КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5 статистика труда и рыночной инфраструктуры
Инфраструктура рынка — совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы — взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. В понятие инфраструктуры рынка входит материально-техническая база, используемая для хранения, транспортировки и продажи товаров, а также вспомогательные службы (как государственные, так и частные). К функциям инфраструктуры рынка относится материально-техническое обеспечение звеньев управления и предприятий, занимающихся осуществлением следующих операций: хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, перемещением, приемом и отпуском товаров, информационным обслуживанием, сервисом, маркетинговым управлением, рекламой, денежными операциями с поставщиками и покупателями. В понятие инфраструктуры рынка входит материально-вещественное и трудовое обеспечение технологической цепочки. Кроме того, к ней условно относится производственная материально-техническая база массового (общественного) питания и сферы услуг. Инфраструктура рынка включает: торгово-складские помещения и их оборудование, торговую и кассовую технику, технику обслуживания, информационно-вычислительную технику, средства связи и транспортные средства, трудовые ресурсы. Инфраструктура в целом и ее элементы могут быть измерены в стоимостных единицах с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные ее элементы и виды измеряются в натуральных единицах. Инфраструктура рынка представляет собой предмет статистического изучения. Предметом статистики рыночной инфраструктуры являются массовые явления и процессы ее формирования и функционирования, включая материально-технический потенциал и трудовой контингент сбыта, торговли и сферы услуг, информационное и транспортное обеспечение рыночной деятельности. Основной целью статистики рыночной инфраструктуры являются оценка состояния и возможностей материально-технической базы, потенциала обеспечения товародвижения и реализации услуг, характеристика эффективности их использования. К конкретным (функциональным) задачам статистики рыночной инфраструктуры относятся: сбор информации о материально-технической базе торговли, массового питания и сферы услуг; оценка и анализ численности и типологии управленческих подразделений рыночных структур, в том числе маркетинговых служб; оценка и анализ численности и состава предприятий, занимающихся торгово-сбытовой деятельностью, производством и продажей услуг; оценка и анализ размера предприятий и их пропускной способности (для складских предприятий — потенциала хранения товарной массы; для предприятий массового питания и предприятий услуг— оценка и анализ их производственных мощностей); характеристика и анализ динамики численности предприятий и их размера; оценка и анализ специализации и универсализации торговли и услуг; изучение и оценка эффективности технологии торгово-сбытового процесса, характеристика уровня внедрения достижений научно-технического прогресса; оценка и анализ обеспеченности торговли и сбыта складскими помещениями; анализ и оптимизация территориального размещения предприятий сбыта, торговли, массового питания и сферы услуг; определение и анализ уровня обеспеченности потребителей предприятиями сбыта, торговли, массового питания и услуг; характеристика и анализ численности, состава и динамики контингента работающих в сбыте, торговле, массовом питании, сфере услуг, изучение эффективности их труда; оценка и анализ технической оснащенности предприятий и управленческих служб рыночной сферы, механизации и автоматизации технологической цепочки торговли и услуг, компьютеризации учета и маркетинга; оценка и анализ наличия, структуры и развития средств рекламы, ее технического обеспечения; исследование и моделирование факторов, влияющих на оптимизацию функционирования рыночной инфраструктуры; оценка и анализ обеспеченности управленческих звеньев и предприятий сферы рынка транспортными средствами, средствами связи, информационно-вычислительной техникой. Реализация поставленных задач и характеристика инфраструктуры и ее элементов осуществляются с помощью системы статистических показателей. В нее входят: стоимость основных фондов (в том числе их составных элементов) в целом и в отраслях сбыта, торговли, массового питания и услуг; доля основных фондов рыночной сферы в общем объеме производственных основных фондов; число предприятий, занимающихся реализацией и хранением товаров (продуктов и услуг); распределение предприятий по типам и видам; размер предприятия: магазина и предприятия услуг — площадь; предприятия массового питания — число мест для посетителей; склада — площадь или емкость; доля площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия; пропускная способность (мощность, нагрузка) предприятия: число покупателей или товарооборот на одно предприятие и 1 кв.м. торговой площади (место для посетителя), число работников на одно предприятие и 1 кв.