Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 статистика труда и рыночной инфраструктуры

 

Инфраструктура рынка — совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы — взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур.

В понятие инфраструктуры рынка входит материально-техни­ческая база, используемая для хранения, транспортировки и про­дажи товаров, а также вспомогательные службы (как государст­венные, так и частные). К функциям инфраструктуры рынка отно­сится материально-техническое обеспечение звеньев управления и предприятий, занимающихся осуществлением следующих операций: хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, пере­мещением, приемом и отпуском товаров, информационным обслу­живанием, сервисом, маркетинговым управлением, рекламой, де­нежными операциями с поставщиками и покупателями. В поня­тие инфраструктуры рынка входит материально-вещественное и трудовое обеспечение технологической цепочки. Кроме того, к ней условно относится производственная материально-техническая ба­за массового (общественного) питания и сферы услуг.

Инфраструктура рынка включает: торгово-складские помещения и их оборудование, торговую и кассовую технику, технику обслу­живания, информационно-вычислительную технику, средства свя­зи и транспортные средства, трудовые ресурсы. Инфраструктура в целом и ее элементы могут быть измерены в стоимостных еди­ницах с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные ее эле­менты и виды измеряются в натуральных единицах. Инфраструк­тура рынка представляет собой предмет статистического изучения.

Предметом статистики рыночной инфраструктуры являются массовые явления и процессы ее формирования и функциони­рования, включая материально-технический потенциал и тру­довой контингент сбыта, торговли и сферы услуг, информаци­онное и транспортное обеспечение рыночной деятельности.

Основной целью статистики рыночной инфраструктуры явля­ются оценка состояния и возможностей материально-технической базы, потенциала обеспечения товародвижения и реализации ус­луг, характеристика эффективности их использования.

К конкретным (функциональным) задачам статистики рыноч­ной инфраструктуры относятся:

сбор информации о материально-технической базе торговли, массового питания и сферы услуг;

оценка и анализ численности и типологии управленческих под­разделений рыночных структур, в том числе маркетинговых служб;

оценка и анализ численности и состава предприятий, занимаю­щихся торгово-сбытовой деятельностью, производством и прода­жей услуг;

оценка и анализ размера предприятий и их пропускной способ­ности (для складских предприятий — потенциала хранения товар­ной массы; для предприятий массового питания и предприятий ус­луг— оценка и анализ их производственных мощностей);

характеристика и анализ динамики численности предприятий и их размера;

оценка и анализ специализации и универсализации торговли и услуг;

изучение и оценка эффективности технологии торгово-сбытового процесса, характеристика уровня внедрения достижений научно-технического прогресса;

оценка и анализ обеспеченности торговли и сбыта складскими помещениями;

анализ и оптимизация территориального размещения предпри­ятий сбыта, торговли, массового питания и сферы услуг;

определение и анализ уровня обеспеченности потребителей предприятиями сбыта, торговли, массового питания и услуг;

характеристика и анализ численности, состава и динамики кон­тингента работающих в сбыте, торговле, массовом питании, сфере услуг, изучение эффективности их труда;

оценка и анализ технической оснащенности предприятий и уп­равленческих служб рыночной сферы, механизации и автоматиза­ции технологической цепочки торговли и услуг, компьютеризации учета и маркетинга;

оценка и анализ наличия, структуры и развития средств рекламы, ее технического обеспечения;

исследование и моделирование факторов, влияющих на опти­мизацию функционирования рыночной инфраструктуры;

оценка и анализ обеспеченности управленческих звеньев и пред­приятий сферы рынка транспортными средствами, средствами свя­зи, информационно-вычислительной техникой.

Реализация поставленных задач и характеристика инфраструк­туры и ее элементов осуществляются с помощью системы стати­стических показателей. В нее входят:

стоимость основных фондов (в том числе их составных элемен­тов) в целом и в отраслях сбыта, торговли, массового питания и услуг;

доля основных фондов рыночной сферы в общем объеме про­изводственных основных фондов;

число предприятий, занимающихся реализацией и хранением товаров (продуктов и услуг);

распределение предприятий по типам и видам;

размер предприятия: магазина и предприятия услуг — пло­щадь; предприятия массового питания — число мест для посети­телей; склада — площадь или емкость;

доля площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия;

пропускная способность (мощность, нагрузка) предприятия: число покупателей или товарооборот на одно предприятие и 1 кв.м. торговой площади (место для посетителя), число работников на одно предприятие и 1 кв.м. площади торгового зала;

время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслу­живание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги);

число и удельный вес в общей численности: универсальных, специализированных и смешанных предприятий;

коэффициенты плотности торговых предприятий (количество предприятий, их площадь, мест и т. п. на 10 тыс. жителей);

число транспортных средств, средств связи, информационно-вычислительной техники на одно предприятие (фирму) или на 1 млн. руб. оборота;

число работников (всего, по специальностям и должностям), число работников на одно предприятие, 1 м)2 площади, в том числе торгового зала, товарооборот на одного работника;

количество оборудования, механизмов и другой техники (в том числе кассовой)—по типам и видам, всего, на одно предприятие, на 1 млн. руб. оборота.

