Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение читательской деятельности: история и современность




Библиографический список

1. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / А. Н. Ванеев; СПбГУКИ. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

2. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник / И. М. Суслова. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

3. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие /А. С. Аверьянов, А. Н, Ванеев, В. Г. Горев. – СПб.: Профессия. – 2002. – 457 с.

(Шумакова В. И.)

Изучение чтения как личностного и социального явления началось в России в начале ХIХ века, когда сформировался основной состав читающей публики. Первыми исследователями чтения были, прежде всего, писатели, литературные критики, педагоги, просветители, позднее – народники, революционеры-демократы, библиотекари.

Одним из первых к изучению народного читателя обратился Л. Н. Толстой. В начале 1860-х годов он собирал с помощью учителей сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна». Доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнение о литературе изучал видный педагог и организатор народных школ Н. А. Корф. Активная деятельность по изучению чтения характеризует кружок Х. Д. Алчевской, который функционировал при Харьковской женской воскресной школе. Преподавательницы, составлявшие этот кружок, изучали чтение работниц, проводили громкие чтения, беседовали о прочитанном. В 1884 году, на основе многолетнего наблюдения, изучения отзывов читательниц о книгах, бал издан трехтомный указатель «Что читать народу?». Указатель включал перечень книг для народного и детского чтения. Труд получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже. В 70 – годы ХIХ века практиковалось изучение народных настроений с помощью «хождения в народ». Изучением чтения крестьянства в Тверской области занимался мировой судья А. П. Мичурин. В библиотеках изучение читателей осуществлялось посредством учета статистических сведений о составе посетителей, их посещаемости, читательских интересах..

Наибольший вклад в изучение читателей в России ХIХ в. внес Н. А. Рубакин (1862-1946). В его работе «Этюды о русской читающей публике» в результате дифференциации читателей представлена характеристика чтения различных слоев общества. В исследовании впервые реализована попытка социологического подхода к анализу чтения. Разработанное Н. А. Рубакиным учение под названием «библиопсихология» обращено к проблемам психологии чтения, восприятия и понимания текста. Проживая в Швейцарии, он создал Международный институт библиопсихологии и пропаганды книги. До настоящего времени работы Н. А. Рубакина имеют методологическое значение для читателеведения.

После 1917 года активное изучение чтения проводилось красноармейскими библиотеками. Помимо библиотек, к этому вопросу обращались редакции газет и журналов, издательства, книжные магазины. Одно из наиболее интересных исследований крестьянского читателя провел в 1930-х годах в сельской коммуне «Майское утро» А. М. Топоров. Результаты были им опубликованы в книге «Крестьяне о писателях».

Изучение читателей в советский период развития страны не отличалось одинаковой активностью на всем своем протяжении. Более активное изучение чтения и читателей началось в 1960-е годы, когда были проведены крупномасштабные централизованные исследования в разных территориях страны. Изучались основные социальные группы, библиотечное и небиблиотечное чтение, его место в структуре свободного времени. При этом использовался комплекс методов, позволяющих подтвердить объективность результатов. Основным разработчиком и организатором исследований являлась Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (РГБ). Был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни советского общества». В его рамках реализованы исследования «Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978 г.), «Советский рабочий – читатель» (1980 г.). В проведении более локальных исследований участвовали библиотечные институты, областные библиотеки. Например, «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи» (ЛГИК, 1967 г.).

В 1980–1990 годы были более распространены локальные, региональные исследования чтения. В проведение исследований включается ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (РНБ). Значимым явилось издание сборника «Что мы читаем? Какие мы?». В исследованиях принимали участие и другие организации: Фонд «Чтение» им. Н. А. Рубакина, ГРЮБ, РГДБ, ГПНТБ. Многие вопросы чтения обсуждались на международных конференциях ИФЛА, ЮНЕСКО и др. В спектре исследуемых аспектов читательской деятельности периода 1990-х годов – психология чтения, типология читателей художественной литературы, читательская мода и др.

Современное чтение в России, являясь результатом влияния экономических и социокультурных факторов, характеризуется как «системный кризис читательской культуры». В связи с этим резко актуализировалась задача изучения читательской деятельности как инструмента формирования культурной политики и развития учреждений книжно-библиотечной сферы. Современные исследования чтения направлены на поддержание должного статуса чтения и книги, на разработку методики и технологии приобщения к чтению, на формирование высокого уровня культуры чтения. Кризисные ситуации в современном чтении потребовали пристального внимания к таким группам читателей как дети, молодежь, женщины, которые определяют чтение как в настоящее, так и в ближайшее время. В мире современного чтения проявились новые группы, чтение которых так же потребовало активного изучения (инвалиды, мигранты, безработные, предприниматели и др.). Для этих случаев характерно внимание к практическому опыту зарубежных библиотек.

Особенностью настоящего этапа изучения читательской деятельности является включение в него представителей различных отраслей – библиотековедения, книговедения, педагогики, культурологии, журналистики и др. Значительно расширился круг организаций, непосредственно изучающих читательскую деятельность в современной России. Наиболее значительные исследования в области социологии чтения выполняются Левада-центром, общественными организациями (РШБА, МЦБС, НФ «Пушкинская библиотека»). Особенно активны представители библиотечной отрасли: РНБ, РГДБ, на базе многих крупнейших региональных библиотек функционируют Центры чтения, компетенцией которых является, в том числе, и мониторинг читательской аудитории.

Практика проведения социологических исследований чтения свидетельствует, что в библиотековедении сложилась их определенная методика. Выделяются общие (применяются в любой сфере науки) и частные (используются только в некоторых отраслях науки) методы. Частными методами, используемыми библиотековедением в изучении чтения, являются опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, эксперимент, контент-анализ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.