м. площади торгового зала; время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслуживание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги); число и удельный вес в общей численности: универсальных, специализированных и смешанных предприятий; коэффициенты плотности торговых предприятий (количество предприятий, их площадь, мест и т. п. на 10 тыс. жителей); число транспортных средств, средств связи, информационно-вычислительной техники на одно предприятие (фирму) или на 1 млн. руб. оборота; число работников (всего, по специальностям и должностям), число работников на одно предприятие, 1 м)2 площади, в том числе торгового зала, товарооборот на одного работника; количество оборудования, механизмов и другой техники (в том числе кассовой)—по типам и видам, всего, на одно предприятие, на 1 млн. руб. оборота. Под торговой сетью (сетью предприятий услуг) понимается совокупность торговых единиц, а также два или более предприятия, находящихся под общим владением или контролем. Потребность в предприятиях торговли и услуг (в пересчете на занимаемую ими площадь) выражается следующей формулой: M=(S/k)*п где М — площадь предприятий, кв.м.; S — число потребителей; к — пропускная способность предприятий: k=S/M (за единицу времени); п — коэффициент влияния прогрессивности форм торговли на пропускную способность рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из баллов затрат времени потребителей, присвоенных экспертным путем каждой форме (традиционная форма приравнивается к единице), взвешенная по удельным весам, занимаемым каждой формой в товарообороте. Аналогичным путем определяется потребность в складских помещениях: W=(З*V)/(H*K) где W — емкость складских помещений, кв.м.; H — норматив плотности размещения товарного запаса на 1 кв.м. складского помещения; 3 — товарный запас; V — коэффициент неравномерности (вариации) поступления товаров на склад (см. гл. 5); К — нормативный коэффициент использования объема складских помещений (с учетом путей подвоза товара, мест разгрузки и погрузки, размещения техники и персонала); K=(Mскл/Мобщ)*h h — высота склада Мскл — площадь, предназначенная для складирования; Мобщ — общая площадь склада. Распределение торговых и других предприятий по их размеру характеризуется группировками предприятий по торговой площади (или другим показателям размера) с помощью данных специальных сплошных или выборочных обследований, а также торговых переписей. В эту группировку часто включают показатели товарооборота и прибыли, что позволяет определять не только место каждой размерной группы предприятий, но и их роль в продаже товаров, а также уровень их экономической эффективности. Реализация товаров может, осуществляться в различных организационных формах. Различия обусловлены несколькими причинами: особенностями самого товара, стремлением предпринимателя обеспечить максимальную эффективность того или иного способа продажи, квалификацией работников и технической оснащенностью, характером спроса. Цель совершенствования организационных форм торговли — повысить рентабельность за счет сокращения затрат живого труда и уменьшить затраты времени покупателя в магазине, т. е. увеличить пропускную способность предприятия. Внедрение прогрессивных форм обслуживания преследует и другую цель: расширить возможности выбора товаров и улучшить обслуживание покупателей, поскольку сервис требует соответствующего материально-технического обеспечения. Известны следующие формы розничной торговли: традиционная торговля (через прилавок); самообслуживание; открытая выкладка товаров; продажа товаров по образцам; продажа по каталогам (в том числе по электронным); продажа по заказам (с доставкой на дом); продажа через автоматы; базарная (рыночная) торговля; аукционная торговля. Анализ эффективности различных форм торговли можно осуществить с помощью группировки, где в подлежащем таблицы перечислены формы торговли, а в сказуемом — показатели распределения предприятий (частоты или частости) и характеристики эффективности. Уровень обеспеченности предприятия оборудованием характеризуется коэффициентом: К= Нуст/ Ннорм где Нуст — установленное оборудование; Ннорм — потребность в оборудовании, исчисленная по нормативам. Степень использования имеющегося оборудования отражается следующим коэффициентом: К= Нуст/Ннал где Ннал — оборудование, имеющееся в наличии. И наконец, коэффициент использования парка установленного оборудования: К= Ндейств/Нуст где Ндейств — действующее оборудование. Важную роль в характеристике инфраструктуры рынка играет обеспеченность предприятий сбыта, торговли и услуг современными средствами информатизации. Для этого используется несколько показателей. В частности, уровень обеспеченности административно-управленческого персонала (в том числе работников маркетинговых служб) электронно-вычислительной техникой (Уинф): Уинф=(Nинф*к)/ Тадм где Nинф — количество электронно-вычислительной и информационной техники; к — коэффициент ее производительности; Тадм — численность административно-управленческого персонала. Современный маркетинг требует усиленного обмена информацией между рыночными партнерами и клиентами, постоянных замеров параметров рынка, как об этом говорилось в гл. 3. Значительный поток информации должен своевременно перерабатываться и использоваться для выработки маркетинговых решений. В целях контроля этого процесса полезно исчислять коэффициент активного использования информации, который строится по следующей формуле: Кисп.