Под торговой сетью (сетью предприятий услуг) понимается совокупность торговых единиц, а также два или более пред­приятия, находящихся под общим владением или контролем.

Потребность в предприятиях торговли и услуг (в пересчете на занимаемую ими площадь) выражается следующей формулой:

M=(S/k)*п

где М — площадь предприятий, кв.м.;

S — число потребителей;

к — пропускная способность предприятий:

k=S/M (за единицу времени);

п — коэффициент влияния прогрессивности форм торговли на пропускную способность рассчитывается как средняя арифмети­ческая взвешенная из баллов затрат времени потребителей, присвоенных экспертным путем каждой форме (традиционная форма приравнивается к единице), взвешенная по удельным весам, занимаемым каждой формой в товарообороте.

Аналогичным путем определяется потребность в складских по­мещениях:

W=(З*V)/(H*K)

где W — емкость складских помещений, кв.м.;

H — норматив плотности размещения товарного запаса на 1 кв.м. складского помещения;

3 — товарный запас;

V — коэффициент неравномерности (вариации) поступления товаров на склад (см. гл. 5);

К — нормативный коэффициент использования объема склад­ских помещений (с учетом путей подвоза товара, мест разгрузки и погрузки, размещения техники и персонала);

K=(Mскл/Мобщ)*h

h — высота склада

Мскл — площадь, предназначенная для складирования;

Мобщ — общая площадь склада.

Распределение торговых и других предприятий по их размеру характеризуется группировками предприятий по торговой площа­ди (или другим показателям размера) с помощью данных специ­альных сплошных или выборочных обследований, а также торго­вых переписей. В эту группировку часто включают показатели то­варооборота и прибыли, что позволяет определять не только место каждой размерной группы предприятий, но и их роль в продаже товаров, а также уровень их экономической эффективности.

Реализация товаров может, осуществляться в различных орга­низационных формах. Различия обусловлены несколькими причи­нами: особенностями самого товара, стремлением предпринимате­ля обеспечить максимальную эффективность того или иного спосо­ба продажи, квалификацией работников и технической оснащен­ностью, характером спроса. Цель совершенствования организаци­онных форм торговли — повысить рентабельность за счет сокра­щения затрат живого труда и уменьшить затраты времени поку­пателя в магазине, т. е. увеличить пропускную способность пред­приятия. Внедрение прогрессивных форм обслуживания преследу­ет и другую цель: расширить возможности выбора товаров и улуч­шить обслуживание покупателей, поскольку сервис требует соот­ветствующего материально-технического обеспечения. Известны следующие формы розничной торговли:

традиционная торговля (через прилавок);

самообслуживание;

открытая выкладка товаров;

продажа товаров по образцам;

продажа по каталогам (в том числе по электронным);

продажа по заказам (с доставкой на дом);

продажа через автоматы;

базарная (рыночная) торговля;

аукционная торговля.

Анализ эффективности различных форм торговли можно осу­ществить с помощью группировки, где в подлежащем таблицы пе­речислены формы торговли, а в сказуемом — показатели распреде­ления предприятий (частоты или частости) и характеристики эф­фективности.

Уровень обеспеченности предприятия оборудованием характе­ризуется коэффициентом: К= Нуст/ Ннорм

где Нуст — установленное оборудование;

Ннорм — потребность в оборудовании, исчисленная по норма­тивам.

Степень использования имеющегося оборудования отражается следующим коэффициентом: К= Нуст/Ннал

где Ннал — оборудование, имеющееся в наличии.

И наконец, коэффициент использования парка установленного оборудования:

К= Ндейств/Нуст

где Ндейств — действующее оборудование.

Важную роль в характеристике инфраструктуры рынка игра­ет обеспеченность предприятий сбыта, торговли и услуг современ­ными средствами информатизации. Для этого используется несколько показателей. В частности, уровень обеспеченности админи­стративно-управленческого персонала (в том числе работников маркетинговых служб) электронно-вычислительной техникой (Уинф): Уинф=(Nинф*к)/ Тадм

где Nинф — количество электронно-вычислительной и информаци­онной техники;

к — коэффициент ее производительности;

Тадм — численность административно-управленческого персо­нала.

Современный маркетинг требует усиленного обмена информа­цией между рыночными партнерами и клиентами, постоянных за­меров параметров рынка, как об этом говорилось в гл. 3. Значи­тельный поток информации должен своевременно перерабатывать­ся и использоваться для выработки маркетинговых решений. В целях контроля этого процесса полезно исчислять коэффициент ак­тивного использования информации, который строится по следую­щей формуле: Кисп.инф = Fисп/F

где F — количество полученной (собранной) информации;

— количество информации, использованной в анализе.

Оптимальное размещение предприятий торговли и услуг по тер­ритории страны, региона, поселения — важное условие коммерче­ского успеха и залог максимального удовлетворения покупатель­ского спроса. Размещение предприятий — существенный фактор конкуренции, где выигрывает тот, у кого они размещены удачнее. Одним из главных факторов оценки оптимальности размещения торговой сети по территории страны является расселение населе­ния. Другим важным фактором, косвенно отражающим террито­риальное распределение спроса, является денежный доход населения в распределении по регионам и поселениям. При размещении тор­говых предприятий в городских поселениях следует учитывать сле­дующие факторы:

градообразующие: величина города (численность жителей и территория), плотность населения, функциональное зонирование территории (промышленная, транспортная, коммунальная, засе­ления, в том числе спальные районы и другие зоны), цена земли, размещение административных, культурных и научно-образова­тельных центров, спортивных комплексов;

транспортные: направление и интенсивность основных потоков движения, виды транспорта, размещение транспортных узлов, удобство завоза и разгрузки товаров, потенциальная частота завоза;

социальные: время, затрачиваемое покупателями на дорогу в торговые предприятия, сервис в местах расположения предприятия (в том числе стоянки автомашин);

экономические: окупаемость инвестиций, достаточная экономи­ческая эффективность предприятия, размещение предприятий конкурентов, специфика покупательского спроса на соответствующие товары.

Изучение обеспеченности потребителей предприятиями торгов­ли и услуг решает две задачи: позволяет подойти к оптимальной численности предприятий, исходя из объема спроса, и дает воз­можность оценивать социальный уровень торгового и бытового обслуживания.

Оптимальный размер площади торговых предприятий (Мопт) может быть выражен следующей формулой: Мопт=S/Кп.с.

где S— численность населения;

Кп.с. — коэффициент пропускной способности, равный: Кп.с.=S/M

Этот показатель определяется опытным путем для каждой формы обслуживания, а затем рассчитывается средняя арифметическая взвешенная, где в качестве весов используется удельный вес каж­дой формы обслуживания в общем товарообороте.

Показатель обеспеченности характеризуется коэффициентами плотности предприятий торговли и услуг (Q), исчисляемыми по следующим формулам, где в числителе приводятся показатели «мощности» сети, обслуживающей потребителей данного региона (торговая площадь, число мест для посетителей, численность ра­ботников), а в знаменателе — численность населения, сопоставь мая во времени и в пространстве. Как правило, показатели плот­ности исчисляются на 10 тыс. чел. населения. Реже они исчисля­ются на 1 тыс. чел. Иногда определяется обратный показатель плотности: число жителей на 1 кв.м. или одно место, или на одного продавца.

Q=N/S*10000

Q=M/S*10000

Q=T/S*10000

Q=S/N

Q=S/M

Q=S/T

Динамика плотности торговой сети зависит от соотношения ин­дексов, характеризующих торговую сеть, и индексов численности населения: I(Q)= I(N)/ I(S)

В преобразованном виде формула представляет собой мультипли­кативную индексную моделъ, объясняющую динамику числа пред­приятий изменениями плотности торговой сети и изменениями чис­ленности населения: I(N)= Iпл*I(S)

Индекс торговой площади можно (после некоторых преобразо­ваний) представить в виде следующей мультипликационной моде­ли:

I(M)= I(N)*I(Q)*I(S)

Трудовые затраты в торговле и сфере услуг должны обеспечи­вать нормальный процесс товародвижения, совершения сделок куп­ли-продажи и высокого качества обслуживания потребителей. В то же время содержание необходимого контингента, занятого в этих сферах, составляет значительный процент издержек обращения. Показатель эффективности затрат живого труда исчисляется по формуле Этр=Р/Т

где Р — прибыль;

Т — численность работников.

В свою очередь, показатель экономической эффективности ры­ночной деятельности — рентабельность (R), напрямую связан кор­реляционной зависимостью с уровнем производительности труда (W) R=f(W)

Термин «производительность труда» с некоторой условностью используется в рыночной сфере и обозначает товарооборот на од­ного работника торговли или сферы услуг (чаще он исчисляется по отношению к работникам торгового зала, операторам услуг). Формула этого показателя: W=(O/T)*Kтр

где О — товарооборот;

W— производительность труда;

Т — численность работников;

Kтр—коэффициент трудоемкости (определяется эмпирически как нормативное отношение затрат труда на реализацию единицы товара).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели уровня цен | Тема 6. Статистика финансов и эффективности рыночной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.