казалась теперь дикой. Впрочем, ведь в начале всего сущего вообще не было никаких соседей, а если они, наконец, появились, то откуда же, кроме, как все из той же Вселенной! Значит в то время, по крайней мере, родство было налицо...

Наместники произвели эффектные взмахи руками, стены зала еще более раздвинулись, появились столы с праздничным угощением. Толпа подалась вперед, меня оторвало от пола и понесло вперед. Миг - и я оказался на месте впередистоящего, а дышавший мне в затылок - на моем прежнем “пятачке”. Масса людей, обтекая столы, образовывала вихри, один из них захватил и меня, все перемешалось, сосед слева вдруг оказался по правую руку, потом исчез вообще. Уф! Течением меня прижало к столу, теперь у меня была точка опоры. Схватив первую попавшуюся сардельку и откусив, я вдруг так и замер с набитым ртом. Вращение! Двигаясь, вращаясь вместе с толпой, я все время перемещался на место одного из соседей, он, в свою очередь, становился на место другого... Сосед слева “переходил” в соседа справа, передний оказывался сзади... Движение, изменение, течение времени приводит к переходу одних пространственных отношений, связей в другие. Течение времени “раскручивает” тела в пространстве - но ведь именно это происходит и в родственных отношениях! Сын, взрослея, становится отцом, затем дедом... Картина ближайшего окружения человека, его семьи, меняется с течением времени ужаснейшим образом! Вместо любящих родителей и всепрощающих дедушек и бабушек в самом начале жизни, человек вдруг обнаруживает своевольных сыновей и дочерей, шаловливых внуков и внучек в конце ее... Вот оно, колоВРАЩЕНИЕ жизни!

В пространственной геометрии связями одной точки с соседними служат векторы - направленные отрезки, (то-есть, ПАРЫ точек), соединяющие данную точку с соседними. Главными векторами являются базисные векторы, направленные вдоль осей координат. Из этих базисных векторов, складывая их между собой и умножая на числа, можно построить любой возможный в пространстве вектор, соединяющий данную точку с какой угодно другой. Получалось, что мнимые единицы как раз служат векторами базиса в моей только еще рождающейся Вселенной, но вот умножать эти самые векторы можно лишь на целые числа: как-никак само сложение, (а значит и умножение) понималось ведь в смысле сложения целых циклов времени и пространства. Минимальное необходимое число базисных векторов называется числом измерений пространства - приятно было сознавать, что оно для нашей Вселенной “оказалось” равным трем. Самым же любопытным явилось то, что вращение так же неустранимо, как течение времени, поскольку переход базисных векторов друг в друга есть лишь отражение движения самого времени!» (В.В.Куликов, «Узник бессмертия»)[1]

 

А вот переход в другое измерение «в пространстве»? Вообразить его не составляет особого труда, особенно в пространстве трёхмерном. Мы называем такой переход поворотом.

 

Представим себе шар, который последовательно проваливается и вновь возникает из ряда дырок. Шар исчезает, и на его место встает пустота-дырка-. Процесс обмена между веществом и пустотой, ВРЕМЕНЕМ и ПРОСТРАНСТВОМ, ЖИЗНЬЮ и ВЕЧНОСТЬЮ описывает следующий по нашей логике формально-логический супероператор:

 

СМЕРТЬ ВЕЩЕСТВА-РОЖДЕНИЕ ПУСТОТЫ-ПОВОРОТ ВРЕМЕНИ:

xXxX=xx'xx'

 

"Быть иль не быть. Вот в чем вопрос," - размышлял Гамлет и не находил верного ответа, ибо вопрос сей вечен, как мир, и неизбежен, как смерть.

 

"А потом придет она...

-Собирайся!-скажет-, пошли...

Отдай земле тело...

Ну а тело-недопело чуть-чуть,

Ну а телу-недодали любви

- странное дело. "

(В. Цой, "Сказка с несчастливым концом")

 

Это переход в "неизвестность после смерти", на самый горизонт событий, когда уже видишь, что там, за ним, но еще не отрешился от тленного, земного. Это и процесс, и состояние... С точки зрения поэтичных философов или философичных поэтов - последний путь. "Искание покоя является одной из постоянных тем трудов Григория Саввича Сковороды (у которого Булгаков немало почерпнул для своего романа). Покой мнится ему наградой за все земные страдания человека истинного, покой для философа-поэта олицетворяет вечность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является Луна, "посредствующая между землей и небом", вернее походящая на мост лунная дорожка. По ней "истинный" человек восходит к вечному своему дому, где и обретает искомый покой... ". Такую судьбу, как Вы помните, в конечном счете, заслужил и Мастер.

 

"Не больничным, друзья,

Ухожу я от Вас коридором,

А уйду я, товарищи,

Cказочным Млечным Путем"

(Я. Смеляков, Ю.Визбор. "Если я заболею")

 

 

Многое, очень многое приходит на память, когда применяешь оператор перехода в НЕБЫТИЕ. Однако не все относятся спокойно к данным "паранаучным" рассуждениям, и мы двинемся дальше.

 

Найден прямой оператор, тут же рассмотрим и обратный ему, где ПРОСТРАНСТВО переходит во ВРЕМЯ, дырка от вещи в саму вещь, а ПУСТОТА - в ВЕЩЕСТВО. Формально-логический супероператор СМЕРТЬ ПУСТОТЫ-РОЖДЕНИЕ ВЕЩЕСТВА-ПОВОРОТ ПРОСТРАНСТВА выглядит так

 

XxXx = x'xx'x

 

 

Взаимодействие операторов Времени и Пространства, их перемножение в прямом или обратном порядках и порождают новое измерение — оОоО или ОоОо. В самом общем виде это соответствует приёму «измени положение в пространстве»: если не сверху, то снизу; если не справа, то слева; если не здесь, то там; если не спереди, то позади.

 

Но от великого до смешного, как говаривал Наполеон, всего один шаг.

Ниже представлена операторная запись известного детского стихотворения Агнии Барто:

 

Идет бычок, качается

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Дайте абстрактный перевод этого взаимодействия операторов Диала.

 

 

Используя ту же логику, запишите в операторном виде на выбор пару стихотворений из списка:

 

«Ехал грека через реку…»,

«Наша Таня громко плачет…»,

«Зайку бросила хозяйка…»,

«Чижик-пыжик, где ты был…»,

«Плачет киска в коридоре, у неё большое горе…»

 

Дайте абстрактный пересказ полученной операторной структуры. Это хороший тренинг и для маленьких детей, которых обучают правильно выговаривать слова, и для взрослых, желающих мыслить диалектически, изобретательно!

 

Среди эмпирических принципов разрешения технических противоречий ТРИЗ в конце второго десятка, можно обнаружить:

«№ 17. Принцип перехода в другое измерение:

а) Трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (то есть на плоскости). Соответственно, задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству трёх измерений.

б) Многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной.

в) Наклонить объект или положить его “набок”.

г) Использовать обратную сторону данной площади.

д) Использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или на обратную сторону имеющейся площади».

 

Для наглядности приведём одну из классических задач курса ТРИЗ в изложении А.В. Кудрявцева:

«На аэродроме авиационного завода скопилось значительное количество изготовленных, но еще не принятых заказчиком самолетов (планеров. – Авт.). В связи с приближением осенней непогоды, самолеты потребовалось обязательно укрыть в ангаре, но оказалось, что он может принять только две трети всех машин. На плане ангара проверялись варианты различных компоновок, но приемлемого решения не было. И все-таки с помощью принципа перехода в другое измерение оно нашлось. Конечно, самолеты не стали подвешивать под крышу ангара, ставить вертикально или громоздить друг на друга. У самолетов просто сдули шины на одном из шасси. Все самолеты наклонились на одно крыло, появилась возможность располагать их так, что крылья разных машин в плане совпадали. Размещение всех самолетов в ангаре было произведено в срок».

Или вот ещё одна задача. 16 августа 1915 года германский флот предпринял очередную попытку прорваться в Рижский залив. В Ирбенском проливе четыре линкора и крейсера, свыше 60 миноносцев, тральщиков и сторожевиков встретил отряд русских кораблей во главе с линкором «Слава». И тут, в разгар боя, командир «Славы», капитан первого ранга Вяземский приказал заполнить водой отсеки правого борта. Корабль не получил пробоины? Зачем?

Просто тем самым увеличивался угол прицела (наклона) орудий главного калибра и дальность обстрела увеличивалась соответственно.

К этой же категории Диала можно отнести тризовский «принцип эквипотенциальности № 12»: «Изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект».

Он, как вы могли заметить, составляет симметрию с принципом перехода в другое измерение, но только запрещает в это самое измерение переходить. То есть это оператор сохранения измерения, его неизменности, если так можно выразиться.

 

Если рассматривать ритмику Диала как интерпретацию пространственно-временного движения, тогда переход /\/ — это ещё и «остановка» или же растворение (вещества в растворе или поле), а \/\ — «старт» (порождение вещества из поля или неразличённого, растворённого состояния). Они ассоциируются с эмпирическими принципами: «преврати динамическое, текучее в статическое, твёрдое» и «преврати статическое, твёрдое в текучее, динамическое».

Упражнения для тренировки голосового аппарата:

 

Возьмем произвольно какое-нибудь слово на диале и согласно рассмотренным выше операторам преобразуем его.

Скажем УВУ – объект информации, процесс притяжения (если взять абстрактные значения этого слова).

Само по себе УВУ является формой оператора рождения. Ведь когда мы молчали, то УВУ не было. С первым вздохом начинается появление УВУ- уувУУ

Кроме того и само же это слово является оператором жизни. Как бы мы ни старались звук имеет и начало, и конец.

уУвУу Звук усиливается и затухает.

Однако, порой необходимо абстрагироваться от этого, следовательно меняется и произношение:

* увУ начало процесса притяжения ("захват")

* уУву или увУу "зрелый" процесс притяжения (приближение")

* Уву затухающий, ослабевающий процесс притяжения ("удаление")

* УувУ или УвуУ сохранение притяжения (устойчивость, орбитальное движение)

 

Теперь проговорите по нескольку раз примеры,что даны ниже:

1. Я устал, т. е. хочется спать. Я "О". Моя активность постепенно исчезает и вот уж меня нет, как такового – Оо

2. Просыпаюсь, хочется жить, растет желание жить – оО

3. Я встаю с постели и просыпаюсь. Здесь уже 2 предмета, т. е. человек - О и постель "И". Выбор гласных фонем, пока что, чисто произвольный – ИиоО

4. Мама – "А" готовит еду – "О", а Я -"Я" ее ем (мама устает, затрачивает энергию, еда появляется и поглощается мною, я насыщаюсь, т. е. посредством уничтожения еды я съедаю собственную маму). -АаоОояЯ

5. Жил был колобок Э, его съели, но вкус во рту остался-эЭэЭ.

6. Вещество "ОГ" есть пиво "ЭГ" пауза здесь носит смысл глагола связки "есть": ог – эг.

 

Литература:

 

Куликов, Гаврилов, 2009–2012 — Серия публикаций В.В. Куликова и Д.А. Гаврилова в информационно-аналитическом вестнике «Аномалия»: Говорить на языке, не зная слов (2011. — № 1. — С. 46–48).


[1] Своебразная мифологическая триада, памятная многим по «Сладшей Эдде»: «Высокий», «Равновысокий» и «Третий».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Черепные нервы и области их иннервации | Основные виды интеллектуальных нарушений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.