инф = Fисп/F где F — количество полученной (собранной) информации; — количество информации, использованной в анализе. Оптимальное размещение предприятий торговли и услуг по территории страны, региона, поселения — важное условие коммерческого успеха и залог максимального удовлетворения покупательского спроса. Размещение предприятий — существенный фактор конкуренции, где выигрывает тот, у кого они размещены удачнее. Одним из главных факторов оценки оптимальности размещения торговой сети по территории страны является расселение населения. Другим важным фактором, косвенно отражающим территориальное распределение спроса, является денежный доход населения в распределении по регионам и поселениям. При размещении торговых предприятий в городских поселениях следует учитывать следующие факторы: градообразующие: величина города (численность жителей и территория), плотность населения, функциональное зонирование территории (промышленная, транспортная, коммунальная, заселения, в том числе спальные районы и другие зоны), цена земли, размещение административных, культурных и научно-образовательных центров, спортивных комплексов; транспортные: направление и интенсивность основных потоков движения, виды транспорта, размещение транспортных узлов, удобство завоза и разгрузки товаров, потенциальная частота завоза; социальные: время, затрачиваемое покупателями на дорогу в торговые предприятия, сервис в местах расположения предприятия (в том числе стоянки автомашин); экономические: окупаемость инвестиций, достаточная экономическая эффективность предприятия, размещение предприятий конкурентов, специфика покупательского спроса на соответствующие товары. Изучение обеспеченности потребителей предприятиями торговли и услуг решает две задачи: позволяет подойти к оптимальной численности предприятий, исходя из объема спроса, и дает возможность оценивать социальный уровень торгового и бытового обслуживания. Оптимальный размер площади торговых предприятий (Мопт) может быть выражен следующей формулой: Мопт=S/Кп.с. где S— численность населения; Кп.с. — коэффициент пропускной способности, равный: Кп.с.=S/M Этот показатель определяется опытным путем для каждой формы обслуживания, а затем рассчитывается средняя арифметическая взвешенная, где в качестве весов используется удельный вес каждой формы обслуживания в общем товарообороте. Показатель обеспеченности характеризуется коэффициентами плотности предприятий торговли и услуг (Q), исчисляемыми по следующим формулам, где в числителе приводятся показатели «мощности» сети, обслуживающей потребителей данного региона (торговая площадь, число мест для посетителей, численность работников), а в знаменателе — численность населения, сопоставь мая во времени и в пространстве. Как правило, показатели плотности исчисляются на 10 тыс. чел. населения. Реже они исчисляются на 1 тыс. чел. Иногда определяется обратный показатель плотности: число жителей на 1 кв.м. или одно место, или на одного продавца. Q=N/S*10000 Q=M/S*10000 Q=T/S*10000 Q=S/N Q=S/M Q=S/T Динамика плотности торговой сети зависит от соотношения индексов, характеризующих торговую сеть, и индексов численности населения: I(Q)= I(N)/ I(S) В преобразованном виде формула представляет собой мультипликативную индексную моделъ, объясняющую динамику числа предприятий изменениями плотности торговой сети и изменениями численности населения: I(N)= Iпл*I(S) Индекс торговой площади можно (после некоторых преобразований) представить в виде следующей мультипликационной модели: I(M)= I(N)*I(Q)*I(S) Трудовые затраты в торговле и сфере услуг должны обеспечивать нормальный процесс товародвижения, совершения сделок купли-продажи и высокого качества обслуживания потребителей. В то же время содержание необходимого контингента, занятого в этих сферах, составляет значительный процент издержек обращения. Показатель эффективности затрат живого труда исчисляется по формуле Этр=Р/Т где Р — прибыль; Т — численность работников. В свою очередь, показатель экономической эффективности рыночной деятельности — рентабельность (R), напрямую связан корреляционной зависимостью с уровнем производительности труда (W) R=f(W) Термин «производительность труда» с некоторой условностью используется в рыночной сфере и обозначает товарооборот на одного работника торговли или сферы услуг (чаще он исчисляется по отношению к работникам торгового зала, операторам услуг). Формула этого показателя: W=(O/T)*Kтр где О — товарооборот; W— производительность труда; Т — численность работников; Kтр—коэффициент трудоемкости (определяется эмпирически как нормативное отношение затрат труда на реализацию единицы товара).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |